Металлическая рамка, один из концов которой выгнут подобием кольца, а в узком проёме – гибкий язычок, способный вибрировать. Этот музыкальный инструмент называется «варган». Кажется, что варган – это нечто далёкое и экзотическое. И это вовсе не обманчивое впечатление. Куда труднее поверить, что игра на варгане – часть музыкальной культуры большинства народов, населяющих нашу планету. Поэтому варган – инструмент с тысячью имён. Более того, варганы из разных краёв Земли вовсе не кажутся близнецами-братьями. Познакомимся с историей этого музыкального инструмента поближе и посмотрим на примечательные варганы мира.
История варгана
Зародился Варган в Юго-Восточной Азии и Океании. Древнейший из обнаруженных экземпляров извлечён в 1990 году на месте стоянки народа хунну во время раскопок в Центральной Монголии. Этот металлический предмет, считающийся археологическим памятником страны, был сделан в промежутке от третьего века до нашей эры до первого века нашей эры. Самое древнее изображение варгана найдено на китайском рисунке III века до нашей эры.
Но распространение варган получил намного раньше, когда его делали не из металла, а из бамбука или тростника. Пластинчатые деревянные варганы до сих имеют большое хождение на островах Океании (на части из них язычок приводится в движение не пальцем, а ниткой). Просто деревянные образцы по большей мере не сохранились, а вот металл оказался более устойчивым. Впрочем, на месте раскопок затерянного города в Симао (неолитическая стоянка в уезде Шенму, Шэньси, Китай), которому более четырёх тысячелетий, найдены два десятка тонких, изогнутых и гладких кусков кости, которые сначала сочли заколками или фрагментами гребня. Однако китайский ученый-музыковед Сунь высказал гипотезу, что здесь обнаружили самые ранние образцы варгана. Где проходит граница между металлическим варганом и варганом из дерева? Музыковед Курт Сакс предположил, что переход от бамбука к металлу произошёл в Северной Индии.
Благодаря торговым путям, ведущим из Азии в Европу, варган стал известен в европейских странах примерно в самом начале второго тысячелетия нашей эры. Ещё недавно считалось, что на варгане играли даже древние римляне, но эти предположения впоследствии опровергли. В английском языке варган именуют «еврейская арфа», хотя в самом инструменте нет ничего, что походило бы на арфу или связывалось бы с еврейской музыкальной культурой. Одна из самых ранних признанных находок варгана происходит из Упсалы (Швеция) и датируется 13 столетием. В культуре шведского народа мунгига (mungiga, ранее munharpa) имеет большое значение. В местных сказаниях она иногда ассоциировалась с колдовством и злыми силами. Но это весьма распространённый шведский инструмент, который ещё в начале ХХ века делали в кузнях и продавали на ярмарках или в магазинах. За игрой на мунгиге коротали свободное время компании батраков, угольщиков и лесорубов, пока её не сменили аккордеон и губная гармошка. Если не удавалось заказать скрипача, музыку деревенских свадеб и вечеринок исполняли в том числе и на мунгиге.
В 13-14 столетии варган повсеместно распространился по европейскому континенту и втиснулся в шеренгу привычных для того времени инструментов. Об этом свидетельствует певческая галерея (датируется приблизительно 1360 годом) Кафедрального собора Апостола Петра в Эксетере (город в Южной Англии), где в ряду двенадцати ангелов есть один и с варганом. В церкви Хяркеберга в Уппланде (историческая провинция на восточном побережье Швеции непосредственно к северу от Стокгольма) присутствует настенная роспись Альбертуса Пиктора 1480-х гг. с изображением игры на варгане. Хотя с конца 19 столетия шведская церковь относилась к этому инструменту отрицательно и даже сочла его «грешным».
Двумя европейскими странами, где варган получил наибольшее распространение, считаются Австрия и Венгрия. Центром производства варганов здесь стал город Молльн в Верхней Австрии, где с 1679 по 1938 год существовала гильдия мастеров этого инструмента. В середине 1980-х гг. здесь всё ещё работала пара мастерских, ежегодно поставлявших примерно 300 000 варганов в 19 стран мира. С 2012 года игра на варгане признана нематериальным культурным наследием Австрии.
«В экспериментальный период в конце 18-го и начале 19-го века были очень виртуозные инструменталисты на варгане. Например, Иоганн Генрих Шейблер установил на опорном диске до десяти варганов, назвав получившийся инструмент «Аура». Каждый варган настраивался на разные основные тона, что делало возможными даже хроматические последовательности».
В Латинскую Америку и на территорию североамериканского континента варган попал во времена их колонизации и прижился, став в ряде государств народным инструментом. Через европейских колонистов варган очутился и в странах Центральной Африки.
Если объединить все версии названий варгана во всех мировых языках, то составленный список превысит тысячу позиций. Более того, он постоянно увеличивается. Всемирная глобализация помогает варгану проникать на ранее неохваченные территории, где местное население с восторгом принимает этот инструмент, давая ему своё именование. Кроме того, в одном и том же языке различные типы варгана могут называть по-разному. Название варгана в конкретном языке зависит ещё и от эпохи. Список распространения варгана по планете хорошо отражает приведённая ниже карта.
В музыкальной мировой культуре варган достаточно распространён. Если задаться поисками, то его звуки можно услышать в известных композициях таких исполнителей, как The Who («Join Together»), Neil Young («Get Back to the Country»), The Beach Boys («Steamboat»), Eric Clapton («San Francisco Bay Blues») и Billy Joel («Travelin' Prayer»). Даже The Beatles использовали варган в песне «The Fool on the Hill». В дебютном студийном альбоме английской хэви-метал группы Black Sabbath варган звучит в композиции «Sleeping Village». А Red Hot Chili Peppers применили его в сингле «Give It Away», завоевавшем международную известность.
Варган в России
Пока считается, что славянские племена заимствовали варган от европейских соседей. Из самых старых славянских варганов можно упомянуть экземпляр, обнаруженный в городе Друцк (Белоруссия) и датируемый 12 столетием (описан в книге И.Д. Назиной «Белорусские народные музыкальные инструменты»).
Кованый варган длиной пять с половиной сантиметров, найденный в древнерусском городе Вщиж (ныне в статусе села находится на территории Брянской области) экспонируется на стенде «Музыкальный мир Древней Руси XII - первой половины XIII в.» (Государственный исторический музей, зал № 9 «Древнерусский город XI - первой половины XIII вв.»).
По количеству найденных древних варганов пока лидирует Великий Новгород, где археологи обнаружили тринадцать таких предметов. Часть из них относятся к завезённым, имея западноевропейское происхождение. Поначалу находки посчитали пряжкой или брошью, но теперь уже точно установлено, что это именно музыкальный инструмент. Экспедиция Института археологии Российской Академии наук под руководством Б.Е. Янишевского, ведя раскопки в Можайске, обнаружила пару варганов более позднего периода (16 или 17 столетие). Находили варганы в Ярославской и Псковской областях. Ниже приведено определение варгана из Словаря Академии Российской 1789 года.
ВАРГАНЪ, на. с: м. Желѣзное мусикійское орудіе, простонародіемъ употребляемое: длиною около вершка, коего головка почти въ кольцо согнута; oтъ тoгo же места, гдѣ кольцо не довершается, протянуты два паралельно идущіе треугольные брусочка; къ срединѣ головки приваривается стальная полоска, проходящая между брусковъ не касаясь ихъ, имѣющая на концѣ крючокъ. Играютъ на семъ орудіи приложа его къ зубамъ, вбирая и выпуская духъ, и приводя въ движеніе перстомъ стальную полоску.
Странно звучащее, ныне устаревшее выражение «мусикийское орудие» означает «музыкальный инструмент». Слово «варган», которое сейчас тоже кое-кто может счесть устаревшим, породило привычное нам уничижительное «сварганить» - сделать что-то, но не так, чтобы на высоком уровне, а мимоходом, второпях, особо не стараясь. Раньше слово «варганить» было многозначным, обозначая не только игру на варгане, но и посредственное исполнение на любом инструменте, а также шумное кипение жидкости. Если варган был так широко распространён, то где же русские мастера игры на нём? Оказывается, в XIX веке этот музыкальный инструмент почти полностью вытеснила гармошка, быстро сумевшая стать одним из символов русского народа.
Но Россия – это не только Европа, а ещё и Азия. Посмотрим, сколько лет самым древним варганам, которые сумели там отыскать. В январе 2018 года журнал «Smithsonian» (ежемесячник, издаваемый государственным Смитсоновским институтом) опубликовал статью о варганах с 1700-летним возрастом, обнаруженных при раскопках на двух разных археологических памятниках Чултуков Лог и Черемшанка. Три из них представляли незаконченные инструменты, но ещё два нашли в готовом виде. Профессор Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук Андрей Бородовский рассказал представителю журнала National Geographic, что попробовал осторожно сыграть на одной из находок, и она продемонстрировала отличный звук, сходный с тем, который извлекают применением флажолета (приём игры на струнных смычковых и щипковых инструментах). Материалом для старинных инструментов послужили расколотые рёбра коровы или лошади.
Если подробно рассмотреть показанную выше карту, можно понять, что народов, проживавших на территории СССР и незнакомых с варганом, сравнительно мало. Зафиксировано, что в европейской части Российской империи, последнего исполнителя-варганиста видели в Новгородской губернии в 1903 году. А что же насчёт Азии? В статьях часто дублируют заимствованную из зарубежных источников цитату, будто при Сталине варган запретили как пережиток прошлого. Но тут, вероятнее всего, нападки были не на сам инструмент, а на использование его в шаманских ритуалах, ведь с шаманами (равно как и с другими служителями религиозных культов) активно боролись, противопоставляя религии атеизм. Однако азиатская школы игры на варгане всё равно сохранилась. Популяризация варгана в качестве народного инструмента началась в СССР после создания в 1973 году экспериментального ансамбля под руководством Дмитрия Покровского. В составе коллектива на варгане мастерски импровизировал в русском стиле Александр Данилов.
30 ноября 1990 года в Якутске открылись двери Музея и Центра хомуса народов мира (так у якутов называют варган). За тридцать лет работы в музейные фонды поступило 1700 хомусов 57 народов мира. Один из его залов занимает коллекция американского ученого Фредерика Крейна, полученная музеем в подарок. Первый зал экспозиции отдан истории якутского инструмента, а следом посетители знакомятся с разновидностями варгана (хомуса) из других стран. Обход музея завершается залом, где рассказывается о роли варгана в современной мировой культуре.
Идиофон или аэрофон?
Любой музыкальный инструмент относится к одной из групп. Но вот варган из-за многообразия его видов включить в конкретную группу не так-то просто. По опубликованной в 1914 году системе Хорнбостеля – Закса варган следует причислять к щипковым идиофонам (звук главным образом создаётся за счёт вибрации самого инструмента, без использования воздушного потока). Но тут же у этого решения нашлись противники, которые принялись доказывать, что варган – это аэрофон со свободным язычком (здесь первичным источником колебаний является струя воздуха). Ведь при игре на варгане для извлечения звука применяются губные, языковые, глоточные и гортанные способы с использованием дыхательных путей, лёгких и диафрагмы. Но сторонников того, что варган – это идиофон (самозвучащий инструмент), пока всё же больше. В их среде принято считать, что дыхание (воздушная струя) – это лишь вспомогательный элемент игры, позволяющий экспериментировать с тональностью звука. Так что споры продолжаются и по сей день.
Конструкция варгана
Из всего многообразия варганов выделяют два основных типа его конструкции: пластинчатая и дугообразная. Первая из них – это цельная пластина, в которой делают прорезь (если язычок прикрепляют дополнительно) или две (если язычок – непосредственная часть этой основы). Бамбуковые варганы, невзирая на их выпуклость, тоже относят к пластинчатым.
С давних пор для пластинчатого варгана кроме бамбука берут ещё и кости. Или вырезают его из дерева. Металлические пластинчатые варганы редки. Если вдруг захочется сделать пластинчатый варган самому, то интернет пестрит чертежами. Мы приводим один из них, который не привязан к конкретным размерам, а основан на соблюдении пропорций.
Для кованых дугообразных варганов берётся металлический прут круглого или прямоугольного сечения, которому методом горячей или холодной ковки придаётся нужная форма. Далее к нему широким основанием крепится гибкий стальной язычок, узкий конец которого загнут крючком. Способов крепления предлагается множество. Это и сварка, и заклёпки, и с помощью клина.
Чертёж дугообразного варгана мы привели с размерами. Но здесь надо помнить, что у каждого народа свои особенности конструкции, включая размер отдельных элементов и крутизну дуги. Длина, толщина, твердость и форма язычка определяют основной звук варгана. Чем уже расстояние между язычком и деками, тем лучше содержание обертонов (призвуки, входящие в спектр музыкального звука).
Как играть на варгане?
Признанных высот в игре на варгане достигли австрийские музыканты, используя несколько варганов, настроенных на основные ступени (тонику, доминанту и субдоминанту) гаммы. Величайшим композитором в этой области считают Иоганна Георга Альбрехтсбергера, создавшего семь концертов для варгана. Альбрехтсбергер успешно соединил народные мотивы с венской классической музыкой.
Но для того, что сыграть на варгане, не нужно много лет учиться музыке и постигать тайны симфоний. Достаточно взять варган, прижать его к зубам или губам и пальцем привести язычок в движение. Ротовая полость становится естественным резонатором звука. Варган звучит монотонно, однако изменением дыхания (более сильной или слабой струёй воздуха) или положения рта можно изменить и тембр его звука. Если правильно дышать диафрагмой, то мелодия получится непрерывной. Есть секрет и в удерживании органа. Например, дугу следует положить на средний и указательный пальцы, а большой палец, разместив его перпендикулярно декам, крепко прижать к основанию язычка (там, где оно крепится на дуге).
Интересные факты о варгане
Пожалуй, самый знаменитый варган на планете – это якутский хомус, который провёл на околоземной орбите 192 суток 58 минут и 37 секунд, совершив 2988 витков вокруг Земли. На борту орбитальной международной станции на нём играл лётчик-космонавт Олег Дмитриевич Кононенко. Как вспоминает сам Кононенко, сложнее было не исполнить мелодию, а привезти хомус на орбиту, так как космонавт может взять с собой не более килограмма личных вещей. В космосе побывал хомус мастера Чемчоева Р.Г. из Музея и Центра хомуса народов мира. После возвращения на Землю хомус возвратился и в музей, став там одним из самых почётных экспонатов.
Варган успел оставить след если не в городской, то в родовой геральдике. Например, его изображение используется в печати, датированной 1353 годом. Её применяла семья Тромпии (Trompii) из города Грюнинген, расположенного неподалёку от Аарбурга (Швейцария).
В Книге рекордов Гиннесса варган тоже удостоился упоминания. Вернее, не единственный экземпляр, а сразу 1344 якутских хомуса, на которых 24 июня 2011 года сыграли музыкальную композицию длиной в семь минут. Рекорд зафиксирован в качестве «самого большого ансамбля хомусистов в мире».
Виталий Бианки, умевший подмечать удивительные особенности русского леса, запечатлел в коротеньком рассказе «Музыкант» игру на варгане, созданном самой природой. Заканчивается это произведение так:
Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» — как струна запела.
Медведь наклонил голову и слушает.
Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка.
Замолк звук, — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.
Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзинн!..»
Колхозник спросил старика:
— Ну что, убил медведя?
— Нет, — ответил старик.
— Что ж так?
— Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?