Винтажные точилки в виде автомобиля или телефона, пишущей машинки или керосиновой лампы покупают для украшения рабочего кабинета, дарят ценителям материальной культуры того или иного периода. Случайное приобретение затейливой канцелярской принадлежности может стать началом коллекции, пробудить интерес к истории ее создания.
В этой статье мы поговорим о первых точилках, запатентованных в разных странах, о «канцелярской империи» династии Фаберов, об основных видах устройств для заточки карандашей.
Точилка «Автомобиль», сплав металла с омеднением, Гонконг, 1970-1980 гг.
Первые точилки
Первыми разработчиками точилок для карандашей в начале 20-х годов 19 века стали французы. Приспособления для заточки деревянных письменных принадлежностей появились в 1822 году, но не были запатентованы. Математик Бернар Лассимон из Лиможа первым в мире запатентовал точилку (1828 год). Изделия по его патенту реализовывал магазин товаров для художников Binant в Париже.
Англичане зарегистрировали точилку собственного изобретения «Styloxynon» в 1833 году. Это самое раннее устройство для заточки карандашей, образцы которого сохранились до наших дней.
Первое автоматическое устройство для заточки карандашей было выпущено в США компанией APSCO. Фирма стала одним из доминантов в отрасли на мировом рынке в первые десятилетия 20 века.
К концу 19 века модели точилок становятся более разнообразными. Появляются изделия с различными механизмами, в том числе массивные приборы для офисов. Упоминание первых электрических точилок относится к 1917 году.
Виды точилок
Призматические ручные точилки – компактные «карманные» приспособления, состоящие из остроконечного конуса и направляющего отверстия в форме цилиндра, в которое вставляется карандаш. Лезвие входит в формующий конус по касательной, снимает с карандаша стружку и графит при его вращении вручную. Точилки имеют фиксированный угол заточки и круговую симметрию. Для удобства или из эстетических соображений устройства заключают в корпус, иногда выполняющий функцию контейнера для стружки. Встречаются массивные офисные модели с металлическим корпусом в виде часов, автомобилей, прялок и т.д.
Точилка «Телефон», сплав металла с омеднением, «Play Me», Испания, 1970-1990 гг.
На страницах старых оптовых прейскурантов и каталогов разных лет, сохранившихся до наших дней, есть рисунки и краткое описание карманных точилок (чинилок), которыми пользовались для заточки карандашей в дореволюционной России. Например, такие приспособления упоминаются в прейскуранте Торгового Дома «Преемники Я. А. Соловьева» (1914-1915 гг.).
Современные ручные точилки оснащены несколькими отверстиями, чтобы поэтапно снимать древесину и затачивать графитовый стержень разной толщины.
Точилка с линейным лезвием – особая форма ножа с механической направляющей, которая позволяет придать кончику карандаша желаемую форму и угол конуса. Режущая часть помещается в корпус для удобства и безопасности. Лезвия могут быть сменными или постоянно установленными.
Первые патенты на похожие изделия выдавались в 1922, 1923, 1930-х гг. Их также называли «державками», т.к. они удерживали старые лезвия – затупившиеся от бритья, но вполне годившиеся для заострения карандашей. «Чинки» выпускали как более дешевый аналог канцелярских точилок. Они также были в ходу у карманников.
Московский Канцпром кроме «чинок» выпускал и канцелярские точилки, аналогичные устройствам ««A.W. Faber», запатентованным в Германии. Принцип их действия за десятилетия остался прежним. Подобными точилками мы пользуемся до сих пор.
Планетарные (цилиндрические) механизмы – стационарные точилки, которые приводятся в движение за счет вращения рукоятки. Винтовые цилиндрические фрезы в устройстве установлены под острым углом друг другу. Их движущиеся кромки затачивают карандаш.
В качестве примера приведем советскую точилку, которую выпускал владимирский завод «Автоприбор». Карандаш в ней затачивается фрезой. Механизм износостоек, но дорог в производстве, так как предусматривает литье из силумина и механообработку.
Большинство планетарных точилок снабжены направляющим диском с отверстиями разного диаметра, для карандашей разной толщины.
В усовершенствованных моделях можно регулировать степень заточки.
В электрических точилках лезвия вращаются за счет электродвигателя. Их можно фиксировать на столе с помощью струбцины. Некоторые модели снабжены автоматической остановкой, когда карандаш достаточно заострен.
В 2011 году в городе Логан, штат Огайо, открыли выставку точилок. Коллекция принадлежала Полу Джонсону, местному госслужащему. Она включает более 3400 экземпляров.
Интересные факты о точилках
Музей точилок в Огайо
В 2011 году в городе Логан, штат Огайо, открыли выставку точилок. Коллекция принадлежала Полу Джонсону, местному госслужащему. Она включает более 3400 экземпляров.
Памятник точилке для карандашей
В Германии (г. Штайн), установлен памятник точилке карандашей. Место выбрано не случайно. Скульптурная композиция располагается неподалеку от родового замка Фаберов – представителей «карандашной империи». Около двух с половиной веков назад один из жителей Штайна, столяр Каспар Фабер, смешал графитовую пыль с глиной и поместил полученную субстанцию в деревянную опалубку – изготовил карандаш. Из небольшой карандашной мастерской, основанной в 1761 году, выросла компания с мировым именем.
Карандашная мастерская достигла расцвета при правнуке Каспара Фабера - Йоганне Лотаре Фабере. Он унаследовал семейное производство в 1839 году. В 1874 году Йоганн изобрел копировальные анилиновые карандаши. Придумал брендировать канцелярские принадлежности «A.W. Faber». Дошел до Сибири в поисках высококачественного графита и получил единоличное право на графитную шахту (1856 год). Завоевал рынки в Берлине и Вене, Нью-Йорке и Лондоне, Санкт-Петербурге и Париже. Первым в Германии учредил корпоративную страховку, заложив основы социально ответственного бизнеса. Братья Йоганна Лотара открыли карандашные фабрики в США и Бразилии.
Семейную империю по производству канцтоваров унаследовала внучка Йоганна Фабера - Оттилия, которая вышла замуж за графа Александра фон Кастеля. Компания была переименована в A.W. Faber-Castell.
В настоящее время компания Faber-Castell представлена более чем в ста странах. Она продолжает выпускать графитовые и цветные карандаши, сочетая классические и инновационные технологии производства канцтоваров.
Самый дорогой в мире карандаш
Самый дорогой в мире карандаш Graf Von Faber, Perfect Pencil («совершенный карандаш»), был выпущен в 2001 году ограниченным тиражом 99 штук и стоил 12800 долларов. Элитные канцелярские принадлежности A.W. Faber-Castell изготавливали из двухсотлетнего оливкового дерева. Колпачок был сделан из белого золота и палладия, инкрустирован тремя бриллиантами. В него встроена точилка. На конце карандаша в золотой оправе закреплен ластик.
Уличные точилки в Портобелло
В окрестностях Портобелло (Шотландия) внимание общественности привлекли точилки, прикрепленные к бетонным заграждениям и другим поверхностям. Устройства были снабжены табличками «Предоставлено для вашего удобства Публичным проектом по заточке карандашей в Портобелло». Этнограф Джеймс Пуховски весной 2020 года выложил фото канцелярских принадлежностей в Твиттер, чтобы вместе с пользователями соцсети разгадать цели Публичного проекта и найти его авторов. К «расследованию» подключилась журналистка местной газеты. Она предположила, что уличные точилки – арт-инсталляция. Более точные сведения собрать не удалось. Использовать канцелярские принадлежности по прямому назначению неудобно, к тому же точилки порядком заржавели.