Было бы ошибочным полагать, что бумажные деньги появились в Финляндии только лишь после обретения независимости. Напротив, самые ранние из них находились в обращении еще при шведском владычестве, в XVIII столетии. Правда, они мало чем напоминали привычные нам средства денежного расчета, а чаще выглядели как обычные долговые расписки. И это естественно, ведь в ту эпоху банкноты воспринимались как новшество, еще не укоренившееся в обществе.
Традиция выпуска ассигнаций была продолжена и после перехода Финляндии в состав Российской империи. Ниже мы можем видеть одну из них, достоинством в 20 копеек, образца 1812 года.
Налицо разительные отличия от более современных купюр:
- Бумага для них использовалась самая обычная, без водяных знаков или другой специальной защиты.
- Ориентация ассигнации вертикальная (правда, это было свойственно многим российским купюрам имперской эпохи).
- Дата выпуска (7 декабря 1816 года) и порядковый номер (13044) прописаны от руки.
- Оборотная сторона почти пуста, имеется лишь едва заметный оттиск с числом «20».
- Две печати сверху давно выцвели, и теперь совершенно нечитаемы.
Отметим, что даже на рассмотренной ранней купюре ощущается особый статус Великого княжества Финляндского, ведь основная часть надписей напечатана на шведском языке, которым владело большинство финнов (их родной язык пока еще не входил в перечень государственных).
Если мы заглянем на столетие позже, в последние годы Российской империи, то отметим куда большую самобытность финских денег. Хотя на обеих купюрах напечатан геральдический двуглавый орел и присутствуют надписи на русском языке, главную роль играют все-таки финский и шведский.
Первый год после получения независимости был для Финляндии далеко не мирным и безоблачным, особенно если вспомнить о короткой гражданской войне между местными «белыми» и «красными». Разумеется, в подобной обстановке и речи не шло о коренном изменении дизайна купюр – слишком много было у властей и населения прочих трудностей. Поэтому денежной серии 1918 года очень свойственны только лишь косметические правки на банкнотах, чтобы те отражали актуальную политическую ситуацию, и то не всегда. В обстановке общей неразберихи это порой приводило к несколько странным случаям, как, например, произошло с купюрой в 500 марок, выпущенной пробольшевистским правительством. Она полностью повторила в дизайне денежную единицу образца 1909 года без намека на коммунистическую символику. Скорее она имеет даже враждебное этим идеям содержание, к примеру, российского двуглавого орла. У «красных» просто не было ни времени, ни достаточного объема ресурсов перекроить денежную систему под себя.
Первые деньги победившей в гражданской войне стороны тоже не отличались новизной в дизайне. Из видимых изменений на купюрах в 1 и 5 марок только исчезновение имперского гербового орла и всех надписей на русском языке. На старшей банкноте стилизованный «венок» из рыб смотрится несколько недоработано без геральдического символа по центру. По бокам имеется информация на финском и шведском языках, которая переводится как «Банк Финляндии разменивает эту банкноту на пять марок золотом». На реверсе уже знакомое изображение человека в лодке посреди озера, а по краям все то же предупреждение о наказуемости подделки денег мелким шрифтом на обоих государственных языках Финляндии.
На ранних 10 марках в центре аверса заснеженная ель, а на оборотной стороне две стоящие напротив коровы на фоне финского хутора.
Купюра в 20 марок в особенности отличается растительными мотивами. На обеих сторонах напечатаны деревья с причудливым переплетением ветвей. Это, видимо, играло не только эстетическую, но и защитную функцию – технически было очень сложно качественно подделать подобную банкноту.
Не претерпели изменений 100 марок с пахарями на лицевой стороне и с изображением лютеранской кирхи из дикого камня на оборотной.
Купюра в 1000 марок, как и прочие, лишилась только двуглавого орла и всех надписей на русском языке, в целом не изменившись.
Конечно же, едва только позволила обстановка, был разработан национальный дизайн для финской валюты. Первый выпуск новой серии купюр произведен в 1922 году, а позже их массу дополняли по мере экономической необходимости. При этом, год производства на аверсе оставался неизменным, и во избежание путаницы на банкнотах делались надпечатки с литерами («Litt. A» и т.д.), с помощью которых примерно определялся период выпуска марок. Для удобства понимания эти данные объединены в таблицу и приведены ниже. Разумеется, следует помнить, что купюры первого выпуска в 1922 году какой-либо буквенной маркировки не имели.
Пояснительная таблица к серии 1922 года
Как ни странно, располагаться на аверсах 5 и 10 марок удостоились изображения ели и дуба соответственно, а геральдический лев с мечом в лапе – национальный герб Финляндии – занял место на обороте.
Также отметим, что на новых купюрах исчезла информация о возможности их обмена на золотые монеты. Ее заменили короткой фразой на финском и шведском, где упоминался Банк Финляндии и конкретный номинал. Бесследно исчезло грозное предостережение о тюремном сроке для фальшивомонетчиков.
На аверсе 20 марок мы впервые видим надпечатку «Litt. C», которая означает, что эта купюра, хотя и числится 1922 годом, на деле произведена на 9 лет позже, то есть в 1931-м.
Номиналы в 50 марок и крупнее по-своему уникальны в финляндской бонистике, потому как в оформлении использовались мотивы эротического искусства. Группа почти обнаженных людей изображается на фоне моря и парохода вдалеке.
Это направление имело впоследствии довольно долгую историю, только лишь менялось положение тел персонажей и пейзажи на заднем плане. Например, на 100 марках морская тематика заменена на индустриальную – группа расположена на фоне фабрики.
На купюре номиналом в 500 финляндских марок имеются аграрные мотивы: на дальнем плане широкие поля, а в руках персонажей сельскохозяйственные орудия и снопы пшеницы.
Банкнота в 1000 марок напоминает о народном названии Финляндии («Страна тысячи озер»), потому как здесь уже знакомая нам группа имеет фоном легко узнаваемый пейзаж в виде густо поросших лесом островков посреди большого озера. Типичная для финской природы картина.
Новая серия финляндских банкнот была выпущена накануне тяжелого испытания для страны под названием Вторая Мировая война. Последняя изрядно ускорила темпы инфляции, ведь для нации в 4 миллиона человек было рискованным шагом поставить под ружье самых молодых и сильных работников, а затем обеспечивать их нужды несколько лет. Ниже мы увидим подтверждение бедственного положения финнов в те годы, но для начала прошу ознакомиться с очередной пояснительной таблицей по надпечаткам с литерами. Обратите внимание, что она имеет отношение только к серии 1939 года.
В целом эти купюры мало чем отличались от более ранних, разве что на всех с литерой «D» появились водяные знаки в виде роз. Также поменялся год выпуска с 1922-го на 1939-й, и аверсы 50 и 100 марок были приведены к единому образцу.
Однако, судя по таблице, в Финляндии военного времени печатные станки работали в усиленном режиме, подгоняемые инфляцией и ее же ускоряющие. Бумажные деньги изрядно обесценились, что наглядно показывает банкнота в 5000 марок, переделанная из 500 образца начала 20-х годов. Надпечатка номинала представлена на пробной банкноте (красная надпись, в переводе означающая «Образец»). Такие трансформации номинала не вселяли уверенности в финских граждан, стимулируя их накапливать золотые монеты.
Первая послевоенная серия финских банкнот отличается изрядной упорядоченностью. Как мы видим в пояснительной таблице, денежные знаки этого типа отпечатали в 1945 и 1948 годах, причем повторно выпустили почти все, за малым исключением. Однако важно знать одну очень значимую особенность партии 1945 года: на всех купюрах имелись водяные знаки в виде квадратов, которых нет на более поздних.
Отметим новый дизайн купюр 50 и 100 марок, а также отсутствие льва с мечом на геральдическом щите аверса 500 и 1000 марок обоих выпусков.
Крупнейшая на тот момент банкнота в 5000 марок имела совершенно новый облик, в отличие от эрзаца военных лет. На лицевую сторону был помещен портрет Йохана Снелльмана, финского писателя XIX столетия и популяризатора родного языка. Для купюры выбрали фотографию 70-х годов, когда Снелльман уже пребывал в преклонном возрасте.
Серию 1948 года и все последующие вы увидите во второй части статьи.