Коллекционера, интересовавшегося исключительно монетами и знакомого с принципами оценки их сохранности, система оценки состояния бумажных и полимерных денежных знаков (банкнот, купюр, бон¹) может привести в замешательство. С первого взгляда все выглядит знакомым: те же обозначения степеней сохранности, те же цифры от 1 до 70 по шкале Шелдона, и т.д. Но стоит чуть глубже познакомиться с оценками сохранности на примере конкретных банкнот, как тут же возникают вопросы. Две казалось бы одинаковые с виду банкноты могут получать совершенно разные степени сохранности на основании каких-то мельчайших деталей, на которые, в случае с монетами, мало кто вообще обратил бы внимание. Давайте разбираться, как так получилось, и на каких принципах строятся современные системы оценки сохранности банкнот.

История вопроса

Есть мнение, что кто-то коллекционировал бумажные денежные знаки еще в древности. Однако они вошли в повсеместный обиход лишь в XVIII-XIX веках, а их коллекционирование² (по крайней мере, как массовое явление) по историческим меркам появилось совсем недавно. Лишь в 1961 году было основано Международное общество коллекционеров банкнот (IBNS). Примерно тогда же американские коллекционеры начали пытаться стандартизировать систему оценки сохранности банкнот. Первый каталог бумажных денежных знаков мира, составленный немецким исследователем Альбертом Пиком, был издан в 1975 году. В этом каталоге содержится шкала степеней сохранности, напоминающая современную, но, несмотря на наличие поясняющих картинок, эти степени описаны очень кратко, и в них не учитываются все возможные дефекты банкнот, влияющие на сохранность.

В 1984 году Херберт Кворт предложил использовать при оценке сохранности бумажных денег числовые коэффициенты от 1 до 70, напоминающие шкалу Шелдона, однако его работа не получила широкой известности. Лишь в 2005 году, когда сразу две компании - PMG и PCGS - занялись профессиональной оценкой сохранности банкнот (грейдингом) и начали упаковывать их в слабы, шкала Шелдона начала широко применяться в данной сфере. Тем не менее, Международное общество IBNS продолжает пользоваться шкалой оценок без числовых коэффициентов, и его стандарты значительно отличаются от стандартов грейдинговых компаний. В каталогах бумажных денег издательства Krause Publications также опубликованы стандарты оценки IBNS, хотя и в сильно усеченном виде.

Соответственно, можно утверждать, что к настоящему моменту система оценки сохранности банкнот по-прежнему находится в процессе становления, и правильнее говорить не об общепризнанной системе, а о различных системах оценок сохранности, существенно различающихся между собой.

Типичный жизненный цикл банкноты и степени сохранности на его основе

Ключевая особенность как бумажных, так и пластиковых банкнот в том, что их легко повредить, и они быстро теряют товарный вид.

Представим себе, к примеру, типичную мешковую монету. Да, она успевает немного побиться и на монетном дворе, и при перевозке и хранении в мешке, но все же к моменту попадания в обращение обычно выглядит только что отчеканенной. Ее кто-то получает на сдачу, впервые трогает пальцами, кладет в кошелек или в карман. Она бьется о другие монеты, лежащие там же. Затем ей расплачиваются, она снова попадает в какую-то кассу, затем снова в чей-то кошелек, и так далее. Где-то через несколько недель или месяцев она теряет штемпельный блеск, покрывается все большим и большим количеством мелких забоин, а её поверхность темнеет.

Пройдет много месяцев, а то и лет (в зависимости от мягкости её металла) прежде чем рельеф начнет стираться. После нескольких десятилетий в обращении (если монета вообще сумеет пробыть в нем несколько десятилетий, а не потеряется и не обесценится из-за инфляции) она очень сильно изотрется, и часть изображения станет неразличимой. Но все равно она останется такой же твердой, как в момент выпуска, не утратит фрагментов, никто не оставит на ней никаких посторонних надписей, не заклеит скотчем, и т.д.

А теперь представим себе типичную банкноту. Она тоже обычно попадает в обращение новенькая, из банковской пачки. Человек получает в банке стопочку новых банкнот... и сразу же складывает их пополам, чтобы они поместились в кармане. Даже не приминает, а просто сгибает. Банкнота, находящаяся с внешней стороны, получает мягкий сгиб, который еще можно попытаться расправить. В кармане она еще немного мнется. Через какое-то время человек достает ее из кармана и расправляет, чтобы расплатиться. Банкнота попадает в кассу. Следующий покупатель, который получает ее на сдачу, опять складывает ее пополам, но уже жестче. Затем расплачивается - снова расправляет. Через очень короткое время - возможно, в тот же самый день, когда ее впервые получили в банке - банкнота уже не выглядит новой.

Потом кто-то берет ее грязными руками - на ней остаются пятна. Еще у кого-то она не влезает в карман даже сложенная пополам, и ее сгибают в четыре раза. Если повторять такие сгибания-разгибания регулярно на протяжении месяцев, то на банкноте протирается дыра. Бумага постепенно теряет жесткость, вся ее поверхность становится мятой и грязной. Она легко рвется, от нее отваливаются куски. Проходит меньше года активного обращения, и банкнота превращается в "тряпочку", которая буквально рассыпается в руках. Если, конечно, ее не изымут из обращения задолго до достижения столь плачевного состояния и не отправят на утилизацию.

Добавим случаи, когда банкноту кто-нибудь случайно порвет, проткнет, уронит в грязь, оставит на ней какие-то надписи, и т.д. Конечно, монету тоже кто-то может погнуть, просверлить, что-то на ней нацарапать, но в большинстве случаев это происходит намеренно, а не случайно, т.к. материал изготовления монеты намного устойчивее к повреждениям. А с банкнотами такие неприятности могут произойти именно что случайно, без чьего-то умысла. Все-таки мы говорим здесь о типичном жизненном цикле денежного знака, а не о тех ситуациях, когда кто-то специально пытается его испортить.

Именно на типичном жизненном цикле банкноты и основаны стандарты грейдинговых компаний PMG и PCGS. По сути, они пытаются описать в формализованном виде все стадии того, как банкнота из новенькой, только что сошедшей с печатного станка превращается в ту самую рассыпающуюся в руках "тряпочку". Международное общество коллекционеров IBNS в своих стандартах оценки воспроизводит ту же логику, но с одним существенным изменением, о котором речь пойдет далее.

Разумеется, на практике все банкноты приходят в негодность по-разному, поэтому и представления о том, что считать типичной последовательностью, расходятся между собой в деталях. Ниже приведены все три основных варианта шкалы степеней сохранности.

Uncirculated (UNC), 70-60 по Шелдону

PMG: Краткого описания сохранности UNC нет. Имеется описание отдельных градаций UNC от 70 до 60. Различия между ними заключаются в следующем:

  • правильность центрирования рисунка банкноты, наличие и правильная форма всех полей (у банкнот типа 1 доллара США, где со всех четырех сторон есть поля);
  • четкость и дефекты печати, яркость красок;
  • следы механических, физических или химических манипуляций для придания банкнотам более высокого качества (отсутствуют у банкнот от 70 до 65 степеней, могут присутствовать у банкнот от 64 до 60 степеней);
  • следы воздействий ("handling"): у 70 и 69 степеней их не может быть, а у остальных они минимальные. У самых низших градаций UNC допускаются проблемы с уголками, счетные метки, пятнышки. Сгибы недопустимы вообще.
  • внешняя привлекательность (субъективная оценка).

PCGS: Краткого описания сохранности UNC нет. Имеется описание отдельных градаций UNC от 70 до 60. Различия между ними заключаются в следующем:

  • правильность центрирования рисунка банкноты, наличие и правильная форма всех полей;
  • четкость и дефекты печати;
  • рельефность для банкнот, отпечатанных методом глубокой печати / металлографии;
  • высокое качество бумаги: банкноты от 70 до 65 степени должны "сохранять достаточную степень оригинальности, ожидаемую для данной степени сохранности". Сформулировано непонятно, но похоже, что речь идет о тех же манипуляциях для придания банкнотам более высокого качества, которые указаны в стандарте PMG.
  • следы воздействий ("handling"): у 70 степени их не может быть, а у остальных они минимальные. Для низших градаций UNC допустимы такие следы как: слегка загнутые уголки без захода на рисунок, слабая морщина, небольшой износ по краю, бурые или светлые пятнышки. Сгибы недопустимы вообще.
  • внешняя привлекательность (субъективная оценка).

IBNS: "Прекрасно сохранившаяся банкнота, никогда не подвергавшаяся неправильным воздействиям со стороны эмитента, кассира банка, обычных людей или коллекционеров. Бумага чистая и плотная, без изменений цвета. Углы резкие и прямые, без каких-либо признаков закругления. (Закругленные углы часто являются признаком того, что предмет, вроде бы высокого качества, был очищен или "подлечен".) Не бывшая в обращении банкнота имеет свой первоначальный естественный блеск".

Очевидно, что у сообщества IBNS самый радикальный подход из всех. Явно полемизируя с компаниями PMG и PCGS, стандарты IBNS утверждают: "Либо банкнота находится в сохранности UNC, либо не находится; не может быть никаких разделений UNC на разные степени. Яркость красок или дефекты печати, нарушения центрирования и т.п. могут быть включены в описание, но тот факт, что банкнота находится либо не находится в состоянии UNC, не должен быть спорным моментом". О следах воздействий, которые допускаются обеими грейдинговыми компаниями, и речи быть не может: в соответствии со стандартами IBNS, их наличие - даже если они возникли до выпуска банкноты в обращение - сразу относит ее к категории AU или ниже.

В итоге уже с самого начала заметны серьезные противоречия между основными системами оценки сохранности банкнот. Ключевой вопрос: допустимы или не допустимы мелкие дефекты у банкнот UNC. Согласно умеренному подходу - да, допустимы. Согласно радикальному подходу, банкнота в сохранности UNC должна являть собой некий идеал, и любая мельчайшая деталь этот идеал разрушает.

1 рубль 1898 года Uncirculated

В качестве примера рассмотрим банкноту 1 рубль 1898 года. Она выпускалась массово, использовалась в обращении долго, после начала Первой Мировой войны постепенно обесценилась из-за инфляции, а потому ее можно обнаружить в продаже во всех возможных степенях сохранности: от абсолютно идеальной до абсолютно ветхой. К тому же, это классическая банкнота с полями с четырех сторон, а из-за большого размера люди были вынуждены ее сгибать в 4 или в 8 раз. На фото представлена банкнота, не только не бывшая в обращении, но и не подвергавшаяся каким-либо воздействиям.

About Uncirculated (AU, aUNC), 58-50 по Шелдону

PMG: Сохранности AU соответствуют четыре разных степени - от 58 до 50. Для 58й степени свойственен 1 сгиб, пересекающий рисунок. У 55 степени, помимо этого сгиба, также допустимы 2-3 загнутых уголка. У 53 степени может быть два вертикальных сгиба или один горизонтальный. У 50 степени могут быть два более сильных перегиба, либо один горизонтальный и один вертикальный легкие сгибы. Также возможны банкноты с меньшим количеством перегибов, но бóльшим количеством дополнительных следов воздействий.

PCGS: Сохранности AU соответствуют четыре разных степени - от 58 до 50. Для 58 степени свойственен 1 вертикальный сгиб или один сгиб угла, пересекающие рисунок. У 55 степени присутствует либо слабый горизонтальный сгиб, либо более жесткий вертикальный перегиб. У 53 степени допустимы два жестких вертикальных перегиба. Также возможны банкноты с меньшим количеством перегибов, но бóльшим количеством дополнительных следов воздействий: небольшое скругление углов или износ краев банкноты. 50 степень применяется, когда банкноты более высоких степеней имеют дополнительные дефекты.

IBNS: "Практически идеальная банкнота с небольшими следами воздействий. Могут быть следы подсчета, оставленные кассиром в углу, или один легкий сгиб по центру, но не то и другое одновременно. Банкнота AU не может иметь перегибов. Бумага чистая и яркая с оригинальным блеском. Углы не скругленные."

В итоге компании PMG и PCGS используют степень сохранности AU для обозначения банкноты, которая уже попала в обращение, но пробыла в нем недолго. То есть ее сложили пополам или случайно помяли, затем сразу же куда-то убрали, и она там до нашего времени хранилась в таком виде. Международное общество IBNS говорит совершенно о другом: для него AU - это обозначение банкноты, не бывшей в обращении, но имеющей мелкие дефекты. Это выглядит как подмена понятий; то есть стандарты IBNS завышены настолько, что в результате искажается сама суть наименования этой степени сохранности - "банкнота, почти не бывшая в обращении".

1 рубль 1898 года About Uncirculated

Большинство банкнот, продаваемых как AU, по фото практически неотличимы от банкнот UNC. Поэтому рассмотрим банкноту, у которой дефект все же заметен на фото: горизонтальный сгиб, идущий не через всю банкноту, а только часть расстояния. Возможно, это даже не сгиб, а замятие бумаги при печати (производственный дефект). Есть и дополнительные мелкие дефекты: морщинка на поле внизу и пятнышко на поле вверху. Стандартам компаний PMG и PCGS эта банкнота удовлетворяет, а по стандартам IBNS получила бы, вероятно, более низкую степень сохранности.

Extremely Fine (XF), 45-40 по Шелдону

PMG: Сохранности XF соответствуют две разных степени - 45 и 40. Для 45 степени свойственны два-три сильных перегиба, один из которых может быть горизонтальным. У 40 сохранности может быть три и более перегибов, один из которых может быть горизонтальным.

PCGS: Сохранности XF соответствуют две разных степени - 45 и 40. Для 45 степени свойственны три умеренных вертикальных сгиба, либо умеренный горизонтальный сгиб в сочетании с умеренным вертикальным сгибом, либо два жестких вертикальных перегиба. У 40 степени то же количество более жестких перегибов, либо большее количество легких сгибов.

IBNS: "Очень привлекательная банкнота с легкими следами воздействий. Может иметь максимум три легких сгиба или один перегиб. Бумага чистая и яркая с оригинальным блеском. Углы могут иметь только малейшие признаки скругления".

В итоге для этой степени сохранности все три стандарта говорят об одном и том же: банкнота только-только попала в обращение, была сложена и убрана на хранение. И в таком виде дошла до нас. Но насчет масштаба дефектов все три стандарта полностью расходятся. Самые жесткие требования снова у общества IBNS: то, что оно оценивает, как XF, обе компании посчитали бы AU. Самые мягкие требования у компании PMG. А компания PCGS находится где-то между ними.

1 рубль 1898 года Extremely Fine

На фото представлена банкнота, у которой имеются вертикальный и горизонтальный перегибы. И если горизонтальный неплохо заметен на фото, то для того, чтобы заметить вертикальный, приходится всматриваться дольше. Банкнота точно соответствует стандартам PMG, скорее всего соответствует стандартам PCGS и вряд ли соответствует стандартам IBNS.

Very Fine (VF), 35-20 по Шелдону

PMG: Сохранности VF соответствуют четыре разных степени - от 35 до 20. Для 35 степени характерны от 4 до 7 легких перегибов, для 30 - от 7 до 10. У банкнот 25 степени сохранности больше 10 перегибов, а у 20 степени они просто "многочисленные". Впервые появляются прямые упоминания об участии банкноты в обращении: банкнота 30 степени имеет легкие следы такого участия, 25 степени - небольшие, 20 степени - умеренные.

PCGS: Сохранности VF соответствуют четыре разных степени - от 35 до 20. Для 35 степени свойственны один "не отталкивающий внешне" горизонтальный перегиб и три или более вертикальных перегиба, либо множественные вертикальные перегибы без горизонтального. У 30 степени те же самые перегибы являются более заметными, но не разрушающими структуру бумаги. Впервые появляются упоминания о загрязнениях на банкноте. У 25 степени те же перегибы, но еще более жесткие и внешне неприятные. Банкнота 20 степени может быть мятой по всей своей поверхности, но без сильного износа на ключевых элементах рисунка или по краям.

IBNS: "Привлекательная банкнота, но со следами воздействий и износа. Может иметь несколько сгибов как по вертикали, так и по горизонтали. Бумага может иметь минимальное загрязнение или нарушения цвета. Сама бумага все еще относительно прочная и не дряблая. По краям нет надрывов, хотя края могут быть немного изношены. Углы также могут быть изношены, но не полностью скруглены".

В итоге все три стандарта говорят о банкноте, которая не просто где-то хранилась в сложенном виде, а точно была в обращении. Мнения о допустимых масштабах повреждений в ходе такого обращения снова расходятся: опять самые жесткие требования у IBNS (то, что у них называется VF, у обеих компаний было бы XF), а самые мягкие - у PMG.

1 рубль 1898 года Very Fine

На фото представлена банкнота, однозначно бывшая в обращении. Жесткий горизонтальный перегиб, три вертикальных, и в целом банкнота немного помятая. Она соответствует даже стандартам IBNS.

Fine (F), 15-12 по Шелдону

PMG: Сохранности F соответствуют две разных степени - 15 и 12. Подсчет перегибов уже не ведется - их просто "слишком много". Для 15 степени следы участия в обращении "слишком большие", а для 12 это конкретизируется: скругленные углы, надрывы по краям, и т.п. Нет утраченных частей, бумага сохраняет прочность.

PCGS: Сохранности F соответствуют две разных степени - 15 и 12. Также не подсчитывается количество перегибов, говорится лишь о дополнительных повреждениях. Для 15 степени "центральный перегиб может быть чрезмерным, так что внутри этого перегиба теряется большая часть жесткости". Для 12 - "слишком сильно истрепаны края или имеется сильный общий износ". Но бумага должна в значительной степени сохранять прочность.

IBNS: "Банкнота, имеющая значительные следы участия в обращении, в том числе многочисленные складки, перегибы и помятость. Бумага не слишком грязная, но может быть немного дряблой. Края могут иметь множество следов воздействий, в том числе небольшие надрывы. Надрывы не должны задевать рисунок банкноты. В центре не может быть протертого отверстия из-за складывания. Цвета четкие, но не яркие. Один или два прокола от степлера не являются чем-то необычным для этой сохранности. Общий внешний вид по-прежнему остается привлекательным".

В итоге впервые все три стандарта сошлись во мнениях. Речь идет об изрядно походившей банкноте со множеством повреждений, но с прочной бумагой и без утраченных частей.

1 рубль 1898 года Fine

На фото представлена банкнота, соответствующая всем трем стандартам. Множественные следы участия в обращении, но утраченных частей нет.

Very Good (VG), 10-8 по Шелдону

PMG: Сохранности VG соответствуют две разных степени - 10 и 8. Для 10 степени, помимо множественных следов длительного присутствия в обращении, характерна также слишком мятая и дряблая бумага. Для 8 степени допустима утрата небольших кусочков банкноты.

PCGS: Сохранности VG соответствуют две разных степени - 10 и 8. У 10 степени имеются разнообразные дефекты, бумага потеряла жесткость, но рисунок банкноты остается относительно ярким. Насчет 8 степени не говорится ничего конкретного: она внешне кажется хуже, чем 10 степень, и лучше, чем 6 степень.

IBNS: "Сильно походившая банкнота, изношенная, но все еще неповрежденная. Углы могут быть сильно изношены и скруглены, на краях могут быть крошечные порезы и надрывы, заходящие на рисунок банкноты, может присутствовать некоторое обесцвечивание, возможно присутствие пятен, а в центре может быть небольшая дыра из-за частого складывания. Обычно присутствуют проколы от степлера и кнопок, а сама банкнота довольно дряблая, но никакие части банкноты не могут быть утрачены. Банкнота такой сохранности может по-прежнему иметь привлекательный внешний вид".

В итоге все три стандарта говорят о том, что бумага банкноты стала дряблой в процессе длительного обращения. Но далее снова возникают расхождения. PMG допускает утрату кусочков банкноты, IBNS - протертую дыру в центре, а PCGS не упоминает ни о том, ни о другом.

1 рубль 1898 года Very Good

На фото представлена банкнота с дряблой бумагой, большими загрязнениями и небольшой протертой дырочкой по центру, хотя утраченных частей нет.

Good (G), 6-4 по Шелдону

PMG: Сохранности G соответствуют две разных степени - 6 и 4. Для 6 степени - "Банкнота сильно изношена, имеются серьезные надрывы, лохматые края и иные повреждения". У 4 степени то же самое, но она внешне не привлекательная, и у нее обычно отсутствуют части.

PCGS: Сохранности G соответствуют две разных степени - 6 и 4. Для 6 степени "небольшие надрывы, разрывы и дыры становятся обычным явлением". Также возможна утрата небольших частей. Для 4 степени такие утраты являются уже нормой.

IBNS: "Сильно истрепанная и долго обращавшаяся банкнота. Повреждения, вызванные длительным обращением, могут включать: сильные множественные перегибы, пятна, проколы от степлера, грязь, обесцвечивание, разрывы по краям, центральную дыру, скругленные углы и общий непривлекательный внешний вид. Никакие крупные части банкноты не могут быть утрачены. Также часто присутствуют рукописные надписи".

В итоге стандарты компаний PMG и PCGS говорят, главным образом, об утрате частей банкноты. IBNS приводит более подробный перечень возможных дефектов. Также надо заметить, что компания PMG не описывает сохранность ниже 4 степени.

1 рубль 1898 года Good

У банкноты на фото протерлась дыра в центре из-за многократных складываний. Также утрачены небольшие кусочки по краям. Ну и в целом присутствуют почти все те дефекты, о которых говорится в стандартах.

About Good (AG), 3 по Шелдону

PMG: обозначение не используется.

PCGS: "У банкноты, как правило, отсутствуют части, износ элементов рисунка сильный. Банкноты этой сохранности и ниже могут разрушиться от прикосновения".

IBNS: обозначение не используется.

Fair (FR), 2 по Шелдону

PMG: обозначение не используется.

PCGS: "Основная часть бумаги присутствует, но утрата крупных частей является нормой. Износ рисунка является чрезмерным, а внешняя привлекательность - очень низкой".

IBNS: "Совершенно дряблая, грязная и сильно походившая банкнота. Помимо дефектов, указанных для сохранности G, могут также быть наполовину оторваны или отсутствовать крупные части банкноты. Разрывы могут быть больше, потемневшие части банкноты могут быть шире".

В итоге два стандарта сходятся во мнении, что речь идет о чрезвычайно изношенной банкноте, у которой обычно отсутствуют крупные части.

1 рубль 1898 года Fair

Poor (PR), 1 по Шелдону

PMG: обозначение не используется.

PCGS: "Банкноты в этой сохранности должны быть идентифицируемы по каталожному номеру. Для банкноты нетипично настолько длительное обращение, что она так сильно изнашивается. Эти банкноты чрезвычайно сильно изношены, бумага практически рассыпается. Большинство банкнот требуют реставрации еще до достижения этого уровня. Банкнота этой сохранности без реставрации - крайняя редкость".

IBNS: "Банкнота с сильными повреждениями и следами износа, пятнами, отсутствующими частями и рукописными надписями. Части банкноты могут быть скреплены скотчем".

В итоге два стандарта пытаются описать наихудшее состояние, которого может достичь банкнота в обращении. Версия PCGS выглядит логичнее: банкнота должна быть идентифицируема, но она настолько ветхая, что вот-вот рассыплется в руках. Описание IBNS почти неотличимо от описания предыдущей степени сохранности Fair.

1 рубль 1898 года Poor

Для пластиковых (полимерных) банкнот у общества IBNS имеется отдельное описание сохранностей на основе типичного жизненного цикла, но в целом оно похоже на описание для бумажных банкнот. Различие в том, что с пластиковыми банкнотами не происходят некоторые неприятности, такие как скругление уголков или протирание дыры по центру. В то же время, они имеют свои особые дефекты, такие как стирание красок с пластиковой основы (с бумажных банкнот краски не стираются даже в самом худшем состоянии).

В завершение описания можно сказать, что все три шкалы степеней сохранности имеют ряд существенных недостатков.

Во-первых, они очень подробно описывают банкноты в идеальной сохранности, но содержат недостаточно степеней для банкнот со следами обращения. Как можно заметить, первые упоминания о следах участия банкноты в обращении (circulation) встречаются лишь с сохранности VF, а до этого говорится просто о некоторых "воздействиях", "использовании", "держании в руках" (сложно подобрать точный русский перевод английскому слову "handling"). Точно такие же завышенные стандарты предлагала шкала Шелдона в отношении монет в первые годы ее существования, но с тех пор большинство степеней сохранности сильно девальвировали. Монета с минимальными следами обращения имеет сохранность AU, а банкнота - VF.

Во-вторых, банкнота далеко не всегда портится по одной и той же типичной схеме. Многие дефекты могут появиться гораздо раньше, чем это бывает в типовом случае. Например, в Перу обменные пункты валют ставят на новенькие банкноты свои штампы для подтверждения их подлинности и в таком виде выдают их клиентам. В Индии новые банкноты настолько часто скрепляют степлером, что экземпляры без проколов практически невозможно найти. Кроме того, любая, даже самая новая банкнота может быть использована в качестве бумаги для заметок (т.е. получить те самые рукописные надписи, о которых IBNS впервые упоминает лишь для сохранности G). И так далее. Как относиться к подобным дефектам?

Если речь идет о монетах, то их сохранность оценивается по одному базовому признаку, то есть по затертости элементов рельефа, а дополнительные дефекты либо перечисляются в текстовых примечаниях (классический подход), либо ведут к снижению оценки сохранности на некоторое количество пунктов (современный подход на практике).

Стандарты PMG и PCGS не говорят о том, как в таких случаях поступать с банкнотами, и даже не перечисляют все возможные дефекты. Стандарты Международного общества IBNS предлагают свое радикальное решение: "Степень сохранности предмета [банкноты] оценивается по худшему из его дефектов". По сути, одной этой фразой перечеркиваются все предыдущие описания типичного жизненного цикла. Неважно, насколько сильно помята банкнота и помята ли она вообще. Не нужно считать, сколько у нее перегибов. Важно лишь то, что какой-то один дефект определяет, какая сохранность для данной банкноты является максимально возможной, а остальные признаки могут лишь немного ухудшить оценку ее сохранности, но не улучшить.

В отличие от нумизматики, где дефект определяет относительное снижение оценки сохранности (т.е. на сколько пунктов снижается предварительная оценка при его обнаружении), в бонистике по стандартам IBNS дефект определяет абсолютное снижение оценки сохранности (т.е. до определенного конкретного уровня). Зачем в таком случае вообще описывать типичный жизненный цикл банкноты - непонятно; можно было просто составить список возможных дефектов и определить, какая степень сохранности соответствует каждому из них.

О том, какие возможны дефекты банкнот, и как они влияют на оценку сохранности по стандартам IBNS, речь пойдет в следующем разделе.

Основные дефекты банкнот. Степени сохранности на их основе

Как уже говорилось выше, идея о том, что степень сохранности банкноты оценивается по худшему из ее дефектов, содержится только в стандарте IBNS и не упоминается даже в каталогах Krause Publications, в целом копирующих эти стандарты. В этих каталогах выдвинут прямо противоположный принцип: "нельзя снижать общую оценку сохранности банкноты с дефектами только из-за дефектов". Тем не менее, перечислим дефекты, влияющие на оценку сохранности бумажных банкнот по стандарту IBNS.

Степени сохранности банкнот в зависимости от дефектов
Степени сохранности банкнот в зависимости от дефектов

Если следовать предложенной IBNS идее оценивать сохранность банкноты по худшему из ее дефектов, то что это означает на практике? Например, полностью идеальная банкнота с микроскопическим пятнышком получает максимально возможную степень сохранности VG, потому что размеры пятен никак не регламентируются. Или стоит на этой идеальной банкноте поставить крошечную галочку ручкой, и ее максимально возможная сохранность тут же становится G, потому что размер граффити тоже никак не регламентируется. И эти почти полностью идеальные банкноты вдруг оказываются ниже по сохранности, чем "типичный F" - сильно походившая банкнота со множеством повреждений. Это выглядит очень несправедливо.

Другая проблема такой системы оценок состоит в том, что все дефекты перечислить просто невозможно; и еще сложнее дать градацию сохранностей в зависимости от выраженности каждого дефекта. Например, в списке дефектов от IBNS не упоминаются такие дефекты как следы мытья, чистки, разглаживания, иные механические, физические или химические манипуляции для придания банкнотам более высокого качества.

К тому же, и другие стандарты содержат далеко не полный перечень дефектов. Процесс износа банкнот в обращении неоднократно становился предметом исследования для ученых из многих стран. В частности, руководствуясь результатами экспериментов, коллектив авторов под руководством Т.Киричок выделяет следующие виды повреждений банкнот³:

Общий износ:

  • повреждение защитных признаков
  • уменьшение рельефности участков, выполненных методом глубокой печати
  • микро-надрывы краев
  • истирание
  • потускение и стирание красок
  • смягчение бумаги (увеличение пористости, шероховатости и толщины)
  • потеря жесткости
  • сморщивание

Загрязнения:

  • изменение цвета и оптической плотности
  • пятна
  • граффити (печати, рукописные пометки, рисунки)

Старение:

  • пожелтение бумаги
  • снижение эластичности
  • снижение яркости красок

Изменение геометрической формы:

  • стирание уголков
  • отсутствующие части
  • изменения геометрии из-за волнистости, сминания и складывания

Нарушения структурной целостности:

  • механические (разрывы, проколы/дыры)
  • термические (обожженные края, прожженные дыры)
  • химические (разрушение краев или основной части банкноты)

Разумеется, дефекты должны снижать оценку степени сохранности, но правильнее было бы поступать так же, как в нумизматике: оценивать банкноту на основе стадий типичного жизненного цикла, а затем либо перечислять в примечаниях все дополнительные дефекты, обычно не свойственные данной стадии, либо снижать оценку на некоторое количество пунктов (а не до какого-то заранее предопределенного уровня).

Производственные браки

Помимо дефектов, возникающих у банкнот после их выпуска с печатной фабрики, существует также целый ряд браков, которые могут возникнуть в процессе производства. Производственные браки не влияют на степень сохранности банкноты (лишь при помещении в слаб некоторые из них влияют на различия степеней UNC от 60 до 70), поэтому всегда очень важно установить, когда именно возник дефект: до или после того, как банкнота покинула выпустившее ее предприятие. Некоторые наиболее интересные браки могут существенно поднять цену банкноты.

Перечислить все существующие виды браков просто невозможно. У нас опубликована отдельная статья на эту тему. Для тех, кто хочет подробнее познакомиться с этой темой, на сайте PMG существует целый огромный раздел, посвященный изучению браков, и их коллекция регулярно пополняется новыми видами. Ниже приведены лишь некоторые известные браки.

Браки, связанные с бумагой:

  • округлая вмятина рядом с защитной нитью (часто ошибочно называемая "следом счетной машинки")

"Вмятина, присутствующая с края банкноты, где расположена защитная нить, считается сделанной до определенного момента [то есть в процессе изготовления банкноты - прим.авт.] и обычно не препятствует присвоению степени сохранности 70" (PCGS).

"У современных банкнот с защитной нитью на верхнем краю банкноты часто находится след/вмятина, окружающий нить. Его появление вызвано разрезанием банкнот" (IBNS).

Вмятина рядом с защитной нитью
  • неправильное разрезание листа, нарушение центрирования рисунка

Иногда лист банкнот бывает разрезан неправильно, что приводит к смещению рисунка. Небольшое смещение приводит к снижению степени по шкалам PMG и PCGS. Значительное смещение может оказаться довольно ценным браком.

Смещение
  • "бабочка" ("gutter fold error")

Брак возникает, когда лист бумаги сминается, а затем, когда банкноты уже нарезаны, смятый край расправляется. Замятие может произойти как до печати, так и на любой ее стадии. В результате общая площадь банкноты оказывается больше положенной за счет расправляемого края, а часть изображения оказывается отпечатанной на этом крае.

"Бабочка"
  • неправильное расположение водяных знаков

На российском рынке чаще всего встречаются банкноты СССР с перевернутыми звездами водяного знака. Но возможны и другие браки такого рода - например, когда водяной знак, обычно имеющий четкую позицию относительно рисунка банкноты, оказывается смещен.

Перевёрнутый водяной знак

Браки, связанные с печатью:

  • волны на бумаге

Это даже не брак, а просто особенность производства банкнот. В процессе печати банкнотная бумага многократно покрывается слоями краски, и от этого "идет волнами". Хотя стандартами оценки степеней сохранности банкнот это никак не оговаривается, среди коллекционеров "натуральная бумажная волна" ("natural paper wave") считается не просто нормой, а подтверждением того, что банкнота находится в своем изначальном оригинальном состоянии. Напротив, если современная бумажная банкнота полностью плоская, это может означать, что она подвергалась разглаживанию либо утратила оригинальную волнистость из-за неправильных условий хранения, а потому степень ее сохранности ниже⁴, чем у волнистой банкноты⁵.

  • отсутствуют целые слои печати

Большинство банкнот печатаются в несколько этапов. Если какой-то из этих этапов оказывается пропущен, то на банкноте отсутствует часть изображения.

Брак печати
  • непропечатка элементов изображения

Типографский дефект. Например, по какой-то причине нарушается подача краски, и часть изображения не пропечатывается.

Брак печати
  • следы краски с соседней банкноты

Иногда краска на отпечатанных банкнотах не успевает высохнуть, и пятна краски с одной банкноты оказываются на соседней.

Браки, связанные с нумерацией:

  • смещение или переворот номера

В некоторых случаях номера на банкноте оказываются напечатаны не на своем месте или в перевернутом виде.

Смещение и непропечатка номера
  • два разных номера, сбой нумератора

Бывают случаи, когда на банкноте, на которой серийный номер указывается дважды, эти номера оказываются разными. Это может быть связано с тем, что один из двух нумераторов почему-то останавливается, а другой продолжает отсчет.

Сбой нумератора

Список ссылок и источников, как они указаны в тексте

  1. Термин "бона", несмотря на свое изначально иностранное происхождение, не имеет точных аналогов за пределами России и сопредельных стран. Да и в России его значение остается крайне неопределенным и размытым. По первоначальному значению, бона - это кредитный документ, дающий право на получение определённых ценностей по истечению установленного срока. В дальнейшем, действие этого термина распространялось на самые разнообразные предметы, в том числе на платежные знаки, действовавшие на территории отдельных предприятий, и бумажные деньги, выпускавшиеся региональными и городскими администрациями в условиях нехватки общегосударственных денег. Далее термин "бона" стал применяться к общегосударственным деньгам, вышедшим из обращения, а потом и к тем, которые до сих пор находятся в обращении. Именно в таком значении он является основой для слова "бонистика". Наконец, что совсем уж удивительно, его стали пытаться распространить и на металлические платежные жетоны ("металлические боны"), и даже на некоторые общегосударственные монеты. Из-за подобной расплывчатости термина и его претензий на то, чтобы объять необъятное, лучше, по возможности, воздерживаться от его использования, поскольку в каждом конкретном случае имеются другие термины, более точно обозначающие предмет.
  2. У этого увлечения даже нет общепризнанного наименования в мире. Термин "бонистика", используемый в России и сопредельных странах, в других частях мира неизвестен. Его аналоги, типа английского "notaphily", не получили широкого распространения. Вместо этого используются сложные термины типа "коллекционирование бумажных денег" ("collecting paper money"), которые также утрачивают свою актуальность из-за появления большого количества банкнот из полимерных материалов (пластика). В испаноязычном мире коллекционирование банкнот вообще не считается чем-то отдельным от нумизматики и не имеет собственного наименования, да и в англоязычных текстах коллекционеры банкнот часто называются нумизматами.
  3. Kyrychok T. et al. Banknote deterioration // Bio Resources, 2014. №9(1). С. 716.
  4. CoinTalk
  5. Natural paper wave

Список прочих источников

  1. Стандарты оценки сохранности банкнот компании PMG
  2. Стандарты оценки сохранности банкнот компании PCGS
  3. "Введение в банкноты и в коллекционирование банкнот" Международного общества коллекционеров банкнот IBNS, версия 2022 года
  4. Standard Catalog of World Paper Money. General issues 1368-1960. 12th edition. - Krause Publications, 2008.