Такой вопрос возникает у тех, кто относится к денежным знакам не только как к всеобщему эквиваленту всех товаров, мере стоимости и масштаба цен, средству обращения и накопления, но и как к отражению политической культуры, идеологии, исторической преемственности.
В заголовке статьи поставлен совершенно не банальный вопрос, если учитывать, что банкноты – это не только дензнаки, обеспечивающие товарно-денежный обмен, но и исторические артефакты, несущие определенную идеологическую, политическую и культурную нагрузку.
Купюра номиналом 500 рублей была выпущена в обращение 1 января 1998 года в серии 1997 года «Города России». Справедливости ради, следует отметить, что впервые городская тематика на российских банкнотах появилась двумя годами ранее. В этом году исполняется 25 лет со времени появления в денежном обороте серии банкнот Банка России «Города». В 1995 году завершилась реконструкция производства на фабриках Гознака. Это позволило приступить к печатанию банкнот более высокого качества и с повышенной степенью защиты. Банкноты новой серии имели оригинальную цветовую гамму, отличную от цветового решения банкнот царской России и СССР. Отличались они также размерами и тематикой изображений. Впервые на банкнотах появились самые узнаваемые символы российских городов – памятники архитектуры, объекты индустрии и монументы выдающимся россиянам.
500 000 рублей образца 1995 года
В ходе денежной реформы 1 января 1998 года была проведена деноминация и количество нулей на купюрах уменьшилось в 1000 раз. Соответственно банкнота достоинством в 500 000 рублей стала 500-рублевой.
Как известно, каждая из банкнот современного регулярного денежного обращения России посвящена определенному городу нашей страны. Например, 100-рублевая купюра – столице нашей Родины, Москве, 1000-рублевка – древнему Ярославлю.
А какой город изображен на 500-рублевой купюре?
Никакой информации о причинах выбора Архангельска для пятисотрублевой купюры Банк России не публиковал. Вероятно, решили показать один из исторически значимых городов русского Севера, и Архангельск под этот критерий подошёл.
500 рублей образца 1997 года
Попробуем же тщательно разобраться, что изображено на 500-рублевой купюре России.
В основе композиции лицевой стороны банкноты этого достоинства – памятник императору-преобразователю Петру Великому на фоне здания морского-речного вокзала и парусного корабля. На оборотной стороне изображен карбас – парусно-гребное промысловое судно поморов на фоне панорамы древнего Соловецкого монастыря.
Впервые будущий реформатор, молодой 21-летний царь Петр Алексеевич побывал в Архангельске летом 1693 года. Он не только наблюдал за торговлей, которую вели европейские купцы в этом северном городе России. Больше всего царя поразили парусные корабли, а их в то лето в Архангельском порту было немало – более сорока. Именно тогда молодой Петр учился ставить паруса и управлять большим кораблем. Стоя за штурвалом одного из голландских кораблей, Петр так увлекся, что уплыл в открытое море на несколько дней. На следующий год Петр снова в Архангельске. На кораблях русской постройки «Святой Павел» и «Святой Петр» царь плавал к Соловецкому монастырю, учился матросскому делу на голландском корабле. Все лето 1694 года Петр провел в Архангельске, ведь ему нужно было самому опробовать каков в деле только что прибывший, построенный по российскому заказу в голландских доках, корабль «Святое Пророчество». Именно в Архангельске Петр утвердился в мысли о том, что России необходимы выходы к морю, ведь у огромной страны был только лишь Архангельский порт с очень коротким сроком навигации. Три архангельских корабля стали началом русского флота. К третьему приезду Петра в Архангельск в 1702 году город преобразился, там вовсю строились двух- и трехпалубные корабли. Построена новая крепость. Это был последний приезд царя-реформатора в северный город – впереди были грандиозные сражения и конечно же строительство новой столицы – Санкт-Петербурга. Но Петр не забыл Архангельска. В 1708 году город стал центром новообразованной Архангелогородской губернии.
Памятник Петру I был установлен в Архангельске в 1914 году. Автор монумента – выдающийся русский скульптор Марк Антокольский. Архангельский памятник не единственный в своем роде. Аналогичные, выполненные по одной модели Антокольского, установлены в Петербурге, Петергофе, Таганроге и Шлиссельбурге.
Реалистичная скульптура представляет царя-полководца в мундире офицера Преображенского полка с подзорной трубой в одной руке и с тростью в другой. Сама статуя, высотой 2,5 м, была отлита из бронзы в Париже, а пьедестал изготовили монахи Соловецкого монастыря. После революции 1917 года памятник был сброшен с постамента и 13 лет пролежал на берегу Северной Двины. В 1933 году статую перевезли в местный музей, а в 1948 году вернули на постамент.
Памятник Петру Великом на банкноте изображен на фоне здания морского-речного вокзала. Спроектированный в виде корабля и открывшийся в 1972 году вокзал, стал одной из визитных карточек Архангельска.
В основе сюжета оборотной стороны купюры – плывущий в сторону Соловецкого монастыря карбас.
Карбасом называлось парусно-гребное судно северных промысловиков – поморов. На протяжении XV – первой половины XX века – это был главный промысловый кораблик на Русском Севере. Длина карбаса составляла от 5 до 10 метров, он мог перевозить до полутонны груза. Судно имело два паруса и 4-6 весел. Холмогорские карбасы были шире и больше - до 12 метров в длину, и грузоподъемнее – некоторые могли вмещать до 450 пудов груза. На карбасах осуществлялся промысел рыбы и морского зверя (котика, тюленя, моржа). Судно могло использоваться как в плавании по рекам, так и на море.
Соловецкий монастырь – самая северная монашеская обитель России, расположенная на Соловецком острове в Белом море. Создателями монастыря на рубеже 1420-1430-х годов были новгородские монахи Герман, Зосима и Савватий.
Большой вклад в развитие монастыря внес игумен Филипп (Колычев). Главный доход монастыря в то время давало солеварение. В первой половине XVII века обитель приобретает современный вид – строятся каменные стены с башнями, кирпичные храмы. Монастырь становится крепостью, защищающей с севера единственный на тот момент русский порт – Архангельск.
В обществе со времен горбачевской «гласности» утвердилось мнение о том, что Соловки – главный символ сталинских репрессий. Однако, не стоит забывать, что со времен Ивана Грозного и до Николая II Соловецкий монастырь был церковной и политической тюрьмой. Удаленность Соловков делало монастырскую тюрьму идеальным местом заключения для неугодных власти политиков и священнослужителей.
Через соловецкие подвалы прошли – сподвижник Петра Великого, дипломат Петр Толстой, запорожский атаман Петр Калнышевский, декабрист Федор Шаховской, многочисленные сектанты, старообрядцы и православные священнослужители, неугодные руководству церкви.
В заключении добавим, что на банкнотах модификации 2010 года вид Соловков кардинально изменился. Если на первоначальной купюре перед зрителем представал Соловецкий лагерь особого назначения (соборы без крестов и пр.), то сейчас перед нами Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Исчез и карбас, так как прилегающий к Соловкам водоём не предполагает судоходство кораблей подобного водоизмещения.
Подводя итоги, автор надеется, что поставленный вопрос – что изображено на 500-рублевой купюре России, не остался без ответа и пытливый читатель открыл для себя немного нового в современной российской бонистике.