«Там так же полыхают густые краски зим,
Но ходят оккупанты в мой зоомагазин…»
Б.Окуджава
«Мы всерьёз и надолго!» - главный лозунг оккупантов на любой войне и в любые времена. В основе этой тезы новая финансовая система. Деньги – кнут и пряник, инструмент управления покоренных стран и народов. Деньги – механизм угнетения и подчинения, механизм формирования новых общественных отношений. Зачастую деньги более убедительны, нежели указ новой администрации либо полицейская дубинка.
Оккупанты
1915 год. Германские войска занимают западные области Российской империи. В городах и уездах создаются управления и назначаются бургомистры. В скором времени в качестве обязательных платёжных средств в оборот внедряются, так называемые, военные деньги, выпускаемые в данном случае германским правительством: бумажно–денежные знаки и разменная монета. Этими деньгами оккупационные власти расплачиваются с местным населением за реквизируемые материальные ценности, поскольку российскими деньгами подточенная военными расходами экономика Германии не располагала.
Работа с населением
Весной 1916 года правительство Германии создаёт Ссудную кассу «Восточный банк для торговли и промышленности», которому поручается выпуск в обращение наличных денег для расчетов на оккупированных территориях Российской империи. Со свойственной немцам педантичностью строго в оговорённые сроки банк проводит три эмиссии.
Железные 1, 2 и 3 копейки (1916 год)
Официально их можно именовать монетами германского командования Северо-Восточного фронта. На аверсе изображена прусская военная награда Eisernes Kreuz, или Железный крест, учреждённый ещё Фридрихом Вильгельмом в 1813 году за боевые отличия в войне с Наполеоном. В центре креста обозначен номинал монеты на русском языке – 1 копЪйка, 2 копЪйки, 3 копЪйки .
На реверсе незатейливая надпись Gebiet des Oberbefehlsahbers OST (Территория главнокомандующего Восток). В нижней части реверса – буква, свидетельствующая о месте чеканки. Производство монет велось на двух монетных дворах: в Берлине (А) и Гамбурге (J). Тираж свидетельствовал о серьёзном подходе к построению новой финансовой системы и был огромным.
Берлинский монетный двор обеспечил тираж копейки в 11 100 000 штук, двухкопеечной монеты - 6 100 000 штук, трёхкопеечной монеты - 8 700 000 штук. Гамбургский монетный двор отчеканил монеты копеечного номинала – 7 700 000 штук, две копейки – 8 100 000 штук, три копейки - 7 100 000 штук.
Бумажные банкноты в копейках и рублях (1916 год)
Ссудные знаки Восточного банка для торговли и промышленности с надписью на лицевой стороне купюры - Ostbank fur Handel und Gewerbe Darlenskasse, Ost. Также на лицевой стороне всех банкнот стоит дата 17 апреля 1916 г. В нижней части предупреждение о том, что подделка казначейских билетов преследуется по закону – «За изготовление поддельных банкнот, их подделку и приобретение надлежит наказание – тюремное заключение до восьми лет».
Печать бумажных денег производилась в городе Позен (в настоящее время Познань).
Город Позен 1916 год
Рубль равнялся ста копейкам и первое время по номиналу приравнивался к российскому рублю. Примечательно то, что в отличие от разменной монеты, русский язык в текстах банкнот не использовался. Вся информация излагалась на немецком, польском, латышском и литовском языках.
По мере продвижения германских войск на восток расширялась география обращения, так называемого, ост-рубля: восточные области Польши, входившие в состав Российской империи, Западная Украина, Курляндия (западная часть современной Латвии) центральная Латвия, Литва и Западная Белоруссия, Ливония и Эстония.
С подписанием Брестского мира ост-рубли стали выходить из оборота. Однако, в некоторых областях они продолжали хождение наряду с немецкой восточной маркой. Причём, за 1 ост-марку давали 2 ост-рубля. Дольше всего (до 1922 года) ост-рублями расплачивались литовские крестьяне, заменив их затем на Литы.
Бумажные банкноты в германских марках (1918 год)
Второй выпуск бумажных оккупационных денежных знаков пришёлся на апрель 1918 года. Немецкое командование замену ост-рублей ост-марками обуславливало прежде всего необходимостью приучить местное население к немецкой валюте. В Ковно (ныне Каунас), где находился штаб 8-й германской армии, налажена печать новых банкнот, преимущественно для обращения на территории Литвы.
Город Ковно 1918 год
В отличие от ост-рублей на купюрах отсутствует ссылка на Восточный торгово-промышленный банк, а приводится только Восточная ссудная касса. Там не менее, указывается, что оплата денежных знаков в рейсхмарках по нарицательной стоимости гарантируется немецким государством. Также, как и на ост-рублях на оборотной стороне нанесено грозное предупреждение о тюремном заключении за подделку денежных знаков.
Только за марки
Оформление ост-марок в значительной степени идентично ост-рублям, и, прежде всего схожи шрифты нанесённых надписей. В художественном оформлении также имеется большое сходство. Некоторые художественные элементы и вовсе дублируют элементы оформления ост-рублей. Основа художественной композиции банкноты 5 ост-марок дублирует композицию 3 ост-рублей. Для печати 100 ост-марок использовано клише 100 ост-рублей с одним и тем же изображением - профилем женщины с лавровым венком на голове и воина в средневековом шлеме.
На лицевой стороне ост-марок информация изложена на немецком языке, на оборотной стороне тексты продублированы на литовском и латышском языках.
Оккупационные деньги в обязательном порядке использовались во всех видах расчётов. В случае нежелания принимать ост-рубли и ост-марки местные администрации предусматривали различные виды наказания. Тем не менее, население зачастую предпочитало рубли российской империи, которые имели параллельное хождение на оккупированных территориях.
Население предпочитало рубли
По утверждению историков первый выпуск оккупационных бон в 1916-м году (ост-рублей), судя по достоинству денежных знаков, обусловлен необходимостью ослабления разменного кризиса. Второй выпуск 1918-го года (ост-марок) должен был насытить рынок достаточным количеством денежных знаков.
С поражением немецких и австро-венгерских войск прекратилось насильственное внедрение оккупантами собственных платёжных средств. Национальные военные и гражданские администрации изымали из оборота и аннулировали военные деньги. Однако в силу поствоенной разрухи и финансового упадка эти деньги некоторое время имели хождение и по окончании войны.
Возвращение национальных валют с освобождением оккупированных территорий от немецких захватчиков