Предприятие открыли в 1946 году, чтобы трудоустроить инвалидов. После Великой Отечественной войны многие солдаты вернулись изувеченными и контуженными. Привлечение инвалидов к труду помогало им адаптироваться к мирной жизни, почувствовать свою нужность. Они производили востребованную продукцию: посуду, украшения, продукцию из бытовой пластмассы и многое другое.
История
Фарфоровая статуэтка «Куница»
Артель возглавлял председатель, рабочие жили в общежитии. Действовали ювелирный, пластмассовый, фарфоровый цеха. Изготавливали мыльницы, серьги, гребешки, броши, посуду, малую пластику. Коллекционеры особенно ценят статуэтки. Как артель «Прогресс» функционировал до конца 1950-х годов. Далее производственные помещения передали отдельному ювелирному заводу, а сотрудников фарфорового цеха приписали к заводу «Стройфаянс» (хотя некоторые источники это категорически опровергают). С одной стороны, нет никаких доказательств трудоустройства бывших сотрудников «Прогресса» на Ленинградский завод «Стройфаянс». С другой, малые скульптурные формы, которые раньше производила артель, начали выпускать на заводе.
Фарфоровая статуэтка «Пастушок Лель»
Известно, что после преобразования артели Решением Исполкома Ленинградского Совета депутатов трудящихся № 33-12п от 22 августа 1960 года в Завод ювелирных изделий, производство фарфора продолжилось по крайней мере до 1965 года. Далее происходит слияние предприятия с Заводом металлической и пластмассовой галантереи. При этом малая скульптурная форма, которая прославила «Прогресс» выпускается и далее, но уже с новым клеймом. Однако доля изделий из пластмассы, а не из фарфора, в 1960-е гг. начала увеличиваться. Здесь же ведётся обработка ювелирных камней. Исходя из опыта предприятия, на его базе создают Ленинградский ювелирный завод, находящийся в ведении Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР, который потом стал частью завода «Русские самоцветы».
Художники артели
Фарфоровая статуэтка «Мальвина и Артемон», братья Траугот
На предприятии работали известные скульпторы. Георгий Траугот и его сыновья Александр и Валерий не только стали иллюстрировать в 1956 году детские книги, но и плодотворно сотрудничали с фарфористами. С их помощью создали серию фигурок «Золотой ключик» («Папа Карло», «Мальвина с Артемоном», «Буратино», «Арлекин»). Также большую известность получила статуэтка «Чиполлино» по одноимённому произведению Дж. Родари. По воспоминаниям братьев все работы в фарфоре они делали коллективно. Однако скульптурную часть чаще всего выполнял Александр Георгиевич, а расписывал готовые изделия, в основном, Валерий Георгиевич.
Ю.П. Смирнов использовал сюжеты из произведения «Конек-Горбунок». Наибольшую известность среди любителей фарфора имеет его скульптура «Лисичка» (известна также под названием «Лисёнок»). Весьма симпатичной получилась Фарфоровая статуэтка «Знайка-зазнайка», которую художественный совет по скульптуре живописно-скульптурного комбината Ленинградской области одобрил к производству 20 октября 1955 года.
Каталог клейм по годам
Согласно изданию 2009 года каталога клейм «Марки советского фарфора, фаянса и майолики» (авторы Насонова И.С., Насонов С.М., Гольский И.А., Дворкин Г.Л.) изделия артели маркировались следующими клеймами.
Ценители фарфора, проведя большую работу по изучению изделий, предполагают, что клеймо «ПА» существовало в период бытность самой артели (1946-1960 гг.). С 1960 года предметы маркируют клеймом, изображающим кристалл (Завод ювелирных изделий). А с 1965 года на изделия ставят клеймо с буквами «МЗ» (Завод металлической и пластмассовой галантереи).