Несмотря на обилие ювелирных брендов, история знаменитых яиц Фаберже всё также продолжает волновать умы всё новых поколений. О биографии самого Карла Фаберже и о создании им ювелирной мастерской мы уже подробно рассказывали в другой нашей статье. Этот же обзор покажет вам полный список яиц Фаберже и познакомит с самыми интересными его позициями.
Что такое «яйцо Фаберже»?
Яйца Фаберже – серия изделий в виде пасхальных яиц, выполненных мастерской фирмы Карла Фаберже в период с 1885 по 1917 гг. Всего к ней на данный момент относят 71 пасхальное яйцо, большая часть которых выполнена по заказу российских императоров и носится к так называемой «императорской серии» (ещё эту часть называют «императорские яйца). Каждое из них является ювелирным изделием элитарного класса, так как при их изготовлении главным фактором была не стоимость материалов, а общая идея и неповторимость. Получив свободу действий, Карл Фаберже никогда не раскрывал особенность нового яйца и входящего в него сюрприза. Исходя из того, что императорский двор заказывал изделия ежегодно, Фаберже имел возможность долгосрочного планирования к каким-то определённым событиям. Поэтому, хотя срок изготовления большинства позиций «императорской серии» занимал примерно год, в отдельных случаях работа над яйцом или его сюрпризом занимала до трёх лет.
Учитывая особенность яиц Фаберже в судьбе последнего самодержца России, к каждой позиции «императорской серии» приковано пристальное внимание, так как она имеет ещё и историческое значение. То же самое можно сказать и о других яйцах, связанных с известными личностями мирового масштаба. Постепенно речевой оборот «яйца Фаберже» начало олицетворять роскошь и богатство мировой элиты, позволяющей тратить миллионы на приобретение дорогих безделушек, при этом оставшись и названием ювелирных изделий в виде яиц с сюрпризами. Некоторые заносят яйца Фаберже в число символов России.
Ювелиры наших дней вполне способны создать собственные «яйца Фаберже». Примером служит Голубое яйцо от Джеффа Кунса, проданное за 5 600 000$. И всё же почему современные изделия в виде шкатулок яйцевидной формы не могут сравниться с шедеврами мастеров Фаберже? Если поставить оригинальное яйцо рядом с подражанием ему, оно станет смотреться скульптурой Микеланджело возле гипсовой девушки с веслом, которой украшали советские парки. Сам Карл Фаберже объяснял это так: «Если сравнить с моим делом такие фирмы, как Тиффани, Бушеран, Картье, то у них, вероятно, найдется драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в полтора миллиона рублей. Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга».
«Курочка»
Это первое яйцо Фаберже из серии подарков императоров Российской империи к светлому празднику Пасхи. Дарителем стал император Александр III, адресатом подарка – императрица Мария Фёдоровна, получившая его весной 1885 года.
Отправной точкой для создания серии послужило яйцо из слоновой кости, изготовлен в первой половине XVIII века и хранящееся Датской королевской коллекции. Мария София Фредерика Дагмар, принявшая имя Мария Фёдоровна была дочерью короля Дании Кристиана IX. Поэтому пасхальный подарок мог напомнить ей предмет её детства и юности. Датское яйцо было выполнено из слоновой кости в виде ларца, под крышкой из желтка которого скрывались золотая курица с бриллиантовыми глазами и корона с бриллиантами. Последняя тоже имела сюрприз, пряча кольцо, инкрустированное бриллиантами.
Фаберже при изготовлении подарочного яйца использовал принцип матрёшки. Желток его изделия был не крышкой, а извлекаемой сферой. В разобранном виде она показывала хранящуюся внутри разноцветную золотую курицу с рубиновыми глазами, а также копию императорской короны, где скрывался крошечный рубиновый кулон (последние два предмета ныне утеряны).
Серия императорских яиц: 52 или 54?
Большинство известных яиц Фаберже объединяет то, что они были вручены в качестве подарка одним из императоров Российской империи (Александром III или Николаем II). Всего к «императорской серии» искусствоведы относят пятьдесят четыре яйца Фаберже. Но два из них не могут привязать ни к конкретным датам, ни к определённым событиям. Не возникает ни малейшего сомнения, что эта пара – творение мастерской Фаберже, но статус подарка, полученного из рук самодержца, для них является спорным. Поэтому в источниках часто фигурируют только пятьдесят два яйца, связанных с дарением от царствующего Романова, а не пятьдесят четыре.
Если убрать подставку от яйца «Воскресение Христово», то оно идеально впишется во внутреннее пространство яйца «Ренессанс». По мнению Кристофера Форбса именно «Воскресение Христово» и составляло сюрприз «Ренессанса», поэтому оно не упоминается в финансовых документах императорского кабинета и не имеет инвентарного номера. Яйцо «Весенние цветы» стоит в «императорской серии» особняком, так как на данный момент считается, что оно в 1899 году досталось в подарок Марии Фёдоровне не от Николая II, а от кого-то из приближённых или родственников. И «Воскресение Христово», и «Весенние цветы» сейчас находятся в Музее Фаберже (Санкт-Петербург).
Яйца Фаберже периода царствования Александра III
Подарок настолько восхитил Марию Фёдоровну, что Фаберже был сделан заказ на ежегодное изготовление яиц к Пасхе. Мастерам не ставили какие-то рамки: единственным обязательным условием было наличие в каждом яйце сюрприза. Кроме «Курочки» Александр III успел в качестве подарка вручить супруге ещё девять яиц, заказанных у Фаберже (список их приведён ниже).
- «Курочка с сапфировым кулоном» (утеряно)
- «Золотое яйцо с часами» (частная коллекция)
- «Херувим и колесница» (утеряно)
- «Несессер» (утеряно)
- «Датские дворцы» (Фонд Матильды Геддингс Грей, США)
- «Память Азова» (Оружейная палата, Московский Кремль)
- «Алмазная сетка» (частная коллекция Дороти и Арти Макферрин, США)
- «Кавказское яйцо» (Фонд Матильды Геддингс Грей, США)
- «Ренессанс» (Музей Фаберже в Санкт-Петербурге)
Пропавшее яйцо «Курочка с сапфировым кулоном» (по описанию это была золотая курочка с инкрустацией бриллиантами, держащая в клюве сапфировое яйцо) образно продолжает пасхальную тему практически с тем же набором элементов. Далее же мастера Фаберже, оставив форму, придавали каждому новому творению иной смысл, связанный уже не с Пасхой, а с событиями императорского дома. Расскажем о трёх самых интересных позициях этой девятки.
Материалом для яйца «Память Азова» работы Михаила Перхина послужила кровавая яшма, которую ещё именуют «гелиотроп». На зелёном фоне заметны синие и красные вкрапления (последние напоминают брызги крови, отсюда и название камня). Контрастом к зелёному цвету служат золотые цветы и завитки с бриллиантами, выполненные в стиле Людовика XV. Сюрпризом, выполненным Августом Хольмстрёмом, является копия крейсера «Память Азова», на котором цесаревич Николай II путешествовал по Дальнему Востоку. Искусствоведы считают, что выбор кровавой яшмы оказался пророческим, так как 29 апреля 1891 года в городе Оцу (Япония) случилось покушение, которому подвергся будущий император России. Трагическое происшествие произошло всего через шесть дней, после того, как Мария Фёдоровна получила яйцо «Память Азова» в подарок. За изготовление яйца было уплачено 4500 рублей серебром.
Яйцо «Алмазная сетка», полученное Марией Фёдоровной в 1892 году, исполнено из редкого минерала бавенита с яблочно-зелёным оттенком. Поверхность его покрывает сетка из платиновых полос, на которой крепятся золотые основания, удерживающие многочисленные бриллианты с огранкой «Роза». Работу выполнил Август Хольмстрём, а императорский дом заплатил за неё 4750 рублей серебром. Так как существует фотография, запечатлевшая витринный шкаф Марии Фёдоровны, известно, что изначально яйцо удерживала подставка из трёх ангелочков. Искусствоведы полагают, что эта тройка символизировала сыновей императрицы: Николая, Георгия и Михаила. В настоящее время местонахождение подставки неизвестно. До недавнего времени утерянным считался и сюрприз (внутри яйца хранился механический слон и ключик для его подзаводки). Но в 2015 году его обнаружили в Королевской коллекции Елизаветы II. По сопроводительным документам выяснили, что в Лондон он попал ещё в 1935 году, когда английским монархом был Георг V. «Алмазная сетка» - не первое яйцо с использованием механизма (к примеру, сюрпризом яйца 1887 года является работающий часовой механизм от Vacheron Constantin), но первое, механизм сюрприза которого целиком разработали мастера Фаберже.
«Кавказское яйцо», полученное в подарок в 1893 году, плотно связано с Великим князем Георгием Александровичем. К поверхности яйца мастер Михаил Перхин присоединил четыре дверцы, на каждой из которых бриллиантами инкрустировано одно из чисел памятной даты. Если же дверцы открыть, за ними обнаруживаются живописные миниатюры Константина Крижицкого, показывающие виды Абастуманского дворца, расположенного в Грузии и облюбованного для постоянного проживания Георгием Александровичем. Сюрприз до наших дней не сохранился, но считается, что внутри также скрывалось несколько миниатюр того же Константина Крижицкого, которые могли быть соединены ширмой наподобие сюрприза яйца «Датские дворцы». Бюджету императорского двора подарок обошёлся в 5200 рублей серебром. «Кавказское яйцо» вместе с «Яйцом с бутоном розы» 1895 года - редкий пример использования для яиц «императорской серии» кроваво-красного цвета. В дальнейшем из-за выявленной у цесаревича Алексея гемофилии этот цвет, видимо, был исключён из числа рекомендованных.
Яйца Фаберже периода царствования Николая II до 1904 года
Осенью 1894 года император Александр III умирает, поэтому на следующую Пасху подготовленный ежегодный подарок от Фаберже Марии Фёдоровне вручает взошедший на престол Николай II. Традицию пасхальных яиц не только решили сохранить, но и расширить. Оригинальное яйцо в качестве пасхального подарка стала получать и Александра Фёдоровна. Поэтому с 1895 года «императорская серия» ежегодно дополнялась не одной, а двумя позициями.
- «Синее яйцо-часы со змеёй» (коллекция князя Альбера II, Монако)
- «Яйцо с бутоном розы» (Музей Фаберже в Санкт-Петербурге)
- «Портреты Александра III» (Музей Хиллвуд, Вашингтон, США)
- «Яйцо с вращающимися миниатюрами» (Виргинский музей изящных искусств, Ричмонд, США)
- «Розово-лиловое яйцо с тремя миниатюрами» (утеряно, сюрприз – Музей Фаберже в Санкт-Петербурге)
- «Коронационное» (Музей Фаберже в Санкт-Петербурге)
- «Пеликан» (Виргинский музей изящных искусств, Ричмонд, США)
- «Ландыши» (Музей Фаберже в Санкт-Петербурге)
- «Анютины глазки» (частная коллекция Матильды Грей Стрим, Новый Орлеан, США)
- «Букет лилий» (Оружейная палата, Московский Кремль)
- «Петушок» (Музей Фаберже в Санкт-Петербурге)
- «Транссибирская магистраль» (Оружейная палата, Московский Кремль)
- «Гатчинский дворец» (Художественный музей Уолтерс, Балтимор, США)
- «Корзинка цветов» (Королевская коллекция Елизаветы II, Великобритания)
- «Ампир» или «Нефритовое» (частная коллекция, Нью-Йорк, США)
- «Клевер» (Оружейная палата, Московский Кремль)
- «Датский юбилей» (утеряно)
- «Пётр Великий» (Виргинский музей изящных искусств, Ричмонд)
«Коронационное» считается самым известным творением мастерских Фаберже яйцевидного типа. Золотая поверхность, обработанная методом гильоширования (орнаментальный узор в виде сетки или переплетающихся волнистых линий), покрыта слоем эмали, который в зависимости от освещения может показаться зелёным или лимонным. Поверх выложена сетка, имитирующая узор ткани платья Александры Фёдоровны, в котором она была на коронации. Сквозь плоский алмаз видна монограмма императрицы, причём «А» в ней составлена из крохотных бриллиантов, а «Θ» – из рубинов. Сквозь алмаз поменьше можно рассмотреть дату вручения яйца – «1897». Сюрприз внутри – точная миниатюрная копия коронационной кареты, выполненная до мельчайших подробностей. Однако он сохранился не полностью: утеряны кулон и две подставки. Над яйцом работал Михаил Перхин, которому ассистировал Хенрик Вигстрём, а карету изготовил Георг Штейн. Стоимость подарка составила 5650 рублей, из которых 2250 рублей пришлось на сюрприз. Деньги, полученные за изготовление копии роскошной кареты Штейн потратил на покупку велосипеда. Известность яйцу добавило участие в двух кинокартинах, блеснувших в мировом прокате. В «Осьминожке», входящей в цикл о похождении Джеймса Бонда, фальшивка «Коронационного» предстаёт посетителям посольства Великобритании в Западном Берлине, а обаятельные мошенники «Двенадцати друзей Оушена» крадут «Коронационное» из римского музея.
Одним из самых хрупких позиций «императорской серии» считается яйцо «Клевер», которое императрица получила на Пасху 1902 года, поэтому оно никогда не экспонировалось за пределами России. Яйцо составлено из листьев клевера, выполненных из золота и покрытых зелёной эмалью. Некоторые из литьев инкрустированы бриллиантами. На пояске в месте соединения двух половинок видны инициалы Александры Фёдоровны. Сюрприз утерян. По предположениям внутри хранились миниатюры на слоновой кости четырёх дочерей императрицы, соединённые в виде четырёхлистного клеверного листа, инкрустированного бриллиантами. Четырёхлистный клевер считается символом счастья и удачи, в данном случае олицетворяя счастливый брак императорской семьи. За работу Михаила Перхина мастерская Фаберже получила 8750 рублей.
На Пасху, совпавшую с 200-летием основания Санкт-Петербурга, Александре Фёдоровне вручили яйцо, поверхность которого украсили четыре миниатюры придворного художника Василия Зуева. При открытии яйца из нижней половины поднималась бронзовая копия «Медного всадника». Искусствоведы считают, что Фальконе шёл на определённый риск, выбрал темой яйца деяния Петра I. Николай II мог забраковать подарок, так как отзывался о дальнем предшественнике не слишком лицеприятно: «Я признаю великие заслуги моего предка, но это предок, который меньше всего нравится мне. Он слишком преклонялся перед европейской культурой». Однако никак не отразить двухвековой юбилей столицы империи Фаберже тоже не мог. За яйцо, выполненное Михаилом Перхиным, императорский двор заплатил 9760 рублей.
Яйца Фаберже периода царствования Николая II до Первой мировой войны
Считается, что с началом русско-японской войны император счёл неуместным традиционные дорогие подарки на Пасху, поэтому в 1904 и 1905 гг. позиций в «императорской серии» не прибавилось. Некоторые искусствоведы не согласны с этой гипотезой. Кто-то считает, что подарками могли быть «Воскресение Христово» и «Весенний букет», рассмотренные нами выше. Другие придерживаются мысли, что эта четвёрка пока ещё просто не найдена.
- «Лебедь» (Фонд Эдуара и Мориса Сандоз, Лозанна, Швейцария)
- «Московский Кремль» (Оружейная палата, Московский Кремль)
- «Колыбель с гирляндами» или «Трофеи любви» (частная коллекция Роберта М. Ли, США)
- «Яйцо с решёткой и розами» (Художественный музей Уолтерс, Балтимор, США)
- «Павлин» (Фонд Эдуара и Мориса Сандоз, Лозанна, Швейцария)
- «Александровский дворец» (Оружейная палата, Московский Кремль)
- «Памятное Александра III» (утеряно)
- «Яхта “Штандарт”» (Оружейная палата, Московский Кремль)
- «Конный памятник Александру III» (Оружейная палата, Московский Кремль)
- «Колоннада» (Королевская коллекция Елизаветы II, Великобритания)
- «Лавровое дерево» или «Апельсиновое дерево» (Музей Фаберже в Санкт-Петербурге)
- «15-я годовщина царствования» (Музей Фаберже в Санкт-Петербурге)
- «Наполеоновское» (Фонд Матильды Геддингс Грей, США)
- «Царевич» (Виргинский музей изящных искусств, Ричмонд, США)
- «Зимнее» (коллекция эмира Катара)
- «300-летие дома Романовых» (Оружейная палата, Московский Кремль)
- «Екатерина Великая», «Розовые камеи» или «Гризайль» (Музей Хиллвуд, Вашингтон, США)
- «Мозаичное» (Королевская коллекция Елизаветы II, Великобритания)
Несмотря на то, что в 1906 году Российская империя была охвачена революционным движением, и Мария Фёдоровна, и Александра Фёдоровна долгожданные пасхальные подарки получили. Последней досталось яйцо «Московский кремль», считающееся самым большим из подобных творений Фаберже (361 мм). Оно изготовлено в 1903 году и символизирует посещение Москвы императорской семьёй. Возможно, именно его Николай II собирался вручить жене на Пасху 1904 года. Осью композиции стал Успенский собор, где проходило венчание царской четы. В стенках яйца есть окна-прорези, сквозь которые можно увидеть воссозданное внутреннее убранство храма. Яйцо покоится на основании в виде причудливо сгруппированных башен Московского кремля. Внутри яйца прятались заводные часы и музыкальная шкатулка. Мастер яйца неизвестен, хотя предполагают, что им был Август Хольмстрём. За яйцо императорским двором уплачено 11 800 рублей.
Если в 1906 году Мария Фёдоровна получила яйцо, внутри которого скрывался лебедь, то через два года на Пасху ей достался павлин. Само яйцо, выполненное из прозрачного горного хрусталя, является работой Хенрика Вигстрёма. Видимо, императорский двор счёл нужным сократить расходы, поэтому подставка для яйца сделана из позолоченного серебра. Впрочем, на дерево внутри яйца всё же пошло золото. Сюрпризом стал заводной павлин, которого можно снять с ветвей и выставить отдельно. Считается, что мастера Семёна Дорофеева на создание этой птицы вдохновили знаменитые часы Джеймса Кокса, которые когда-то были подарены Екатерине II Григорием Потёмкиным. Изготовление павлина заняло около трёх лет. При заводе павлин из яйца поворачивает голову и периодически распускает хвост. Этот подарок императорский двор оплатил суммой 8300 рублей.
Ещё одно яйцо, которое из России никогда не вывозилось – это «Яхта “Штандарт”» или «Императорский штандарт». Оно тоже сделано Хенриком Вигстрёмом из горного хрусталя в виде футляра, охваченного золотой полоской. Внутри находится миниатюрная копия императорской яхты, прозванной за роскошную отделку «Плавучий дворец». Ранее предполагалось, что копию из золота и платины сделал Август Хольмстрём. Однако он умер в 1903 году, поэтому имя мастера корабля сейчас является спорным. Сюрприз символизирует то счастливое время, которое Александра Фёдоровна вместе с мужем провела на борту этой яхты. Яйцо обошлось императорскому двору в 12 400 рублей.
Последние яйца Фаберже периода царствования Николая II
После вступления России в Первую мировую войну императорский двор часто показывает, что ведёт нарочито скромную жизнь. Это сказалось и на внешнем виде пасхальных яиц, и на их главной теме, которой стали военные мотивы. Например, в 1915 году оба адресата получают яйца с эмблемой Красного креста, в сюрпризах которых женщины императорской семьи одеты в форму сестёр милосердия.
- «Красный крест с портретами» (Виргинский музей изящных искусств, Ричмонд, США)
- «Триптих Красный крест» (Художественный музей Кливленда, США)
- «Орден Святого Георгия» (Музей Фаберже в Санкт-Петербурге)
- «Военное стальное» (Оружейная палата, Московский Кремль)
- «Берёзовое» (Музей Фаберже в Баден-Бадене, Германия)
- «Созвездие» или «Синее созвездие Цесаревича» (Минералогический музей Ферсмана, Москва)
В 1916 году Александра Фёдоровна получила в подарок яйцо из стали. Тем не менее, на декоративную отделку, как и прежде, пошло золото и нефрит. Яйцо выполнил Хенрик Вигстрём. Для сюрприза он изготовил мольберт из стали с золотой отделкой, на который закрепили акварельную миниатюру на слоновой кости. Василий Зуев показал на ней самодержца и цесаревича во время их пребывания на фронте для поднятия духа русской армии.
На следующий год Мария Фёдоровна должна было получить в подарок яйцо из карельской берёзы. Александре Фёдоровне предназначалось яйцо «Синее созвездие Цесаревича» из синего стекла и матового хрусталя, которое так и осталось незаконченным. Существуют два «Созвездия», спорящие за статус подлинника. Большая часть специалистов признаёт оригинальным изделием хранящееся в Минералогическом музее Ферсмана. Незавершённость яйца и отсутствие драгоценной отделки, которую так и не поставили на отмеченные на хрустале места, словно символизирует кончину императорского дома и всей империи в целом. Оба яйца не были вручены. Их даже не успели получить, так как во время пасхи императорская семья уже находилась под арестом.
Семь пасхальных яиц семьи Кельх
Примеру царской семьи решил последовать предприниматель Александр Фердинандович Кельх, который с 1898 года начал дарить супруге Варваре Петровне Базановой-Кельх, ранее бывшей женой его брата, скончавшегося в первой половине 1890-х гг. Первый подарок, известный под именем «Курочка Кельха», в целом повторял яйцо, с которого началась «императорская серия». Всего успело появиться семь яиц, над каждым из которых работал Михаил Перхин:
- «Курочка Кельха» (Музей Фаберже в Санкт-Петербурге)
- «Яйцо с панелями» (Королевская коллекция Елизаветы II, Великобритания)
- «Сосновая шишка» (коллекция Джоан Крок, Сан-Диего, США)
- «Цветы яблони» или «Яблоневый цвет» (коллекция Петера Гроопа, Вадуц, Лихтенштейн)
- «Рокайльное» (Фонд Артура и Дороти Макферрин, США)
- «Бонбоньерка» (частная коллекция, Австралия)
- «Шантеклер Кельха» (Музей Фаберже в Санкт-Петербурге)
В 1900-х гг. Варвара Петровна решительно бросает мужа, уехав в Париж, откуда уже не вернулась. Все семь подарков она забрала с собой. Мастерство исполнения яиц было столь высоким, что шесть позиций из этой семёрки долгое время ошибочно относили к «императорской серии».
Из них самым примечательным считается «Яблоневый цвет», так как оно входит в число самых крупных яиц, изготовленных фирмой Фаберже. Основным материалом послужил сибирский зелёный нефрит. Для отделки взято золото. Лепестки цветов, также выполненные из золота, покрыты белой эмалью, а их центр украшен алмазами на розовом фоне. Что находилось внутри яйца, до сих пор остаётся загадкой.
Остальные примечательные предметы
Отдельные предметы в форме яиц, не связанные ни с императорами России, ни с семьёй Кельха, искусствоведы выделяют в отдельную группу. Часть из них повторяет мотивы позиций «императорской серии». Например, «Ляпис-лазурное» и «Скандинавское» схожи с «Курочкой», а «Яйцо герцогини Мальборо» является копией яйца «Часы с синей змеёй», поэтому его часто называют «Часы с розовой змеёй».
- «Ляпис-лазурное» (Художественный музей Кливленда, США)
- «Яйцо с полосками синей эмали» (коллекция Ставроса Ниархоса, Париж)
- «Розовое кварцевое яйцо» (частная коллекция)
- «Скандинавское» (Музей Фаберже в Санкт-Петербурге)
- «Яйцо герцогини Мальборо» (Музей Фаберже в Санкт-Петербурге)
- «Ротшильдовское» (Государственный Эрмитаж)
- «Часы-яйцо» (частная коллекция, Москва)
- «Яйцо-часы Юсуповых» (Фонд Эдуара и Мориса Сандоз, Лозанна, Швейцария)
- «Ледяное яйцо Нобеля» (Фонд Дороти и Арти Макферрин, США)
- «Сумеречное» (частная коллекция)
Из этой группы наиболее известно «Ротшильдовское», преподнесённое в качестве подарка на помолвку Жермены Хальфен и своего младшего брата, барона Эдуарда Ротшильда. Более века о нём не было ничего известно, пока в 2007 году оно не появилось на аукционе, где его выкупил российский коллекционер Александр Иванов, а затем передал в Государственный Эрмитаж. По конструкции оно напоминает яйцо «Петушок» из «императорской серии».
Интересным объектом также считается «Ледяное яйцо Нобеля». Сделанное из платины оно покрыто эмалью таким образом, будто по его поверхности протянулись морозные узоры. Сюрпризом стали часы-кулон, также выполненные в зимних мотивах. Нефтепромышленник Эммануил Людвигович Нобель заказал это яйцо в качестве подарка другу.
Сколько стоят яйца Фаберже?
Если считать стоимость, уплаченную за отдельное изделие непосредственно мастерской Фаберже, то самым дорогим яйцом «императорской серии» будет «Мозаичное», обошедшееся императорскому двору в 28 300 рублей. Самой крупной суммой, уплаченной за яйца Фаберже, пока являются 76 000 000 долларов США, отданные за набор из девяти позиций российским предпринимателем Виктором Вексельбергом. Эта девятка составляет основу экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге.
Привести точный список самых дорогих яиц Фаберже сложно, так как любой новый аукцион с рекордной суммой сделает эту подборку устаревшей. И всё же познакомимся с тремя самыми дорогими позициями, известными на момент создания статьи:
- «Коронационное» – 24 000 000$ (оценочная стоимость)
- «Ротшильдовское» – 18 500 000$ (аукцион 2007 года)
- «Зимнее» – 9 600 000$ (аукцион 2002 года)
Концепцию глыбы тающего льда, украшенной алмазными струйками огранки «роза» в платиновой оправе для «Зимнего яйца» предложила Альма Терезия Пихл. Внутри яйца, сделанного Альбертом Холмстрёмом из горного хрусталя, словно покрытого ледяными узорами, находится корзинка, сплетённая из платиновой проволоки, в которой расположились подснежники из кварца. Подставка имитирует ледяные кристаллы.
Впрочем, в список выше не вошло «Золотое яйцо с часами» (1887 г.). Его история интересна тем, что шедевр чуть было не отправился на переплавку. Оно долгое время хранилось у скупщика драгоценных металлов, который отыскал его на блошином рынке и приобрёл за 13 302 доллара по весу металла и стоимости камней. Просматривая в интернете подборку номеров The Daily Telegraph, он наткнулся на статью 2011 года, где был описан схожий предмет, считавшийся утерянным. Пройдя экспертизу, в апреле 2014 года «Золотое яйцо с часами» было выставлено на аукцион, где ушло за сумму, которую, по согласованию с новым владельцем, площадка отказалась обнародовать. Однако английская пресса сообщила, что яйцо продали за 20 000 000 фунтов стерлингов (примерно 33 400 000 долларов США по курсу на дату продажи). В чьей частной коллекции оно находится сейчас, так и осталось невыясненным.