Как показать свой социальный статус без лишних слов? Сейчас это делают, достав смартфон последней модели и начав отвлечённый разговор. В это время окружающие молча разглядывают престижный аппарат и делают выводы. А как в таких случаях поступали наши предки? Ведь они не могли предъявить сотовый телефон. Оказывается, в течение нескольких веков существовал предмет, выполняющий схожую роль. Из кармана или сумочки появлялась табакерка. По её материалу и отделке становилось ясно, каково у её хозяина положение в обществе.
История появления и эволюция табакерок
Завезённый в Европу табак при дворе монархов Испании и Португалии применяли в качестве растения для украшения помещений. Но если в сверхпопулярном советском мультфильме конца 1980-х гг. «Остров сокровищ пираты весело напевали «Минздрав предупреждает: куренье – это яд», то в середине XIV придворный медик Филиппа II придерживался противоположного мнения. По его рекомендациям табаком лечили всевозможные болезни (астму, простуду, нарушения кровообращения и др.). Жан Нико (Jean Nicot), служивший послов Франции в Португалии, привёз табак на родину, посоветовав Екатерине Медичи попробовать исцелить этим лекарством мигрень. Прочихавшись, королева почувствовала облегчение и стала нюхать табак постоянно, отметив снижение головных болей. Слава и Жана Нико, и его целебного средства быстро распространилась среди высшего света, и многие последовали примеру королевы. Слово «никотин», взятое от латинского названия табака Nicotiana tabacum, образовано по фамилии посла. Нюхать табак пристрастился даже великий магистр мальтийского ордена. Модное лекарство, добавляя к нему ароматизированные масла или душистые травы, аптекари продавали под марками «Herbe à la reine», «Cathérinaire», «Médicée», «Herbe à Nicot», «Herbe à l'Ambassadeur». Скоро нюханье табака вошло в привычку, и многие уже не воспринимали его как лекарство.
Сразу стал вопрос, а как табак держать при себе постоянно? Неизвестно, кто первым использовал для этой цели изящную шкатулку, но веяние стремительно распространилось по Франции, а затем и по всей Европе. Шкатулку стали именовать по её прямому назначению – tabatière (табакерка). Предмет молниеносно превратился в модный аксессуар. Щёголи стремились поразить друг друга табакерками, которые они меняли чуть ли не ежедневно. Для табакерок с дорогой отделкой шили специальные защитные чехлы. Табакрки подбирали под цвет костюма или бального платья. Именно тогда общественный статус незнакомца начали прикидывать и по виду его табакерки.
Табакерку вручали в качестве подношения знатному лицу или подарку приятному человеку. Влюблённые пары обменивались табакерками, на крышках которых красовались их портреты. Приехавшего дипломата стремились одарить высокохудожественной табакеркой, часто декорируя её каменьями или золотом. Особенно любил раздаривать табакерки Людовик XIV. По его заказу над этими предметами работала специальная мастерская. Великая французская революция перевернула общественные устои. В числе прочего нюхать табак начал и простой народ. Скромные табакерки теперь таскали в карманах и санкюлоты, и сражавшиеся с ними солдаты. Табакерками обзавелись даже беднейшие слои общества: прачки, служанки и полевые работники. Табакерка прочно вошла в жизнь, оказавшись даже в детских песенках. Примером служит французская песенка-дразнилка «J’ai du bon tabac dans ma tabatière / J’ai du bon tabac, tu n’en auras pas» («У меня в табакерке отличный табак / Отличный табак, но ты его не получишь»). А в Германии на мотив «Песни о горном мастере» распевали «Песню о табаке» («Tabakslied»).
Бедняки не располагали огромными карманами, поэтому их табакерки – это уже не объёмные шкатулки с рельефной отделкой, а плоские коробочки. Конечно же, они не могли позволить ни золото, ни даже серебро. Простенькие табакерки ремесленники делали из коры, кожи грубой выделки и папье-маше. Казалось, что табакеркам навеки суждено быть классово разделёнными. Но тут случилась ещё одна «революция». Ювелиры Тюрго и Доми создали сплав на основе меди, которому можно было придавать вид золота или серебра. Хотя подобная имитация до этого запрещалась, Людовик XV разрешил им производить любое количество подобного материала. Теперь и бедняк мог позволить себе купить предмет, по виду напоминавший табакерку богача. Тем временем, табак окончательно утратил ореол лекарства, и вместо аптек им стали торговать продуктовые лавки. Право продажи табака вытребовали себе игорные дома и питейные заведения.
Во Франции также были распространены табакерки, звавшиеся «secouettes». Это уже не шкатулка или коробка, а сосуд. Табак засыпался внутрь и закупоривался крышкой из пробкового дерева. Выше показаны настольные табакерки такого типа из стекла. Но, например, бретонские моряки делали их из глины, которую обжигали. Завезённый около 1600 года табак в Китай тоже хранили в табакерках-флаконах. Известны три основных типа китайских табакерок, различающихся по материалу и отделке:
- Многослойное цветное стекло.
- Твёрдый камень (агат, нефрит, горный хрусталь, змеевик, аметист) с рельефной резьбой.
- Эмалевая роспись.
На коллекционном рынке старинные китайские табакерки ценятся высоко. Цена простеньких предметов начинает от 300 евро, а в случае дорогих доходит до 30 000 евро и выше. Например, расписную эмалированную бутылочную табакерку периода правления Цяньлуна (1736-1795 гг.) приобрели за 80 000 евро.
Наибольшее распространение в Европе всё получили коробочки с крышкой. Их отделку часто заказывали известным живописцам. Шведского художника Карла Густава Клингштедта удостоили даже прозвища «Рафаэль табакерки». Росписи подвергалась не только крышка или стенки, но порой и внутренности табакерок. Европейские табакерки можно разделить на карманные и настольные. Первые предназначались для личного пользования, и владелец сам решал, кого угостить табаком. Из вторых мог брать табак любой приглашённый. В государственных местах Европы, сохранивших изначальный интерьер, до сих пор можно повстречать табакерки коллективного пользования. Одну из них можно увидеть в палате общин Великобритании.
Музеями и коллекционерами разыскиваются табакерки, принадлежащие великим людям. Жизнь большинства исторических деятелей эпохи Просвещения связана с чередой табакерок. По словам Талейрана, табакерки помогали политикам и дипломатам держать паузу. Пока владелец табакерки открывал её и набивал ноздри табаком, у него появлялось время найти острую мысль и превратить её в нужную фразу. Баснословных цен достигают табакерки, которыми владели Нельсон или Наполеон. А хранилище табака последнего стало неодушевлённым персонажем романа Джона Диксона Карра, который так и называется «Табакерка императора».
Табакерки в России
Считается, что в XVII веке табак начал поступать в Русское царство через Крымское ханство. Отношение к потреблению табака в этот период было негативным, что подтверждают документы о московском разбирательстве «о крепком запрещении живущим на крымском дворе татарам торговать табаком». Однако после того, как Пётр I «прорубил окно в Европу», с Запада вместе с другими удивительными вещицами пришёл и нюхательный табак. Мода на него стремительно распространилась при дворе. В Эрмитаже хранится табакерка Петра, которую он брал с собой в путешествие по Фландрии и Британии, выполненная в форме корабля. Другая табакерка, тоже принадлежавшая царю-реформатору, несёт на золотой крышке с чернением панораму Санкт-Петербурга. С внутренней стороны крышки мы увидим миниатюру работы Иоганна Готфрида Таннауэра с изображением младшего сына первого императора России – Петра Петровича.
Весь XVIII век – это в России настоящий «век табакерки». О том, что высший свет новообразованной Российской Империи имел пристрастие к нюханью табака, свидетельствуют табакерки с вензелями Петра II и Анны Иоанновны, а также особый указ Елизаветы Петровны 1747 года «О неупотреблении табаку в Церквах во время отправления службы». Первыми товарами «Невской порцелиновой мануфактуры», созданной в период правления Елизаветы, стали всевозможного вида табакерки. Показанный выше образец работы Дмитрия Виноградова можно увидеть не только в музее, но и на малом листе почтовых марок России (1994 г.). Императрица держала фарфоровые шкатулки и для личного пользования, и для подарков за верную службу. Сменивший её Пётр III табак курил, но не нюхал.
Захватившая престол Екатерина II, как и Елизавета, питала пристрастие именно к нюхательному табаку. Как вспоминал знаток петербургской старины Михаил Иванович Пыляев, изучавший документы из частных архивов: «Императрица очень любила нюхать табак, но никогда не носила с собой табакерки; последние, впрочем, у ней лежали на всех столах и окнах в ее кабинете. Привычка не носить с собой табакерки произошла у нее оттого, что Пётр III не позволял ей нюхать табак; но страсть у Екатерины к табаку была настолько сильна, что она не могла долго обходиться без нюханья, и при жизни Петра III всегда просила князя Голицына садиться за обедом возле нее и тихонько под столом угощать ее табаком. Раз император заметил это и очень рассердился на Голицына, сделав ему серьезный выговор. Императрица впоследствии нюхала табак только тот, который для нее сеяли в Царском Селе, нюхала же его всегда левой рукой на том основании, что правую руку давала целовать верноподданным».
Приглашённый из Шотландии архитектор Камерон по заказу Екатерины II создаёт отделку нескольких залов Большого Екатерининского дворца. В их числе Синий Кабинет, который с подачи императрицы получил прозвище «Табакерка» за малый размер и уютную атмосферу сумрачных тонов. Отдыхавшие здесь приближённые, глядя на стены, облицованные молочно-белым и синим полированным стеклом, украшенным золоченой бронзой, и впрямь ощущали себя в коробочке, свет в которую проходит лишь в щель чуть приоткрытой крышки. К сожалению, в годы Великой Отечественной войны этот зал оказался в числе разрушенных, но его обстановка нам известна по акварели Эдуарда Гау.
При Екатерине табакерка в России достигает пика своего расцвета. Появляются самые удивительные табакерки, которыми сейчас гордятся ведущие музеи нашей страны. Примером может служить табакерка «Камни Востока», совмещённая с минералогическим кабинетом. Полное её описание займёт несколько страниц, остановимся лишь на дне с композицией «Вечный календарь», где представлены счастливые камни рождённых в определённом месяце. Может показаться, что календарь образуют не 12, а 13 знаков, как в наборе монет Приднестровья «Знаки Зодиака», где меж Скорионом и Стрельцом вклинился Змееносец. Но это не так. Дополнительный камень – это Луна, расположенная на другой стороне в противовес Солнцу. Она замерла у конца ноября, так как день ангела императрицы – 24 ноября. Солнце, символизирующее дату появления на свет, тоже не случайно находится возле сапфира, отмечающего апрель, ведь Екатерина II родилась 21 апреля.
Когда трон перешёл Павлу, казалось, что время дворцовых табакерок подошло к концу окончательно и бесповоротно, так как император даже запах его не переносил. Генерал Пален, получивший записку от заговорщиков, не был разоблачён именно по этой причине.
«[Император] развеселился, шутил со мною и даже осмелился залезть руками ко мне в карманы, сказав: „Я хочу посмотреть, что там такое, — может быть, любовныя письма!“… Я сказал императору: „Ваше величество! Что вы делаете? Оставьте! Ведь вы терпеть не можете табаку, а я его усердно нюхаю, мой носовой платок весь пропитан; вы перепачкаете себе руки, и оне надолго примут противный вам запах“. Тогда он отнял руки и сказал мне: „Фи, какие свинство! Вы правы!“»
Табак, действительно, сыграл в жизни Павла I роковую роль. Вернее, не сам табак, а предмет, в котором он хранился. По одной из версий орудием убийства императора считается массивная золотая табакерка.
В статье о фарфоре Дмитрия Виноградова мы упоминали табакерки с отделкой в виде почтового пакета. Но этот предмет мог и в действительности пересылать почту, если им владели ловкие руки. Николай Страхов в сочинении «Переписка моды, содержащая письма безруких мод, размышления неодушевленных нарядов…», появившемся в 1791 году, так описывал процесс обмена тайными посланиями:
«Волокита и его любовница с сих пор, как сойдутся вместе, попотчевают друг друга табаком и друг у друга понюхивают оной. Во время сего нюханья волокита искусным образом спрятавши между пальцев заготовленную цидулку (устар. — маленькое письмо, записка) или билетец, кладёт оной мгновенно в табакерку своей красавицы… или подносит красавице свою табакерку и потчевает табаком, в середине коего находится свернутая цидулочка, которую она, ощупав пальцами, достаёт и искусно прибирает в платок или карман. Красавица, вышедши в другую комнату, прочитывает содержание цидулки, пишет на оной ответ, который таким же образом, помощию нас, табакерок, в одну минуту бывает доставляем… табакерки многих женщин и девушек учинились ныне не чем иным, как золотыми кибиточками любовной почты».
Табакерка служит для Николая Гоголя инструментом раскрытия характера его персонажей. Вот на сцене появляется суровый почтмейстер, «открывший свою табакерку только вполовину, из боязни, чтобы кто-нибудь из соседей не запустил туда своих пальцев, в чистоту которых он плохо верил и даже имел обыкновение приговаривать: "Знаем, батюшка: вы пальцами своими, может быть, нивесть в какие места наведываетесь, а табак – вещь, требующая чистоты"». А главный герой Павел Иванович Чичиков ведёт себя диаметрально противоположно: «Чтобы еще более согласить в чем-нибудь своих противников, он всякий раз подносил им всем свою серебряную с финифтью табакерку, на дне которой заметили две фиялки, положенные туда для запаха».
Как чёрт из табакерки
Литература открывает нам ещё несколько особенностей табакерки. Устойчивое выражение «чёртик из табакерки» означает собой неприятную неожиданность, способную крайне встревожить. Откуда же в табакерке взяться чёрту? Оказывается, когда-то верили, что чёрт терял силу от невыносимого запаха, если его удавалось заманить в табакерку, и был готов выполнить любое желание, только бы его освободили. Но если табакерку случайно открыть до того, как чёрт закрепит обещание, то бывший пленник мигом выскочит и сурово отомстит. В сказочной пьесе С.Я. Маршака в табакерку находчивый солдат заключил Горе-Злосчастье.
«Если в старой табакерке век не держат табака, Заведётся в табакерке чёрт-те что, наверняка. И берётся чертовщина ниоткуда неспроста. Заведётся чертовщина там, где только пустота…»
Зловещую тайну табакерки для жителей нашей страны усилил музыкальный мультфильм, где главный враг отчаянно пугал своим вкрадчивым, но коварным обликом. Хотя в оригинальной сказке Андерсена в табакерке проживал вовсе не чёрт, но тролль. Однако в нашей стране тролля стали воспринимать как чёрта, так как сюжет попал на подготовленную почву суеверий.
А ещё чёртик, выпрыгивающий из коробочки, знаком нам по кинокомедии «Бриллиантовая рука». Семён Семёнович Горбунков вручает «Жэковской» общественнице Варваре Сергеевне Плющ симпатичную шкатулочку. Но вырвавшийся оттуда чёрт портит и настроение Варвары Сергеевны, и общественный статус Семёна Семёновича в её глазах. Считается, что первым чёрта в табакерку упаковал ещё в XVI веке некий немецкий часовщик Клаус. Выражение «выскочил, как чёрт из табакерки» так часто встречалось в печати, что сейчас его употребление в статьях или литературе считается дурным вкусом.
Музыкальные табакерки
Пожалуй, самой известной табакеркой в русской литературе пока остаётся сказка Владимира Фёдоровича Одоевского, как мальчик Миша, желая знать, почему же из табакерки доносится музыка, оказался в крошечном городе с необыкновенными жителями.
«Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка», — сказал он. Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игрушки и подошёл к папеньке. Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! Пёстренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, — и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу».
Табакерка с музыкой не придумана Одоевским. Такие устройства действительно существовали. Когда обычной табакеркой уже стало трудно удивить, её совместили с музыкальной шкатулкой. Теперь ритуал нюханья табака стал ещё длиннее. Владелец извлекал табакерку из кармана, давая полюбоваться её отделкой, а затем открывали, запустив музыкальный механизм. И пока доносилась музыка, величаво угощали окружающих. Богатые музыкальные табакерки могли иметь и другие сюрпризы: выпархивающую птичку или кружащуюся фигурку танцовщицы.
Коллекционирование табакерок
Как распознать табакерку? Чем она отличается от простой шкатулки? Ведь в любой шкатулке при желании можно хранить табак. Прежде всего, следует изучить её конструкцию.
Табакерка серебряная с резным узором
Если табакерка предполагалась для ношения в кармане, она имела уплощённую форму. Например, шкатулку для хранения драгоценностей можно запихать не в любой карман. Табакерка должна помещаться на ладони без риска соскользнуть. Если внутри табакерки находится дополнительная крышка, то её отверстие, откуда двумя пальцами берут табак, должно быть достаточно большим. Крышка должна закрываться плотно, чтобы табак не отсырел. Однако большая часть табакерок не может похвастать полной герметичностью.
Табакерка серебряная с позолотой «Олень» (1908-1917 гг.)
Настольные табакерки в виде шкатулки имеют больший размер, поэтому внутри них часто предусмотрены отделения для хранения разных сортов табака. Табакерки в виде бутылки трудно идентифицировать от схожих сосудов иного предназначения, поэтому в этом случае лучше ориентироваться на известные музейные экспонаты и образцы из частных коллекций.
Табакерка серебряная с резным узором
Карманные табакерки, массово выпускавшиеся в XIX веке и позднее, уже трудно назвать исключительно декоративной вещью. Скорее, это предмет личного пользования. В этом случае идентифицировать табакерку позволяет дарственная гравировка. Почему же табакерка вышла из массового употребления? В дело опять вмешалось разделение на классы. Беднейшим слоям населения часто не по карману была и простейшая табакерка, и махорку для курения они носили в кисете. Появление и быстрое распространение сигарет к концу XIX века привело к тому, что в моду вернулось курение. Изящная красавица теперь удивляла подруг, доставая не табакерку, а дорогой портсигар, откуда извлекалась тонкая сигарета. Век табакерки подошёл к концу, и она передала эстафету портсигару, превратившись в предмет, привлекающий охотников за стариной. Достойная коллекция табакерок – это не только собрание красивых антикварных вещиц, но и настоящая галерея художественных миниатюр.