Бумажные деньги в России появились в 1769 году, когда царствовала Екатерина Вторая. Как и в Древнем Китае, впервые вбросившем в оборот деньги из бумаги, основной причиной служил неудобный расчёт, когда крупные суммы приходилось набирать медными монетами. Исполнение первых бумажных расчётных знаков находилось не на высоте, напоминая расписки, которыми в те времена пользовались ростовщики и менялы. Поэтому почти сразу же среди подлинных ассигнаций возникли многочисленные фальшивки.
Видя, что доверие к бумаге резко падает, ответственные лица в 1786 году провели модификацию ассигнаций. Купюры от 25 рублей и выше представляли весьма солидные суммы для того времени, поэтому расчёты ими вели только богатые люди. А вот купюры достоинством в пять и десять рублей уже получили распространение среди широких слоёв населения. Именно тогда эти два расчётных знака получили по преобладающему тону раскраски прозвища «синенькая» и «красненькая», превратившись в связку, передававшуюся для бумажных денег из поколения в поколение. Достаточно взглянуть на два соседних номинала современных банкнот (50 и 100 рублей).
Как и в Древнем Китае или во Франции, российские правители не избежали соблазна заткнуть дыры в бюджете громадной эмиссией бумажных денег. Уже в конце правления Екатерины Второй за бумажный рубль отсыпали медных монет на треть меньше его номинальной стоимости. А после войны с Наполеоном, чья армия наводнила Россию фальшивками, за рубль уже давали не более двадцати копеек. Но польза от расчётов бумажными деньгами уже была неоспоримой, поэтому ставились задачи по исключению фальшивок из оборота и обузданию необеспеченных эмиссий.
Поворотным можно назвать 1818 год, когда Августин Августинович Бетанкур открыл созданную им Экспедицию заготовления государственных бумаг. Ответственная работа князя Хованского, управляющего Ассигнационным банком, привела к заметной эволюции качества печати бумажных расчётных знаков. После проведения реформы серебряного монометаллизма в 1843 году появились новые кредитные билеты. Бумагу в очередной раз приравняли к серебру, обязав производить обмен кредиток на монеты или чистое серебро.
Неоспоримы заслуги Ф.Ф. Винберга, который привёз из Западной Европы передовые технологии печатного дела. На территории Экспедиции образованы художественная, гильоширная, гальванопластическая и фотографическая мастерские. В оформлении кредиток теперь вплетены красивые и сложные узоры, что затруднило подделку денег и заметно облагородило их внешний вид. С 1861 года Экспедиция получила право на выполнение частных заказов. На вырученные средства проведена модернизация, результатом которой явилась металлографическая печать, водяные знаки с использованием полутонов и гильоширные розетки.
Большой удачей для российского печатного дела стал метод Ивана Ивановича Орлова, который вместе со слесарем Стружковым и мастером-печатником Щербаковым создали комплекс, осуществлявший ротационную печать многокрасочного рисунка с одного клише вкупе с типографским рисунком за один прогон. Метод, ныне известный под названием «Орловская печать», надолго затруднил жизнь создателям фальшивок. В 1892 году по этой технологии печатаются 25 рублей, а через два года к ним добавляется и десятка.
Введение золотого монометаллизма с подачи министра финансов С.Ю. Витте обусловило очередную денежную реформу. Бумага обеспечена золотом, что должно вызывать к ней наивысшее доверие. Монеты становятся лишь вспомогательным средством в расчётах. Не прекращается совершенствование печати с целью защиты от подделок. Большинство номиналов меняет оформление в 1909 году. Но спокойный период обрывается Первой мировой войной. Снова начинаются необеспеченные эмиссии. Законом отменяется обязательный обмен банкнот на золото. Монеты из драгоценных металлов стремительно покидают оборот, а меди для расчётов катастрофически не хватает, что приводит к необходимости печатать бумажные деньги даже в виде почтовых марок. Временное правительство то продолжает эмиссию царских банкнот, то выпускает собственные примитивные расчётные знаки. Обилие бумажных денег привело не только к сокрушительному росту цен, но и к тому, что бумажный рубль стал весить всего шесть копеек, если рассматривать его по довоенной покупательной способности. Зарплату выдавали даже не пачками, а неразрезанными рулонами денег.
Период смуты и неопределённости, когда на большей части российской территории полыхала гражданская война, обеспечило трудновообразимую массу всевозможных расчётных знаков локального уровня, а порой и вовсе нелегитимных. Казалось, что любой из граждан России теперь наделён правом печатать собственные деньги. Всё это многообразие ничем не обеспеченной денежной массы досталось в наследие советскому государству. Бумажные денежные знаки с гербом Советского Союза номиналом 10 000, 15 000 и 25 000 рублей появились в 1923 году. Планировался выпуск и более мелких номиналов, но предстояла денежная реформа. Купюры РСФСР, отпечатанные в том же 1923 году, оставались законным платёжным средством.
В 1924 году денежные знаки разделились на банковские и казначейские билеты. Казначейские билеты имели номинал один, три и пять рублей. На гербе СССР пока было всего шесть лент (расположенная внизу седьмая выполняла связующую роль). Лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" приведён на русском, белорусском, украинском, грузинском, армянском и азербайджанском языках. На языках, входящих в Союз республик, продублирован и номинал. Временно запускаются в оборот и разменные казначейские боны, дублирующие копеечные номиналы. Модификация бумажных денег в этот период производится почти каждый год.
Банковские билеты образца 1937 года характеризуется появлением на них портрета вождя мирового пролетариата. А на следующий год появляются интересные казначейские билеты, сюжеты рисунка которых схожи со стандартными почтовыми марками тех лет. Денежная реформа 1947 года делает казначейские билеты вертикальными. У банковских билетов остаётся горизонтальное расположение рисунка и портрет Ленина, однако слово «червонец» исчезает из номинала.
Очередная денежная реформа, включавшая деноминацию, проведена в 1961 году. Тридцать последующих лет внешний вид бумажных денежных знаков меняться не будет. Общим водяным знаком становятся пятиконечные звёзды. На крупных купюрах в 50 и сто рублей на белом купоне просматривается локальный водяной знак - портрет Ленина. Модификация 1991 года при сохранении общего дизайна отправляет в прошлое казначейские билеты. Исчезают и национальные наименования рубля. Стремительно растут цены, что вынуждает запускать в оборот банкноты достоинством в две и пять сотен рублей, а затем и в тысячу. Металлография сменяется более дешёвым офсетом. Символика СССР сохраняется и на выпуске 1992 года, хотя такой страны уже нет.
Огромный поток рублей СССР, который население суверенных республик не смогло поменять на свои новые валюты, хлынул в Россию, помогая гиперинфляции набирать обороты. С целью защиты производится выпуск купюр, где эмитент обозначен уже, как «Банк России». В середине 1993 года обращение советских рублей законодательно прекращено.
Эрцаз-деньги, подобные украинским купонам, в России так и не появились. Традиции прежних лет прослеживаются в бумажных деньгах той эпохи, когда 100 и 200 рублей, ставшие мелочью, печатаются в синих и красных тонах.
Эволюционируют не только цены в магазинах, но и качество печати. В 1995 году на банкнотах уже присутствует оформление, знакомое нам и по современным денежным знакам, благополучно пережившим деноминацию, чей ряд расширился до номинала в пять тысяч. Впрочем, процессы эволюции не останавливаются. Подарком коллекционерам становится выпуск ограниченного тиража памятных банкнот («Сочи – 2014», «Крым» и т.д.). А на смену привычному ряду уже приходят банкноты нового образца, первыми из которых стали довольно экзотические номиналы в 200 и 2000 рублей.