«Лихие девяностые» были сложным временем для нашей страны. Распад мировой сверхдержавы, экономические реформы, приводившие к обнищанию многих людей, приватизация собственности, ещё недавно, находившейся в руках государства, конституционный кризис, война в Чеченской республике, дефолт. Перечислять негативные исторические события, которые произошли в России в то время можно ещё долго. Но для тех, чье детство пришлось на последнее десятилетие двадцатого века, это были годы захватывающих игр на разных приставках (слова «денди», «сега», «нинтендо» до сих пор ласкают слух повзрослевшим «детям девяностых»), интересных детских передач по телевидению (ведь «каждую среду, после обеда» нужно было болеть за «хищников» или «травоядных»), конструкторов «Lego», футбольных «битв» с ребятами из соседнего двора.
И, конечно, это было время наивного детского коллекционирования. Собиралось всё, что только можно: простые крышечки от бутылок, жестяные банки из-под лимонадов, марки, значки, спичечные коробки, фантики от конфет, игрушки «Киндер сюрприз», игровые фишки. Но, наверное, самыми распространенными объектами коллекционирования были вкладыши из-под жвачек и наклейки, заполнявшие специальные тематические альбомы. О последних и будет рассказано в этой статье.
Прототипы сегодняшних альбомов с наклейками появились уже во второй половине девятнадцатого века. Именно тогда стали производится маленькие узкие полоски тонкой бумаги (одна из её сторон которых была покрыта тонким слоем клея) для наклеивания на них марок, оттисков штемпелей и других предметов коллекционирования филателистов. Выпускалась такая бумага в виде рулонов или больших листов, что позволяло вырезать наклейку нужного размера, совпадающего с форматом марки.
Наклейки, чаще всего, помещались на альбомный лист, что помогало филателистам надёжно сохранять предметы из своих коллекций. Такие наклейки, например, часто использовал один из первых продавцов коллекционных почтовых марок, известный французский филателист Артур Мори (1844-1907).
Ко второй половине девятнадцатого века относится и возникновение традиции собирать специальные карточки с фотографиями знаменитых спортсменов, природных пейзажей или редких вещей. На них кратко указывалась информация об объекте, а если речь шла, например, о бейсболисте, то добавляли данные о его росте, весе, сезонных достижениях.
Изначально такие карточки изготавливались в черно-белом варианте и были вкладышами в сигаретных пачках. Со временем появились и цветные образцы. Спрос на них уверено рос. Возникла мода на их коллекционирование. Карточками стали обмениваться, стараясь дополнить свою коллекцию недостающими экземплярами, а затем и продавать за большие деньги.
Например, самая дорогая карточка с изображением американского бейсболиста Хонуса Вагнера (1874-1955) была продана на аукционе более чем за шесть с половиной миллионов долларов. Объясняется такая астрономическая цена тем, что карточек с изображением этого игрока очень мало (известно только о 57 из них, выпущенных с 1909 по 1911 годы). Это случилось из-за того, что сам игрок придерживался непримиримой позиции в борьбе с курением и был противником появления своей фотографии на карточках, выпускаемых табачной компанией «American Tobacco Co». Вагнер даже неоднократно угрожал организации судебными исками, если выпуск карточек с его изображением не прекратиться. В результате, компания была вынуждена остановить выпуск карточек с портретом Вагнера.
Продолжают выпускаться коллекционные карточки и сейчас. Хранятся они обычно в специальных альбомах или коробках из-под сигар. Хобби довольно популярно в Соединенных Штатах Америки. Зачастую даже в голливудских фильмах и сериалах встречаются герои, собирающие такие карточки. Иногда и сами карточки становятся самостоятельной частью сюжета, как, например, в фильме «Знакомство с Факерами».
Идея создать нечто среднее между коллекционированием марок в специальном альбоме и собранием спортивных карточек появилась в начале шестидесятых годов в Италии у двух братьев – Джузеппе и Бенито Панини. Будучи страстными поклонниками футбола, они собирали по всей Италии и в других странах Европы, почтовые марки с изображением известных игроков, помещали их в альбомы, а затем продавали собранную коллекцию за небольшие деньги. Позднее братья стали предлагать болельщикам купить футбольные карточки вместе со свежей спортивной прессой.
А в 1961 году был выпущен первый альбом, посвященный футбольному чемпионату Италии, в котором была информация обо всех 18 командах и основных игроках «Серии А» сезона 1961-1962 годов. Также в альбом была добавлены наклейки в память о легендарной команде «Торино», чей состав полностью погиб при авиакатастрофе в 1949 году.
В альбоме, напечатанном в четырех разных версиях, было сорок страниц, рассчитанных на 288 наклеек. Каждой команде отведено по пятнадцать стикеров. Исключения составили гранды итальянского футбола «Ювентус», «Интер» и «Милан»: на их страницы приходилось одной наклейкой больше.
Стикеры сначала печатались в чёрно-белом варианте, а затем раскрашивались «от руки». В итоге было выпущено более 15 миллионов наклеек, которые успешно продавались по всей стране, принеся создателям прибыль в несколько миллионов долларов. Интересно, что на обложке первого альбома был изображен бывший нападающий «Милана» шведский легионер Нильс Лидхольм (1922-2007), а не итальянский игрок.
Ряд наклеек из первого журнала братьев Панини довольно редкие и имеют занимательную историю. Например, особой ценностью обладает стикер с групповым фото команды «Удинезе».
Уже перед самым выходом альбома обнаружилось, что не хватает фотографии команды из города Удине в полном составе. Чтобы быстрее исправить оплошность, на ближайшую игру клуба был направлен профессиональный фотограф. Но игра, проходившая вечером затянулась. Пришлось фотографироваться уже в полной темноте. С тех пор, эта наклейка неофициально называется «чёрный Удинезе». Сегодня купить этот стикер можно почти за 150 долларов. За полностью же собранный альбом коллекционерам придется заплатить от четырех до шести тысяч долларов.
С того времени альбомы выпускаются каждый год. В первые годы существования спортивных журналов братьев Панини коллекционерам нужно было самим наклеивать изображения в ячейки. Только спустя десять лет (с 1971 года) стали изготавливаться, привычные для нас, самоклеющиеся образцы. Их появление сделало заполнение альбомов ещё удобнее.
Благодаря ёмкой и достоверной информации об игроках и командах, содержащейся в альбомах, а также новой автоматической системе для нарезания и упаковки наклеек, издания Панини долгое время практически не имели конкурентов на Апеннинском полуострове. Образцы каждой наклейки печатались в одинаковом количестве и случайным образом фасовались в пачки. Такая же система распределения стикеров сохраняется и сейчас.
К семидесятым годам компания выходит на международный уровень. К Чемпионату мира по футболу, проходившему в Мексике в 1970 году, был впервые выпущен альбом, содержащий наряду с информацией обо всех шестнадцати сборных, представленных на мундиале, также сведения об истории турнира. Наклейки на первых девяти страницах журнала были посвящены ведущим командам и игрокам, игравшим на мировых турнирах с 1930 до 1966 года.
Всего же журнал состоял из 288 стикеров. Большую часть из них приходилось наклеивать вручную, только наклейки с изображениями национальных флагов стран-участниц, эмблем команд, символов чемпионата и плакатов прошлых турниров имели самоклеющуюся основу. Нашел своё место в альбоме и талисман мундиаля – мальчик Хуанито с большим сомбреро на голове, одетый в форму сборной Мексики.
Успех журнала превзошел все ожидания. Во всем мире поклонники футбола получили возможность сохранить с помощью собранного журнала воспоминания о прошедшем событии. Наверняка, самую большую радость доставило коллекционирование наклеек из альбома болельщикам сборной Бразилии, в составе которой солировали Пеле и Жаирзиньо, ведь именно она в том году стала трёхкратным чемпионом мира.
С тех пор журналы Панини выпускаются в преддверии каждого мундиаля, став его своеобразным неофициальным символом. Об этом свидетельствует тот факт, что во время протестов против проведения чемпионата мира в Бразилии в 2014 году, митингующие публично сжигали альбомы с наклейками, посвященные турниру.
Последний, на сегодняшний день, журнал, изданный к прошлогоднему чемпионату мира по футболу в Катаре, включал практически полную информацию о соревновании. В нём можно было найти расписание матчей, состав групп, турнирную сетку, сведения об истории мировых первенств. Журнал издавался в нескольких версиях. Коллекция стандартного альбома состоит из 670 наклеек на синем фоне. Из них пятьдесят наклеек с символикой турнира, эмблемами сборных, изображениями чемпионов предыдущих мундиалей, сделаны блестящими.
Кроме основной версии журнала существуют еще три: международная, состоящая из 638 стикеров на оранжевом фоне, швейцарская, отличающаяся от стандартной только цветом фона стикеров (в этой версии он бордовый), и американская – 670 наклеек, изданных в различных цветовых вариантах.
С семидесятых же годов «Panini» издает журналы, предназначенные для болельщиков во всей Европе. Они посвящены национальным первенствам практически всех ведущих стран «старого света». Кроме них, до недавнего времени итальянская компания создавала альбомы к каждому сезону «Лиги чемпионов» и континентальному чемпионату.
Сегодня же партнёром УЕФА («Союз Европейских Футбольных Ассоциаций») стала другая фирма, занимающая выпуском альбомов с наклейками – американская компания «Topps». Именно она будет готовить альбом к следующему европейскому чемпионату, который пройдет в 2024 году.
Впрочем, альбомы «Panini» уже давно посвящаются не только футболу, но и другим видам спорта (например, хоккею, бейсболу, баскетболу, регби). Они популярны во всём мире, поэтому потеря доли европейского рынка не скажется на общем состоянии компании, ведь её представительства отрыты более чем в ста двадцати странах.
Нарастающий интерес к коллекционированию наклеек не мог не вызвать появления конкурентов у итальянской компании. Такие фирмы, как уже упомянутая «Toops», «Upper Deck», «Merlin» (компания основана бывшими работниками «Panini»), «Diamond», в разные годы конкурировали с продукцией братьев Панини.
В нашей стране альбомы с наклейками стали появляться в начале девяностых годов двадцатого века. История самого первого альбома с наклейками, выпущенного еще в СССР в 1990-м году изданием «Бурда Моден», необычна. Он был посвящен не отечественному футбольному чемпионату, а первенству мира, проходившему в Италии. Более того, издан альбом был на английском языке, только на последней его странице содержалась русская инструкция по его заполнению. Благодаря широкой телевизионной рекламной кампании новое хобби быстро распространилось среди болельщиков.
Всё следующее десятилетие альбомы со спортивными стикерами становились ещё более популярными. Этому способствовало проведение разных викторин и конкурсов среди коллекционеров. Например, собирая журнал, посвященный Чемпионату Европы по футболу 1996 года, можно было попробовать выиграть путёвку на летние Олимпийские игры в США. Для этого нужно было купить сто пакетиков с наклейками.
Заполняя же альбом компании Diamond о чемпионате мира по футболу во Франции 1998 года, можно было получить помимо спортивных аксессуаров, знаменитые игрушки «Тамагочи» или полугодовые подписки на спортивные газеты.
Увлекаются собиранием наклеек не только спортивные болельщики. С восьмидесятых годов двадцатого века стали появляться журналы, в которых места футболистов и хоккеистов заняли супергерои, куклы Барби, персонажи мультфильмов «Disney», дорогие автомобили, военная техника, герои светской хроники.
Почти каждый год появляются новые альбомы в честь Гарри Поттера. Наклейки в них повествуют о приключениях юных волшебников в таинственном мире, созданном фантазией Джоан Роулинг. Заполняя альбом, можно больше узнать об истории Школы Чародейства и Волшебства Хогвартс, вспомнить учеников и преподавателей её четырех факультетов, познакомиться с неизвестными «фантастическими тварями» и узнать, «где они обитают».
Постоянен интерес среди коллекционеров и к альбомам о киносаге «Звёздные войны». Журналы о приключениях героев «в далёкой-далёкой галактике» издаются с 1977 года и до сегодняшнего дня. Выходу каждого нового эпизода посвящается отдельный альбом.
Не были забыты издателями и компьютерные игры. Легендарные братья Марио и Луиджи, жестокие и беспощадные персонажи вселенной «Mortal Combat», быстроногий ёжик Soniс, все они получили собственные коллекционные альбомы.
Увлечение коллекционированием стикеров носит не только развлекательный характер, но и помогает освоить новые знания. Ведь на страницах тематических альбомов с наклейками часто появляются редкие представители флоры и фауны нашей планеты, завораживающие виды самых красивых городов мира, исторические личности.
Например, журнал «PANINI. Мир животных» был одним из самых распространенных журналов в своё время. Итальянское издание 1990 года появилось в России только через шесть лет. На тридцати двух страницах журнала содержится информация об интересных животных всех континентов. Каждая часть света представлена отдельным разделом.
Через год в России вышел альбом «Я шагаю по Москве». Наклейки из этого журнала раскрывали перед школьниками историю города, знакомили с основными достопримечательностями столицы. Выпуск журнала был приурочен к празднованию юбилея города (в том году ему исполнилось 850 лет).
В 2011 году в Бразилии был издан альбом с наклейками с информацией для детей о строении человеческого тела. Дополнением к альбому были 3D очки, с помощью которых наклейки становились объемными и ещё более интересными. К сожалению, в России этот альбом не издавался.
Богатство тем, которым посвящены альбомы, позволяет каждому найти себе коллекцию по интересам. Тем более, что сегодня доступны и электронные способы коллекционирования наклеек в виртуальных журналах.
Появившаяся в детстве страсть к коллекционированию зачастую сохраняется на всю жизнь. Начав с заполнения одного альбома с наклейками, человеку необходимо снова и снова ощущать переживания, связанные с приобретением новых ярких пачек со стикерами, поиском недостающих экземпляров, обменом наклейками с другими коллекционерами. Постепенно эта страсть может заставить коллекционера путешествовать по миру, изучать языки, копить деньги для участия в аукционах, на которых продаются редкие образцы. И всё только для того, чтобы ощутить непередаваемый восторг и радость после того, как последняя наклейка займет своё место в альбоме, а коллекция будет собрана полностью.