Артель, а впоследствии и завод «Автоштамп», интересуют любителей антиквариата тем, что этим небольшим по сути предприятием выпускалось огромное количество самых разнообразных товаров. Можно составить причудливую коллекцию предметов, объединённых наличием на них клейма «Автошатмп».
История артели «Автоштамп»
Артель образовалась из мелкой частной мастерской, располагавшейся на улице Покровка в Москве. Мастерская не представляла собой ничего выдающегося. Витрины, выходящие на улицу, тесный цех, сараи во дворе, служащие складом. После Октябрьской революции хозяин исчез, прихватив всё самое ценное из имевшегося оборудования. В 1918 году пять бывших рабочих этой мастерской решили приспособить помещение под артель. Первыми изделиями стали вёдра, банные шайки и очень востребованные тогда печки-буржуйки. С ростом объёмов выпуска увеличивался и коллектив артели, которую решили назвать «Металлоштамп».
В начале 1930-х гг. название сменилось на «Металлист-кооператор». К тому времени здесь научились делать различные автозапчасти, которые раньше завозили из-за рубежа, а также прямоугольные и квадратные фонари для велосипедов. Кроме того, мастерили огромный спектр бытовой продукции: посуду и столовые приборы, консервные ножи, кондитерские щипцы и многое другое. Плановое задание в объёме 3 900 000 рублей было реализовано с перевыполнением. Росло и качество продукции, что отмечено дипломом Всекопромсовета второй степени.
В середине 1930-х гг. (по одним сведениям – в 1934-м, по другим – в 1935 году) «Металлист-кооператор» и «Красный эмалировщик» соединяются в артель «Автоштамп», главной задачей которой становится производство товаров народного потребления из алюминия. Если раньше готовую посуду отвозили для покрытия эмалью в другое место, то теперь перевозки были отменены. Был организован общий склад, что тоже снизило затраты. Объединение мастеров различного профиля повысило общую квалификацию артельщиков.
В 1937 году из полученной прибыли 100 000 рублей артель израсходовала на модернизацию, расширению площадей и капитальный ремонт имевшихся помещений. Плохонькая кустарная мастерская превратилась в полноценное предприятие с водоотведением и вентиляцией. В 1938 году штат артели включал 500 сотрудников, работавших в четырёхэтажном здании, где стояли новые станки. Производство было поделено на слесарно-механический, эмальерный, гальванический, давильный и штамповочный цеха. Заказов было так много, что действовал трёхсменный режим работы. В денежном выражении артель преодолела десятимиллионный рубеж, примерно три четверти от которого составляли товары народного потребления.
Начавшаяся война опустошила цеха, так как большинство мужчин отправилось на фронт. Но плановое задание артели только увеличили. Правда, сменился ассортимент изделий. Вместо бытовых товаров здесь теперь изготавливали банки для противотанковых гранат, солдатские котелки и детали для пистолетов-пулеметов. По окончании войны армейские заказы артели больше не давали, и рабочие вернулись к прежним изделиям. Об этом сообщал июльский номер «Правды» за 1946 год: «Промысловая кооперация Москвы добилась новых успехов в производстве товаров народного потребления. Артель “Автоштамп” расширила производство алюминиевых сковородок». О развитии артели тоже писали в советской прессе: «В 1946 году артель выпускала 286 тысяч кастрюль, в 1947 году – 471 тысячу. Еще более выросло количество чайников: за 1946 год – 14 тысяч, а в июне 1948 года только ежемесячно – 20 тысяч!»
Артель, действительно, модернизировалась. Например, здесь начали использовать перспективный процесс пайки алюминиевых деталей по методу С.Н. Лоцманова. Из документов за октябрь 1949 года можно понять, что артель выпускала не менее двух тысяч кофейников ежемесячно. В 1955 году газета «Труд» отметила, что московской артелью «Автоштамп» выпускаются красивые и изящные сахарницы и чайницы. Постановлением Совета Министров РСФСР в 1956 году проходит мощная кампания реорганизации по всей стране, когда мелкие артели, сливая друг с другом, укрепляли до фабрик или заводов. «Автоштамп» это тоже затронуло: артель преобразовали в завод, который подчинялся Управлению металлообрабатывающей промышленности Мосгорисполкома.
Завод продолжал выпуск огромного количества товаров, и его изделия получали большой спрос. И, напротив, отсутствие какого-либо популярного товара немедленно находили отклик в прессе. Например, журнал «Огонёк» за 1968 год в публикации, озаглавленной «Турист пойдет без рюкзака?», сетовал, что в магазинах уже не найти ни одного из 200 000 выпущенных «Автоштампом» складных металлических стаканчиков, хотя их качество показалось редакции сомнительным.
Далее завод ожидало ещё одно укрупнение. В 1972 году его вместе Люблинским заводом металлической посуды и тары присоединили к заводу «Красный штамповщик». На базе этой тройки предприятий создали большое производственное объединение «Мосметаллопосуда». Собственно, это был завод, где работало 730 человек, с тремя цехами-филиалами, располагающимися в трёх районах Москвы - Бауманском, Краснопресненском и Люблинском. Конец 1980-х гг. отметился переводом многих предприятий на самоокупаемость, поэтому в 1991 году объединение преобразуется в самостоятельное предприятие «Завод Мосметаллопосуда». До этого в 1990 году здесь провели полную реконструкцию. На тот момент производственные площади составляли более 12 000 квадратных метров.
Возможно, название «Автоштамп» так бы и ушло в историю, а бывшая артель осталась бы безымянным филиалом, если бы не дробление предприятий в 1990-е гг. Из «Мосметаллпосуды» тоже уходят её прежние части. При этом одна из них, став открытым акционерным обществом, в 1993 году берёт название «Автоштамп», сохранив выпуск прежнего ассортимента (изделия из листового алюминия и алюминиевых сплавов, соковарки, хлебопекарные формы и другие изделия). Как указано на сайте предприятия, основным направлением его деятельности сейчас являются полупроводниковые термоэлектрические материалы и компоненты.
Клеймо артели и завода «Автоштамп»
Датировать тот или иной период выпуска зачастую позволяет лишь указание «завод» или «артель» в названии клейма, а также присутствие аббревиатуры ведомства, которому подчинялись артель или завод «Автоштамп».