Ножи «Аль Мар» настолько известны, что многие, обретя один из них, предпочитают не использовать его по прямому назначению, а держать в коллекции. Они часто являются предметом обзоров и обсуждений, где полное имя компании Al Mar Knives сокращают до АМК. Компания интересна не только ножами, но и биографией своего основателя, показавшего, что хороший военный и в гражданской жизни сможет достичь невиданных высот благодаря армейскому опыту.
История бренда
Альфред Кларк Мар (Alfred Clark Mar) или кратко Аль Мар – уже гражданин США по праву рождения в этой стране, однако его родители когда-то выехали в Америку из Китая. Азиатская внешность помогла ему пробиться в специальное подразделение, составленное из выходцев из Азии для боевых действий на территории Вьетнама. Закончив армейскую службу, Альфред Мар решил стать дизайнером, обучившись в Art Center College of Design.
В 1967 год Мар начал трудовую деятельность с разработки оформления упаковок, но уже через год возглавил отдел дизайна ножей Gerber Legendary Blades. Прорывным для Мара стало проектирование алюминиевой ручки кухонного ножа, которая получила высокую оценку. Глава фирмы предложил Мару стать главным дизайнером компании. В середине 1970-х гг. в рамках сотрудничества с японской фирмой G.Sakai часть изделий серии «Gerber Silver Knight» передали на завод в город Секи (префектура Гифу). Так Альфред Мар ознакомился с производством в Японии и увидел, что там можно наладить и выпуск его собственных ножей.
Компания Al Mar Knives («Аль Мар») была создана в 1979 году. Альфред Мар, обладая большой клиентской базой, сразу набрал большое количество заказов. G.Sakai не сумело справиться с объёмом, поэтому часть ножей выпустили фирмы Mitsuboshi, Tak Fujita и Hattori, специализировавшиеся на OEM (поставка изделий или их элементов для продажи под известными торговыми марками других производителей). Субподряд не привёл к ухудшению качества ножей, что вывело известность Al Mar Knives на высокий уровень в ножевом мире Америки. Так как Альфред Мар дружил со многими ветеранами спецназа, эти эксперты давали ему дельные советы по совершенствованию конструкции ножей. Среди известных дизайнеров, сотрудничавших с Al Mar Knives, стоит выделить Рекса Эпплгейта, Ника Роу, Боба Тейлора, Билла Харси-младшего и Кирка Рексроата.
Альфред Мар лично вёл все дела Al Mar Knives до своей смерти в 1992 году. После компания досталась Гэри Фаддену (Gary Fadden), сумевшему сохранить былое качество и расширить ножевой ассортимент, которые теперь предлагался и под торговой маркой Fadden Al Mar. Успехи ножевого промысла подтверждают занесение фирмы в Зал славы журнала «Fighting Knives Magazine» (конец 1980-х гг.) и Зал славы столовых приборов журнала «Blade Magazine» (2009 г.). Опытный глаз всегда заметит присутствие ножей Al Mar в кинопродукции. Например, модель «Special Warfare» была у Джона Локка в шестом сезоне сериала «Остаться в живых» (LOST).
В 2019 году Al Mar Knives приобрела американская фирма Edge Technologies Engineering LLC, пригласив Фаддена в совет директоров. Для удешевления товара производство из Японии перенесли в Китай, частично сменив и марки стали клинков на китайские.
Примеры ножей Al Mar Knives
Как группа «Eagles» всем известна по их немеркнущему хиту «Hotel California», так и компания Al Mar Knives всемирную известность получила, выпустив модель SERE (S.E.R.E.). Этот тактический боевой нож разработан Маром вместе с полковником ВС США Джеймсом Николасом Роу (James Nicholas "Nick" Rowe) для школы SERE армии США. Аббревиатура SERE расшифровывается, как «Survival, Evasion, Resistance and Escape» («Выживай, Уклоняйся, Сопротивляйся и Убегай»). Название вполне объяснимо, так как Роу был в числе 34 американских военных, сумевших сбежать из плена во время войны во Вьетнаме. Среди складных ножей тактического назначения это одна из самых знаменитых моделей, поэтому её охотно покупают не только бойцы спецслужб, но и любой, чья деятельность связана с операциями спасения или выживания в трудных ситуациях, хотя он недешёв. SERE – первый серийный нож заводского производства, продававшийся в США по цене свыше 100 долларов.
С тех пор SERE неизменно остаётся в каталоге компании, но постоянно модифицируется. На момент создания обзора официальной линейкой является SERE 2020. Клинки её ножей имеют длину или 3,6 дюйма, или три дюйма ровно (дюйм равен 2,54 см). Клинок имеет профиль Talon, а его сечение выполнено по типу Flat. Характерную матовую поверхность ему придаёт обработка Matte Black Titanium. Фиксируется клинок замком типа Liner-Lock. Накладки рукояти сделаны из G10 (стекловолокно, пропитанное эпоксидными смолами) и могут иметь различные цвета. Клипса из нержавеющей стали легко переставляется с одной стороны рукояти на другую.
Изящная модель, четырёхдюймовый клинок которой выполнен из стали AUS-8, закалённой до твёрдости 57-58 HRC. Клинок имеет профиль Talon, его сечение – Flat, а тип режущей кромки лезвия – Plain. Поверхность клинка сатинирована (Satin – тип однонаправленной шлифовки). Удерживает его замок вида Front-Lock. Название модели связано с накладками рукояти. Они выполнены из кости со специальной обработкой, придающей ей сходство с оленьим рогом, считающимся эксклюзивным материалом. А цвет накладок – медовый с уходом к тёмно-коричневому.
Эта модель подойдёт тем, кто желает постоянно держать небольшой нож под рукой, но при минимуме места. Например, на связке с ключами. Клинок длиной 1,3 дюйма выполнен из стали D2. В кармане или при переноске нож находится в чехле из термопласта TPR. В закрытом состоянии – это овал, длина между самыми удалёнными точками которого менее 8 см. В открытом виде нож имеет длину чуть меньше семи с половиной сантиметров. Предназначен для широкого спектра операций от вскрытия писем до самообороны. Эта версия выполнена в красном и чёрном – фирменными цветами Al Mar Knives. Но заказать нож можно и в другой расцветке.
Маркировка и клеймо Al Mar Knives
Иероглиф в логотипе составлен из трёх частей, выполненных старыми китайскими иероглифами, означающими «лошадь», «страна» и «лес». Собранные вместе, они образуют традиционную китайскую фамильную печать, используемую вместо подписи. Она читается, как «Мар», что созвучно фамилии основателя компании.
Торговая марка практически не менялась, имея вид красного иероглифа, сбоку от которого в две строки приведено название. Но теперь логотип дополнили девизом «The warrior’s edge» («острие воина»). Иногда по артикулу модели можно понять параметры модели, не чистая описание. Например, в серии «3000» последняя цифра конкретной модели (3001, 3002, 3003, 3004) говорит о длине ножа: от меньшей к большей. А буква после числа расскажет о материале рукояти (A – микарта, B – неопрен и т.д.).
На части клинков прежних выпусков есть клеймо «SEKI JAPAN», удостоверяющее, что нож выпущен именно в этом японском городе. На американских клинках есть надпись, что они сделаны в США.
Фирменное клеймо последних выпусков предполагает перенос в цвете иероглифа и краткого названия «AL MAR» или полного «AL MAR KNIVES», выполненного в одну или две строки. На упаковке название компании приводится полностью.
Однако, как это часто бывает с известными марками, существуют свои особенности. Например, выше показана версия с оформлением, отличающимся от базового. При расследовании выяснилось, что этот нож произведён в Японии заводом, на котором Al Mar Knives размещала заказы. На определённом этапе разрешение на производство у завода было отозвано, но он продолжил делать ножи из тех же материалов и по той же технологии. Хотя он полностью совпадает с образцом, сама Al Mar Knives не признаёт его своим. Поэтому откровенной подделкой его никак не назвать, но он находится в статусе «неофициальный выпуск».
Ну а здесь уже всё «не то»: и название («AL MAR KNIFE»), и шрифт, и даже иероглиф. Так что перед покупкой ножа Al Mar стоит хорошенько запомнить, как выглядит иероглиф на фирменном логотипе.