Старообрядческие кресты в деталях показывают тот самый крест, на котором Иисус Христос принял жертвенную смерть. Староверческий крест отличается от традиционного православного тем, что дополнен верхней и нижней перекладинами, причём последняя скошена. По преданию, именно восьмиконечный крест был найден царицей Еленой на горе Голгофе. Нательные кресты староверцев несут на себе изображение восьмиконечного креста, однако тот вписан в четырёхконечный контур. О других отличиях подробно расскажет наш обзор. Следует помнить, что и РПЦ Московской патриархии, и Русская старообрядческая церковь исповедуют православие. В самой старообрядческой церкви также существует несколько течений, которые сказываются и на особенностях староверческого креста.
Причины появления староверов
Кто же такие староверы или старообрядцы? Поводом к великому расколу, затронувшему не только саму русскую церковь, но и всё московское государство, послужило стремление патриарха Никона привести тексты церковных книг и обряды в соответствие с греческими. Наиболее характерным изменением стало предложенное Никоном троеперстие и отказ от малых земных поклонов: «Не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились». Изучив множество церковных книг на греческом языке, Никон ещё ранее решил, что следует отказаться от переписывания старославянских источников, как текстов, накопивших большое число ошибок.
Он начал так называемую «Книжную справу», затронувшую даже имена самих книг: Часовник превратился в Часослов, Октай стал Октоихом, Устав переименовали в Типикон, а Потребник сократили до Требника. На Соборе 1654 года церковное руководство впервые серьёзно схлестнулось в лице патриарха Никона и епископа Павла Коломенского, в результате чего последнего лишили архиерейства и отправили в ссылку. На Соборе 1656 года все православных, крестящихся двумя перстами, объявили еретиками, отлучили от Троицы и предали анафеме. Окончательно закрепил новые правила Собор 1667 года.
Несмотря на старания Никона, среди приходов осталось немало тех, кто не подчинился новым правилам. Прежние каноны для многих считались незыблемы, а их нарушение виделось как приход царства антихриста. Наиболее известным противостоянием старой и новой веры стала длившаяся чуть ли не десятилетие осада Соловецкого монастыря, где отказались принимать новые правила. В массовой культуре староверцы обычно ассоциируются с картиной В.И. Сурикова «Боярыня Морозова». На ней художнику удалось изобразить раскол русского народа позами и поведением толпы, сквозь которую продираются сани с непокорной староверкой. Кто-то презрительно смеётся над закованной в кандалы боярыней, вздымающей два перста, словно знамя. Другие при виде её плачут, скорбят и ужасаются. В 1681 году поместный собор Русской церкви требует не только уничтожения прежних книг и сожжения неподчинившихся храмов, но и казней приверженцев старой веры. После московского восстания старообрядцев начались их массовые казни. Огромное количество православных, не принявших новые правила, бежало, селясь в отдалённых местах. Серьёзность противостояния подчёркивало даже то, что до 1905 года приверженцев прежних правил называли раскольниками и лишь после стали именовать старообрядцами. Однако, невзирая на гонения, число староверов оставалось большим. Некоторые источники указывают, что в 19 столетии до трети населения принадлежало к старообрядцам. Например, все члены семьи Кузнецовых, создавшей фарфоровую империю, придерживались старой веры. По мере превращения России в промышленную державу и светское государство церковный раскол постепенно отошёл на второй план, хотя запрет для старообрядцев занимать общественные должности отменили только в 1883 году.
Внутри старообрядцев также есть разделение. Например, поповцами называют представителей старообрядческих согласий, имеющих священство (Русская древлеправославная церковь, Онуфриевское согласие «Аввакумовщина» и др.). А беспоповцами считают староверов, не имеющих духовенства (Выгорецкая обитель, Любушкино согласие, Спасово согласие или Федосеевцы).
Нательный староверческий крест
Старообрядческий крест лицевой стороной подтверждает стремление приверженцев старой веры к максимально точному символическому выражению православных догматов. А на его обороте обычно приведены начальные слова Молитвы Честному Кресту: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его…» Современные староверческие кресты не ограничиваются единственным текстом. Например, часто встречаются кресты с фрагментом из тропаря (краткого молитвенного песнопения) «Воскресение Христово видевше»: «Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и Святое Воскресение Твоё поём и славим». Или короткая молитва «Спаси и сохрани». Носимый крест староверы часто именуют «тельник», так как он напрямую прилегает к телу.
Несмотря на подробное указание всех элементов каноничного староверческого креста на иллюстрации выше, дадим некоторым из них объяснение. Трость и копьё по сторонам от креста появились неслучайно, так как эти предметы участвовали в казни Иисуса Христа. Тростью ему подавали губку с уксусом, а копьём проткнули тело, чтобы удостовериться в смерти. Рядом с предметами первые буквы их названий: «К» («копьё») и «Т» («трость»). Под крестом находится череп, символизирующий голову первого человека – Адама. По легендам именно вблизи Голгофы его захоронили. По сторонам от черепа буквы «Г» и «А» - «голова Адама». На современных крестах череп иногда заменяют схематическим кружком. Само место обозначено парой букв «Г» - «гора Голгофа». Парные буквы «МЛ» и «РБ», сложившись вместе, раскрываются фразой «место лобное рай быть» (в более понятной версии, «место казни стало раем»). Это напоминание, что Иисус Христос своей жертвенной смертью подарил человечеству искупление от накопленных грехов, начиная от первородного. На староверческом кресте также есть указания «СЫНЪ БОЖIЙ» и «ЦАРЬ СЛАВЫ» (могут встречаться в различных сокращениях). Важнейшим элементом креста стали надписи «IC ХC» и «НИКА», символизирующие победу Иисуса Христа над грехами и самой смертью. Эту надпись часто применяют и при изготовлении форм для выпекания просфор.
Теперь разберём малые перекладины восьмиугольного креста. Нижняя перекладина олицетворяет опору для ног. Однако она изображена не в горизонтальном, а наклонном положении. Это указание православному человеку на небеса и ад, а также напоминание притчи о двух разбойниках, казнённых вместе с Иисусом. Один из них искренне раскаялся в совершённом и был допущен в Царствие Божие, тогда как второй, насмехавшийся над Христом, обрёл заслуженное наказание за свои былые преступления. То есть эта перекладина превращена в «мерило праведности», где взвешиваются дела умершего, чтобы решить, в какую сторону отправится его бессмертная душа. Вторая перекладина символизирует место для таблички, которой обозначали вину распятого. Как сказано в Евангелие от Иоанна: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский». В сокращённом варианте это «ИНЦИ». Надписью Пилат хотел показать иудеям, что на Иисусе вины нет. Именно эта табличка стала большим камнем преткновения из-за схожести слова «Иудея» и «Иуда». Староверцы являются противниками того, чтобы имя человека, предавшего Иисуса, находилось на кресте. Ещё в первые годы раскола архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий не только создал несколько внушительных работ по поводу «ИНЦИ», но даже отсылал царю Алексею Михайловичу прошение заменить эту надпись сокращением «ИХЦС» - «Иисус Христос Царь Славы». Так что не надо удивляться, если на староверческом кресте сокращение «ИНЦИ» будет отсутствовать (чаще всего его избегают поморцы и федосеевцы).
Кроме строгой мужской существует ещё и женская версия старообрядческого креста. Контур женского тельника практически не имеет острых углов. Его сравнивают с лепестками раскрывшегося цветка. То есть, получается округлая форма. Но внутри неё всё тот же восьмиугольный крест, вписанный в четырёхугольный. Мастера-староверы иногда оформляли женские кресты рисунком лозы, олицетворяя этим православное песнопение: «Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего». Красносельский литейный мастер А.П. Серов классифицировал староверческие нательные кресты начала ХХ века, разнеся их по шести сортам следующим образом:
1 сорт. Самые малые назывались младенческие. Мужской крест имел в длину 25 мм, в ширину 7 мм, вес 2 гр. Цена 1 коп. 1 шт. Женский в длину 25 мм, в ширину 8 мм.
2 сорт. Назывались детские. Мужской крест имел в длину 36 мм, в ширину 17 мм, вес - 4 гр. Цена 1½ коп. 1 шт. Женский крест детский имел в длину 36 мм, в ширину 18 мм, вес - 4 гр. Цена 1½ коп.
3 сорт. Средние. Мужской длина 41 мм, ширина 19 мм, вес - 6 гр. Цена 2½ коп. Женский длина 43 мм, ширина 25 мм, вес 6 гр. Цена 2½ коп. 1 шт.
4 сорт. Крупные. Мужской крест имел в длину 47 мм, в ширину 24 мм, вес 8 гр. Цена 3½ коп. 1 шт. Женский имел в длину 48 мм, ширину 26 мм, вес 8 гр. Цена 3½ коп. 1 шт.
5 сорт. Самые крупные назывались Казацкие, мужской имел размер в длину 52 мм, ширину 48 мм, вес 12 гр. Цена 5 коп. 1 шт. Женский имел длину 53 мм, ширину 50 мм, вес 12 гр. Цена 5 коп. 1 шт.
6 сорт. Цареградские. По размеру и весу и цене одинаковы, как крупные и казацкие, только фасона и композиции другой.
Кресты распятия отливалися от двухвершковых до 9 вершков по цене от 1 руб. до 5 руб. Все изделия, как кресты нательные, иконы и распятия, делали с эмалью и без эмали, смотря по заказу. Цена с эмалью была дороже примерно копеек на 25-30 в штуке.
И на мужской, и на женской версиях нательного креста нет изображения Иисуса. Староверы объясняют это тем, что возле их тела находится символ распятия, как жертвенной смерти Христа, а не самой казни. И если бы на их кресте оказался Спаситель, то его страшная казнь символически бы повторялась.
Киотные кресты староверцев
Иное дело, если перед нами не тельник, а киотный крест. Название он получил от киота – особого украшенного шкафчика (часто со створками), специальной полочки или иконной рамки, куда этот крест помещали. Иногда его врезали в ставротеку (изначально эта деревянная коробочка с выдвижной крышкой служила хранилищем для частей креста). Почему же на нём есть изображение распятого Иисуса Христа? Потому что для верующего человека такой крест является аналогом иконы. Согласно правилу Василия Великого, иконы на теле не держат: «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года». Литые киотные кресты из меди или латуни были довольно распространены в среде старообрядцев. От тельника киотный крест отличается ещё и более крупным размером. Так как путешествующие брали киотные кресты с собой для молитвы в пути, их ещё называют «дорожные».
Киотные кресты имеют большую площадь, что увеличивает число элементов их оформления. И вот тут уже могут ярко проявиться различия того или иного направления старообрядчества. Исследователи советуют внимательно изучать навершие (верхнюю часть креста). Те же поморцы или федосеевцы никогда не размещают там Святого Духа в виде голубя, зато это место занимает нерукотворный образ Спасителя. Большинство крестов (как киотных, так и нательных) отливали из дешёвой латуни (в начале ХХ века лом латуни покупали от 9 до 10 рублей за пуд). Встречаются и бронзовые кресты, но специально под них сплав не делали. Просто попадалась медь с примесями, в итоге обработки дав состав, схожий с бронзой. Богатые семьи заказывали кресты из драгоценных металлов. Однако золотые кресты в среде староверцев не были популярны, так как практиковался аскетизм, а внешняя форма не должна была заслонять внутреннее содержание креста.
Поклонный староверческий крест
Поклонным крестом отмечают сакральное для верующих место, а также расположение уничтоженного или будущего храма. Расположение поклонного креста строго регламентировано: его плоскость ориентирована на восток, а приподнятый конец перекладины указывает на север. Поклонные кресты, установленные староверцами, имеют голбец (может также называться «голубец» или «столбец») - двускатную крышу. В древнерусской архитектуре такой крышей (а также в форме короба или киля) защищали от осадков иконы и фрески на внешних стенах церквей и соборах. После реформ Никона восьмиугольные поклонные кресты, укрытые двускатной крышой, продолжали ставить староверцы. Часто подножием поклонного креста становится холм, символизирующий Голгофу. Его насыпают из камней, а иногда землю горстями приносят прихожане. Поклонный крест заметно издалека, так как его высота составляет от четырёх до двенадцати метров.
Кладбищенский староверческий крест
Такое же навершие из двух скошенных планок имеют и староверческие кресты, устанавливаемые на могилах. Однако могильные кресты старообрядцев чаще напоминают вырезанный из дерева памятник, схожий с древнерусской избушкой. И это неслучайно. Тут уместно вспомнить, что голбец – это ещё и конструкция при печи напротив красного угла, чтобы взобраться на полати или спуститься в подклет. Сакральный смысл голбца – связь мира живых с миром предков. Поэтому кладбищенский крест с голбцом – это своеобразный дом, куда переселятся умерший. И его род всеми силами старался, чтобы обитель ушедшего в мир иной была удобной и красивой.
Столбик креста-голбца имеет наверху утолщение, где закрепляют икону или киотный крест, превращая сооружение в маленькую часовенку. Часто крест или икону вырезают, обрамляя декоративной резьбой. А вот фотографий на староверческих захоронениях не найти, так как снимок ассоциируется с иконой, а моление на кого-то, кроме Божьего лика, считается кощунством. Многие резные кресты-голбцы относятся к достойным памятникам русского деревянного зодчества. Чаще всего их можно повстречать на Русском Севере, куда устремились старообрядцы после притеснений, последовавших за реформами Никона. По оформлению навершия тоже можно определить, к какому именно течению староверцев относился упокоенный.
Посмотрим и на захоронения известных староверцев. Слева фотография 1910-х гг. могилы Феодосии Морозовой и Евдокии Урусовой, до наших дней не сохранившейся. Справа старообрядческий крест, возведённый на предполагаемом месте сожжения протопопа Аввакума. Сейчас вместо крестов-голбцов старообрядцам чаще всего устанавливают памятники привычного вида, однако на них всегда есть изображение восьмиугольного креста.
Что ещё нужно знать о староверческом кресте?
Часто возникает вопрос, а дозволено ли человеку, исповедующему традиционное православие, носить старообрядческий крестик? Да, это позволяется, если верующий предварительно освятит нательный крест в храме своей веры. В данный момент старообрядческие кресты и иконы официальной церковью не отрицаются. Практически то же самое можно сказать о крещении староверческим крестом. Здесь всё зависит от священника, который проводит обряд. В ряде случаев он разрешает, но бывает и так, что личные убеждения заставляют его отказать в просьбе. В этом случае спорить со священником недопустимо.
Иногда женщине передают по наследству мужской старообрядческий крест. Допустимо ли ей носить переданное наследство или надо обязательно заказывать женскую версию? Оказывается, далеко не все течения старообрядцев ввели у себя женские нательные кресты. Поэтому мужской староверческий крест допустим и для мужчин, и для женщин. А вот носить помимо креста нательную иконку исповедующим старообрядческое православие не дозволяется.