Тройной одеколон давно уже стал именем собственным, во многих случаях упоминаясь без кавычек. Его терпкий узнаваемый аромат стал одним из символов советской эпохи. Граждане, жившие в коммуналках, прогоняли бытовые запахи, освежившись «Тройным». Но и когда большинство жителей огромной страны разъехалось по индивидуальным квартирам, «Тройной» не утратил всенародную любовь. Вспомним несколько моментов, связанных с этим одеколоном и узнаем, почему же он всё-таки «Тройной». В рассказе мы упомянем несколько легенд, связанных с одеколоном (в том числе и «Тройным), а вы уже сами решите, каким из них стоит верить.
История «Тройного» одеколона
Чтобы понять сущность «Тройного» одеколона, надо упомянуть и его предков, благодаря которым этот узнаваемый аромат пришёл в Россию и стал узнаваемым. По одним сведениям, изобретателем одеколона считается Иоганн Мария Фарина, основавшей 13 июля 1709 года в Кёльне компанию, которая сейчас считается одной из старейших парфюмерных фирм в мире. Взяв масла лимона, апельсина, бергамота, мандарина, лайма, кедра и грейпфрута, он смешал их на основе спиртового раствора и добавил ряд трав, названия которых держатся в секрете. Результатом явилась душистая вода, которую в честь города, ставшего его второй родиной, Фарина назвал «Kölnisch Wasser». В начале производства «Кёльнская вода» считалась скорее не парфюмерией, а лечебным составом. Но аромат сделал её популярной именно как парфюмерию. Среди французских королей ей отдавали предпочтение Людовик XV и Наполеон Бонапарт. Благодаря им, аромат «Кёльнской воды» прочно закрепился в списке мужских.
В переводе на французский это название звучало «Eau de Cologne», что и даёт нам привычное слово «одеколон». Но если это слово используется повсеместно, войдя во многие мировые языки, то словосочетания «Echt Kölnisch Wasser» и «Original Eau de Cologne» являются зарегистрированными торговыми марками. По другой версии, рецепт душистой воды, по составу близкой к одеколону, впервые опробовали испанские монахи Ордена Доминиканцев. Ингредиентами стали различные масла (апельсиновое, лимонное, бергамотное, петигреновое, лавандовое и нероливое - флёрдоранжевое масло, содержащееся в цветках померанца), которые объединили на основе спиртового раствора, разведённого водой. Для усиления аромата добавили листья розмарина и мелиссы, а также корневище ириса. По легенде именно от них рецепт получил Иоганн Мария Фарина, однако с этой версией получаются сложности из-за фамилии «Фарина», и мы сейчас поймём почему.
Речь идёт о прямой производной «Кёльнской воды» - одеколону торговой марки «4711». Потому что и тут существует легенда, что её основатель Вильгельм Мюльхенс (Wilhelm Mülhens), пригласив на собственную свадьбу в 1792 году картезианского монаха Франца Марии Карла Гереона Фарину, получил от того в подарок заветный рецепт. Достоверно же известно, что Мюльхенс практически до конца 18-го столетия лишь перепродавал чужой продукт и только в 1799 году начал выпускать свою «Кёльнскую воду», получая сырьё из Грасса. Когда французы оккупировали Кёльн, они провели ревизию городских строений, присвоив каждому инвентарный номер. Дому Мюльхенса достался № 4711, что и превратилось потом в название торговой марки («Muelhens 4711» или просто «4711»). Оба рецепта до сих не обнародованы, но достижения современной химии позволили определить их состав с большой точностью. Несмотря на общую основу, в «Original Eau de Cologne» преобладает неролиевое масло, а в «Muelhens 4711» - бергамот.
Учитывая невысокую стоимость в сравнении с духами, одеколоны различных сортов успешно продавались в Европе и начали завозиться в Россию. В их числе была и оригинальная «Кёльнская вода», и «4711». Русские промышленники тоже начали гоняться за рецептом, видя грандиозные перспективы при продаже собственного одеколона. Сохраняя основные оригинальные ингредиенты, местные разработки, разумеется, не были точной копией предшественников. Считается, что наиболее близок к рецепту дореволюционного «Тройного» состав, который взят из работы «Nouveau Guide du Parfumeur», опубликованной Дюрвилем (J.P.Durvelle) в 1895 году. Для создания этого одеколона понадобится десять килограммов свежего лимонного бальзама, пять килограммов цветов розмарина, килограмм ирисового корня, двадцать пять литров спирта и четыре литра воды. Измельчённые твёрдые ингредиенты заливают разбавленным спиртом, и примерно половину суток над раствором работает перегонный аппарат. Далее в полученный дистиллят добавляют ещё столько же спирта, а к нему масла бергамота (310 г), лимона (250 г), лаванды (120 г), а также португалиевое (250 г), неролиевое (60 г) и петигреновое (60 г). Получившийся раствор настаивается месяц, а затем разливается по флаконам.
Так почему же одеколон «Тройной»? И на этот счёт существует несколько версий, тоже связанных с легендами. Сейчас в обществе существует устойчивое мнение, что основной состав, пришедший из Европы, усилили тремя компонентами: лимонным, неролевым и бергамотовым маслами. Это своеобразные «глухие телефоны», суть которых раскрывает парфюмерный эксперт Виктория Власова. Оказывается, в основе лежит фрагмент учебника «Парфюмерия» Рудольфа Фридмана, в котором автор упоминает, что «…в тройных одеколонах различают три группы: лимонную, бергамотную и неролиевую». Эта тройка и послужила фундаментом мнения, что название «Тройной» сложилось из трёх составляющих его групп. Если же читать этот учебник внимательно, можно легко отыскать указание, что автор основой «Тройного» считает вовсе не три, а шесть видов масла. Ключом к истинному смыслу в учебнике служит абзац о процентном содержании эфирных масел в одинарных, двойных и тройных одеколонах. Разгадка названия кроется в книге того же Рудольфа Фридмана «Парфюмерно-косметические товары», изданной в 1957 году. «В целях конкуренции этот одеколон был назван тройным для того, чтобы отличить его от, так сказать, "одинарного", а затем и "двойного" одеколона, - сообщает нам автор. – Это название как бы показывало потребителям, что тройной одеколон должен быть крепче (т.е. тройной крепости), чем остальные». И действительно, если проштудировать дореволюционные прейскуранты, мы легко обнаружим там «двойной» одеколон, стоящий дешевле «тройного», и просто одеколон, продающийся по самой низкой цене.
«Тройной» - не верхняя ступенька этой лестницы. На фрагменте каталога выше показан «четвертной» одеколон или «quadruple». И даже он не являлся вершиной, так как существовал самый высший сорт – «Extra vieille» или «Самый лучшiй», стоимостью в два с половиной раза выше, чем обычный одеколон без каких-либо сопутствующих слов типа «двойной» или «тройной». Соперником «Тройного» выступал одеколон «Цветочный», чей состав подбирался по другому принципу (различные фирмы предлагали одеколоны со сложными цветочными ароматами, а также фужерными и кожаными). Этот факт Фридман тоже отразил в своём учебнике, относя любой из одеколонов к одному из двух типов: тройной или цветочный. Подбивая итоги, можно сказать, что «Тройной» - это повышенная концентрация или усиленный аромат. Доказательством служит и то, что в царской России продавали «тройные» духи, имеющие более высокую концентрацию в сравнении со стандартными.
«Тройной» одеколон в Советском Союзе
Одеколон «Тройной» стал одним из первых продуктов советской парфюмерной промышленности, восстановленной после разрухи Гражданской войны. Из этого факта исследователи выводят, что его первоначальная рецептура была напрямую позаимствована из сохранившихся дореволюционных составов. Однако они отмечают, что для ускорения и удешевления процесса советский одеколон производили уже без частичной перегонки их ингредиентов, ограничившись смешиванием эфирных масел с водой и спиртом.
Тем не менее, оставался производственный стандарт по концентрации, зафиксированный Фридманом: «Хороший одинарный одеколон должен содержать не менее 1% эфирных масел в 60-градусном спирте; двойной - не менее 1,5% эфирных масел в 70-градусном спирте, тройной - не менее 2% эфирных масел в 75-градусном спирте». Но где же тогда советский «Двойной», да и существовали ли он вообще? Оказывается, в ранние годы советской власти такой выпускался. По крайней мере «Двойной» упоминается в прейскуранте за 1928 год Ленинградского государственного жирового треста «ЛЕНЖЕТ». Но это практически единственный случай. Видимо, популярностью «Двойной» не пользовался, и его постепенно перестали производить.
Относительно же какого одеколона предмет нашей статьи имеет тройную концентрацию? Скорее всего, это одеколон «Гигиенический», присутствующий в том же блоке прейскуранта. Кроме фабрики «ЛЕНЖЕТ» (она более известна под именем «Северное сияние»), одеколон «Гигиенический» выпускала и фабрика «Свобода», та же «Новая Заря» и ряд других комбинатов Советского Союза. Он мог иметь дополнительное название: «Экстра», «Дорожный» и др. Но брали его не для аромата, а именно в целях гигиены (протереть руки и пр.), поэтому такого романтического флёра, как «Тройной», он в коллективной памяти не оставил. В чём было явное преимущество «Тройного»? Виктория Власова считает, что одеколон «Тройной» пользовался успехом, потому что сначала бодрил и освежал, а потом практически бесследно исчезал.
Как и в случае с «Красной Москвой», которая не является полным аналогом «Любимого букета императрицы», недоступность прежних ингредиентов и проникновение в парфюмерию альдегидов постепенно внесли перемены в рецептуру советского «Тройного». К прежним компонентам постепенно добавился настой бензойной смолы, а какие-то из фабрик включали в состав абсолют жасмина, настои мускуса и ириса. Использовалась в составе даже такая экзотика, как масло иланг-иланга и герани. Полную картину изменений даёт таблица, приведённая в учебнике Фридмана (на иллюстрации выше). Если в сигаретах Иосиф Виссарионович Сталин предпочитал «Герцеговину Флор», то относительно одеколона вождь по устойчивой легенде пользовался исключительно «Тройным», ведь только он не вызывал у верховного правителя СССР аллергии.
Для желающих освоить выпуск «Тройного» в промышленных масштабах «Парфюмерия» Фридмана давала чёткие рекомендации. И старания не прошли даром. Эксперты говорят, что «Тройной» производил любой парфюмерный комбинат Советского Союза. Даже являвшаяся витриной советского образа жизни в западный мир фабрика «Дзинтарс» не избежала общей участи. Правда, её этикетка разительно отличалась от той, к которой привыкли жители средней полосы. На белом фоне выстроились витиеватые тёмные буквы. Здесь же на русском и на латышском обозначали цену – 47 копеек. Надо заметить, что цена «Тройного» напрямую зависела от объёма флакона. Стандартный большой флакон 300 мл с тёмной этикеткой, украшенной травянисто-цветочным обрамлением, стоил 98 копеек. Флакон с одеколоном вдвое меньшего объёма продавался за 57 копеек (в разные периоды истории СССР цены могли отличаться).
Нехорошую славу тройной одеколон приобрёл в период горбачёвского «сухого» закона. С пьянством стали бороться столь жёстко, что алкоголь в некоторых регионах страны начали выдавать по талонам. В ответ народ начал скупать спиртосодержащую бытовую химию, выдумывая на ходу рецепты её очистки и перегонки. Дешёвая парфюмерия тоже вмиг исчезла с прилавков. Даже сейчас ещё можно найти форумные откровения о том, как в последние годы существования СССР массово употребляли «Тройной» (большинство до сих поражается, как они могли пить такую дрянь). Более того, народ придумывал парфюмерные «коктейли»: если смешивали «Тройной» одеколон с одеколоном «Саша», получившееся гордо именовали «Александр III». Если на Западе пили виски с содовой, то главный герой кинокартины «Такси-блюз» брутально разводил тройной одеколон с водой и принимал его внутрь, сидя в ванной. А на концертах «Наутилуса-Помпилиуса» зрители воодушевлённо подпевали: «Ален Делон, Ален Делон не пьёи одеколон…»
К этому времени «Тройной» уже скорее считался не одеколоном, а средством бытовой дезинфекции. Им обрабатывали раны и укусы насекомых, поэтому «Тройной» часто оказывался в туристических рюкзаках. Ему вернули изначальное медицинское предназначение: при головной боли «Тройным» смачивали виски. Если у кого-то было обморожение или «сгорала» кожа на пляже, в ход снова шёл «Тройной». Даже головки магнитофонов прочищали ваткой, которую предварительно окунали в одеколон. А уж сколько фломастеров было «дозаправлено» одеколоном, чтобы дать вторую жизнь ссохшемуся наполнителю: тут, наверное, счёт идёт на миллионы, если не на миллиарды. Для ежедневного парфюма советская промышленность уже предлагало более изысканный набор одеколонов: «Эдгар», «Спортклуб», «Тет-а-тет», «Миф», «Арбат», «Консул». Элитным считался «Сардоникс» (для тех, кто не мог раздобыть западный товар). Казалось, что дни «Тройного» сочтены, и его место где-то рядом с лосьоном «Огуречный».
Одеколон «Тройной» в Российской Федерации
Достоинство «Тройного» одеколона – дешевизна ингредиентов – как нельзя лучше пригодилась в суровые рыночные времена, где любой второстепенный ингредиент норовят «оптимизировать» из общего состава. В настоящее время фабрика «Новая Заря» продолжает выпуск «Тройного», но заявляет, что это не советский рецепт, а консистенция ещё времён Брокара. Поэтому «Тройной» одеколон носит статус самого старого из выпускаемых продуктов «Новой Зари». Тем не менее, специалисты считают, что состав этого «Тройного» ближе к советской версии, а не брокаровской.
Для придания новизны одеколону провели ребрендинг, назвав новый продукт «Тройной о-де-колонъ отъ Наполеона» в честь того, что император Франции сделал данный аромат популярным во всей Европе (хотя речь, конечно же, в данном случае идёт об оригинальной «Кёльнской воде»). «Любви все возрасты покорны… / И потому Наполеон / Решил, что все вокруг достойны / Купить “Тройной” о-де-колон», - такими стихами на сайте «Новой Зари» предваряют рассказ о разработанном ими продукте. Начальными нотами, как и прежде, являются нероли, бергамот и лимон. Сердцем современного аромата стали лаванда, мята, мускатный орех и кориандр, которые «играют мелодию фиолетовой нежности». А в шлейфе сквозят амбра и мускус, которые «обеспечивают жизненную стойкость аромата, его надежность». «Новая Заря» к базовому составу добавила ещё и хвойный оттенок кедра. Продаётся одеколон в флаконах по 100 мл. Конечно же, «Новая Заря» - не единственная фабрика, благодаря которой тройной одеколон остаётся на рынке. Выпускают его и другие парфюмерные предприятия. В отличие от советской поры сейчас наблюдается огромное разнообразие и флаконов, и объёма, и этикеток (хотя некоторые продолжают использовать советский дизайн). Но любители ушедших времён предпочитают выискивать «возрастные» флаконы на блошиных рынках или интернет-аукционах (благо, советского запаса хватит ещё на десятилетия вперёд). Ведь, по их мнению, только эти пузырьки и сохранили непередаваемый аромат той страны, которую уже не вернуть.