С момента появления в России бумажных денег в 1769 году одной из основных проблем, с которыми пришлось столкнуться государству, стала массовая подделка банкнот. Для борьбы с фальшивомонетчиками власть не только ужесточала наказания, но и занималась разработкой защитных свойств бумажных денег. В процессе постоянного совершенствования находилось производство защищенной спецсредствами бумаги. Регулярно, чуть-ли не каждые десять лет, изменялся дизайн банкнот. Сильный удар по российской экономике в целом и денежному обращению в частности нанес массовый вброс французами фальшивых ассигнаций во время Отечественной войны 1812 года. Для централизации производства и замкнутого цикла изготовления бумажных денежных знаков и прочей защищенной полиграфии в 1818 году в России была создана Экспедиция заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ), которая более известна читателю под названием Гознак.
Экспедиция стала одним из самых передовых в техническом и технологическом плане российских предприятий. Мастерами ЭЗГБ были разработаны и внедрены в производство многие новые методы защищенной полиграфической печати – банкнот, марок, ценных бумаг.
В 1886 году на службу в ЭЗГБ поступил молодой 25-летний парень родом из нижегородской деревни - Иван Орлов, который сегодня считается одним из самых знаменитых мастеров-изобретателей в истории российского Гознака.
Иван Иванович Орлов родился через несколько месяцев после отмены крепостного права, 19 июня 1861 года, в бедной крестьянской семье в нижегородской деревне Меледино. Отец Вани рано умер. Мать была вынуждена уехать на заработки. А Ваня вместе с бабушкой жили на милостыню, которую собирали по окрестным деревням. Спустя несколько лет мать увезла подросшего сына в Нижний Новгород, где смышленый мальчик успешно прошел курс в Кулибинском ремесленном училище, а в 1882 году окончил в Москве Строгановское училище технического рисования. Еще будучи учеником, Орлов получил свою первую премию за портрет академика Б.С. Якоби, представленный на юбилейной гальванопластической выставке. После окончания училища Орлов служил мастером, а затем и управляющим на одной из ткацких фабрик Москвы. И, по его словам, даже не знал о существовании ЭЗГБ, думая, что кредитные билеты печатаются «где-нибудь при Министерстве финансов». Но уже тогда он интересовался процессом изготовления банкнот. И перед поступлением на службу в ЭЗГБ успел разработать новый материал для печати тканых кредитных билетов, за что был представлен к награде директором Московского Технологического института Н.П. Ильиным.
В 1886 году Ивана Орлова принимают в ЭЗГБ на должность ткацкого мастера. Позднее Орлов станет смотрителем (управляющим) Печатного отделения ЭЗГБ. Уже в первые годы работы Орлов разработал и внедрил ряд изобретений, в частности, прибор для многократной печати на ткани и печатный станок новой конструкции, производительность которого была на треть выше старого, а также способ печати банкнот на особой армированной бумаге. Но главное изобретение И.И. Орлова было сделано в области многокрасочной печати банкнот.
В ноябре 1889 года в структуре ЭЗГБ было создано секретное Испытательное отделение (ИО), которое фактически представляло собой НИИ в области защищенной полиграфии. Первой и главной задачей ИО стало проектирование нового кредитного билета. Дело в том, что в 1887 был начат выпуск новых российских банкнот на бумаге с введенными в нее шелковыми нитями. На эти банкноты возлагались большие надежды в том плане, что их воспроизведение будет недоступно злоумышленникам. Однако уже к 1889 году количество фальшивок 25-рублевого достоинства стало угрожающим, и их даже прекратили вводить в оборот. Но 25-рублевый номинал был крайне необходим в денежной массе. Для разработки нового кредитного билета к работе был привлечен и мастер Иван Орлов, который в итоге изобрел революционный способ многокрасочной однопрогонной печати кредитных билетов, впоследствии получивший имя своего отца-изобретателя – «орловская печать» или «орловский раскат». Этот способ печати банкнот и других ценных бумаг был признан во всем мире как один из самых эффективных и используется банкнотными типографиями в модернизированном виде по настоящее время.
Первые пробы нового способа печати были проведены в марте 1891 года. Первая машина орловской печати была сделана частично в России, а некоторые детали заказаны за границей. Но позднее Орлов отказался от услуг иностранных предприятий, а все оборудование производилось в Петербурге на механическом заводе В.Т. Однера под его личным контролем.
Итогом кропотливой работы Орлова и других мастеров Испытательного отделения ЭЗГБ стало появление 25-рублевого кредитного билета, высочайше утвержденного в феврале 1892 года. Образно говоря словами профессора Преображенского: «…это была такая бумажка… Окончательная бумажка. Фактическая. Настоящая! Броня». В качестве основных мер защиты «четвертного» был новый состав бумаги, имевшей сложный локальный водяной знак с портретом императора Александра III, но, главное, это новый способ многокрасочной (полихромной) печати И.И. Орлова – «орловской печати». В 1897 году, спустя пять лет после введения 25-рублевой банкноты в обращение, управляющий ЭЗГБ Р.Э. Ленц писал, что «до сих пор не было даже и попытки механической подделки 25 р. кредитного билета». В 1890-х годах в ИО были спроектированы и другие номиналы кредитных билетов: 1 рубль (1898 г.), 3 рубля (1898 г.), 5 рублей (1895 г.), 10 рублей (1894 г.), 50 рублей (1899 г.), 100 рублей (1898 г.) и 500 рублей (1898 г.).
Что же из себя представляет орловская печать? Ранее типографское воспроизведение многокрасочного оригинала требовало для каждого колера отдельную форму. При этом каждую форму поочередно оттискивали на бумажном листе. Наложить все отпечатки поочередно таким образом, чтобы границы цветов не совмещались одна относительно другой, было абсолютно невозможно. Иван Орлов придумал специальный сборный валик и дополнительную промежуточную шаблон-форму, снабженную всеми элементами оригинального рисунка. Краски с печатных форм собирались на валик, и уже с него, расположенные каждая по своим заданным участкам, передавались на шаблонную форму, с которой красочные цвета (штриховые изображения с резкими границами) без разрывов, наложений и смещений за один прогон переносились на лист бумаги.
Оценивая результат труда и таланта Ивана Орлова, управляющий ЭЗГБ Роберт Ленц отмечал «…он удивительно прост по своей идее, но в то же время сложен в конструктивном отношении; сколько нужно было остроумия, энергии и конструктивных способностей, чтобы решить задачу, над которой так долго трудились специалисты по типографскому делу и которую так блестяще решил И.И. Орлов».
В 1892 году главный инженер Французского банка поставил под сомнение возможность массового применения изобретения Орлова, однако реальность оказалась иной: только в 1890-х годах в России с помощью орловской печати изготовлены десятки миллионов кредитных билетов.
Орловская печать, полихромная печать с одного клише – сложная в техническом отношении и одновременно простая в получаемом эффекте. Результатом такого способа печати был наглядный, легко наблюдаемый отличительный признак подлинности банкноты, который при этом практически не поддавался подделке. Всё это можно видеть на 25-рублевом кредитном билете – первом детище полихромного орловского раската (его изображение приведено в начале статьи). На лицевой стороне банкноты, там, где изображена аллегорическая фигура, видна многоцветная печать сетки, состоящей из волнистых продольных линий, переходящих совершенно непрерывно из одного тона в другой, причем цвета расположены не прямыми полосами, а круговыми, концентрически собранными около двух центров в правой и левой частях банкноты. В середине лицевой части билета линии сетки непрерывно переходят в линии рисунка герба, также переходящие из одного цвета в другой.
Не менее замечательна орловская печать на 10-рублёвом кредитном билете образца 1894 года (на фото выше). На оборотной стороне банкноты изображена сетка с одного стереотипа. При этом на сетке отпечатаны цветные надписи «10» и «РУБ». Все линии сетки непрерывно переходят из одного цвета в другой, что может проследить любой зритель невооруженным взглядом. На лицевой стороне 10-рублевки вверху линии сетки, переходя из одного цвета в другой, образуют сложную полихромную фигуру-цифру «10» с расходящимися разноцветными лучами. И везде линии непрерывно переходят из одного цвета в другой не прерываясь. Краски могут идти как с резкими переходами, так и через полутона. Причем непрерывность линии рисунка печати при переходе одного тона в другой всегда остается явным и доступным для зрителя признаком орловской печати и, соответственно, подлинности дензнака.
Достоинства орловской печати в 1890-х годах отмечены наградами на международных выставках в Париже, Чикаго и Нижнем Новгороде. В 1900 году Орлов уехал в Великобританию, где продал патент и чертежи своей машины. ЭЗГБ он разрешил пользоваться своим изобретением без уплаты патентного налога. Вернувшись, жил в имении. В первой половине 1920-х годов Орлов работал с профессором Н.В. Туркиным над созданием мозаичного способа типографской печати. В 1926 году вернулся на Гознак, где трудился вплоть до своей кончины в 1928 году. Заслуги Ивана Ивановича Орлова отмечены отечественными и иностранными наградами: императорской премией за «орловский раскат» в размере 7000 рублей, золотой медалью «За усердие», званием Потомственного почетного гражданина, французским орденом Почетного Легиона.
В советский период печатные машины «орловского раската» на фабриках Гознака неоднократно модернизировались в соответствии с требованием времени и новыми технологическими открытиями. В частности, появилось защищенное гравирование с помощью металлографической печати.
Сегодня печатные машины, основанные на изобретении И.И. Орлова под наименованием «SUPER ORLOF INTAGLIO» производятся в Швейцарии компанией Koenig & Bauer. Этим оборудованием оснащены все банкнотные фирмы мира, в том числе и типографии российского Гознака в Москве и Перми. В 2014 году на Пермской фабрике Гознака была впервые в мире освоена технология орловской печати на пластиковых картах.