Жостовская роспись – один из тех русских народных промыслов, для которого можно не только отметить географическую и временную точку возникновения, но и подробно детализировать все этапы его развития, включая периоды спада и возрождения. Рассмотрим хронологию развития росписи жостовских подносов. Разберём все производственные этапы от заготовки до финальной стадии. Поучимся держать кисть так, как держат её жостовские художники. Полюбуемся на необыкновенные товары производства Жостовской фабрики декоративной росписи.
Жостовские подносы – история и современность
Появление жостовкой росписи является следствием удачно завершившейся цепочки действий нескольких российских предпринимателей, каждый из которых внёс в свой этап важный вклад. Точкой старта можно считать посещение Петра Ивановича Коробова фабрики Иоганна Штобвассера (г. Брауншвейг, Нижняя Саксония, Германия). Коробов тогда переживал нелёгкие времена, так как занимался выделкой лакированных козырьков для киверов военнослужащих, надобность в которых отпала. Увиденные красочные поделки из папье-маше зародили у Коробова идею воссоздать нечто подобное в России. Результатом стало перепрофилирование лакокрасочного производства, открытого в 1793 году в селе Данилково Марфинской волости, на выпуск затейливых табакерок. Мода сыграла на руку предпринимателю, и он даже пригласил на работу нескольких брауншвейгских мастеров. Особенностью табакерок была яркая расписная картинка на их крышках.
Возможно, крохотное предприятие постепенно сгинуло бы в безвестности, если бы не досталось по наследству тестю Коробова – Петру Васильевичу Лукутину, происходившему из древнего купеческого рода. Предположив, что табакерки могут выйти из моды, Лукутин начинает выпуск других предметов из прессованной бумаги. Он не только увеличивает число работников до двух десятков, но и создаёт художественную школу, выпускники которой привлекались к росписи. Если ученики проявлял большой талант, Лукутин отправлял его в Строгановское художественное училище (г. Москва). На этом направлении Лукутина ждал большой успех. Через несколько лет, подтвердив качество продукции, он получает право её клеймения. С этого времени на изделиях фабрики красовался двуглавый золотой орёл, а также имена или инициалы того Лукутина, кто в данный момент владел производством. Но это уже история федоскинской миниатюры – иного промысла, к жостовским подносам отношения не имеющего.
Вхожий на фабрику Лукутина крепостной крестьянин Филипп Никитич Вишняков внимательно присматривался к производству, пока не разобрался в его технологии досконально. Первоначальный план закупать крупные партии товара и продавать его в лавке, расположенной в деревне Жостово, уступил место идее наладить собственное производство. Так к лавке добавилась открытая в 1825 году мастерская, где братья Вишняковы начали выпуск из прессованной бумаги табакерок, марочниц, шкатулок и подносов. Большой выгоды это не принесло, так как изделия расположенной рядом федоскинской миниатюры брали куда охотнее. Кроме того, прессованные подносы были хотя и красивы, но всё же хрупки и достаточно недолговечны.
Желание делать крепкие, но красивые подносы, навела братьев Вишняковых на мысль, позаимствовать ещё чью-нибудь идею, уже достигшую удачного развития. Таковой оказалась Тагильская роспись – народный промысел художественной лаковой росписи металлических подносов, зародившийся в городе Нижний Тагил к середине XVIII века и за прошедшие десятилетия уже добившийся определённого признания. В отличие от Федоскино, Нижний Тагил находился далеко от Жостово. Кроме того, большим плюсом выступало наличие вблизи богатой Москвы. В мастерской стали одновременно расписывать и папье-маше, и металл. Жостовские металлические подносы впервые упоминаются в указателе Всероссийской промышленной выставки 1839 года. Две различные технологии постепенно слились в одну, ставшую не только красивой, но и самобытной. После отмены крепостного права Вишняковы объединили дюжину «семейных мастерских» под выделку подносов в определённом стиле. Считается, что основные этапы жостовского художественного производства сформировались в 1870-1880-е гг.
Изменчивая мода и обеднение жителей Российской империи после неудачной русско-японской войны и революционных событий 1905 года чуть не разорили предприятие. Если в 1880 году выпуском подносов занималась полусотня ремесленников в семи домашних хозяйствах и шести мастерских, то к 1912 году производство сократилось более чем вдвое. Некоторая поддержка от государства помогла продержаться до Октябрьской революции, но затем началась Гражданская война. Однако уже в 1922 году производство лакированных подносов возобновлено «Новосельцевской трудовой артелью». Новая власть не только не препятствует промыслу, но и всячески способствуют его развитию. Через два года подносы начинает выпускать «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь», а ещё через год – «Лакировщик» и артель «Свой труд», расположенная в селе Троицкое. Через несколько лет все эти малые предприятие решили объединить в артель «Металлоподнос».
Искусствоведы расходятся во мнении развития жостовких промыслов в довоенный период. Одни утверждают, что самобытную жостовскую роспись чуть не погубили строгие указания сверху о том, какие мотивы должны в ней господствовать. Фирменный жостовский цветочный стиль должен был уступить место сюжетам о победе Революции и достижениям рабочего класса. Этому противоречат сведения о том, что за два десятилетия после восстановления промысла большие партии жостовских подносов именно с цветочной росписью отправляли на экспорт во Францию, Англию, США. Если же брать в расчёт лишь цифры и факты, отметим, что для артели «Металлоподнос» уже в 1930 году выстроили каменное здание, а к 1938 году число её работников возросло до 212 человек, из которых 70 занимались художественной росписью. В тяжёлые годы войны власть приняла решение вернуть жостовских мастеров с фронта. Расписные подносы продолжили делать и отправлять на экспорт, добывая нужные стране средства. За два первых послевоенных года жостоская роспись была успешно представлена на международных выставках, прошедших в Лондоне, Москве, Праге и Каире.
Полтора послевоенных десятилетия не только укрепили жостовский стиль, но и сформировали его новые направления, когда на подносах стали появляться не просто эфемерные цветы, а растения, детально скопированные из ботанических атласов. В качестве связующих элементов добавились ягоды, ветви и травинки. Поэтому вместо Жостовской артели В 1960 году решением Совета министров СССР открывается масштабная фабрика Жостовской декоративной росписи. Широкая поддержка государства привела к тому, что в 1970-1980-х гг. жостовский стиль переживает новый расцвет. Его известность становится сравнимой с Хохломой и Гжелью. Высокий художественный уровень изделий в 1975 году отмечен орденом «Знак Почёта».
В постсоветское время дела у предприятия складывались не так успешно. Невзирая на то, что в 1993 году фабрику занесли в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, началось накопление долгов, приведших в 2002 году к банкротству. Бессильно оказалось даже Министерство культуры. Однако выкупивший в 2004 году фабрику «Мастер-банк» начал усиленно вкладываться в её восстановление, попутно отдав часть фабричной территории под строительство посёлка для покрытия долгов. Хотя производство удалось возобновить и даже вернуть часть ранее уволенных мастеров, отзыв лицензии у «Мастер-банка» снова вверг фабрику в финансовую катастрофу. Проблемы удалось решить лишь в 2017 году, когда новые собственники в очередной раз приступили к развитию производства. На момент написания статьи фабрика продолжает выпускать подносы с художественной росписью, а на её территории действует музей, где желающие могут познакомиться с летописью производства и взглянуть на удивительные изделия с жостовской росписью, изготовленные в различные эпохи.
Этапы изготовления жостовского подноса
Начальным этапом является работа с металлом, ведь основа подноса – жесть. Из металлического листа мастер специальными ножницами для работы по металлу вырезает контур будущего изделия. Затем начинается работа по рельефу: выколачивание бортов и выравнивание центрального поля. Сделанную вчерне форму доводят до совершенства на станках, где происходит загиб краёв и последующая их шлифовка. За время существования жостовского промысла здесь делали подносы, включающие полторы сотни различных форм. Сюда входя как миниатюрные формы для подносов-сувениров, так и огромные (так называемые «скатерные»), способные закрыть стол целиком. Выделка 32 форм сейчас механизирована: вместо ножниц – вырубка, вместо молотка – прессовка. Остальные традиционно изготавливают ковкой.
Готовый поднос поступает художникам. В XIX веке жостовские мастерские делали подносы четырёх сортов. Самый низший – третий – предполагал двухслойную роспись на подносе, загрунтованном лишь с лицевой стороны. Для второго сорта мастера также делали роспись в два слоя, но при этом приводили в приличный вид и оборот подноса. Подносы первого сорта имели трёхслойную роспись на чёрном фоне. Высший сорт кроме трёх слоёв росписи мог похвастать цветным фоном. Современное производство основано на росписи, включающей от четырёх до семи слоёв. Рассмотрим этапы художественной росписи.
Грунтовка. Это отделочный этап, когда будущий поднос грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком, чтобы добиться идеально ровной поверхности, на которую и лягут краски. К художественной части его относят, потому что при грунтовке выбирают цвет основного фона. Чаще всего, это традиционный чёрный, на котором яркая роспись смотрится наиболее контрастно. Но фон может быть синим, бирюзовым, золотым, красным и даже белым.
Замалёвка (замалёвок). Здесь на фоне появляются контуры будущего рисунка. Каждый объект получает свой основной цвет, к которому потом добавятся оттенки. Художник создаёт рисунок, вращая поднос, часто работая сразу с несколькими изделиями. После замалёвки на чёрном фоне остаются закрашенные однотонные цветы, листья и другие крупные элементы. После требуется просушка на 4-5 часов. Но чаще поднос после замалёвки оставляют сохнуть на ночь.
Тенёжка. Создание первоначальной глубины. Полупрозрачными красками художник разрисовывает те части элемента, которые композиционно находятся дальше от зрителя. Часть элемента словно обретает тень. Больший эффект достигается, если тенёжка повторяется несколько раз, но другими красками или оттенками.
Прокладка. Считается самым ответственным этапом для художника. Добавляется ещё один объёмный эффект, но уже высветлением участков элемента более яркими оттенками. После прокладки рисунок должен «заиграть», превратившись в царство контрастов. Если этого не произошло, замысел не удался. Классическая жостовская роспись останавливалась на этом этапе.
Бликовка. Этот этап придумали уже в ХХ веке. Здесь чудеса творят фрагменты, на которые иллюзорно падает яркий свет. Причём, падать он может с разных сторон, а источников света может быть много.
Чертёжка. Работа с гранями. Берётся тонкая кисть, чтобы проработать края цветов и листьев золотистой краской. Результат схож с эффектами «Внешнее свечение» и «Внутреннее свечение» в графических редакторах. Далее чёрной краской прорабатываются внутренние контуры элемента: прожилки на стеблях, черенки, пестики и тычинки. Раньше мастера называли эту работу «сделать семенца».
Привязка. Да, это именно привязка к местности, то есть к фону. Пустоты внутри рисунка и вокруг него заполняются мелкими элементами: травинками, листьями папоротника или виноградной лозой. Элементы рисуются смутно, будто расположены в полумраке, позади от освещённых главных элементов.
Уборка или украшение бортиков. Обычно здесь поднос передают другому художнику, чей талант проявляется в орнаментальных узорах, обрамляющих края товара. Его так и называют – «орнаменталист». Обычно для этого узора используют краску имеющую оттенок металла: золотую, серебряную, медную. Однако из-за того, что узор выполняется тонкой кистью, глаз прежде всего ловит главный рисунок, не отвлекаясь на боковую вязь.
Работа художников завершена, но ещё не поставлена последняя точка в процессе. За дело берутся те, кто наводит на изделие зеркальный блеск. Классический рецепт: работницы разводят меловой раствор и при помощи тончайшего мелового порошка полируют лицевую сторону подноса до блеска.
Попробуем теперь визуально разложить этапы, чтобы понять, какие именно элементы добавляются к рисунку после каждого из них. На иллюстрации выше видно, с какой большой палитрой приходится работать художнику, ведущему роспись жостовских подносов. Отметим и то, что внимания требует каждый лепесток или листочек.
Разумеется, драгоценные часы рабочего времени художника по большей мере уходили бы на прокраску элементов, если бы его не научили создавать базовые фрагменты рисунка одним или несколькими мазками. На иллюстрации выше приведена «Азбука кистевых мазков», наглядно демонстрирующая, как парой мазков рисуется фигурный лепесток. А ниже показано создание жостовского орнамента.
Жостовская роспись наших дней
Уникальность любому жостовскому подносу создаёт ручная роспись. Данный этап механизировать не собираются, поэтому двух одинаковых жостовских подносов не существует (даже если работы выполнены схожими узорами). Славу традиционной жостовской росписи составили букеты из полевых и садовых цветов, а также натюрмортов из фруктов и овощей. Однако на подносах можно создавать настоящие живописные полотна, не уступающие по красоте картинам маститых художников.
Выше показан поднос из музейной экспозиции, посвящённый Александру Сергеевичу Пушкину. Центральным моментом композиции стал портрет поэта, словно освещённый сиянием музы. На большей части подноса приютились герои пушкинских сказок (звездочёт с золотым петушком, старуха у разбитого корыта и др.) и волшебной поэмы «Руслан и Людмила». По краям проходит медно-золотистый орнамент, красиво оттеняющий пушкинские сюжеты. Зная последовательность этапов росписи, будет интересно поразмышлять, как добавлялись новые слои и обретали объём отдельные элементы.
Доказать, что Жостово – это не только цветочный букет, могут работы Вячеслава Ивановича Леткова, окончившего Федоскинскую школу миниатюрной росписи и работавшего на Жостовской фабрике декоративной росписи с 1956 года. Уже через пять лет в Москве состоялась его персональная выставка. Работа «Тройка» показывает нам не только традиционный русский сюжет, но и одну из оригинальных форм, которые может принимать жостовский поднос.
Ещё одна работа Леткова «Петух и фрукты» показывает, как эффектно можно добавить к базовым элементам жостовской росписи представителей пернатого мира. Причём, эту работу натюрмортом не назовёшь, так как птицы на ней живые. За высокохудожественную роспись по металлу Вячеслав Иванович в 1971 году удостоен Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина.
Однобоко называть этот народный промысел «жостовские подносы». Жостовскую роспись можно увидеть на непривычных предметах. Выше показан набор ёлочных игрушек с узнаваемыми цветочными узорами. Жостовская игрушка – это и матрёшки, и расписные лошадки. История совершила оборот, от подносов вернув эту роспись многочисленным предметам домашнего быта (шкатулки, подстаканники и др.). И это не только жостовская посуда или мелкие кухонные приспособления. Знакомые цветочные узоры сейчас можно увидеть на стиральных машинах и различной кухонной технике. Учитывая последнюю моду «Роскосмоса» разрисовывать отправляющиеся на орбиту «Союзы» узорами под Гжель и Хохлому (с Байконура уже стартовал корабль с городецкой росписью), есть большой шанс, что когда-нибудь в космос полетит ракета и с жостовским букетом.