Во второй половине 19 столетия немецкие производители серебряной посуды ощутили жесточайшую конкуренцию со стороны компаний, поставляющих серебро с Британских островов. Несмотря на то, что население с низкими доходами к этому моменту переключилось на посеребрённую посуду, внешнее выглядевшую ничуть не хуже изделий из драгоценного металла, осталось немало поклонников традиционного серебра. Но местные изделия получались дороже, чем завозные, и раскупались хуже. Тогда был предпринят хитрый ход: в 1884 году наименьшим допустимым содержанием серебра в сплаве для посуды признали 80%. Поэтому немецкое серебро 800-й пробы оказалось дешевле, чем английское стерлинговое (925-я проба).
Ниша посеребрённых изделий тоже год от года расширялась. Основным сплавом здесь стал нейзильбер, причём, практически каждая фабрика имела свой разработанный состав, процентным содержанием которого не делилась. В это время рецептура получения нейзильбера допускала от 50% до 60% меди, от 19% до 31% цинка или олова и от 13% до 18,5% никеля. Это позволило не только оживить местный рынок Германской империи, но и существенно нарастить поставки за рубеж. Большинство фабрик старалось захватить максимальное число покупателей, поэтому производило как посеребрённую посуду, так и из серебра 800-й пробы. Одним из таких предприятий стала фабрика серебряных изделий Хайнца Кольбеккера.
История бренда Antiko
Любители антиквариата указывают, что Хайнц Кольбеккер основал в Пфорцхайме (земля Баден-Вюртемберг) свою компанию Kohlbecker Silberwarenfabrik ещё в 1946 году. Однако по данным Государственного архива земли Баден-Вюртемберг Торговая инспекция Карлсруэ (отделение Пфорцхайма) начинает учитывать сведения от этой компании с 1948 года. В 1953 году город Пфорцхайм вернул себе славу одного из важнейших ювелирных центров Германии, снова став главным поставщиком немецких золотых и серебряных украшений. Свой вклад в это дело внесла и фабрика Хайнца Кольбеккера. Саму торговую марку Antiko стали использовать только с 1959 года. Название является соединением первых слогов слова «античный» и фамилии владельца компании: ANTI[que] + KO[hlbecker]. Наибольшую известность среди изделий компании получило оформление «Хильдесхаймская роза».
Вилка для оливок «Хильдесхаймская роза»
Хильдесхаймская роза пришла к нам из легенды о Людовике Благочестивом, который, охотясь в 815 году близ Эльце, погнался за оленем и заплутал. Повесив на куст шиповника серебряный ковчежец с реликвией Богородицы, император обратился с молитвой к Пречистой Деве и заснул. Пробуждение было словно дверь в сказку. Вокруг падал густой снег, но Людовик оставался на островке зелени, центром которого стал куст шиповника, за ночь покрывшийся розовыми цветами. В падающем снеге император углядел контуры храма, который пообещал здесь выстроить, сохранив куст, явивший ему чудо. И, действительно, храм выстроили, а шиповник в его внутреннем дворе цветёт уже более 1200 лет (шиповник – это куст, который даёт молодые побеги, как бы обновляя самого себя). Чтобы увидеть цветение Хильдесхаймской розы, надо посетить внутренний двор храма в последние недели мая или первые недели июня. Именно в это время сюда съезжаются паломники со всего мира.
Набор из 6 кофейных ложек «Хильдесхаймская роза»
Оформление «Хильдесхаймская Роза» известно задолго до Хайнца Кольбеккера. Считается, что этот мотив впервые применил ещё в 18 столетии Кристоф Ленкер, которому заказали набор столового серебра для архиепископа Хильдесхайма. Поначалу никто не имел права производить посуду с таким же оформлением, но в Пфорцхайме придумали свою версию, которая тоже стала пользоваться большой популярностью. Постепенно почти в каждом регионе Германии появилась своя «Хильдесхаймская Роза», а версия города Ханау даже получила собственное имя – «Ханауэр–Роза».
Исследователи столового серебра и посеребрённых изделий отмечает, что «Хильдесхаймская Роза» от Хайнца Кольбеккера характеризуется крупными стилизованными соцветиями и ритмично расположенными листьями с чётко расчерченными прожилками. Торговая инспекция фиксирует окончание деятельности компании Antiko Silberwarenfabrik в Пфорцхайме 1977 годом, а далее Хайнц Кольбеккер перебрался в город Биркенфельд (земля Рейнланд-Пфальц). Кроме столового серебра компания выпускала и сувениры, подобно показанному выше. Хотя главным элементом этой ложечки стал цветной герб города Кохем, не забыта и роза.
Набор из 5 десертных вилок «Хильдесхаймская роза»
Фабрика серебряных и посеребрённых изделий долгое время оставалась семейным бизнесом Кольбеккеров. Кроме Хайнца компанией управляли Томас Кольбеккер и Габриэль Кольбеккер (урожденная Эстельманн). Однако в январе 2012 года началась ликвидация фирмы, и в декабре 2015 года она была удалена из реестра действующих предприятий.
Клеймо Antiko фабрики Хайнца Кольбеккера
На серебряных изделиях Antiko проставлено число «800», обозначающее пробу. По идее оно всегда должно сопровождаться изображениями полумесяца и короны (национальное клеймо, подтверждающее, что это изделие из серебра).
Однако существует немало серебряных изделий Antiko, где указано просто «800», а полумесяц и корона отсутствуют. Подтверждение, что это именно серебряный предмет, печаталось на упаковке.
Посеребрённые изделия Antiko обычно маркировались числом «100», которое указывает, что предмет покрыт слоем серебра стандартной толщины (100 грамм серебра, которых хватает для покрытия «стандартного» набора, включающего дюжину вилок и дюжину ложек из недрагоценного сплава).