Вакидзаси – это японский меч с клинком односторонней заточки и малой кривизны. Но не длинный, как катана, а короткий. Если катана была ранговым оружием (право её ношения имели только знатные люди или самураи), то вакидзаси верно служил человеку любого сословия: торговцам, ремесленникам и др. Вакидзаси не всегда правомерно считать катаной уменьшенной длины. В ряде случаев они могли быть выкованы по-разному и иметь разное сечение. Слово пишется парой иероглифов «脇差», означая «воткнутый (или вставленный) сбоку».
История появления вакидзаси
Укороченные мечи в Японии делали с давних пор, но когда именно зародилось их название? Японский исторический феодальный эпос «Тайхэйки» («Повесть о Великом мире»), завершённый около 1370 года, уже несёт в себе слово «вакидзаси». Однако исследователи считают, что в период Намбокутё, когда Северная династия боролась за власть с Южной, этим словом просто обозначали спрятанный клинок. Таким образом, в одном случае это оружие могло быть танто (кинжал), а в другом речь шла о кодати (этот меч мы разберём чуть ниже), который тайком пронесли под мантией.
В период Сэнгоку, известный также под названиями «Эпоха воюющих провинций» или «Период сражающихся царств», оружием самурая стала пара из длинного и короткого мечей, которые носились одновременно. Фукунага Суйкен в «Энциклопедии японских мечей» писал, что такая пара сложилась в эпоху Эйроку (1558-1570 гг.) или немного позднее. Более раннее появление маловероятно, так как путешественники, заезжавшие в Японию в 15-м столетии или начале 16-го, указывали на один меч у самурая (в частности, Син Сукчу и Садайори Исэ). В качестве дополнительного оружия самурай тогда пользовался кинжалом. 29 августа 1588 года объединитель Японии Тоётоми Хидэёси издал указ, после которого началась «охота за мечами» («катана-гари»), когда катаны изымали у всех, кто не принадлежал самурайскому сословию. Жёстко встал вопрос, что считать катаной, а что до неё не дотягивает.
Чёткое разделение длины меча на катану и вакидзаси установилось в период Эдо (1603-1868 гг.). Сами японцы указывают, что точное значение границы длины клинка в два сяку ввела семья Хонами для удобства выдачи оригами (сертификата по результатам проводимой ими экспертизы и оценки клинка). Однако начинание семьи Хонами в тот момент не нашло понимания в других районах страны. Поэтому считается, что окончательный ввод стандарта разделения мечей по длине их клинка впоследствии провёл клан Сендай (феодальное княжество, основанное в 1600 году). На это указывает Гёкуэй Араи в своей работе «Вакан Тоукен Дан».
Дайсё
В паре с катаной вакидзаси составлял дайсё. Это слово образовано соединением двух сокращений – дай[то] (длинный или большой меч, в роли которого выступает катана) и сё[то] (короткий или малый меч – вакидзаси). Когда у японских воинов был популярен меч тати, то с ним в паре коротким мечом была катана. Но затем она сменила тати, а освободившееся место занял вакидзаси. Указ 1629 года, определяющий обязанности самурая, требовал, чтобы дайсё носили при исполнении служебных обязанностей.
Со временем дайсё стал единым комплектом. Поэтому оба клинка часто заказывали одному мастеру, чтобы он сделал их с подгонкой друг к другу. Часто и катана, и вакидзаси были оформлены в одном стиле. Некоторые коллекционеры даже считают, что катану и вакидзаси с разным оформлением нельзя называть «дайсё». В действительности единое оформление катана и вакидзаси получали далеко не всегда, так как заказать сразу оба клинка для многих самураев было слишком дорого. Но тут помог дворцовый этикет. Например, Казухико Инада в «Энциклопедии японских мечей» указывает, что во время визита самурая в замок сёгуна ножны его клинков обязательно должны быть чёрного цвета, а рукоять мечей иметь обмотку тёмной тесьмой, из-под которой проглядывала бы отделка из кожи белого ската. Это жёстко регулировалось сёгунатом Токугава.
В бою самурай пользовался только одним мечом. В большинстве случаев это была катана. Вакидзаси задействовался лишь в ближнем бою или если клинок катаны ломался. Редко кто мог биться двумя мечами сразу. Однако знаменитый мастер фехтования Миямото Мусаси основал школу Нитэн Ити-рю, получившую название либо от Нитэн-ити («два неба как одно»), либо от Нито-ити («два меча как один»). В ней отрабатывались приёмы ведения боя катаной и вакидзаси одновременно. Постепенно техника Нитэн Ити-рю обрастала легендами. Одна из них рассказывает о поединке между Мусаси и Бокудэном, когда последний легко отбил клинок крышкой от горшка. Но это сражение в действительности состояться не могло, так как периоды жизни Мусаси и Бокудэна не пересекались.
Предназначение вакидзаси
Зачем был нужен вакидзаси? Почему самураю потребовался второй меч? Возможно, вакидзаси не появился бы вообще, если бы не требование оставлять катану у дверей замка или дворца при входе вовнутрь. Слуга принимал длинный меч самурая на специальный шёлковый платок и укладывал на стойку. А вот вакидзаси это требование не касалось, и самурай проходил дальше вместе с коротким мечом. Автор книги «Японский меч» Кандзан Сато отметил, что при возникновении схватки внутри помещения вакидзаси подходил для сражения лучше, чем более короткий танто или более длинная катана. И действительно, в небольших комнатках или узких коридорах действовать катаной было затруднительно, но этого простора вполне хватало, чтобы эффективно биться вакидзаси.
Вакидзаси изгибом клинка вверх носили заткнутым за оби (пояс) в паре с катаной на левом боку при помощи специального шнура сагэо, который просовывался в скобу (куригата), находившуюся на лицевой стороне ножен. Эта скоба не давала мечу выскользнуть из-за пояса. Ножны с вакидзаси находились ближе к телу, чем катана. Вакидзаси был постоянно при хозяине, пока он находился вне дома. Даже в гостях хозяин расставался с ним только в случае, если прибыл с длительным визитом. Так как быстрым ударом вакидзаси можно было ответить на нанесённое оскорбление, этот меч порой называли «хранителем чести». Тем, кому катана была не положена, запрещалось одновременно с вакидзаси носить танто, заткнутым за пояс, так как такого человека издали можно было принять за самурая.
Классификация вакидзаси по длине
В японской системе мер 1 сяку (30,3 см) равен 10 сун, а сун (3,03 см) равен 10 бу. Оружие, клинок которого был меньше одного сяку, уже считалось танто (кинжалом). Клинки длиной, превышавшей два сяку, относились к катанам. Но и оставшийся отрезок делится на три группы.
- большой вакидзаси или о-вакидзаси имел длину от 1 сяку 8 сун до 2 сяку (54,5 - 60,6 см);
- средний вакидзаси имел длину от 1 сяку 3 сун до 1 сяку 8 сун (40 - 54,5 см);
- малый вакидзаси или ко-вакидзаси имел длину от 1 сяку до 1 сяку 3 сун (менее 40 сантиметров).
Длина вакидзаси часто зависела от моды на ту или иную катану. Например, в конце периода Эдо распространились так называемые «кинно кошираэ», имевшие длину около 3 сяку. Тогда «подрос» и вакидзаси. По крайней мере, глава Синсэнгуми (японский военно-полицейский отряд времён позднего сёгуната Токугава) Исами Кондо, упоминал, что вакидзаси той поры длиной приближался к стандарту меча, и это считалось хорошим тоном. Разбойники тоже предпочитали клинки, на сун или два не дотягивавшие до длины катаны. Вместе с рукоятью длина вакидзаси порой достигала 80 сантиметров.
В приведённый интервал длины клинка вписывается и такой меч, как кодати («маленький тати»). Причиной его появления японцы считают моду ношения мечей среди аристократии периода Камакура. В то время знать передвигалась в повозке, запряженной волами, и длинный клинок очень мешал в таком путешествии. Ещё встречаются версии, что кодати создали специально для женщин или для детей самураев. Важно, что кодати для сражений вообще не предназначался, хотя потом и появилось боевое искусство кодатидзюцу с его использованием (например, школа Накадзё-рю). Как же кодати отличить от вакидзаси? Во-первых, кодати обычно шире вакидзаси. Во-вторых, в отличие от вакидзаси, кодати не затыкали за пояс, а носили в специальной перевязи, причём, изгибом вниз. То есть кодати изначально не составлял пару катане, с которой его не носили, а был неким модным аксессуаром.
Несмотря на то, что рукоять вакидзаси была практически аналогична катане, его цуба (некий аналог гарды у японского клинкового оружия) имела меньший размер. Обычно для вакидзаси диаметр цубы составлял 65-75 мм против 75-85 мм для цубы катаны. Цуба порой сама представляла собой настоящее сокровище, если её изготовил известный мастер, придав отделке какой-нибудь сюжет. Считается, что цубы с самой искусной отделкой выпущены в 18 столетии.
Дальнейшая судьба вакидзаси
Из повседневного обращения вакидзаси вышло в период Мэйдзи. Требование для самураев о ношении катаны и вакидзаси отменили указом в 1871 году. Через пять лет публичное ношение мечей и вовсе запретили. Вместе с мечами исчезли и самураи. В период реставрации Мэйдзи сословие самураев, как и другие феодальные сословия, упразднили.
Тем не менее, как указано в книге Ричарда Фуллера и Рона Грегори «Японское военное и гражданское холодное оружие», катана и вакидзаси ещё какой-то период использовались в армии. Затыкать их за пояс прекратили по мере введения регламента на стандартные армейские мечи. Однако армейский устав разрешал использовать традиционные мечи вместо армейских. Только на флоте действовал жёсткий запрет на нестандартное оружие. На фотографиях русско-японской войны можно увидеть японских военных с мечами былых эпох. Можно было заказать меч с современной гарнитурой, что облегчало его ношение.
Мастера вносили в конструкцию ножен необходимые изменения, и ряд японских офицеров вместо регламентного холодного оружия носил катану или вакидзаси даже во время Второй мировой войны. Поэтому об окончательном исчезновении самураев можно говорить только после ликвидации вооружённых сил Японии, что случилось в 1947 году. С этого момента вакидзаси вошёл в разряд коллекционного холодного оружия.
Интересные факты о вакидзаси
Несмотря на начавшуюся с подачи Тоётоми Хидэёси «охоту на катаны», почти век, до 1683 года, существовали исключения, когда и крестьянам, и горожанам дозволялось иметь при себе два меча. Японцы упоминают, что этими исключениями были пожары, торжественные случаи, похороны или свадьбы, а также путешествия (видимо, речь идёт не просто о перемещении между двумя населёнными пунктами, а о длительных экспедициях).
Павел Павлович фон Винклер в своей книге «Всё о холодном оружии» подробно рассказывает о клеймении, указывая, что практически все заслуживающие внимания клинки имеют клеймо изготовителя. Причём, ряд образцов даже имеют дату. Клеймо, выбитое горячим путём, всегда расположено на стержне. Тем не менее, даже знаменитые мастера порой не ставили клеймо. Например, в Агентстве по делам культуры Японии хранится кинжал-танто, выполненный оружейником Садамунэ и не имеющий клейма. Тем не менее, клинку присвоен статус национального достояния.
Кодекс чести самурая предполагал, что для церемонии сэппуку (харакири) будет использован ритуальный кинжал. Однако, исходя из обстоятельств, вместо него часто брали короткий меч. В российскую массовую культуру подробное описание сэппуку, совершаемое по ходу дела, вошло в том числе и с подачи Виктора Пелевина.
Кавабата поднял с пола короткий меч, купленный в магазинчике, вынул его из ножен и пару раз рубанул им воздух.
- Сойдет, - сказал он. - Теперь вот что. Всегда есть две проблемы - не упасть после разреза на спину - это очень некрасиво, очень, но здесь я вам помогу. А вторая - это не задеть позвоночник. Поэтому лезвие не должно погружаться уж слишком далеко… Вот так. Значит, правой берёте за рукоять, а левой - за это место.
Втыкать надо несильно, а то, знаете, застрянет и... Ну а потом вверх и направо. А сейчас вы, наверно, хотите сосредоточиться. Времени у нас немного, но на это хватит.
Действительно, длинная катана для такого ответственного дела была неудобна, а вакидзаси как раз подходил. Его же использовали для отрубания головы убитому в битве врагу. Впрочем, ассистирующий при харакири тоже должен был отрубить голову самураю, но не до конца, а чтобы она повисла на лоскуте кожи. Несмотря на свою кровавую жёсткость, сэппуку было последним шансом для японца доказать, что, совершив непростительные ошибки и потеряв лицо, он остался благородным человеком и сохранил чистые помыслы.
Выше мы уже показывали цубу, представляющую иллюстрацию к японской мифологии. Но наш портал всё же в большей мере посвящён нумизматике. Поэтому в заключении обзора проиллюстрируем тему рукоятью и цубой, в оформлении которых используются мотивы древних японских монет.