Извлекать звуки из окружающих предметов человек научился очень рано. Предполагается, что первыми музыкальными инструментами были ударные. Наш предок увлеченно колотил по всему, что ни попадя, радуясь, если получалось особенно громко. Так, прообразом ксилофона стали вязанки дров. Деревяшки разного размера выдавали при ударах разные звуковые тона.
Заметив, как свистят на ветру стебли камыша и различные другие полости, неандертальцы и кроманьонцы принялись дуть куда только возможно. Свистульки и дудочки археологам легче распознать как музыкальные инструменты, чем звучащие дрова или камни.
В качестве претендентов на древнейшую флейту – погрызенная неандертальцами берцовая кость пещерного медведя из Дивье Бабе (Словения, 43 тыс. лет назад), флейты, вырезанные из лучевой кости белоголового сипа, и другие – из бивней мамонта из Холе-Фейс (Германия, 40-35 тыс. лет назад). В Китае же нашли флейты из костей журавля, возрастом 7 тыс. лет до н.э., на которых даже удалось сыграть!
Струнные инструменты, как считают исследователи, возникли из наблюдения за тетивой лука. Тетива «поет» при пуске стрелы или при касании. Стоит натянуть несколько разных по толщине нитей, и извлекаемые звуки становятся разнообразнее. Ящик-резонатор довершает дело, усиливая звук.
Ударные
Ударные музыкальные инструменты не только самые древние, но и первые из числа тех, что приобрели общественное звучание. Прообразы барабанов отбивали ритм во время военных действий, колокола и гонги предупреждали о появлении врага или пожаре, а бубны и им подобные инструменты способствовали похождению шаманов в мир мертвых.
Ударными инструментами, не имеющими строя (трескучими), являются барабаны, тамтам, тарелки, треугольник, кастаньеты и пр. Древнейшие барабаны были найдены при раскопках в Месопотамии. Они были сделаны в виде маленьких цилиндров, и датируются 6 тыс. лет до н.э.
Разновидность барабана или бубна – тимпан. Он пришёл в Древнюю Грецию из Фракии в V в. до н.э. и был связан с оргиастическими культами Диониса и Кибелы. Подобен ему рамный барабан «тоф», использовавшийся у евреев в ветхозаветные времена. Как и греческий тимпан, его применяли для религиозных обрядов.
Ратные или военные бубны и набаты могли отличатся большими размерами. Для транспортировки русских военных барабанов времен Московского царства требовалось до четырех лошадей. Они представляли из себя медные котлы, обтянутые сверху кожей, в которые одновременно било восемь «музыкантов».
Небольшие военные тимпаны в армии и на флоте использовали еще римляне и греки. Но в средние века, когда хождение в боевом строю стало неактуально, барабаны (тамбурины в стране Басков и во Франции) стали применять лишь для танцев. Ситуация поменялась в XVI веке, когда барабаны вновь появились в европейской пехоте.
Вплоть до XX века барабаны отбивали дробь практически во всех армиях мира. Не претерпевая серьезных конструктивных изменений, они зачастую богато украшались, имели символику частей и государств, к которым принадлежали.
Кроме военных барабанов у коллекционеров и музыкантов популярны старые музыкальные инструменты разных этносов и регионов. Сибирские и американские шаманские бубны, а также африканские барабаны пользуются неизменным спросом.
К ударным, издающим тоны определенной высоты, принадлежат литавры, античные и средневековые цимбалы и нолы, колокола и колокольчики, металлофоны, ксилофоны, а также цимбалы. В России большую культурную и антикварную ценность, как уникальный феномен русской культуры, имеют колокола XVIII – XIX веков. Знаменитыми стали и валдайские ямщицкие колокольчики.
Древнейшие азиатские ударные инструменты – тарелки и гонги, также стали популярны в Европе. Помимо исполнения музыки, гонги использовались в ритуальных целях, в клубах, на соревнованиях и различных массовых мероприятиях. Сегодня получают распространение непальские поющие чаши, которые применяют при звукотерапии.
Духовые
Вероятно, самая известная легенда, связанная с духовым инструментом, родилась в Древней Греции. Афина, изготовив первую флейту, выбросила и прокляла ее, увидев свое отражение во время игры. Раздувающиеся щеки обезображивали прекрасное лицо богини.
Флейту нашел сатир Марсий. Его игра нравилась слушателям, и Марсий осмелился вызвать Аполлона на музыкальное состязание. Бог сыграл на кифаре, выиграл состязание, и в наказание содрал с бедного Марсия кожу.
Кровавая развязка мифа не должна скрыть от нас главное: уже в древности флейта составляла серьезную конкуренцию более сложным музыкальным инструментам. На древнегреческих изображениях мы видим, как одиночные флейты, так и составленные из нескольких трубок, многоствольные флейты Пана (по имени греческого бога пастухов).
Трубы и флейты не только развлекали народ, но и сопровождали войска вплоть до XX века. Однако подлинная слава пришла к медным трубам, когда они стали основой симфонических оркестров, наряду со струнными инструментами.
Самым впечатляющим по размерам и величию духовым инструментом, несомненно, является орган. Родоначальником органа считается древняя вавилонская волынка (XIX век до н.э.). Прообраз органа можно видеть также во флейте Пана, китайском шэне и других аналогичных инструментах. Водяной орган изобрели древние греки. Позже христиане приспособили орган для церковных нужд.
Коллекционировать органы затруднительно, а вот их дальних родственников – губные гармошки – достаточно просто из-за их небольшого размера. Губная гармошка была изобретена в начале XIX века и быстро обрела популярность благодаря компактности. Сегодня на нашем антикварном рынке можно найти множество моделей, в основном, германских и советских, вплоть до изделий завода Автоарматура.
В России более популярными в начале XX века были различные гармони и баяны. В XXI веке их популярность значительно упала, зато коллекционная ценность повысилась.
Струнные
Струнные инструменты тоже покрыты ворохом легенд. Так миф о греческом музыканте Орфее повествует, как он спустился за своей любимой в царство мертвых, где очаровал Аида игрой на кифаре. Русская сказка о Садко повторяет сюжет с очарованием божества, но уже не мрачного Аида, а любящего потанцевать «Царя морского». И не лирикой кифары, а бряцаньем гуслей.
Собственно, кифара – разновидность лиры. Этот струнный щипковый инструмент чаще изготавливался из панциря морской черепахи, обтянутого кожей. Лиры имели широкое хождение в Древней Греции, а также в Месопотамии, в шумерском Уре, в Древнем Египте. Однако с приходом христианства лира попала под запрет. Только в северной Европе и в Британии, сохранялась традиция играть на лирах на протяжении всего средневековья.
Гусли – традиционный славянский музыкальный инструмент, изготавливаемый из дерева. Гуслями не только ублажали богов и правителей, они стали основным инструментом сказителей и исполнителей исторических песен. Существовало два основных вида гуслей: крыловидные и лирообразные.
Наряду с гуслями огромной популярностью на Руси пользовалась домра. Аналоги домры есть практически в каждой традиционной культуре. Вероятно, домра – самый интернациональный инструмент в мире. Также, как и другие народные музыкальные инструменты, домра подверглась гонениям со стороны Церкви. В XVII веке инструменты массово уничтожались, искусство певцов и скоморохов оказалось под запретом.
Только в конце XIX века начинается возрождение русских народных музыкальных инструментов, большую роль в котором сыграл музыкант и исследователь В.В. Андреев. Его работа была в русле общеевропейской тенденции к возрождению древних музыкальных традиций.
Другой тип струнных инструментов – смычковые – стал особенно распространен в Западной Европе в средние века. Фидель, лира да браччо, виела, ребек – каждый из них на свой лад развлекал знать и простолюдинов на площадях и ярмарках. К XVI веку из этой традиции смычковых вырос новый, наиболее совершенный инструмент – скрипка.
Некоторое время форма скрипки была неустойчивой, а количество струн колебалось от трех до пяти, но в XVIII веке окончательно утвердился ее канонический облик. XVIII век стал пиком скрипичного искусства, когда благодаря теоретическим изысканиям и многочисленным экспериментам были созданы лучшие скрипки.
К концу века современный облик приобрел и смычок, который также играет огромную роль для полноценного раскрытия потенциала инструмента. Во 2-й половине XVIII века скрипка из Европы проникла в музыкальную культуру других стран, в частности в Индию, на Ближний Восток, в еврейскую и цыганскую музыкальные традиции.
Третий распространенный способ звукоизвлечения при игре на струнных инструментах – удар молоточком по струне. Вероятно, первыми подобными инструментами были шумерские триганоны (IV век до н.э.) со струнами, расположенными поперек корпуса. В Европу подобный инструмент попал в раннее средневековье в виде цимбалы, струны которой были натянуты вдоль.
Цимбалы были особенно популярны в среде знати. Они хорошо подходили для придворной музыки, их приятное звучание услаждало слух. В XVI веке цимбалы проникают и в народную музыкальную культуру.
В конце XVII — начале XVIII веков немецкий композитор и учитель танцев Панталеон Хебенштрайт (Pantaleon Hebenstreit), изобрел разновидность цимбал, управлявшуюся с помощью клавиш. По имени изобретателя такие цимбалы стали называть «панталеон». Панталеон, в свою очередь, послужил прототипом фортепиано.
С другой стороны, предшественниками фортепиано считаются клавикорды и клавесины. Клавикорды известны с XIV века. Они имели небольшие размеры и сравнительно негромкое звучание. Клавесин – клавишный инструмент щипкового типа, довольно крупный по размеру. Его изготавливали из дорогих материалов. В результате цена и размер делали его доступным только аристократам.
Возникнув в XIV веке, клавесин достиг пика популярности в XVI-XVII веках, но потом стал вытесняться фортепиано. Его создал в 1709 году итальянский мастер Бартоломео Кристофори. За основу он взял корпус клавесина и клавишный механизм клавикорда. Попытки уменьшить корпус этого инструмента привели в XIX веке к появлению пианино.
Многие клавесины и фортепиано являются настоящими произведениями искусства, ценимыми не только за звук, но и за эстетическую составляющую. Они украшались резьбой и маркетри. Их клавиши часто изготавливались из слоновой кости и черного дерева, украшались чешуйками панцирей черепах и драгоценными камнями.
Рынок старых музыкальных инструментов
На антикварном рынке музыкальные инструменты занимают значительную нишу. Исправный инструмент может использоваться в концертной деятельности, придавая выступлению особый колорит и звучание. Такое использование антикварных инструментов именитыми музыкантами, в свою очередь, поднимает цену инструмента.
Эксперты утверждают, что старинные скрипки, это надежный и растущий инвестиционный актив. Инструменты XIX, XX и XXI вв. могут оцениваться в сумму от $5000 до $20 000, а старинные скрипки XVII века таких мастеров, как Страдивари и Гварнери, – в миллионы, если не десятки миллионов долларов.
Если ориентироваться на исторические данные, то скрипки в течение длительного периода времени показывают примерно ту же доходность, что и государственные облигации: около 3% годовых реальной прибыли. Разумеется, многие другие инструменты не демонстрируют такого стабильного роста стоимости. Но и в цене они практически не падают. А с развитием электронной музыки интерес к старинным инструментам «живого» звучания будет только расти.