Вспоминая школьные годы, мальчишки начальных и средних классов, заставшие самый конец 1980-х и почти все 1990-е годы, могут рассказать массу увлекательных историй, связанных с вкладышами в жевательные резинки. И на первый план тут выступают вкладыши «Турбо» (Turbo). Обладатель большой подборки вкладышей мог считать себя невероятно богатым человеком. Его принимали в игры, где вкладыши переворачивались отчаянными хлопками. За ним ходили «обменщики», пытающиеся добыть недостающие позиции путём сложных обменов. Он незримо переходил на тот уровень школьной иерархии, куда не попадали те, кто не интересовались вкладышами или не могли их раздобыть. Вкладыш порой становился пропуском в интересное общество, подобно лондонскому клубу джентльменов, куда вечерами отправлялся Филеас Фогг, почитать газеты и обсудить новости.
Очень быстро вкладыши «Турбо» образовали вокруг себя целую вселенную слухов и домыслов. В те времена невозможно было заглянуть в интернет, чтобы выудить нужную информацию. Например, предлагались самые фантастические расшифровки загадочного словосочетания «Özel Yapim», и лишь много позднее все узнали, что в примерном переводе это означает «индивидуальная сборка». Поэтому и о самих вкладышах, и об автомобилях, изображённых на них рождались красивые легенды. Мальчишки безоговорочно верили указанным характеристикам автомобилей. А ведь от них порой напрямую зависела обменная ценность вкладыша (мощные автомобили имели приоритет над более слабыми). Но чаще вкладыш ценили просто за красоту изображённого на нём автомобиля. Войдя во взрослую жизнь, многие не забросили школьные коллекции. Напротив, появилось желание «дособрать серию». Обёртки от жевательной резинки тоже стали предметом коллекционирования, но наш сегодняшний обзор постарается дать полную информацию лишь о вкладышах.
Самые дорогие вкладыши «Турбо» (Turbo Black 1-50)
Первые пять десятков номеров выпустили до того, как рынок стран социалистического лагеря поднял железный занавес, и на его огромные просторы хлынул океан ширпотреба со всего мира. Отличительной особенностью этой серии была дополнительная маркировка буквой турецкого алфавита, обведённой кругом. После № 29 буквы закончились, и создатели начали с начала (№ 30, как и № 1, имеет букву «А»). Эти ранние экземпляры могли сохраниться у тех, чьи родители выезжали за границу СССР в начале второй половины 1980-х. Для большинства же мальчишек после возникновения бума на вкладыши «Турбо» номеров от 1 по 50-й попросту не существовало из-за устойчивой легенды, что серия начинается с 51-го номера. Редкий вкладыш могли принять за подделку или имитацию, не желая отдавать в обмен свой – «настоящий» Turbo.
Для тех же, кто знал о существовании этих вкладышей, любой экземпляр с номером, меньшим 51-го, казался настоящим чудом. Словно в толпе людей они внезапно заметили инопланетянина или хоббита. Если владелец редкого вкладыша натыкался на ценителя, то в обмен мог получить целую коллекцию обычных, а в придачу ещё и ворох других мальчишеских сокровищ. В те времена обладатель полного комплекта первых номеров наверняка сам бы стал человеком из легенды, к которому шло бы массовое паломничество из тех, кому не так повезло в жизни. В момент создания статьи любой вкладыш оригинальной серии Turbo, имеющий наряду с числовым и буквенное обозначение, оценивается в зависимости от степени сохранности от 3000 до 5000 рублей. Это означает, что полный комплект в хорошем качестве уже тянет на сумму в четверть миллиона.
Серия Turbo Black (номера 51-260)
Одна из самых массовых серий, так как на волне успеха турецкая компания «Kent Gida» резко нарастила выпуск жевательной резинки. 1900-е годы – это период массовой популярности «Турбо», когда жвачку покупали не по прямому назначению, а из-за надежды обнаружить под обёрткой недостающий для коллекции вкладыш.
Коллекционеры разбивают эти вкладыши на три подгруппы. Первая захватывает номера с 51 по 120. Оформление ничем не отличается от группы, рассмотренной выше, за исключением отсутствующей буквы в круге. Номер вкладыша продолжают печатать под названием, буквы которого имеют чёрный цвет.
Вторая подгруппа Turbo Black начинается № 121 и заканчивается № 190. Оформление остаётся прежним, однако изменяется положение номера. Теперь его печатают справа от названия. Как и прежде, на большинстве вкладышей напечатаны автомобили, но встречаются и мотоциклы.
Третья подгруппа начинается с номера 191. Равнодушный взгляд не заметит отличий от предыдущих позиций. Но зоркий взгляд ценителя будет резать смена шрифта, относящаяся к названию фирмы и обозначению модели. Так как вкладыши Turbo Black с номерами от 51-го до 260-го встречаются наиболее часто из всех, цена большинства держится в пределах нескольких рублей.
Серия Turbo Yellow (номера 261-330)
Серия получила названия из-за того, что логотип «Турбо» стали печатать не чёрной, а жёлтой краской. Казалось бы, комплект из семи десятков вкладышей является полным, но тут в дело вступает то, что нумизматы называют «разновидности». Здесь главным ориентиром является цвет рамки и её толщина. Представленный выше вкладыш имеет толстую рамку золотистого цвета (толщина линии примерно миллиметр).
Тот же самый рисунок может быть обведён не толстой, а тонкой рамкой (толщина линии примерно полмиллиметра). Ценители считают, что в коллекции необходимо иметь оба варианта. Встречаемость и тонкой, и толстой рамки примерно одинакова, так что больших отличий в цене между ними нет.
Здесь разница не в толщине, а в цвете. Выше пример тонкой рамки серебристого цвета (толщина линии примерно полмиллиметра). Редкими тоже не являются. Любой из вкладышей Turbo Yellow относится к массовым, поэтому стоимость начинается всего от двух рублей. Ключевой фактор здесь степень сохранности.
Несколько слов стоит сказать о вкладышах с толстой рамкой серебристого цвета. Здесь мнения коллекционеров расходятся. Некоторые считают такие вкладыши отдельной подгруппой. Однако многие не признают их существование, утверждая, что это всего лишь модифицированные «Golden Thick» (с толстой золотой полосой). Как марки или банкноты могут менять цвет при обработке химией, так и золотая рамка на вкладыше могла изменить окраску при реставрации экземпляра (водные процедуры и разглаживание горячим утюгом).
Серия Turbo Super (номера 331-540)
Если в первых сериях дизайнеры могли взять любую картинку, лишь бы она эффектно смотрелась, то к середине 1990-х решили как-то структурировать изображения. В результате прежняя общая серия разбилась на три самостоятельные направления.
Неким «правопреемником» прежней серии можно считать Turbo Super, так как её нумерация начинается с № 331. Эта серия охватывает современные типы автомобилей. Коллекционеры предпочитают её тоже делить на три подгруппы, различающиеся деталями надписи «SUPER», отпечатанной под логотипом. Выше пример вкладыша из первой подгруппы (номера 331-400).
Вторая подгруппа захватывает номера с 401-го по 470-й. Казалось бы, отличий в надписи нет, но это не так. Внимательный взгляд непременно обнаружит у вкладышей предыдущей подгруппы две белые точки на букве «u» (контуры буквы словно просвечивают через жёлтый цвет). А данная подгруппа имеет надпись однотонного красного цвета.
C 471-го номера изменилось всё. Логотип стал синим, а не жёлтым. Надпись под ним по величине стала размером с логотип. Теперь это буквы жёлтого цвета с красным отливом внизу. Название фирмы, обозначение модели и номер вкладыша вместо золотого и чёрного имеют тёмно-розовую окраску. Завершается серия вкладышем № 540. Все три подгруппы встречаются часто, поэтому оцениваются недорого. Стоимость в зависимости от состояния от двух рублей за вкладыш. И лишь первая подгруппа стоит чуть подороже.
Серия Turbo Classic (номера 1-140)
«Классическая» серия имеет вкладыши с шикарными ретро-автомобилями. Её нумерацию решили начать сначала, но в итоге серия оказалась не так уж и велика. Её тоже можно поделить на несколько подгрупп.
Две подгруппы – это вкладыши от первого до семидесятого номера. Сделав красивую эмблему в виде буквы «T» с золотыми крыльями, дизайнеры решили, что она и станет главным отличительным признаком серии. Однако печатались и вкладыши с названием серии. Поэтому коллекционеры разделяют вкладыши с одинаковыми картинками на те, которые имеют надпись «CLASSIC» под логотипом Turbo цвета золота, и на те, где под логотипом этого указания нет.
Пример горизонтального и вертикального вкладыша
Далее дизайн под картинкой переработали. Логотип стал тёмно-синим, а надпись – красной (при этом она существенно увеличилась в размерах). Эта часть серии знаковых разновидностей не имеет. Все вкладыши серии Turbo Classic редкими не являются и оцениваются в несколько рублей.
Серия Turbo Sport (номера 1-210 и 401-540)
В серии, отданной спортивным автомобилям, большое количество типов и разновидностей. Интересной особенностью является пробел в номерах, который фирма-производитель попыталась заполнить одной из последующих серий.
Первые семьдесят номеров образуют две подгруппы. В одной рамка и надписи выполнены синим цветом, во втором – фиолетовым. Однако разница не только в окраске. У «фиолетовой» вытянутый кончик «S» в слове «Sport» имеет чёткие очертания, а у «синей» - размытые. «Фиолетовая» серия считается нечастой, поэтому каждая её позиция оценивается от 50 рублей.
Логотип Turbo стал тёмным и получил красное обрамление. У надписи «Sport» цвета по градиенту переходят из одного в другой. Фирма автомобиля, название модели и номер вкладыша отпечатаны розовым. Знаковых разновидностей эта часть серии не имеет и оценивается недорого.
В следующей части серии (номера 141-210) логотип Turbo стал светло-синим с серым контуром, а надпись «Sport» - зелёной. Всем остальным надписям вернули привычный чёрный цвет. На этом первая часть «спортивной» серии заканчивается, но продолжение преподнесло коллекционерам сюрприз.
Начиная с 401-го номера, изображения автомобилей серии Turbo Sport полностью дублируют вкладыши с теми же номерами серии Turbo Super. Исключение составляет название под логотипом. Сам логотип вместе с названием фирмы машины и модели теперь исполнен цветом морской волны. Только логотип оконтурен, а надписи нет. Внешний вид названия теперь схож с «фиолетовой» серией, но имеет красный цвет. В связи с дублированием серии «Super» надпись «Sport» вызывает недоумение. Не считать же спортивной машиной, к примеру, минивэн Mitsubishi Space Gear (вкладыш № 422). Тем не менее, номера 401-470 этой серии считаются нечастыми и оцениваются от 50 рублей.
С 471-го номера оконтуренный логотип приобретает зелёный цвет. Фирма автомобиля, название модели и номер вкладыша снова отпечатаны розовым. И тут разновидчиков подстрегает новая засада. В надписи «Sport» в букве «S» горизонтальные линии могут быть тонкими или толстыми. Это главная разница, но у этих подгрупп, к примеру, отличается и оттенок логотипа (травянистый или тёмно-зелёный). Вкладыши редкими не являются и стоят по нескольку рублей каждый.
Серии Turbo 2000
На границе тысячелетий компания «Kent Gida» решила вплести популярную дату в названия серий. Так появились серии, именуемые в коллекционной среде Turbo 2000 Super и Turbo 2000 Sport.
И в том, и в другом случае слова «Super» и «Sport» печатались только на обёртках. Вкладыши Turbo 2000 Super имели номера от 71-го по 140-й. Технические характеристики автомобилей и мотоциклов на многих вкладышах перестали указывать, а название фирмы и модели часто делали гигантскими аляповатыми буквами. Под логотипом Turbo проставлена дата «2000». Соединённый с датой логотип могли отпечатать в произвольном месте вкладыша.
Turbo 2000 Sport следует тому же стилю оформления. Изображение занимает весь вкладыш. Ни логотипа, ни названия серии, ни даты «2000» на вкладыше нет (осталась лишь овальная эмблема kent). Нумерация начинается с 211-го номера, из-за чего некоторые собиратели утверждают, что это прямое продолжение ранней серии Turbo Sport. Но большинство коллекционеров с этой гипотезой не согласно. Здесь можно поставить точку в описаниях серий, выпущенных непосредственно фирмой «Kent Gida».
Дальнейшие серии Turbo
В 2002 году турецкую компанию Kent покупает британский гигант по производству кондитерских изделий Cadbury. Но история Turbo на этом ещё не заканчивается. Под надзором новых хозяев начинается приведения оформления в порядок. На вкладыш возвращается и логотип Turbo, и характеристики автомобилей, а номер в расчёте на коллекционеров теперь печатают жирным крупным шрифтом. Вкладыш приобретает форму, близкую к квадрату.
Turbo 2003 Super известна как с указанием характеристик сразу на двух языках (турецком/английском), так и на одном – русском (в последнем случае название серии на обёртке звучит как «суперавтомобили»). В зависимости от языка меняются шрифты надписей и цвет логотипа Turbo. Нумерация вкладышей от № 1 до № 99. Вместе с изображением машины часто отпечатана и эмблема производителя. По тому же самому принципу возродили и серию Turbo 2003 Sport, также включающую 99 вкладышей в виде квадрата.
Последний официальный выпуск датирован 2007 годом. Это серия Turbo 2007 Super. Её составляют 54 вкладыша с номерами от 101 до 154. Технические характеристики средств передвижения на вкладышах отсутствуют. Логотип Turbo имеет синий цвет. На одном варианте вкладыша за ним допечатана красная надпись «Super». На другом варианте надписи нет. Вкладыши серий 2003 и 2007 гг. считаются нечастыми и оцениваются примерно в 50 рублей за штуку. С 2008 года жевательную резинку «Turbo» компания «Kent Gida» больше не выпускает. Без учёта разновидностей полный комплект вкладышей Turbo состоит из 1620 позиций.
«Но как же Turbo 2013 Super и Turbo 2015 Super», - воскликнут некоторые коллекционеры, когда-то купившие жевательную резинку под именем «New Turbo Super». Эти выпуски к оригинальным изделиям отношения не имеют. Подозрение вызывает уже то, что никаких контактов производителя на данной продукции найти не получается. В Турции эти выпуски никто не знает, из чего вытекает, что жевательную резинку выпустили для российского рынка. Энтузиасты провели расследования и выяснили, что выпуск 2015 года организовала китайская компания Jiujiuwang Foodstuff Industrial. Вкус жвачки мало устроил тех, кто помнил «Турбо» в оригинале. А вот вкладыши серии 2013 года оценили достаточно высоко. Видимо, весь процесс начали исключительно для коллекционеров.
Ранее выпуск жевательной резинки «Турбо» возобновило ООО «Кондитерская Фабрика "К-Артель"» (г. Подольск). Учитывая массовый интерес к собиранию вкладышей с автомобилями, отпечатали даже альбом, куда можно разместить наклейки, найденные под обёрткой. Кроме того, существует множество иных жвачек, маскирующихся под фирму «Kent Gida». Одни незаметно меняют букву в названии кампании. Другие, не таясь, эксплуатируют слово «Турбо» в своей продукции («Турбо Наддув Trucks» и др.) Что ж, на безрыбье и рак рыба.
Необычные вкладыши Turbo
И всё же закончить хочется на хорошей ноте, поэтому посмотрим на несколько вкладышей оригинальной первой серии (Black и Yellow), выделяющихся из общего ряда.
Прежде всего покажем самый первый вкладыш. Тот, что с номером «1» и буквой «А» в кружочке. Перед нами Opel Ascona CD – модель, появившаяся в 1982 году и отличающаяся более высоким уровнем отделки. Для неё разработали двигатель 1,8E LE-Jetronic (115 л.с.) с пятиступенчатой механической коробкой передач. Как видим, мощность двигателя на вкладыше указали точно. По легенде, бродившей в кругах тех, кто никогда не видел вкладыш № 1, на нём должен быть изображён паровоз.
Здесь впервые в серии автомобиль показан в нескольких ракурсах (вид спереди, вид сзади и вид сбоку). Собиратели вспоминают, что в отчаянных обменных школьных спорах этот вкладыш пытались выменять на три других, где был всего один автомобиль. Некоторые признавали правоту владельца «Тестароссы» и шли на столь невыгодный обмен. Красный цвет для автомобиля неслучаен, ведь «Testarossa» означает на итальянском «Красная голова». Кроме того, это тот самый вкладыш, который считался первым по номеру в любой коллекции, где не было «буквенных» раритетов.
Вкладыш № 82 стал первым и единственным в данной серии Turbo Black, где картинку ориентировали вертикально. Собрат этого мотоцикла отпечатан на вкладыше № 70. Внимательный взгляд сразу отметит ошибку в названии фирмы (BMV вместо BMW). Характеристики мотоциклов одинаковы. Разница – всего одна буква в названии модели («K 100 RS» и «K 100 RT»). «S» означает спортивный вариант, «T» - туристический. В последнем случае мотоцикл оборудован кофрами для поклажи и обтекателем для защиты от ветра.
Вкладыш № 219 не единственный, где в кадр вместе с машиной попала девушка. Но тут пляжная красотка выставлена на передний план, а сам SEAT Ibiza скромно краснеет позади. Интересно, наличие девушки увеличивало обменную ценность вкладыша? Или красотка лишь мешала, загораживая фрагменты автомобиля от ценителей четырёх колёс?
Первый грузовой автомобиль в серии. Любителям киноленты «Конвой» иметь этот вкладыш, наверняка, хотелось бы куда сильнее многих «легковушек». Хотя, конечно же, героем картины был тягач Mack RS712LST, а не изображённый здесь FORD LTL 9000 и не KENWORTH T-600, оказавшийся на № 328
Те, кто считал, что в серии существуют только автомобили и мотоциклы, жестоко ошибаются. Тому пример вкладыш № 292. Серия Turbo начала осваивать небеса с американского стратегического сверхзвукового разведчика Lockheed SR-71. На вкладыше отсутствует его прозвище «Blackbird» («Чёрный дрозд»). Тем, кто возликовал, увидев военные самолёты, предназначен ещё вкладыш № 319 с самолётом-невидимкой F-19 Stealth Fighter.
Здесь было бы уместно сказать: «Переходим к водным процедурам». На вкладыше № 294 впервые напечатали средство передвижения по воде, а не по суше. Это катер Seatek, и он не единственный в своём роде. Наверное, при обмене не меньше, а может и подороже ценился № 302, где волны рассекает Kawasaki 750 SX.
Кажется, что пик всеобщей популярности вкладышей «Турбо» безвозвратно пройден, а коллекции постепенно отправляются не только на «свалку истории», но и на обычную свалку. Но это не так. Вселенная Turbo продолжает существовать и даже развиваться. Вкладыши из цветных бумажек стали объектом изучения и систематизации. Для того, кто хочет больше узнать и о вкладышах, и о самих автомобилях, предназначена книга Василия Волкова «Turbo. Когда детство начинается с 51…» И тот, кто собирал свою коллекцию вкладышей, сразу поймёт, что указанное число относится вовсе не к возрасту, а к номеру. К начальной точке, с которой стартовало большинство коллекций тех лет.