Почему одни монеты, банкноты, награды и прочее постоянно и значительно растут в цене, у других цена не меняется десятилетиями, а третьи со временем даже дешевеют? Это зависит от множества факторов, но в данной статье мы попытаемся освятить самые фундаментальные из них. Некоторые факты покажутся вам вполне знакомыми и понятными, другие, возможно, вы узнаете впервые, а какие-то могут вас удивить.
Первый и самый значительный фактор ценообразования – это экономический климат в отдельно взятой стране и мире в целом. При достаточном уровне благосостояния населения предметы старины и коллекционирования будут пользоваться максимальным спросом, как бы банально это ни звучало (однако, тут есть одна поправка, которую мы разберём во втором пункте).
Теперь несколько подробнее рассмотрим механизм первого фактора. В обществе существует определённое количество людей, в разной степени склонных к коллекционированию. При наличии достаточных финансовых излишков максимум из этих людей сможет себе позволить собирать то, к чему «лежит душа». Следовательно, цена будет стабильно высокой. По мере снижения денежных излишков у населения все меньшее и меньшее количество человек будет приобретать предметы коллекционирования. Сначала «выбывают» наименее увлечённые люди, затем те, кто сужает круг коллекционных интересов, продолжая собирать только самые излюбленные направления. Всё это время цены будут снижаться, пока, наконец, не достигнут минимума при самой неблагоприятной экономической ситуации. В такое время коллекционировать продолжат только всецело увлечённые люди, для которых хобби занимает одно из важнейших мест в жизни, а таких очень мало.
Второй фактор ценообразования – это традиционный, исторически сложившийся интерес в обществе к коллекционированию и антиквариату в целом. Надо отметить, в России он высок. Даже несколько выше, чем, например, в Западной Европе, и гораздо выше, чем в Восточной. Объясняется такой дисбаланс просто: Европа, особенно Западная, давно находится в фазе излишества предметов материальной культуры. Таким образом, европейскому обществу огромное количество предметов всех эпох, окружающих его столетиями просто «приелось». Отсюда меньше интерес к коллекционированию в целом, следовательно – сравнительно низкие цены. Недаром, «неискушённые» российские коллекционеры по сей день предпочитают пополнять свои собрания в «искушённом» Старом Свете.
Поправка из первого пункта: цена на антиквариат зависит, как мы выяснили, не только от благосостояния общества, но и от интереса к нему в обществе в целом. Так что, первые два фактора ценообразования стоит рассматривать вместе.
Третий фактор – это насколько те или иные предметы коллекционирования пригодны для инвестирования. Тут механизм ценообразования будет проще работать касательно предметов, цена на которые со временем меняется медленно или незначительно, либо не меняется вовсе. Сложнее будет со стабильно, либо быстро дорожающими «раритетами». Если предмет достаточно редок и его «исключительность» широко известна (известность – крайне важный фактор, который мы разберём ниже), следовательно, к нему сохраняется стабильный интерес. Вероятнее всего, такая вещь будет в той или иной степени инвестиционно привлекательна.
Резюмируем третий пункт на примере нумизматики. Если вы приобретаете монеты исключительно для коллекции, без конкретного намерения выгодно реализовать их в будущем, то просто пополняйте своё собрание по ценам, которые вас лично устраивают. Если вы инвестируете в монеты, то вам придётся куда внимательнее отнестись к механизмам ценообразования на нумизматическом рынке и главное, к подбору экземпляров для коллекции.
В комплексе рассмотрим четвертый и пятый факторы, т.к. (как следует из предыдущего пункта об инвестициях) они напрямую связаны. Это степень редкости предметов коллекционирования, а главное, степень «разрекламированности» этой редкости. Попробуем показать работу этих механизмов наглядно, приводя примеры «моделей» ценообразования из фалеристики или нумизматики.
Начнём с самого элементарной модели – «малая цена и малый спрос». Пример: советская мелочь 1961 – 1991 гг. (за исключением отдельных разновидностей, годов выпуска и браков) отличается огромным тиражом и практически полным отсутствием спроса к стандартным экземплярам. Следовательно, если цена на советскую «ходячку» когда-нибудь и вырастет, то не раньше, чем через век. Следующая модель – «малая цена и большой спрос». Пример: советские юбилейные монеты. Несмотря на также немалые тиражи, «юбилейка» за счет внешней привлекательности и постоянного подогрева интереса к ней продаётся всегда и даже с годами немного растёт в цене.
«Большая цена и малый спрос». Пример: испанский орден Святого Херменегильдо – нечастая, эстетически привлекательная награда, которую, к тому же, редко «убедительно» подделывают. Так в чём же дело, почему этот орден будет непросто реализовать, даже сделав хорошую скидку от средней цены? Ответ прост: припомните, много ли вы слышали об этой награде и как часто? Много ли вы знаете людей, увлеченных коллекционированием испанских орденов? Наконец, какова вероятность, что предложение приобрести орден Святого Херменегильдо начнёт высвечиваться у вас в кликбейте? А вот предложения купить советскую «юбилейку» могут там появиться с большой долей вероятности, если, конечно, вы ей увлечены. Просто фалеристика по Испании слабо «раскручена», даже если она связана с одной из популярнейших тем у коллекционеров – Второй Мировой войной. Следовательно такие предметы продаются иррегулярно, и цена может «плавать» в диапазоне плюс-минус 30%. Определенная эпоха, кстати – крайне важный фактор ценообразования, его мы рассмотрим далее.
Наконец, последняя модель – «большая цена и большой спрос». Каждый предприниматель, занимающийся предметами коллекционирования, стремится, чтобы его ассортимент как можно больше состоял из таких «моделей». Пример: немецкий Железный Крест I класса (1939). Редкая, но с виду неброская награда, плюс нередки её подделки. Но принадлежность к уже упомянутой эпохе Второй Мировой и постоянный подогрев интереса к фалеристике Третьего Рейха по всему Миру сделали эту награду желанной для огромного числа коллекционеров, несмотря на сравнительную дороговизну. За последние 20 лет цена на подобные награды стабильно росла, и нет оснований исключать рост что цены, что спроса в будущем.
Таким образом, важна не только уникальность того или иного предмета, но и какое количество людей знает об этой уникальности, и как часто им про неё напоминают.
Также в комплексе рассмотрим последние два фактора ценообразования: шестой – принадлежность коллекционного предмета к знаменательным эпохам, и седьмой – степень изученности того или иного направления коллекционирования.
Наполеоновские войны; Викторианский период и эра Мэйдзи; Первая и Вторая мировые войны; Белое движение и РККА – порой, достаточно любое из этих словосочетаний увязать с антикварной вещью, как интерес к ней (вместе с ценой) значительно увеличится. Если время, когда произведён тот или иной предмет коллекционирования, считается «эпохальным», данный предмет сразу выделяется из общей массы аналогов, не связанных с эпохальными событиями. Притом, цена и спрос предмета может напрямую и не зависеть от его возраста. Так антикварная милитария Второй Мировой пользуется большим спросом и стоит, в среднем, дороже, нежели милитария Первой Мировой.
Чтобы коллекционный раритет обрел справедливую стоимость, о нём должно быть достаточно информации, а направление в коллекционировании, к которому он принадлежит, должно быть изучено. Простой пример: награды Японской империи и государства Маньчжоу-го довольно востребованы среди коллекционеров. В частности, из-за ассоциаций с межвоенной эпохой и периодом Второй Мировой войны. Однако, направление японской фалеристики более изучено, чем маньчжурской. Из-за этого порой награды Маньчжоу-го сложнее реализовать, нежели их японские аналоги. Зачастую, в подобных ситуациях, когда о вещи мало информации, продать её можно только со значительной скидкой от каталожной цены.
Ценообразование на предметы старины и коллекционирования – механизм сложный и многогранный. Бывает даже, что иррациональный. Регулярно изучайте ваше направление – это залог создания полноценной, последовательной и выгодной коллекции.