Давно стали печальной страницей нашей истории лихие 90-е, но в памяти нет да и всплывут тяжкие воспоминания о том смутном и мутном времени…
Приватизация, либерализация, шоковая терапия, МММ, Лёня Голубков, челноки, ваучеры, новые русские, малиновые пиджаки, разборки, стрелки, кидалово, беспредел, ночные бабочки, секонд-хенд – как много нового познал бывший советский человек, с головой окунувшись в омут разрушенной страны.
А в большой политике было еще одно новое явление, которое получило название «парада суверенитетов». Находясь в Казани в августе 1990 года Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин произнес фразу, ставшую роковой: «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить».
Эти слова были с превеликим удовольствием подхвачены элитами 16 автономий в составе России. Уже через три недели о суверенитете объявил Татарстан. Беспомощная Москва согласилась даже на формирование Татарстаном собственной международной политики. Через год о независимости заявила Чечня. В российских автономных республиках появились свои президенты. А дальше была кровавая бойня на Северном Кавказе и межнациональные конфликты разной степени остроты.
Начало разрушению социалистической экономики положил закон «О кооперации в СССР», принятый в мае 1988 года. Закон разрешал кооперативам заниматься любыми легальными видами деятельности, в том числе и торговлей. Последними гвоздями в экономику Советского Союза стала реорганизация, а на самом деле фактическая ликвидация Госплана и Госснаба в апреле 1991 года. На фоне тотального дефицита товаров народного потребления, искусственно создаваемого для разжигания общественного недовольства советской властью и расцвета спекулятивной торговли, это была экономическая катастрофа. Разрушение политической и экономической основы СССР, сепаратизм и парад суверенитетов, предательство социалистических идеалов партийной элитой, вмешательство внешних «партнеров» на рубеже 1980-1990-х годов привели к тому, что прекращение существования Советского Союза как геополитической реальности и субъекта международного права было делом времени.
В 1991 году воодушевленные сепаратистскими идеями, предприниматели «новой формации» в Свердловске (с 4 сентября 1991 года – Екатеринбург), объединенные товариществом «Уральский рынок» и возглавляемые амбициозным 26-летним бизнесменом Антоном Баковым (род. 1965 г.) решили выпустить собственную валюту. Так появилась идея уральского франка. Предполагалось, что уральские франки защитят потребительский рынок Свердловской области, которая, по мысли уральских сепаратистов, имела не меньшие права на широкую автономию, чем Татарстан или Чечня. По словам Бакова, в 1991 году было получено «высочайшее разрешение» на выпуск уральских франков от самого Егора Гайдара, «младореформатора» и зампредседателя правительства РСФСР по экономике. Вероятно, что негласную поддержку Бакову & Co оказывал и тогдашний глава администрации Свердловской области Эдуард Россель.
Баков в своей книге с весьма символическим названием «Какой России я служу» рассказывал: «Тогда планировалась либерализация цен, и мы опасались падения уровня жизни жителей Свердловской области. Как выход - предложили ввести чековую систему (как чеки магазинов «Березка»), что в рамках одного отдельно взятого субъекта Российской Федерации - Свердловской области позволило бы защитить людей от падения цен».
Как известно, дорога в ад вымощена благими намерениями и в той же книге Баков проговорился, что идея уральских денег была все-таки политическим проектом: «И франки, и другие политические проекты стали возможны в результате успешной коммерческой деятельности - не только моей, но и моих компаньонов, которых до поры до времени мне удавалось втягивать в совершенно безнадежные и не окупаемые политические затеи…».
В конце 1991 года на Пермской фабрике «Гознака» были напечатаны товарно-расчетные чеки уральские франки. Франки печатались на бумаге для лотерейных билетов и имели, хоть и незначительные, но все же средства защиты от подделки. Всего было напечатано порядка двух миллионов купюр на общую сумму в 56 млн франков, но по воспоминаниям свердловских чиновников было изготовлено «три вагона» чеков. Услуги «Гознака» по изготовлению уральских франков стоили Бакову и его компаньонам около 20 тысяч долларов.
По идее Бакова, предполагалось, что жители Свердловской области, и только они, будут получать уральские франки параллельно с заработной платой в рублях и рассчитываться ими также параллельно с рублями при совершении покупок. Тем самым товары повседневного спроса в первую очередь станут доступны исключительно жителям Свердловской области. Приезжие же будут вынуждены покупать\обменивать франки в специальных пунктах обмена. Также предполагалось, что свердловские предприятия будут вести расчеты между собой в уральских франках и, осуществляя оборот товарно-расчетных чеков в замкнутом цикле, сумеют удержать ценовые пропорции и избежать гиперинфляции, которая свирепствовала в 1992 году.
По словам Антона Бакова, в Свердловской администрации обсуждался вопрос о введении в реальный оборот новоявленной валюты. Однако «всегда обсуждение заканчивалось пустой говорильней». По всей видимости Россель не рискнул идти на открытый конфликт с федеральными властями и на том этапе реализовывать идею уральского финансового сепаратизма не стал. В феврале 1992 года тираж франков оказался в хранилище одного из банков Екатеринбурга. Заказчики так и не попытались ввести их в реальный оборот. 12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ, установившая рубль единственной законной денежной единицей в России, а исключительные права на эмиссию дензнаков были переданы Центральному Банку. Эксперимент Бакова и его компаньонов провалился так и не начавшись.
Уральские франки часто связывают с так называемой Уральской республикой. Это не совсем верно. Франки появились как минимум годом ранее, чем стала реализовываться идея повышения статуса Свердловской области до уровня республики. Свердловская область была провозглашена Уральской республикой на заседании областного совета народных депутатов 1 июля 1993 года.
27 октября того же года была принята Конституция новоявленного государственного образования. В разработке Конституции принимал участие небезызвестный Антон Баков. Он же стал автором флага Уральской республики, который представлял собой дополненный черной горизонтальной полосой бело-зеленый флаг частей колчаковской Сибирской армии 1919-1920 гг.
Спустя четыре дня Эдуард Россель объявил себя губернатором Уральской республики. 2 ноября Президент Ельцин на словах одобрил идею к стремлению повышения статуса областями РФ. Однако уже через неделю, 9-10 ноября 1993 года последовали президентские указы о роспуске Свердловского областного совета и отставке Эдуарда Росселя. Все нормативные акты, принятые в отношении Уральской республики, были объявлены недействительными. Так бесславно закончился уральский сепаратизм.
Но вернемся к уральскому франку. Что это было?
Типологически боны уральского франка относятся к региональному типу частных суррогатных денег. То есть они выпущены в рамках одного региона – Свердловской области. Являются частными, так как инициаторами выпуска были частные лица, объединенные в коммерческое предприятие - Товарищество «Уральский рынок». Кроме всего прочего уральский франк – это денежный суррогат, то есть заменитель законного средства платежа, выполняющий часть функций денег. В случае с франком – это функция обращения и функция платежа. Название уральской валюты было выбрано по аналогии с надежными валютами того времени – французским и швейцарским франками. На самом же деле «аналогией» прикрывалось банальное преклонение и раболепие перед коллективным Западом, еще процветавшее в массовом сознании того времени.
Дизайн уральских франков разработала екатеринбургский художник-архитектор Ольга Демидова. Посчитав заказ на оформление уральских денег фантастичным, Демидова все-так решилась помочь «молодому предпринимателю из окружения губернатора».
Работа была сделана за две недели. Восемь рисунков художник выполнила на ватмане черной тушью, пером и рапидографом.
На лицевой стороне уральских франков изображены портреты деятелей истории и культуры, связанных с Уралом и Сибирью. На обороте Демидова изобразила свои собственные рисунки известных памятников архитектуры городов Сибири и Урала: Екатеринбурга, Тобольска, Уфы, Воткинска. Невьянска, Тюмени, Златоуста, Перми. По словам художника, за свою работу она получила полторы тысячи рублей.
На Пермской типографии «Гознака» были напечатаны восемь номиналов банкнот: 1, 5, 10, 20, 50, 100, 500 и 1000 уральских франков. Все франки имеют одинаковый размер 146 х 80 мм, но отличаются цветом.
На купюре номиналом в один уральский франк изображен Ибак-хан, сибирский хан-чингизид, живший в XV веке и известный тем, что убил хана Большой Орды Ахмата. На обороте - здание коммерческого училища в Тюмени.
На купюре достоинством в пять уральских франков изображены уральский промышленник Никита Демидов (1656-1725 гг.) и знаменитая Невьянская падающая башня.
На десятифранковой банкноте изображен портрет выдающегося русского металлурга, горного инженера и томского губернатора Павла Петровича Аносова (1797-1851 гг.), инициалы которого под портретом на банкноте указаны неверно – «А.Б.». На оборотной стороне изображено здание арсенала в Златоусте.
Банкноту номиналом в двадцать уральских франков украшает портрет писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка. На обратной стороне изображен екатеринбургский дом инженера Ипатьева, в подвале которого в 1918 году был расстрелян бывший император Николай II со своей семьей и приближенными. Дом был снесен еще в 1977 году по указанию первого секретаря Свердловского обкома КПСС Бориса Ельцина.
На банкноте достоинством в пятьдесят уральских франков изображен портрет русского художника М.В. Нестерова и памятник архитектуры XIX века в Уфе.
На банкноте номиналом в сто уральских франков изображен портрет выдающегося русского ученого Д.И. Менделеева и панорама кремля в Тобольске.
На купюре в пятьсот франков изображен театральный деятель, антрепренёр С.П. Дягилев (1872-1929 гг.), а на оборотной стороне - его дом в Перми, где зимой 1918-1919 года размещалась колчаковская комендатура.
Лицевую сторону купюры самого крупного номинала – 1000 франков – украшает портрет выдающегося русского композитора П.И. Чайковского и изображение его дома-музея в Воткинске.
Судя по географии портретной галереи и памятников архитектуры, расположенных далеко за пределами Свердловской области, у уральских бизнесменов-сепаратистов были более глобальные претензии и свое видение границ предполагаемой автономии, с включением в ее территорию кроме собственно Свердловской области еще и Тюменской, Пермской, Челябинской, Томской областей и даже Башкирии.
Как мы уже знаем, уральские франки не были выпущены в оборот и лежали мертвым грузом несколько лет. Однако во второй половине 1990-х годов суррогатным уральским деньгам применение все-таки было найдено.
Когда в 1997-2000 годах Антон Баков был директором Металлургического завода в городе Серов Свердловской области, то уральские франки использовались в заводских буфетах и столовых в качестве талонов на питание. То есть часть зарплаты работникам выдавалась в виде талонов – уральских франков с надпечаткой-штампом предприятия. Этими талонами работники расплачивались в столовых и буфетах завода. Баков утверждал, что тогда ему удалось «отбить» потраченные на печать франков 20 тысяч долларов.
В 90-е Антон Баков пытался создать Республику Манси, Уральскую Республику. В начале 2000-х был политтехнологом у российских либералов. Был депутатом Государственной Думы. В 2011-м неутомимый «создатель государств» был поглощён идеей реставрации Российской империи на одном из атоллов Островов Кука в Тихом Океане. В 2012-м возглавил Монархическую партию России. Сегодня он опять строит империю, но уже на неких насыпных островах в Адриатическом море.
К идее суррогатных денег Баков больше не возвращался за исключением сувенирной серебряной монеты достоинством «Один уральский франк светлейших князей Баковых» (выпуск 2021 г. в количестве 500 экземпляров).
Первым, кто ввел моду на коллекционирование суррогатных уральских денег был представитель президента в Свердловской области в 1991-1997 годах, нумизмат В.В. Машков (1944-2001 гг.). Сегодня уральские франки котируются среди коллекционеров и выставлены в музеях.