Кажется, что слову «трость» крайне просто дать определение, обозначив так походную палку с набалдашником или ручкой. Однако, как мы увидим в дальнейшем обзоре, сделать это порой нелегко. Владимир Иванович Даль в своём словаре под тростью изначально подразумевает палку, посох, жезл из сплошного, гибкого и весьма крепкого тростника или натуральную камышовую трость. Но далее подводит под это понятие любую ручную палку или посошок пешехода, чисто обделанный, или в оправе. Родственным трости словом будет тростник, который и стал для неё материалом (однако трости далеко не всегда делают из тростника). По сведениям Этимологического словаря русского языка Макса Фасмера, слово «трость» присутствовало уже в старославянском языке. В большинстве славянских языков, как и в русском, оно неразрывно связано со словом «тростник». Исследователи считают, что слово «трость» отделилось от палки и посоха приблизительно в 16 столетии. В настоящее время обиходная трость – это ортопедический инструмент, помогающий при ходьбе. В качестве аксессуара её почти не используют. Однако элегантные трости, которым больше века, уже давно превратились в предмет коллекционирования. Коллекционера тростей называют «раболог» (rabologist). Считается, что наиболее интересными для массового коллекционирования предметами остаются трости, сделанные в первые десятилетия ХХ века в стиле модерн (Art Nouveau). Самой большой коллекцией, где собрано более семи тысяч тростей, владеет Х. Биглер, проживающий в Люксембурге.
История тростей
Трость – дальний потомок той самой палки, которую обезьяна взяла, чтобы постепенно превратиться в человека. Палкой первобытные люди защищались от хищников и рыхлили землю. Привязав к палке каменный наконечник определённой формы, они получали оружие (например, копьё) или инструмент (например, топор). Но палки прочно вошли в жизнь человека в своём изначальном виде, превратившись в посох, являвшийся непременным атрибутом пастуха или путешественника. На определённом этапе эволюции этот предмет стал знаком отличия. Для священнослужителей и правителей посох или трость делали с богатой отделкой, а рукоятки становились настоящими произведениями резного искусства или художественного литья.
Предметы, удивительно схожие с привычной нам тростью, обнаружили в гробнице фараона Тутанхамона. Чтобы поддержать ушедшего правителя в его загробной жизни, ему положили более сотни богато изукрашенных тростей. Тутанхамон – не единственный правитель Древнего Египта, чьим атрибутом был посох, по виду напоминающий трость. Его длина начиналась от 90 см (что вполне соответствует современной трости) и уходила к двум метрам (а это уже настоящий посох). Рукоять древнеегипетских тростей часто делали в форме распустившегося цветка лотоса, что олицетворяло долгую и счастливую жизнь, которая должна сопутствовать владельцу такого предмета.
Можно сказать, что трость присутствует уже в мифологии Древней Греции. На пути к Фивам поселился грозный сфинкс, встречая путников загадкой: «У кого четыре ноги утром, две днём и три вечером?» Разгадать её смог Эдип, ответив: «Это человек. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости — опирается на трость». Хотя в ответе Эдипа трость, видимо, фигурировала в виде палки или посоха. Древнегреческие боги часто изображались с посохом в руке. Керикион (более известный, как кадуцей), с которым появляется Гермес, – та же трость с круглым набалдашником, которую обвивает пара змей. Однако Гермес не пользуется кадуцеем для опоры при ходьбе, что превращает кадуцей в жезл. Римляне дополнили кадуцей крыльями, сделав его атрибутом сначала послов, а после – торговцев и врачевателей.
В средневековой Европе трость далеко не всегда связывалась с тростником. Например, в 11 столетии на территории современной Франции женщины имели тонкие палки, изготовленные из яблони. Однако посох, равно, как и трость, больше считался мужским атрибутом. Примерно с 1600 года трость прочно прописалась в качестве предмета ежедневного обихода мужчин из различных стран Европы. Мода на женские трости вернулась только благодаря последней королеве Франции - Марии-Антуанетте (период правления с 10 мая 1774 года по 21 сентября 1792 года), часто появлявшейся с подобием пастушеского посошка. Копируя привычки королевы, тростью тогда обзавелись многие знатные француженки.
Постепенно из инструмента, облегчающего путь и помогающего защититься, трости начали превращаться в знаки отличия. Жезл в виде посоха стал скипетром в руке правителя. Епископу полагался посох, оканчивающийся большим крюком, что символизировало, как церковнослужитель увлекает за собой свою паству. Большую роль в популяризации трости сыграли ордена, образовавшиеся в европейских странах. Трость превратилась в знак отличия. Кавалеру ордена надлежало иметь в своём распоряжении трость, в отделке которой присутствовала орденская эмблема. Слово «трость» появилось, когда крепость дерева сменилась изяществом, а для изготовления ствола предмета начали применять бамбук или другие тропические растения, а также тростник.
Трости в России
Как утверждают исследователи, на Руси трость в качестве знака различия высшего военного звания появилась примерно в XVI-XVII веках. Носили трости стрельцы, но далеко не все, а лишь «начальные люди» (то есть носящие звание сродни современному офицерскому). Трость была не единственным знаком различия армейского начальника, так как ему и обмундирование полагалось иного вида, чем простым стрельцам. Некоторые считают, что предшественником трости был чекан - холодное оружие с коротким древком. Действительно, ударный элемент в виде топорика в сопряжении с молотком на обухе очень напоминает рукоятку трости. На Руси чекан служил знаком начальнического достоинства, поэтому его замена тростью выглядит вполне логично. Но всё же нельзя забывать, что чекан остаётся оружием, а трость – это уже знак различия.
Среди казачьих клейнодов (знаков власти) стоит отметить насеку – трость или небольшой посох. Конечно, насека не дотягивала до регалий, имея намного меньшее значение, чем та же булава, но всё же играла важную роль в качестве символа гражданской власти атаманов всех степеней. Название она получила из-за того, что на её металлическом навершии изначально вырезали («насекали») имена атаманов. Одна из самых именитых насек – та, что государь Пётр I вместе с серебряной печатью пожаловал в 1704 году Войску Донскому.
На протяжении 18 столетия трость упорно отвоёвывала себе место в качестве предмета воинской униформы. Сначала её полагалось носить только полковникам или генералам. Причём, заказывать её приходилось за свой счёт. При этом не допускалось различных вольностей, например, скрытого в трости клинка. Запрет на подобное оружие в 1793 году ввела Екатерина II, строчки указа которой недвусмысленно поясняли: «Её Императорское Величество Высочайше повелеть соизволила тростей со вделанными в них потаёнными кинжалами, клинками и с другими орудиями никому не носить».
По сведениям от мемуариста Филиппа Филипповича Вигеля трость находилась в составе армейской формы, введённой Павлом I. Вигель описывал её как «простого дерева форменную палку с костяным набалдашником». Одной из самых знаменитых тростей того периода, принадлежащих военачальникам, можно считать экземпляр, которым владел Александр Васильевич Суворов. Её длина (если мерить от самой высокой точки на рукояти до основания) составляет 89 сантиметров при весе 589 грамм. Сделали её из пробкового дуба. Интересно, что ряд скульпторов (например, А.Н. Теплов) изображал великого полководца с тростью. Но на статуэтках трость представлена тонким и изящным образцом. Скорее всего, основой для композиции художественного литья послужила кинокартина «Суворов», снятая в 1940 году. Там есть очень эффектные кадры, где Александр Васильевич гордо стоит, опираясь на тросточку.
При Павле I в 1797 году произошло объединение администраций всех главных российских орденов (Святого Андрея Первозванного, Святой Екатерины, Святого Александра Невского и Святой Анны). С той поры главная должность этого Капитула именовалась «Канцлер российских императорских и царских орденов». Канцлер назначался из числа кавалеров ордена святого Андрея Первозванного. Николай I в 1833 году распорядился дать носителю этой почётной должности особый предмет – трость, выполненную из чёрного дерева и увенчанную набалдашником, выточенным из светлой слоновой кости.
Постепенно мода на трость распространилась в высших слоях российского общества, а к началу ХХ века стала атрибутом любого щегольски одетого господина. Изготовлением тростей занималась даже фирма Фаберже, и сейчас её рукоятки продают на самых знаменитых аукционных площадках мира. Смена строя вследствие революции привела к кардинальному изменению моды и почти полному исчезновению трости, как изысканного предмета для променада. Если в первые годы Советской власти с тростями порой щеголяли отдельные нэпманы, копируя западных богачей, то после отмены новой экономической политики трость превратилась в крайне редкий аксессуар. Изящными тросточками с богатой отделкой ещё поначалу владела профессура, но после смены поколений этот предмет постепенно исчез из обихода. В быту осталась лишь простенькая фабричная трость, демонстрирующая преклонный возраст её обладателя.
Трость английского джентльмена
На Британских островах пастушеский посох уступил место трости примерно в 17 или 18 столетии, став неотъемлемой частью гардероба джентльмена, следящего за модой. Почти сразу же этот предмет (наряду с другими аксессуарами) начал демонстрировать социальный уровень владельца. Богатые люди имели несколько тростей, сделанных на заказ. Особенное внимание уделялось набалдашнику, который исполняли из дорогой слоновой кости или драгоценных металлов. Набалдашник зачастую представлял собой детально исполненную скульптуру (например, голову собаки). Проживавшие в неспокойных районах джентльмены пользовались тростью для обороны при нападении грабителей, поэтому трость часто утяжеляли заливанием внутрь свинца. Трость не всегда была доступна. В 1702 году лондонские мужчины должны были иметь лицензию на ношение трости, и при несоблюдении кодекса джентльмена лицензию могли отозвать, что лишало мужчину права быть с тростью в общественных местах. Чтобы понять роль трости в английском обществе и связанные с ней нюансы, обратимся к одному из самых известных лондонских джентльменов – мистеру Шерлоку Холмсу.
Вспоминая советский фильм «Собака Баскервилей», кажется, что его сюжет начинается именно с трости, которую забыл на Бейкер-стрит добродушный сельский врач Джеймс Мортимер. Однако, если обратиться к классическому русскоязычному книжному переводу, то вместо трости в первой главе повести фигурирует палка. Оказывается, англичане для определения этого предмета имеют два словосочетания: «walking stick» и «walking cane». Современный онлайн-переводчик в обеих вариантах даст нам трость, но для самих англичан эти понятия различаются. Палка («stick») – вещь, сделанная из крепких пород дерева, то есть именно она стала преемником пастушеского посоха, хотя в процессе превращения в аксессуар материалом для неё стали служить далеко не дешёвые слоновая кость, китовый ус, чёрное дерево и другие ценные породы. А вот трость делали из малакки (вид ротанговой пальмы, произрастающей на побережье Суматры) или иных видов ротанга (примерно 600 видов вьющихся пальм Старого Света), бамбука или крепких сортов тростника. Благодаря последнему в английском языке и появилось отдельное слово «трость» (слово «cane» означает «тростник»). У доктора Мортимера была именно палка, так как ему приходилось проделывать пешком огромные расстояния по сельской местности («Потому что его палка, в прошлом весьма недурная, так сбита, что я не представляю себе ее в руках городского врача. Толстый железный наконечник совсем стёрся — видимо, доктор Мортимер исходил с ней немало миль»). В конце 17 столетия дубовые палки были весьма популярны среди пуритан. Именно «stick», а не «cane» фигурирует в рассказе «Ужас в Дептфорде» (авторы Адриан Конан Дойл и Джон Диксон Карр), так как предмет сделан из особого сорта чёрного дерева.
Однако городские жители Британии отдавали предпочтение именно тростям. Трость – привычный предмет для джентльмена, в число которых входит и Шерлок Холмс. Поэтому на страницах повестей и рассказов, героем которых он является, трость фигурирует часто. Трость служит сыщику удобным инструментом в рассказе «Союз рыжих» («Шерлок Холмс остановился перед дверью, устремил на нее глаза, ярко блестевшие из-под полуприкрытых век. Затем он медленно прошелся по улице, потом возвратился к углу, внимательно вглядываясь в дома. Перед ссудной кассой он раза три с силой стукнул тростью по мостовой, затем подошел к двери и постучал. Дверь тотчас же распахнул расторопный, чисто выбритый молодой человек и попросил нас войти»). И знаменитый сыщик в рассказе «Пёстрая лента» («Холмс принес с собой длинную, тонкую трость и поместил ее возле себя на кровать вместе с коробкой спичек и огарком свечи. Потом задул лампу, и мы остались в полной темноте»), и его компаньон Ватсон в повести «Знак четырёх» («Я взял шляпу и свою самую толстую трость. Холмс, я заметил, достал из ящика письменного стола револьвер и сунул его в карман. Было ясно, что нашу ночную поездку он считает делом серьезным») привычно берут трость для возможной самообороны.
Тяжёлая трость в руках врагов всемирно известного сыщика зачастую превращается в орудие убийства или предмет, его имитирующий. В ближнем бою, когда использовать огнестрельное оружие по каким-то причинам не получается, трость превращается в грозное оружие. При этом зачастую непонятно, «walking cane» перед нами или всё же «walking stick».
«Затем чёрные глаза убийцы радостно сверкнули. Он ещё раз осмотрелся кругом, чтобы убедиться, что его никто не видит, и затем, приподняв свою тяжелую палку, подкрался на цыпочках к молчаливой фигуре. Он уже присел, чтобы сделать последний прыжок и нанести удар, как вдруг из открывшейся двери спальни его остановил спокойный и насмешливый голос Холмса:
- Смотрите, не разбейте её, граф!
Убийца отступил назад, его перекошенное лицо выражало изумление. Он снова приподнял опущенную было трость, словно желая перенести свою ярость с изображения на оригинал, но в твёрдом взгляде серых глаз и насмешливой улыбке Холмса было что-то, заставившее его руку снова опуститься».
В данном случае переводчик строго следует оригиналу. Сам Конан Дойль сначала пишет «stick», а затем «cane». В умелых руках трость давала неоспоримые преимущества, если меж двух джентльменов завязывался уличный поединок. Эдвард Бартон-Райт на страницах журнала Pearson's Magazine в 1901 году публиковал рекомендации «Самооборона с тростью: различные способы защиты с помощью трости или зонта при нападении в неравных условиях».
Эти эффективные приёмы Бартон-Райт разработал на основе оригинальной системы оборонительного боя на тростях «Canne de combat», созданной швейцарцем Пьером Виньи. Казалось бы, причём тут Шерлок Холмс? Но общий комплекс системы самозащиты, включающий в себя кроме приёмов джиу-джитсу и боя на тростях ещё элементы британского бокса, французского савата и швейцарской народной борьбы, Бартон-Райт решил назвать «бартитсу». И именно он спас великого сыщика в его противостоянии с профессором Мориарти на краю Рейхенбахского водопада, правда Конан Дойль чуть изменил его название («Я не знаю, известно ли это вам, но я немного знаком с приёмами японской борьбы "баритсу", которые не раз сослужили мне хорошую службу»).
Трость-меч в качестве секретного оружия
Но вернёмся к тростям в руках преступного мира. Хитрый холодный разум способен превратить обыденный предмет в тайник для холодного оружия. Когда действенное огнестрельное оружие сделало громоздкие мечи и вёрткие шпаги близкого боя бесполезными, те не сразу покинули список обиходного вооружения, а спрятались в тростях. Догадаться скрыть клинок в посохе додумались довольно давно (есть сведения, что подобными клинками пользовались ещё древние египтяне), но пика популярности данное оружие достигло гораздо позднее. Одни исследователи считают, что он выпал на середину 18 столетия. Другие ссылаются на Францию, где оружие в трости было настолько распространено, что власти ещё в 1661 году вынуждены были запретить «клинок в палке». Третьи отводят ему XIX век. И действительно, даже в эпоху королевы Виктории такие трости ещё заказывали оружейникам. Встречаются они и в сюжетах о Шерлоке Холмсе.
«- Черт возьми, какая наглость! - воскликнул Бойс.
Его левая рука скользнула к трости.
- Я думал, вы остережетесь, а вы начинаете произносить разные имена. Поэтому я, - тут он мгновенно выдернул ручку трости, и теперь в его руках оказалось длинное стальное лезвие, - поэтому я, мистер Шерлок Холмс, сдержу свое слово».
Трость-меч делят на множество подвидов. В одних случаях лезвие у неё обоюдоострое, а в других – оно заточено только с одной из сторон. По длине клинка некоторые трости относятся уже не к мечам, а к ножам. Есть клинки, предназначенные для колющих ударов. Пример подобного оружия продемонстрирован в фильме «Вариант "Омега"», где потайной трёхгранный клинок скрыт в трости, которую подарили главному герою этой картины. Правда в первоисточнике (книга Н. Леонова и Ю. Кострова «Операция "Викинг"») фиксатором служила резьба (клинок извлекался после поворота), а в фильме владелец клинка мог вытащить его из трости молниеносно, нажав на непоказанную зрителям кнопку-фиксатор.
Обычно трость-меч становится атрибутом злодея, но режиссёр Гай Ричи, выбив многие каноны собственным видением образа Шерлока Холмса, вложил скрытый в трости клинок в руки спутника знаменитого сыщика – доктора Ватсона. Из положительных героев трость-меч носил Хенрик Квинто в дилогии Юлиуша Махульского «Ва-банк» и всё тот же Эраст Фандорин – главный герой знаменитого цикла Бориса Акунина. Весьма интересную трость-клинок увидели зрители в фильме «Человек-волк», снятом в 2010 году. Её рукоятка была исполнена в виде головы волка, что как бы давало подсказку главному герою, не подозревавшему о тайне, которая присутствует в жизни его отца. Трость великолепно дополняет облик престарелого джентльмена, ведь действие сюжета кинокартины происходит в 1891 году.
В настоящее время спрятанные в трости клинки можно повстречать очень редко. Причина банальна. Когда трость была привычным аксессуаром, то мало кто ожидал, что из неё может появиться клинок, способный резко изменить ход уличной схватки. Теперь же трость сама привлечёт внимание публики, а от её владельца изначально станут ожидать какого-нибудь чудачества. Тем удивительнее, что трости с клинками можно заказать и сейчас. Их изготовлением занимается ряд фирм, работающих с холодным оружием. Среди них такие компании, как Cold Steel и The Covert Eye (последняя в качестве логотипа использует профиль Шерлока Холмса).
Цигенхайнер
Большую известность в немецких землях получила трость под названием «цигенхайнер» (Ziegenhainer). По английской классификации это «stick», а не «cane», так как сделана она из твёрдой древесины кизила. Крестьяне из Цигенхайна (козьей рощи возле Йены) славились особенно прочными тростями. Однако прославили цигенхайнер студенты университета, находившегося в Йене, которые выбирались в эту деревушку выпить пива. Каждый уважающий себя студент должен был обзавестись цигенхайнером, так как это подчёркивало его статус. Йенский дуэльный мандат 1684 года запретил студенческие дуэли холодным оружием. Но в студенческой братии постоянно возникали поводы выяснить отношение схваткой, поэтому вместо клинков дуэльным оружием стала крепкая трость.
Впоследствии запрет на дуэли с использованием клинков сняли, и цигенхайнер стал оружием секундантов, которым частенько приходилось вмешиваться в поединок. Из Йены кизиловая трость распространилась в другие регионы, сохранив изначальное название. Бедные студенты делали закрученную рукоятку из рога оленя или коровы, а богатеи заказывали её из серебра или из слоновой кости. Самым престижным видом цигенхайнера была скрученная трость, сделанная из кизила, когда-то обвитого жимолостью. Так как в природе найти такое отклонение от нормы не так уж просто, мастера добивались скрученности специальной обработкой дерева. Можно сказать, что эта трость какое-то время была настоящим народным промыслом жителей деревеньки Цигенхайн.
Устройство трости
Простейшая трость состоит всего из трёх частей: ствола, набалдашника или рукоятки, венчающих ствол, и износоустойчивого наконечника, защищающего низ ствола при соприкосновении с дорогой. Как и рукоять, наконечник сам по себе может быть сложной конструкцией. Например, в районах, подверженных оледенению, наконечник содержал скобу с шипами, которая обеспечивала лучшую устойчивость на скользкой дороге. А в помещениях скоба откидывалась и, примыкая к стволу, не царапала пол. Но трость порой обладает и дополнительными элементами. Наиболее часто к ней прилагается ремешок, охватывающий запястье владельца, чтобы при выскальзывании набалдашника из руки, трость не пришлось поднимать из грязи. Отверстие для продевания ремешка будут представлены снимками ниже, демонстрирующими образцы, принадлежавшие известным людям.
Мы уже подробно разобрали трости со скрытым клинком, однако секретом данного предмета может быть вовсе не оружие. Например, во время сухого закона в Соединенных Штатах не только мужчины, но и женщины использовали трость для хранения запрещённого тогда алкоголя. В трость встраивали стеклянный флакон или фляжку. Считается, что первым такой тайник сделали по заказу принца Эдуарда, который старался скрыть от матери (королевы Виктории) пристрастие к алкоголю. Но флакон далеко не всегда использовался для алкоголя. Ещё задолго до принца Эдуарда французские модницы носили в трости духи или уксус, считающийся тогда универсальным лекарством.
Трость может быть сопряжена с зонтиком. Внутри неё может оказаться штопор, фонарик или расчёска. Так называемая «Shooting stick» - это связанные воедино трость и складной стул. Раздвоенная ручка наверху раскладывается в сиденье, а не даёт ему упасть круглая пластина у острого наконечника, вонзённого в почву до этой самой пластины. Складная трость удобна малыми размерами, но и в ней может найтись убежище для клинка, а телескопическая её версия способна превратиться в удочку. К началу ХХ века уже существовало более 1500 патентов на различные приспособления, которые может скрывать в себе трость.
Для коллекционеров весьма интересны экземпляры разборных тростей, представляющие собой переносной кабинет какого-либо специалиста. Существовали трости, вмещающие в себя комплект медицинского инструмента, рабочие принадлежности стоматолога, а также походный арсенал художника или делопроизводителя.
Знаменитые трости
«Пудовой тростью» обладал знаменитый борец Иван Поддубный. Правда, весила она по ряду источников вдвое меньше – около восьми килограмм. Поддубный в качестве шутки часто предлагал взять у него трость и раскатисто смеялся, когда не ожидавший получить такую тяжесть с грохотом ронял её на пол. По одной из легенд, связанных с русским богатырём, как-то на Поддубного ночью напали грабители и потребовали кошелёк. «Сейчас достану, - неожиданно согласился Поддубный, протянув трость одному из громил, - только палку мою подержи». Уронив неожиданный груз себе на ногу, бандит завопил так громко, что остальные в страхе разбежались. А Поддубный шутливо кричал вдогонку: «Так доставать мне кошелёк или нет?» Вместе с другими личными вещами Ивана Максимовича, эта трость выставлена в музее города Ейск.
Однако «пудовая трость» всё же существует. Предмет весом 16 килограмм подарили российскому силачу из Бурятии Рафаэлю Кулиеву, который пообещал, что проходит с ней всю жизнь, а потом передаст её другим сильным людям. Кроме надписи «Скивкросс» (название системы спортивной подготовки, созданной отцом спортсмена – Рафом Кулиевым) на трости есть девиз «Самый трудный шаг - это шаг за пределы привычного».
Тяжёлые трости были в руках не одних лишь силачей. Железная трость – одно из самых распространённых видов оружия революционера событий 1905-1907 гг. Край тяжёлой железной палки загибали крючком и раздавали на заводах. Таким оружием можно было не только нанести сокрушительный удар, но и ловко стащить с коня всадника. Одна из таких тростей находится в экспозиции пермской диорамы. Она же изображена в руках одного из революционеров на главном полотне музея.
Одним из самых ценных предметов, находящихся в экспозиции Смитсоновского института, считается удивительная трость. Её от поклонника получил Бенджамин Франклин, находясь во Франции в должности посла. Позже этот предмет был завещан Франклином своему другу и соратнику Джорджу Вашингтону, ставшему первым президентом США. Символичность предмета в том, что золотой набалдашник трости выполнен в форме фригийского колпака – одного из олицетворений свободы в республиканской Франции. А деятельность Франклина как раз способствовала укреплению независимости английских колоний в Америке и образованию нового свободного государства, не подчинявшегося Британской короне.
А Эндрю Джексону (седьмому президенту США) трость помогла спасти жизнь. 30 января 1835 года в США впервые случилось покушение на президента, которым тогда был Джексон. Впоследствии признанный безумцем Ричард Лоуренс подкараулил Джексона у выхода из Капитолия, вооружённый парой пистолетов. Выстрел из первого не получился, так как из-за метели порох отсырел. Обернувшийся к Лоуренсу Джексон, заметив второй пистолет, ловко ударил несостоявшегося убийцу тростью по руке, выбив оружие. А потом этой же тростью отделал покушавшегося, пока охранник не повалил Лоуренса и не обезвредил его окончательно.
«Не раз поднимался Пётр на гору Вараку. В зрительную трубу-трость наблюдал за морем», - писал К.И. Коничев о правителе, при котором Россия стала империей. Трости с хитрыми приспособлениями были привычным предметом государя. В трости могли прятаться измерительный прибор или клинок. А всего в распоряжении Петра Великого было около четырёх сотен различных тростей. Поэтому на полотнах живописцев Пётр I часто предстаёт с изящной тросточкой или крепкой палкой.
Неплохая коллекция тростей подобралась и у императрицы Екатерины II. Разумеется, каждая из них представляла не рядовой предмет, а произведение с богатой отделкой. Многие из тростей были подарками. Например, прусский король Фридрих Великий преподнёс правительнице России трость с бриллиантовой отделкой, набалдашником которой был янтарь в оправе из золота. А от представителей Дании императрице досталась трость, куда встроили часовой механизм, показывающий двадцать одну красочную миниатюру с моментами сражений. Этот подарок вручили в честь одной из побед русского войска над турецкой армией.
«Белая трость» идентифицирует слабовидящего человека. По легенде первым ей начал пользоваться британский фотограф Джеймс Бигз, который, теряя зрение, окрасил трость белой краской, надеясь, что встречным этот предмет покажется удивительным, и они ненароком не толкнут слепого человека. Но всё же изобретателем «белой трости» считается мадемуазель Гийи д’Эбермон, которая 7 февраля 1931 года в присутствии важных официальных лиц Франции одарила парой таких тростей незрячих. После этого потерявшим зрение ветеранам Первой мировой войны разослали пять тысяч подобных тростей. В США белая трость обрела популярность примерно в тот же период, а в 1947 году её усовершенствовал Ричард Гувер. В большинстве стран владелец белой трости имеет право перейти автотрассу вне зависимости от наличия там перехода или нужного сигнала светофора. Сейчас технологии позволяют встроить в такую трость сенсорный радар, заметно облегчающий передвижение слабовидящего человека.
Из всего многообразия тростей выделяется та немногочисленная группа, представителей которых можно превратить в музыкальные инструменты. Чаще всего, это трости-флейты. Однако мастер Джером Вайнер, проживавший в Германской империи, умел творить трости-скрипки. Выше показан экземпляр, созданный им в 1876 году. Тростью-скрипкой иной конструкции владел осетинский драматург Е. Бритаев.