Ни одна другая каска не обладает такой популярностью среди коллекционеров, ролевиков и любителей истории, как Stahlhelm. И это не случайно. Данная каска признается лучшей в Первую мировую войну, а ее модификация М35 – одной из лучших во Вторую мировую. Здесь мы будем рассматривать, прежде всего, немецкий шлем первой мировой.

Война технологий

Первую мировую войну смело можно считать еще и войной технологий. Противники соревновались в изощренности убийства. Стоило французам применить гранаты со слезоточивым газом, немцы тут же ответили своими химическими атаками. Вот только больше всего людей на фронте гибли и получали ранения не от пуль и отравляющих газов, а от осколков снарядов и шрапнели. Причем ранения в голову вызывали наиболее тяжелые последствия.

Немецкие солдаты в шлемах Гаэде

Проблему осознавали все воюющие стороны. Французские военные оперативно запустили в производство каску Адриана (1915 г.). А вот немцы оказались более консервативными. Попытка немецкого военачальника, генерала от инфантерии Ганса фон Гаэде принять на вооружение стальной шлем-налобник кончилась тем, что всю партию из 1500 штук ему пришлось оплачивать из собственного кармана. Министерство не одобрило новацию.

К разработке собственного шлема немцы смогли приступить только в 1916 году, и толчком снова была инициатива снизу. Фридрих Шверд (преподаватель Технического института в Ганновере) и доктор Август Бир обратили внимание, что множество тяжелых ранений головы происходит от весьма мелких осколков, и сделали выводы о необходимости защитной каски. Последовали письма в военное министерство, и делу дали ход.

Эскиз немецкого шлема

Разработка проекта

Профессор Шверд возглавил проект. К этому времени шлем Адриана уже вовсю использовался французами. Его уровень защиты немцы сочли недостаточным. Была поставлена задача сделать шлем с лучшими характеристиками. Сталь его должна быть прочной и в то же время вязкой, чтобы при пробое не допустить осколков от самого шлема.

Еще одним ограничением был вес. Практически все разработчики в мире приходили к выводу, что шлем более килограмма весом постоянно носить на марше невозможно, не нанося вред здоровью солдата. Ограничения по весу накладывали и ограничения по толщине металла, а также по возможной бронезащите. В тоже время, в германском министерстве настаивали на противопульной защите.

Этапы изготовления каски

Поэтому еще на стадии разработки в шлем закладывалась возможность крепления дополнительной бронепластины (штирнпанцер) толщиной до 5 мм и весом до 3,5 кг. Для этого на каске крепились две полые втулки, одновременно играющие роль вентиляции (так называемые «рожки»). Всю серьезность немецкого подхода можно оценить по этим самым «рожкам».

Каски должны были изготавливаться аж в пяти размерах, а броневую пластину требовалось унифицировать. В результате было разработано четыре размера крепежных втулок двух видов для разных размеров каски. Поэтому на фотографиях тех лет и кажется, что некоторые шлемы более «рогатые», чем другие.

Вентиляционные втулки

Немецкая каска первой мировой (М16) была изготовлена из листовой легированной никелем стали, толщина которой варьировалась от 1 до 1,1мм. Основная деталь шлема, его корпус, формировалась из цельного стального диска в результате 9 операций штамповки. Изнутри к нему на три больших кнопки-кламмера (одна в затылке и две на висках шлема) крепилось стальное кольцо для подтулейного устройства и подбородочного ремешка.

Штурмовики огнеметной роты в новых касках

М16 имела плавные обводы, завальцованные на 5 мм внутрь края. Размер измеряли таким образом, чтобы стенки шлема располагались примерно на расстоянии двух пальцев от головы со всех сторон. В шлеме было пробито три отверстия для крепления подшлемника и два – для установки вентиляционных втулок длиной 8 мм. Нижняя часть шлема от козырька проходила назад, а затем опускалась вниз, образуя юбку, которая защищала шею.

Ранняя версия М16

Подтулейное устройство представляло из себя кожаный обод с тремя нашитыми кожаными карманами, куда крепились подушки, набитые конским волосом. В ранних версиях обод шился из толстой кожи, в более поздних – из нескольких слоев тонкой кожи, прошитых нитками. Каждый карман разделялся на два лепестка, стягиваемых шнуром под куполом шлема.

Первый (слева) и второй вариант М16

Работа над ошибками

Хотя в войсках реакция на шлем была сугубо положительной, М16 первых серий оказалась с производственным дефектом. Почти у каждого наблюдаемого экземпляра была трещина с обеих сторон шлема в районе перехода от козырька к юбке. Вероятно, это происходило из-за внутреннего напряжения металла, связанного с довольно резким переходом в этом месте. Производство первой версии M16 было прекращено непосредственно после обнаружения проблемы, поэтому данная модель шлема является очень редкой.

Изгиб юбки в старом (сверху) и новом варианте

Таким образом, уже в 1916 году появилась модификация шлема с более плавными изгибами, а в 1917 годы подтулейное устройство ради экономии кожи заменили на металлическое. Также упростили крепление подбородочного ремешка, который стали крепить непосредственно к корпусу. Среди коллекционеров эту версию шлема называют М17.

Ранний кожаный подшлемник образца 1916 года

Немецкие каски первой мировой изменялись лишь косметически. Так, в 1918 году появилась новая версия шлема – М18 – с более четким переходом купола к задней юбке. Кроме того, изменился подбородочный ремень. Теперь он состоял из двух частей и крепился непосредственно к подтулейному устройству. Соответственно, на шлеме исчезли предназначенные для него заклепки.

М18

Особой модификацией М18 была каска с ушными вырезами. Ее иногда называют «кавалерийской», так как она использовалась прежде всего в кавалерии. До окончания Первой мировой войны было произведено очень небольшое количество этих касок в одном-единственном 64-м размере. Каска должны была устранить недостаток слышимости. К сожалению, отзывы о том, способствовала ли такая конфигурация улучшению акустики, не сохранились.

Кавалерийская М18

Вариации «рогача»

В 1918 году была выпущена еще одна модификация каски – без козырька, предназначенная для экипажей танков и бронеавтомобилей. По понятным причинам козырек мешал обзору в тесном пространстве машины.

Каски без козырьков на экипаже броневика

Немецкая каска первой мировой войны пригодилась не только немецким солдатам. Она поставлялась в Турцию, Австрию, Болгарию. В Австро-Венгрии сначала закупали М16, а потом приобрели лицензию на производство. Австрийская модификация шлема, называемая «Модель 16» или «Берндорфер» (по названию фабрики, где шлем производился), имела несколько отличий. Во-первых, у нее был сокращенный до четырех размерный ряд (62, 64, 66, 68).

Австро-венгерский «Берндорфер» М17

Во-вторых, к австрийской каске внутри приклепывались D-образные кольца для крепежа подбородочного ремешка, а не выступы под специальную пряжку. В-третьих, шлем не имел «рогов». Кроме того, подбородочный ремешок у «Берндорфера» изготавливался из текстиля с металлическими люверсами под язычок единственной пряжки. В 1917 году там же была произведена модификация «Модель 17» с оригинальным креплением для налобной бронепластины.

Турецкая М18

Турецкой армии поставлялось какое-то количество М16, но они хотели, чтобы шлем был более похож на кабалак – традиционный головной убор, по форме напоминающий британский тропический шлем. Для этого турки стали просто обрезать края немецкого шлема. А в 1918 году в Германии изготовили специальную модель шлема для Турции, которая была модификацией М18 с обрезанными полями. В отличии от турецкой модификации М16, новая каска была с завальцованным краем.

Продолжение истории

Немецкая каска 1 мировой стала не только символическим воплощением германского милитаризма, но и моделью, воплотившей лучшие наработки своего времени по защитным шлемам. Неслучайно она стала использоваться во многих странах и послужила образцом для последующих разработок.

Уничтожение касок

С концом Первой мировой войны история Stahlhelm в Германии не закончилась. Хотя часть касок ушла в переплавку, была продана или уничтожена, значительные запасы касок (а произведено было до 8,5 миллионов шт.) позволяли использовать их как в войсках, так и для нужд различных ведомств и групп.

Мексиканская М16

После свержения монархии, стальные шлемы достались и остаткам старой армии, и добровольческим корпусам (Freikorps). Офицеры армии и их подчиненные должны были сами покупать себе шлемы со старых военных складов по цене 19,75 рейхсмарок за штуку. Поначалу военнослужащие никаких эмблем на шлемах не имели. Во фрайкорах же их было великое множество. Затем мода на эмблемы докатилась и до армии.

Член фрайкора

Сегодня можно собрать целую коллекцию «рогачей» с эмблемами самых различных организаций и родов войск. С учетом того, что штальхельмы М16 и М18 продолжали использоваться в войсках и органах самообороны вплоть до окончания Второй мировой войны, история использования шлема только в Германии насчитывает почти 30 лет!

Допустим, советский СШ40 или американский М1 использовались еще дольше. Но их история много беднее, количество вариаций и модификаций тоже меньше. А главное, это уже каски другой эпохи, что для коллекционера и любителя истории тоже важно.