Сейчас трудно поверить, что столь известный промысел, как Гжель, мог окончательно исчезнуть где-то в предвоенное время. И, глядя на узоры в бело-синей гамме, хочется вспомнить как людей, возродивших гжельскую керамику, так и предприятие, силами которого кустарное производство выросло до бренда мирового уровня. И это артель «Художественная керамика».
Статуэтка «Белка», скульптор Н.И. Бессарабова
История артели «Художественная керамика»
В ранние годы СССР по-разному сложилась судьба национализированных керамических заводов гжельского куста. К середине 1920-х гг. власти удалось организовать здесь шесть стабильных государственных заводов по выпуску фарфора. Но в то же время в округе продолжало работать около трёх десятков кустарных мастерских, выпускавших непритязательный товар из слабо обожженной глины. Деревня Турыгино, где находился бывший завод Маркова, ничем не выделялась среди прочих, пока артельное движение в гжельском кусте не перешло на новый качественный уровень.
Ваза с декором в виде колосьев (1940-1950 гг.)
Ядром местного артельного движения стали такие мастерские, как «Объединенный фарфорист», артель имени С.М. Кирова и особенно «Вперёд керамика!». В 1936-1937 гг. нескольких мелких производств объединились в артель «Художественная керамика», располагавшуюся в деревне Турыгино. Основным направлением её деятельности стал фарфор, однако те изделия ещё ничуть не напоминали привычную нам Гжель. Это были вазы, бокалы, кружки и небольшие фигурки. Поверх глазури синего, зелёного и розового цвета наносили золотую роспись с растительным узором. Кроме того, копировалась ходовая малая пластика по формам других предприятий.
Большим шагом вперёд стало то, что костяк опытных мастеров ютился теперь не в сараях, а в крепком двухэтажном здании, где уже находился семиметровый горн силикатно-керамического техникума. Кроме того, за три года возвели ещё одно здание, куда поместили большой двадцатиметровый горн. В одном месте сумели собрать полную производственную цепочку, куда входило литьё, сушка и роспись. Это ознаменовало уход от домашнего и разрозненного производства. Но художественный уровень изделий продолжал оставаться невысоким.
Статуэтка «Песнопение», скульптор Н.И. Бессарабова
После войны государство решило подойти к художественным промыслам с научной основой. Для этого уже в 1945 году Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП) начал долгосрочную программу по выводу народно-художественных промыслов на новый уровень. Данную программу в артели «Художественная керамика» проводил Александр Борисович Салтыков, имевший до войны опыт работы на керамическом заводе «Всекохудожник» в селе Речицы, также относящейся к гжельскому кусту. Салтыков предложил «Художественной керамике» свою «азбуку мазка», которая значительно упрощала процесс росписи.
Статуэтка «Лайка», автор Н.И. Бессарабова
Большим толчком в переходе промысла на новые рельсы стало личное участие Наталии Ивановны Бессарабовой, детально изучившей лучшие образцы гжельской керамики из хранилищ Государственного Исторического музея. Со своими эскизами и зарисовками она в 1945 году прибыла в Турыгино, где взялась обучать местных мастеров технике сине-белой росписи. Попутно ей для артели «Художественная керамика» было изготовлено большое количество форм малой пластики, благодаря чему сложился задел работы на десятилетия вперёд.
Хотя ранними работами Бессарабовой в Турыгино стала всевозможная посуда (чайник-кумган, вазы, молочники, сахарница, бокалы), наибольшую известность получила именно декоративная анималистическая скульптура, среди которой выделяются «Козлёнок с гусем» (1945 г.), «Утёнок» (1951 г.), «Лайка» (1951 г.), «Синица» (1952 г.) и «Белка, грызущая орех». Умение наносить светотеневой мазок, где одно касание кисти с краской создаёт на предмете полутоновые переходы, Бессарабова сумела передать своим ученицам (например, Татьяне Сергеевне Дунашовой, считавшейся лучшей исполнительницей данной техники росписи).
Статуэтка «Теленок», автор Л.П. Азарова
Очередным витком эволюции «Художественной керамики» стала вторая половина 1950-х гг. Печальным для артели событием стал в 1955 году уход из артели Наталии Ивановны Бессарабовой. Но к тому времени здесь уже сложился костяк мастеров, успешно работавших в новой технике. Кроме того, в коллектив вливались свежие силы. Например, в 1954 году здесь начала работать молодая художница Людмила Павловна Азарова. Уже в первых работах она показалась разносторонность тем от сказочной («Царевна-лягушка» и «Иван-царевич») до бытовой («Телятница» и «Девочка с курами»). На это же время приходится создание ей позиций, соединившей посуду и скульптуру: сосуд-баран, сосуд-козлик, сосуд-верблюд, графин-девушка, сахарница-девица и другие. «Художественная керамика» превратилась в некий центр притяжения для других артелей. В этот период к ней присоединяется артель имени Кирова, находившаяся в деревне Бахтеево. В связи с укрупнением и проводимой в стране компанией по ликвидации мелких производств артель «Художественная керамика» преобразуют в Турыгинский фарфоровый завод.
Клейма артели «Художественная керамика»
Раннее клеймо в виде двух усечённых эллипсов проставлялось с 1940 года. Во внутренний эллипс вписано слово «АРТЕЛЬ». На свободном пространстве большого эллипса проставлялось указание, разбитое на две части: «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ» и «КЕРАМИКА». Буквы «Х» и «К» внутри сектора окружности (треугольника с одной дугообразной стороной) появились ближе к концу 1950-х гг. Одни источники указывают, что такое клеймо ставили до 1960 гг. включительно, другие считают, что оно могло появляться и на более поздних изделиях. Сектор с радиусом 10 мм и хордой 10 мм в надглазурном варианте проставляли либо красной краской, либо солью металла, дающей серовато-зеленоватый цвет после муфельного обжига. С 1960 года в тот же сектор вписано слово «ГЖЕЛЬ» с ниже стоящими буквами «Т» и «З» (Турыгинский завод). Это клеймо (сектор с радиусом 11 мм и хордой 11 мм) в надглазурном варианте проставляли краской серовато-зеленоватого цвета. На предмете также может присутствовать сортовое клеймо определённого цвета.
Клеймо, схожее с артелью «Художественная керамика», проставляется на авторских изделиях скульптора-модельщика ЗАО «Объединение Гжель» Алексея Владимировича Рыженка с 2001 года. Но на нём слово «АРТЕЛЬ» заменено словом «ГЖЕЛЬ».