Бумага вместо металла. Первыми этим путём ещё в древние времена прошли китайцы. Значительно позже его выбрали и европейские державы. Россия вступила в этот период денежного обращения, продолжающийся и поныне, в 1769 году. Именно тогда на финансовой сцене возникают первые российские бумажные деньги. Основной причиной их появления называют неудобство расчёта медными монетами, когда требовалось оплатить крупные суммы. К примеру, вес ста рублей, собранных тяжёлыми пятикопеечными монетами, превысил бы шесть пудов. Тем не менее, нельзя сбрасывать с весов и другую важную причину: в период правления Екатерины Второй резко возрастают военные расходы, для обеспечения которых серебра и золота становится недостаточно. Срочно требуется дополнительный вспомогательный инструмент, который бы связал излишки медной монеты и освободил бы от обмена на них драгоценные металлы, чтобы использовать золото и серебро для зарубежных закупок. Идея ввода бумажных денег предложена ещё в период правления Петра III, но не реализована в связи с кончиной государя в результате дворцового переворота.
Ассигнации периода обращения 1769-1843 гг.
К идее Петра Екатерина II вернулась несколькими годами позднее. 2 (13) февраля 1769 обнародован манифест об учреждении в Санкт-Петербурге и Москве отделений Ассигнационного банка. Распространяемые им бумажные деньги должны беспрепятственно обмениваться на монету. Обменный фонд составлял миллион рублей в медных деньгах (по 500 000 для столицы и для Москвы). Бумажные деньги получили название «ассигнации». Банкнотный ряд составляли четыре номинала: 25, 50, 75 и 100 рублей.
Можно отметить низкий уровень исполнения первого выпуска. Ассигнация скорее напоминала не привычный нам банковский билет, а расписку ростовщика. Подделывать ассигнации начали сразу же после их появления. Особенно массовой стала переделка 25-рублёвки в 75 рублей, из-за чего от последнего номинала быстро отказались. Тем не менее, на первых порах бумажная эмиссия снискала грандиозный успех. Медные деньги меняли на новинку столь массово, что одно время за бумажный рубль давали чуть больше рубля медью. Впрочем, обменный пыл постепенно снизился, ведь ни серебро, ни золото на ассигнации получить было невозможно, что 22 января (2 февраля) 1770 года утвердили законодательно.
От растущего числа подделок бумажные деньги предполагалось защитить повышением качества печати. Модифицированные ассигнации появляются в 1786 году. В банкнотный ряд добавляются более мелкие номиналы: 5 и 10 рублей. Цвет новых ассигнаций не только обеспечивает им прозвище «синенькая» и «красненькая», но и становится традиционным на много лет вперёд (например, 5 и 10 рублей СССР 1961 года или современные 50 и 100 рублей, выполненные в синих и красно-коричневых тонах). Как и во многих других державах, правительство не удержалось от всё новых и новых выпусков бумажных денег, которые утратили медное обеспечение. В результате к концу правления Екатерины II общее количество бумажных денег в обращении превышало сумму 157 700 000 рублей, а за бумажный рубль давали примерно две трети его номинала медной монетой. С избытком ассигнаций решил бороться Павел I, сжигая их на громадные суммы, но такой метод существенно положение не выправил. Бумажных денег было слишком много. Кроме того, в обороте вращалось гигантское количество подделок, которые то рисовали умельцы в деревнях, то печатали в тайных комнатах дворцов и усадеб. Особенно плачевным положение стало после Отечественной войны 1812 года. Наполеон вместе с армией ввёз в Россию огромное количество фальшивых ассигнаций, напечатанных в Париже. Фальшивки Наполеона выполнены на более высоком техническом уровне, чем подлинники. К примеру, подписи на российских ассигнациях ставили вручную, а на их французских копиях подпись печатали, как элемент оформления. Выявленных фальшивок насчитали на 5 600 000 рублей. Поэтому к 1815-1816 гг. за один ассигнационный рубль давали лишь 20-25 копеек монетами.
Казалось, век российских бумажных денег завершён. Спасением стало строительство Экспедиции заготовления государственных бумаг, где к осени 1818 отпечатаны 25-рублёвки нового образца. Здесь надо отметить заслуги Августина Августиновича Бетанкура, который основал данное государственное предприятие. Управляющим Экспедицией по императорскому назначению становится князь А.Н. Хованский. Одновременно он получает место управляющего Ассигнационным банком. Экспедиция оборудуется на уровне европейских держав, что резко повышает качество исполнения бумажных денег России от выпуска к выпуску. К 1840 году, когда Хованский покидает Экспедицию, начинается печать билетов депозитной кассы, и проводятся подготовительные работы к выпуску кредитных билетов, выглядящих уже достаточно солидно.
Ассигнации просуществуют до 1849 года, после чего потеряют статус платёжного средства. С 1843 года их обменивают на новые кредитные билеты по курсу 3,5 ассигнационного рубля за 1 рубль в кредитных билетах. Столь существенная разница объяснялась несоответствием в тот период стоимости медных денег (к ним привязаны ассигнации) и серебра (на которое обменивались кредитные билеты).
Бумажные деньги 1843-1896 гг.
Наступает эпоха серебряного монометаллизма. В результате реформы стоимость бумажного рубля приравнена к рублю в серебре. Исполнение кредитных билетов значительно выросло в качестве, но искусные гравёры вне Экспедиции не прекращали попытки выпуска поддельных денег.
Начало Крымской войны снова привело к появлению необеспеченных денег. Обмен кредитных билетов на золото и серебро не производится. Наступает период широкого бумажноденежного обращения. Государство отправляет Фёдора Фёдоровича Винберга по фабрикам Западной Европы для обретения опыта использования технологических новшеств. Вернувшись, он получает должность управляющего Экспедиции. В его ведении появляются две машины для изготовления бумаги, пригодной для печати денег. Начинают работу художественная, гильоширная, гальванопластическая (при участии Бориса Семеновича Якоби) и фотографическая мастерские. Это приводит к появлению на банкнотах красивых узоров большой сложности. На время фальшивомонетчики оставлены не у дел, так как качественно воспроизвести оформление новых банкнот не получается.
Работы не стоят на месте и проводится очередная модернизация производства. После неё в 1866 и 1867 гг. начинается печать кредитных билетов нового образца. Теперь на вооружении экспедиции прогрессивная металлографическая (металографская) печать. Создаются водяные знаки с применением полутонов. На поле банкнот появляются гильоширные розетки. Новые деньги произвели хорошее впечатление на правительство, и с 1861 года Экспедиции даруется право выполнения частных заказов и ведения коммерческой деятельности. Печать многочисленных ценных бумаг для частных лиц приносит существенную прибыль, которая отправляется на очередное переоборудование производственных площадей. На банкнотах впервые появляются портреты правителей России различных эпох.
Электричество приходит в Экспедицию к 1881 году. Сложность исполнения продукции возрастает. В ход идёт «Орловская печать» - способ переноса многокрасочного рисунка с одного клише. Имя ему дал Иван Иванович Орлов, привлечённый с ткацкой фабрики для выполнения работ на шёлке. Вместе со слесарем И. Стружковым и мастером-печатником А. Щербаковым, Орлов мастерит изобретённую им печатную машину, которая теперь способна к многокрасочному орловскому рисунку за тот же прогон добавить и типографский рисунок ещё одной краской. Подделки, изготовленные обычным типографским способом, смотрелись рядом с настоящими деньгами блёкло и неестественно.
По новой технологии в первую очередь печатаются 25-рублёвки (1892 год) и десятирублёвки (1894 год).
Бумажные деньги последних лет империи
Особое место в денежном обращении Российской империи занимает период золотого монометаллизма. Усилиями министра финансов С.Ю. Витте проводится финансовая реформа, поставившая во главе денежной системы золото и приравнявшая к нему курс рубля. Полное золотое обеспечение бумажных денег послужило не только устойчивому денежному обращению, но и усилило уважение к бумажным деньгам всех слоёв населения. В 1898-1899 гг. начинается печать нового банкнотного ряда, состоящего из 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100 и 500 рублей.
Наивысший уровень в дореволюционный период Экспедиция демонстрирует при последней модификации кредитных билетов. Первыми ей подверглись трёхрублёвые банкноты (1905 г.). Основная часть номиналов изменили оформление в 1909 году.
Выпуск ста рублей нового образца (1910 г.) и пятисотрублёвки (1912 г.) считается вершиной творчества мастеров Экспедиции. Несмотря на обидные народные прозвища «Катеринка» и «Петюнчик», каждая из этой пары банкнот представляет собой миниатюрное произведение полиграфического искусства.
Спокойный период золотого монометаллизма оборвался после вступления России в Первую мировую войну. Объёмы эмиссии бумажных денег многократно возрастают. Закон от 27 июня 1914 года отменяет обязательный размен бумажных денег на золото, после чего золотые монеты становятся не средством расчёта, а средством сбережения. Бумага стремительно обесценивается. Оборот покидают сначала серебряные, а потом и медные деньги. Правительству срочно приходится искать аналог разменной монеты, и в дело идут деньги в виде почтовых марок.
Николай Второй отрекается от престола, страна погружается в хаос. Это ничуть не мешает продолжать эмиссию кредитных билетов с имперской атрибутикой сначала Временному правительству, а затем и советской власти. Бонисты определяют период выпуска банкноты (царское, Временное или советское правительство) по её серии. Наряду с царскими деньгами появляются новые купюры всё более крупных номиналов. Согласно декрету Совета Народных Комиссаров от 8 сентября 1922 года «Об установлении однородности денежного обращения» с октября 1922 года царские банкноты теряли статус расчётного средства и подлежали обмену по курсу 10000 старых рублей за один новый рубль образца 1922 года.
Небольшой обзор не может вместить все интересные факты, связанные с выпуском бумажных денег Российской империи. О способах печати и методе изготовления бумаги для отечественных денег ценные сведения вам может дать книга «Бумажные деньги России» (авторы А.Э. Михаэлис и Л.А. Харламов), выпущенная к 175-летию Гознака, которую мы и рекомендуем для прочтения.