Славу русскому фарфору принёс не только его изобретатель Дмитрий Виноградов, в одиночку создавший собственный рецепт фарфоровой массы. Заслуга в этом и тех фабрикантов, которые высоким качеством товара и художественной росписью сделали его всемирно известным. Среди лучших образцов русского и советского производства своё место нашёл и фарфор из Вербилок. Его изделия можно увидеть в известнейших музеях мира. Но даже тем, кто обходит музейные залы стороной, этот фарфор хорошо знаком. Ведь на обороте тарелок и чашек, которые есть во многих российских семьях, часто встречается клеймо с лосиной головой и буквой «В», означающей Вербилки.
Чайная пара «Барбарис» (Вербилки)
Период Франца Гарднера
Небольшое поселение на Дубне в устье Якоти долгое время носило непритязательное название «пустошь Вербилово», ведь проживало там из-за скудности местной пахотной земли примерно два десятка человек. Семейству Урусовых Вербилово досталось в период правления Алексея Михайловича, передавшего одному из своих бояр в 1678 году ряд земельных наделов. О том, что имя селения не устоялось, говорит его упоминание, как Веребелово и Верболово. Неизвестно, как бы сложилась его судьба, если бы оно не оказалось в зоне внимания шотландского торговца Фрэнсиса Гарднера.
Достиг России он в 1746 году, занявшись сначала заготовкой и продажей древесины, а потом сахаром. Не добившись больших успехов в столице, Гарднер решил попытать счастья в другом крупном российском городе – Москве. К тому времени он уже звался Францем Яковлевичем, хотя российского подданства так и не получил. В планах Гарднера было открыть фарфоровую мануфактуру, но прежде он подробно изучил все особенности грядущего бизнеса. Первым делом он отправился в путешествие по местам, откуда поставляли глину, выискивая наилучший сорт. Выбор пал на «глуховскую» глину, добываемую в Черниговщине. Убедившись в отменном качестве сырья, Гарднер расписал перспективы расцвета фарфоровой отрасли российским властям и стал ждать, когда ему выдадут крепостных крестьян на развитие производства. Однако отсутствие подданства исключало владение крепостными, и Гарднер остался ни с чем. Другой бы вернулся обратно в Шотландию, но Франц Яковлевич решил неофициально договориться о строительстве мануфактуры на землях Урусовых, которые впоследствии приобрёл.
В качестве даты основания фарфорового производства Гарднера указывают 1754 и 1766 гг. Почему так? Вторая дата – это получение разрешения от Мануфактур-коллегии на открытие фабрики, что произошло 24 февраля (7 марта по новому стилю) и стало днём официального запуска производства. Фарфор же, как выяснилось, начали делать здесь гораздо раньше, поэтому сейчас торговая марка «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» ведёт отсчёт своей деятельности от 1754 года. Именно при Гарднере устоявшимся названием села стало Вербилки. Однако при покупке земли право владения крестьянами Гарднеру так и не перешло, поэтому прилагавшиеся к земле крепостные души оформили на помещика Вырубова. Наладить производство Францу Яковлевичу помогал его старший сын. Изначально высокое качество фарфора обеспечивалось иностранными специалистами, завезёнными с мейсенской мануфактуры. В становлении производства большой вклад внесли арканист (обладатель секрета производства фарфора) Иоганн Мюллер и потомственный русский мастер Андрей Гребенщиков. Впоследствии с заводом Гарднера несколько лет сотрудничал профессор технологии Женевского университета Франц Иванович Гаттенбергер (1758-1820) – будущий директор Императорского фарфорового завода. В 1771 году фабричный штат составлял семь десятков. Этот период знаменуется началом выпуска фигурок персонажей итальянской народной комедии.
Несмотря на отличное качество, которое демонстрировал фарфор Гарднера, мануфактура переживала и взлёты, и падения. Одним из важнейших событий для Гарднера стал заказ чайного сервиза с аллегориями на победы в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Расписывать предметы поручили известному художнику Иоахиму Кестнеру, в 1773-1780 гг. обучавшему мастеров мануфактуры Гарднера. В 1775 году сервиз, который украшали миниатюры на темы побед русского флота над Турцией, был преподнесён императрице, которую работа очень впечатлила. Однако через два года помещик Вырубов оказывается в тюрьме, а вся его собственность описывается для уплаты должникам. Так как в описи оказались и все крепостные работники Гарднера, тут его производство мог бы ждать плачевный финал.
Спас Гарднера заказ от императорского двора, включавший три монументальных сервиза с росписями в честь орденов Георгия Победоносца (на 80 персон), Андрея Первозванного (на 30 персон) и Александра Невского (на 40 персон). В состав каждого из них входило от нескольких сотен до полутора тысяч предметов. После того, как первый сервиз доставили Екатерине II, Гарднер удостоился её аудиенции и немного позже получил заказ ещё и на орденский сервиз Святого Владимира. Внимание императрицы не прошло незамеченным: московский генерал-губернатор в 1785 году даёт Гарднеру право ставить на фарфор изображение московского герба, и в составе гарднеровского клейма появляется Георгий Победоносец. Разумеется, на разовых заказах Гарднер не продержался бы. Большую часть изделий составлял массовый фарфор, который выглядел не хуже мейсенского, но стоил намного дешевле. К 1781 году у Гарднера работало уже полторы сотни человек. При этом иностранцы занимали только должности управляющего и художника, а всё остальное делали русские мастера.
В 1796 году Франц Яковлевич умер, и мануфактуру, считавшуюся лучшим российским производителем фарфора, унаследовал его сын Франц. К концу 18-го столетия ежегодно здесь выпускали фарфоровых изделий на сумму в 25 000 рублей. В начале следующего века дела оказываются в руках Александра Францевича и Петра Францевича Гарднеров, которые восстановили производство, начавшее скатываться в упадок, и не только вернули ему былую славу, но и достигли новых высот. В 1812 году над производством фарфора трудилось 230 рабочих. Наиболее значимыми произведениями этого периода стали фигурки горожан по офортам из сборника «Волшебный фонарь» (1817 г.) и чашки с портретами героев Отечественной войны 1812 года. Охотно раскупали гарднеровские сервизы с жанровыми сценками и яркой цветочной росписью. На Первой публичной выставке российских мануфактур фарфор Гарднера удостоили почётной награды. В 1833 году стартовало производство фаянса, а ещё через семь лет завод Гарднера стал выпускать опак (высший сорт фаянса). В 1855 году заводу даровали право клеймить изделия двуглавым орлом, а ещё через год он получил почётный статус «Поставщик Двора Его Императорского Величества». В середине 1880-х гг. заводской штат составил 777 человек, ежегодно выпуская керамику на 208 000 рублей. Управление делами постепенно перешло от сыновей Франца Яковлевича к его внукам, пока в 1892 году производство не продали Матвею Сидоровичу Кузнецову, заплатившему за него 238 000 рублей, а сверх того ещё 500 рублей за все заводские модели, формы, рисунки и образцы.
Эволюция дореволюционных клейм завода Гарднера весьма познавательна. Ранние клейма до 1770 года – это литера «Г» (Гарднер) и сокращение МФЯГ (Мастера Франца Яковлевича Гарднера). Следующие три десятилетия клеймом служит либо буква «G», либо имитация торговых марок Мейсена и КРМ. В первую четверть 19 века буква «G» вырождается в крючок, схожий с Сафроновской маркой, но рядом ставят «Гарднер». Возникает Георгий Победоносец (герб Москвы) и сменяется двуглавым орлом (герб России).
Период Матвея Кузнецова
Почему же знаменитое предприятие ушло от Гарднеров в чужие руки? Ответ кроется в массовых выпусках второй половины 19-го столетия. Изысканную ручную роспись постепенно заменила деколь (перевод изображения на керамику). Русский маринист Иван Айвазовский вряд ли остался бы в истории, если бы начал штамповать морские волны по шаблону для экономии времени, вот и гарднеровский фарфор при переходе на декалькоманию перестал отличаться от предметов иных мануфактур. Плохо было не всё. Высокий уровень держали «восточная» (среднеазиатские мотивы) и «трактирная» (яркая броская роспись) посуда. Больших похвал удостаивались и предметы, предназначенные для выставок. Но массовый продукт перестали раскупать, и финансовое положение завода к 1890-м гг. стало плачевным.
Впрочем, сам Матвей Кузнецов не считал дела на заводе катастрофой. Ему досталось не только отработанное за полтора века производство, но и отличные мастера вкупе с достойным оборудованием. Но главным сокровищем оказалась коллекция предметов, выпущенных заводом, в которой было четыре тысячи фарфоровых изделий, полторы тысячи статуэток из опака и тысяча фаянсовых фигурок. Взяв лучшие образцы за эталон, Кузнецов возобновил их выпуск, чем возродил былую славу фарфора Вербилок. Главным направлением стали чайные и столовые сервизы, а также мелкая анималистическая пластика. Освоено производство церковной утвари: лампады, подсвечники и люстры с фарфоровыми вставками украсили многочисленные храмы. Производство успешно развивалось и относительно спокойно пережило революционные волнения 1905 года, невзирая на политические требования рабочих по улучшению условий труда и оплаты.
В 1912 году Российская империя отмечала вековой юбилей Отечественной войны. Здесь «Товариществу М.С. Кузнецова» очень пригодились как старые наработки Гарднера, так и новые версии росписи. Военные сцены эффектно смотрелись на тарелках, чашках, сухарницах, блюдах и вазах. Через год в честь 300-летия императорского дома в Вербилках запустили историческую серию, изображающую россиян в костюмах различных эпох. Зная об устоявшейся любви к гарднеровскому фарфору, Кузнецов не стал ставить свою торговую марку на изделия Вербилок, а продолжал пользоваться прежним клеймом вплоть до Октябрьской революции.
Дмитровский фарфоровый завод (Вербилки)
Плачевное положение дел в первые годы Советской власти вынудило рабочих предприятия, переименованного в Дмитровский фарфоровый завод (ДФЗ), перейти на откровенный ширпотреб: вазочки, наборы для умывания, пудреницы и прочие мелочи. Через несколько лет экономика страны стабилизировалась, зато в производстве фарфора появилась обязательная агитационная составляющая. Вместо привычных пейзажей русских деревень требовалось активно славить страну Советов. Теперь фарфоровые изделия украшали портреты советских деятелей, сценки из новой жизни и лозунги-призывы («Все в культпоход», «За заем тракторизации» и др.). В 1930-е гг. здесь выпустили очень удачный сервиз «Искусство народов СССР».
Миниатюрное блюдо с изображением глухарей (Вербилки)
О полноценном возрождении фарфора в Вербилках можно говорить, начиная с 1934 года, когда при заводе создали художественную лабораторию, которую через пять лет возглавил художник Е.П. Смирнов. В этот момент роспись фарфора снова вышла на высочайший художественный уровень, правда, это относилось только к единичным предметам, предназначенным для выставок. А вот широкие тиражи часто повторяли дореволюционные наработки, которые лишь со временем начали заменять сценками из жизни советского общества. На чашках и блюдцах появились шестерня, трактор, сноп колосьев. Были и композиции посложнее. Например, пионеры у лагерных палаток или лыжник с символикой общества «Динамо». Из общего плана выделялись работы художников В.А. Федулова, А.И. Калошина, А.А. Чекулиной, И.М. Харитонова и C.Е. Сазонова. Направлял их творчество выпускник Строгановского училища, уроженец Вербилок Константин Георгиевич Тихонов. Изделия ДФЗ наградили большой золотой медалью на Всемирной выставке в Париже.
В 1937 году Сазонов отметился блюдом, на которое перенёс полотно С.В. Герасимова «Первая конная армия», а ещё через два года создал тарелку с репинскими «Запорожцами». Чекулина воплощала на фарфоре сюжеты с фотографий тех лет. Получила развитие и скульптура. Наиболее яркими предметами начала 1940-х гг. стали фигурки «Джигит» и «Сборщица винограда». Скульптурные формы ДФЗ планировалось показать на выставках в Лейпциге и Кёнигсберге, а затем внутри страны на экспозициях к юбилеям «60-летие товарища Ворошилова» и «Наша Родина» (в честь 25-летия Революции). Для этого в Вербилки откомандировали выпускника Одесского художественного училища Н.Л. Савицкого. Считается, что на ДФЗ он успел выполнить работу над такими фигурками из бисквита, как «Доярка», «Жница», «Птичница», «Сборщица винограда», «Пограничник-часовой», «Лётчики» и «Гранатомётчик». Однако все планы перечеркнула начавшаяся война.
Завод практически сразу же перевели на военную продукцию для госпиталей (кружки, поильники и пр.). Начался массовый выпуск изоляторов. Тем не менее, работа художественной мастерской не остановилась, так как на завод продолжали поступать заказы для выставок. Сталинской премии II степени удостоился Сергей Михайлович Орлов за многофигурную композицию «Александр Невский» (1943-1944 гг.). Ему же принадлежит триптих «Сказка о рыбаке и рыбке», разработанный в 1944 году. Кроме того, известность получили такие его работы, как «Друзья дежурные», «На бульваре» и «Агентство ОГГ». В заводской художественной мастерской в это сложное время творчески трудятся Т.М. Деморей, А.А. Чекулина, И.М. Харитонов и С.Е. Сазонов.
Штоф декоративный (Вербилки)
С середины 1950-х гг. на Дмитровский фарфоровый завод приходит следующее поколение фарфористов. Высокую оценку получили сервизы, разработанные E. Смирновым, Ю. Ганрио и В. Правиковой. В малой скульптурной форме отлично проявили себя Д. Горлов, К. Попова, С. Вайнштейн-Машурина и М. Пермяк. Благодаря им в 1960-е гг. фарфоровое искусство на ДФЗ переживает очередной расцвет. Относительно посуды можно выделить чайные сервизы «Дубна», «Тайга», «Сибирь», «Скиф», и «Витязь», чьи формы отражали уже веяния новой моды. Фарфор ДФЗ в 1958 году экспонировали на Всемирной выставке в Брюсселе, где его наградили серебряной медалью. В 1966 году завод отмечал двухвековой юбилей со дня официального открытия. К этому событию его наградили орденом Трудового Красного Знамени. В период позднего СССР на заводе работало от двух до трёх тысяч человек.
Вербилки. Завод фарфора в наши дни
К концу существования Советского Союза «Вербилки» стало узнаваемым товарным знаком. На волне приватизации заводчане в 1991 году выкупили своё предприятие и переименовали его в «Фарфор Вербилок». В 1995 году у завода появилось дочернее предприятие «Промыслы Вербилок», в задачу которого входило возобновить выпуск лучших дореволюционных образцов. Так как в стране востребованность фарфора снизилась до минимума, руководство предприятия приложило немало сил, чтобы изделия завоевали популярность за рубежом. Усилия увенчались успехом, и теперь заводчане гордятся тем, что в 1996 году фарфор Вербилок получил Бриллиантовую и Золотую звезды на выставках в Бирмингеме и Мехико.
Звание «Почетный член Гильдии поставщиков Кремля» присваивается только российским компаниям, которые до Октябрьской революции имели титул «Поставщик Двора Его Императорского Величества», а сейчас выпускают изделия эталонного качества. В списке обладателей этого звания значится и ЗАО «Фарфор Вербилок». На Международном фестивале «Художественная керамика» завод два года подряд (2011 и 2012 гг.) становился лауреатом I степени. 200-летие Отечественной войны было отмечено серией скульптурных образов великих русских генералов, которые привели Россию к победе. Интересные в художественном плане предметы в стиле XIX-XX веков выпускаются в серии «Францъ Гарднеръ».
Глина и каолин для фарфора Вербилок традиционно поставлялась с украинских карьеров. Из Карелии на завод привозили пегматит. Особый сорт глины, добавка которой усиливает механическую прочность доставляли из Иркутска. Далеко ехать не приходилось только за песком, который имеет Раменское происхождение. В настоящее время предприятие «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» остаётся в списке действующих российских фарфоровых заводов.
Знаменитые мастера фарфора Вербилок
Александра Алексеевна Чекулина родилась в 1906 году. По достижении десяти лет девочку пристроили на гарднеровскую фабрику, принадлежавшую тогда «Товариществу М.С. Кузнецова». С самого начала она работала вместе с художниками, осваивая традиционный гарднеровский стиль, основанный на небольших цветочках или крупных рисунках яркого цвета (та самая «трактирная» посуда). К 1937 году, когда образовалась художественная мастерская ДФЗ, накопленный опыт позволил Чекулиной сразу войти в её коллектив.
Чайная пара «Слива», художник А.А. Чекулина
До начала Великой Отечественной войны Александра Алексеевна получила хвалебные отзывы за сервизы «Русский орнамент» и «Женщины наших республик». Последний за роспись был удостоен золотой медали Всемирной парижской выставки 1937 года. Во время войны она была среди тех немногих, кто продолжал работать в художественной мастерской. Наиболее значимым её творением военного периода стал сервиз «Битва за Родину». Её работы показывали на выставке «Индустрия социализма» и в составе экспозиции ВДНХ. За свои произведения Чекулина неоднократно получала медали, грамоты и дипломы. Самые известные из них – это росписи чайного сервиза «Маки» (1946 г.), чайного набора «Яблоки» (1961 г.) и чайного сервиза «Жар-птица» (1939 г.). На заводе в Вербилках Александра Алексеевна проработала до своего ухода на пенсию в 1961 году.
Статуэтка «Лыжник» («Катание с гор»), скульптор С.М. Орлов
Казалось бы, фарфоровые фигурки в сравнении с бронзовыми монументами кажутся юным Давидом рядом с огромным Голиафом. Поэтому, глядя на памятник Юрию Долгорукому в Москве, порой трудно поверить, что он создан по проекту Сергея Михайловича Орлова – автора многочисленной малой пластики ДФЗ. Юрий Долгорукий – не единственная монументальная работа Орлова. Вместе с А.П. Заваловым он участвовал в создании памятнику Афанасию Никитину в Твери (проект Г.А. Захарова). Скульптурную композицию «Советская Белоруссия» установили на станции «Белорусская» радиальной линии Московского метрополитена.
Фарфоровая композиция «Конёк-горбунок», скульптор С.М. Орлов
Искусствоведы отмечают ведущую роль Орлова в развитии мелкой пластики ДФЗ, считая, что наиболее ярко он проявил себя в двух своих самых любимых направлениях: русская сказка и цирк. За время творческой деятельности Орлов успел получить звание народного художника РСФСР и стать членом-корреспондентом Академии художеств СССР. К сказочной теме Сергей Михайлович обратился с самых первых работ, создав статуэтку «Иванушка на Коньке-Горбунке» и дополнив эту тему триптихом «Конёк-горбунок». Среди самых известных его работ (кроме уже упомянутых нами «Александра Невского» и «Сказки о рыбаке и рыбке») значится фарфоровая композиция «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Татьяна Михайловна Деморей постигла основы живописи в Одесском художественном училище. По его окончании в 1937 году она оказалась на Дмитровском фарфоровом заводе, став художником по росписи фарфора. О том, что в художественной мастерской ДФЗ Татьяна Михайловна была далеко не на последнем месте, свидетельствуют три кружки, подготовленные к открытию Всероссийской сельскохозяйственной выставки. До войны художницу прославила серия декоративных тарелок с росписью на тему советского спорта. В военный период, взяв за основу орденских сервизы Гарднера, Деморей разработала тематические сервизы, роспись которых отражает подвиги Александра Невского, Михаила Кутузова и Александра Суворова. В Вербилках Татьяна Михайловна проработала до 1947 года.