Термин «открытка» произошёл от сочетания «открытое письмо», то есть почтовое отправление, пересылаемое в открытом виде. Первоначально выпуск открыток хотели запретить из-за аморальности ситуации, когда текст послания могут увидеть чужие глаза. Но очень скоро отправка открыток стала массовой, и в ХХ веке почтовые ведомства пересылали их миллиардами. Открытка прошла несколько этапов эволюции, частично лишившись изначального предназначения (появились открытки, не предназначенные для отправки в открытом виде). О стоимости открыток СССР, о степени их сохранности и местах, где их можно продать, рассказывает наша специальная статья. А здесь мы узнаем об истории советских открыток, о том, на какие основные группы их можно разделить, и о значении этого вида печатного издания в масштабах страны.
Подборка открыток СССР
Открытки Советской России
25 октября 1917 года власть перешла от Временного правительства к Советам, но это не означает, что жизнь в стране внезапно остановилась, а после завертелась по новым правилам. Невзирая на то, что после Петрограда и Москвы советы народных депутатов начали забирать власть и в других населённых пунктах, в производстве продолжались запущенные ранее процессы. Всё это справедливо и для печатного дела, поэтому практически невозможно сказать, когда и где была выпущена первая советская открытка. Но именно советскими открытками следует считать те, которые отражали уже новую реальность. Э.Б. Фанштейн в книге «В мире открыток» высказывал гипотезу, что ими вполне могла стать фотосерия, основанная на снимках А.Ф. Дорна, запечатлевшего вооружённые столкновения в Москве, где власть сменилась не столь бескровно, как в Петрограде. Это пробитый снарядом купол храма Василия Блаженного, дом князя Гагарина у Никитских ворот (место ожесточённых схваток со сторонниками прежнего режима) и др. Неказистая серая бумага ничуть не умаляет их ценность. Ни место печати, ни точная дата издания их неизвестны.
Там же приведена версия известного филокартиста Н.С. Тагрина, считавшего первым советским изданием открыток, отпечатанную в типографии товарищества Р. Голике и А. Вильборг серию, где задокументировано торжественное прощание с деятелями, павшими от рук врагов Революции, происходившее 19 ноября 1917 года. Однако производство новых открыток росло очень быстрыми темпами. Например, к первой годовщине Революции секция изобразительных искусств Моссовета подготовила набор открыток, включавший более сорока позиций.
В отличие от открыток, датировку первой советской почтовой карточки легко установить по документам, так как в её цену входил и тариф пересылки – 20 копеек. Наркомат почт и телеграфов РСФСР утвердил её к печати 2 июля 1918 года. Так как утверждённой государственной символики на тот момент ещё не было, просто повторили сентябрьский выпуск Временного правительства с орлом без корон. Печатали её синей краской, а отправлять это послание можно было до середины сентября, когда тариф изменили. А с начала 1919 года до 15 августа 1921 года письма и открытки пересылались бесплатно. Но это не означало остановку в производстве открыток, которое теперь поручили вести литературно-издательскому отделу Политического управления Реввоенсовета РСФСР. К выпуску открыток привлекали таких известных живописцев, как Виктор Дени и Дмитрий Моор. Из творчества последнего на открытки того периода попали работы «Смерть мировому империализму» и «1 Мая Всероссийский субботник», а Дени для открытки нарисовал антирелигиозную пропаганду «Все люди братья — люблю с них брать я».
Кроме Политуправления Реввоенсовета РСФСР производством открыток занялось созданное в 1919 году Государственное издательство РСФСР (ГИЗ). Его открытки имели логотип с изображением мужчины и женщины перед раскрытой книгой. Одними из первых его изданий стали сатирические открытки «Цветок буржуазии» и «Социал-соглашательская игра». Действия красноармейцев на фронтах Гражданской войны быстро воплощались на открытках («Первая конная армия по дороге на польский фронт», «Буденновцы на врангелевском фронте» и др.).
Хорошо знакомое коллекционерам открыток Российской империи издательство общины Святой Евгении» после революции преобразовали в «Комитет популяризации художественных изданий» при Российской Академии истории материальной культуры. Задачей ему поставили нести искусство в массы. В полном соответствии с ней Комитет начал печать репродукции известных живописцев. Например, уже в 1921 году появились открытки «Купец», «Купчиха» и «Извозчик», созданные на основе полотен Б. Кустодиева. Издавали открытки и в других городах РСФСР (например, казанская Губпечать).
Довоенные открытки СССР
В октябре 1923 года вышла первая почтовая карточка Советского Союза с удивительной маркой – без номинала. Выполнена она была в красно-карминном свете. Отсутствие номинала на марке было вполне объяснимым, ведь на тот момент советский рубль ещё не был стабилизирован. Карточку продавали по цене, учитывающей изменения тарифов. Российского орла сменил Государственный герб СССР, ставший непременным элементом почтовых карточек без оформления на десятилетия вперёд.
Через год отпечатали и двухстороннюю почтовую карточку. Часть стороны, отведённой для послания, занял портрет В.И. Ленина, созданный по снимку А. Левицкого «В. И. Ленин в своем кабинете в Кремле беседует с американским экономистом Христенсеном». С тиражом 50 000 экземпляров она уже давно вошла в разряд советских филокартических редкостей. На этот момент финансовая реформа Сокольникова уже благополучно завершилась, поэтому напечатанная марка копирует одну из позиций стандартного почтового выпуска, имея номинал 3 копейки золотом. 23 декабря 1925 года появилась первая почтовая карточка для международной корреспонденции. На ней марку с красноармейцем отпечатали с номиналом 7 копеек. Кроме надписи на одном из языков СССР там было указание «CARTE POSTALE» (французский считался официальным языком Всемирного почтового союза).
Лозунг «Всё для народа» воплощали маркированные рекламные карточки агентства «Связь». Несмотря на марку трёхкопеечного номинала, её продавали гражданам за две копейки, а разница возмещалась деньгами, взятыми с рекламодателя. Далее подобную продукцию издавал Наркомпочтель, но уже однокрасочную. С 1929 года появились в продаже рекламно-агитационные карточки, список которых быстро достиг четырёх сотен.
Разнообразные открытки Госиздат начал выпускать в 1924 году, сопроводив этот процесс вышедшем в том же году каталогом. А каталог Госиздата 1930 года уже насчитывал почти две с половиной тысяч позиций. В типографиях тогда использовали три основные метода: глубокая печать (коричневая, синяя и зелёная краски), фототипия (чёрно-белые открытки) и цветная автотипия (издание в три или четыре краски). Репродукции обычно печатались комбинированным методом, где сопрягались глубокая печать и цветная автотипия. Художественные открытки со второй половины 1920-х гг. начали появляться и при активном участии ряда музеев. В 1929 году Государственная Третьяковская галерея даже издала свой каталог открыток. А в 1930 и 1933 гг. собственные каталоги выпустил Музей Революции СССР.
Работы Дмитрия Моора на открытках публиковало издательство «Безбожник у станка». Большую просветительскую роль посредством издания открыток проводила Ассоциация художников революционной России. Она не только языком плаката или художественного полотна разговаривала с гражданами Советского Союза, но и организовывала выставки (например, «Жизнь и быт народов СССР»). Открытки ассоциации показывали экспонаты этих выставок, и посредством почтовых отправлений картины советских художников расходились по всей стране. Роль общественной организации по сбору средств на дело мировой революции выполнял МОПР. Издательством МОПРа печатались различные открытки, распространявшиеся по трудовым коллективам. Схожая роль была и у добровольного общества друзей воздушного флота, чьи открытки содействовали становлению советской авиации.
Централизованно вопросами выпуска художественных открыток занималось ОГИЗ, далее преобразованное в «Изогиз», а затем в издательство «Искусство». Впрочем, в его ведении была также печать открыток-диаграмм, где графики наглядно показывали, как успешно развиваются в стране промышленность, сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых. Создание фотооткрыток по инициативе агитпропа ЦК ВКП(б) поручили тресту «Союзфото», образованному слиянием агентств «Унионфото» и «Пресс-клише» ТАСС.
Вместе с тем над созданием открыток трудилось множество небольших артелей и типографий, которые закрывали так называемую «коммерческую» нишу. На их открытках изображались виды дальних стран и зарубежных городов, затейливые сцены и пейзажи, кумиры киноэкранов и эстрады тех лет. Прибыльность таких фирмочек хорошо показана в романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой телёнок».
«Через полгода на всех железнодорожных остановках появились агенты-распространители в полосатых штанах. Они торговали открытками, изображавшими скалы виноградной республики, среди которых шли грандиозные работы. В летних садах, театрах, кино, на пароходах и курортах барышни-овечки вертели застекленные барабаны благотворительной лотереи. Лотерея была беспроигрышная, -- каждый выигрыш представлял собой открытку с видом электрического ущелья…
Дело расцвело, и Александр Иванович, с лица которого не сходила честная советская улыбка, приступил к печатанию открыток с портретами киноартистов…
Сияли лиловые лампы, и плоские печатные машины озабоченно хлопали крыльями. Три из них выпекали ущелье в одну краску, а из четвертой, многокрасочной, словно карты из рукава шулера, вылетали открытки с портретами Дугласа Фербенкса в черной полумаске на толстой самоварной морде, очаровательной Лиа де Путти и славного малого с вытаращенными глазами, известного под именем Монти Бенкса».
Открытки военных лет
После начала войны выпуск открыток не прекратился, но большая их часть несла агитационно-патриотические мотивы. Открытки стали миниатюрными плакатами, которые несли ту же составляющую: содействовать, чтобы каждый гражданин внёс посильный вклад в дело будущей Победы.
Очень показательна здесь продукция, выпущенная за годы войны в Ленинграде, где открытки печатали даже в тяжёлые дни блокады. Каталог «Никто не забыт и ничто не забыто!», составленный в советское время ленинградскими коллекционерами, насчитывает 823 позиции, которые можно разбить на следующие группы: открытое письмо, почтовая карточка, почтовая открытка, поздравительная открытка, воинское письмо, письмо с фронта («секретка»), письмо-песня («секретка»). Секретка – это складываемый листок бумаги с краями, на которые нанесён клей. Например, на одной из «секреток» отпечатан портрет И.Е. Репина и цитата из его высказываний, а о выпуске военных лет красноречиво говорит надпись на обороте: «Смерть немецким захватчикам!» На лицевой стороне печатали рисунок восьмикопеечной марки. Около девяти десятков позиций относится к фотооткрыткам, которые запечатлели подвиги краснофлотцев Балтики, вылеты авиации, защищавшей Ленинград, памятники великим русским полководцам. Даже во время войны издательство Государственного Русского музея и ленинградское отделение издательства «Искусство» печатали репродукции картин русских и западноевропейских художников.
Издательство «Искусство» в Москве тоже не отставало от ленинградского филиала и массово печатало открытки военно-патриотической тематики. С героями Гражданской войны нынешних защитников Отечества связывала серия, с открыток которой на зрителя смотрят Василий Иванович Чапаев, Николай Александрович Щорс и Григорий Иванович Котовский. Привлечение ведущих художников того периода порождало крайне интересные сюжеты на открытках. Например, на показанной выше карточке знаменитые пушкинские строчки сопровождают актуальный сюжет со взятыми в плен немцами. На открытке В. Иванова тоже сопряжены две эпохи: Суворов со словами «Бей, коли, гони, бери в полон» как бы увлекает в атаку отважную пехоту Красной Армии с прикрывающим её танком.
Послевоенные открытки
Наряду с разрушенным народным хозяйством Советский Союз восстанавливал и прежний массовый выпуск различного рода открыток. Кроме уже действующих издательств создавались новые, в задачу которым вменялась разработка и печать открыток, разносторонне показывающих в позитивном ключе жизнь в огромной стране. Постепенно роль небольших издательств начала сводиться к посредничеству в печати. А мелкие артели, тоже выпускавшие открытки, были укрупнены, а затем реорганизованы в издательства и типографии, что окончательно поставило их деятельность под строгий контроль государства.
Тем не менее, в небольших населённых пунктах продолжали делать открытки прежним кустарным способом, когда местному художнику заказывали плакат или картину поздравительного плана («С днём рождения», «С Новым годом», «С новорожденным»), а затем её переснимали на плёнку и тиражировали в фотосалоне. Полученные фотокарточки для усиления эффекта фрагментарно раскрашивали. При отсутствии у граждан возможности быстро купить открытки нужного плана такая продукция пользовалась постоянным спросом. Победили её лишь многомиллионные тиражи государственных издательств, когда открытки стали продавать в любом почтовом отделении страны.
В конце 1952 года государство возобновляет выпуск двусторонних маркированных почтовых карточек. Первая такая карточка относилась к новогодней тематике (поэтому во многих источниках ошибочно указывается, что до 1952 года новогодних открыток в СССР не делали). Вскоре страна начала подготовку к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, который Москва приняла в 1957 году. На почтовых карточках тех лет в противоположном углу от марки печатали эмблему фестиваля в виде ромашки из пяти лепестков.
Со второй половины 1950-х гг. и практически до конца 1960-х гг. ряд поздравительных открыток носит агитационно-пропагандистский характер. Но, благодаря этому направлению, сложился удивительный уникальный художественный стиль, напоминающий плакатную живопись. Эти миниатюрные плакаты словно заряжали позитивными мыслями и хорошим настроением. Даже сейчас они словно сохранили атмосферу той поры, поэтому их часто можно увидеть во всевозможных ретро-инсталляциях.
Наряду с возросшим числом поздравительных открыток печатаются и художественно-просветительские издания. Например, «Советский художник» при подготовке красочных альбомов горизонтального формата «Памятники древнего зодчества» накопил большой архив превосходных снимков, не вошедших в серию. Однако многие из них воплотились в виде открыток, благодаря которым жители СССР увидели красоты и достопримечательности архитектурных памятников Троице-Сергиева и Новодевичьего монастырей, а также Суздаля, Ростова Великого и других древних городов России. Охватывались открытками и прочие направления советской жизни. Тот же «Советский художник» в 1964 году серией открыток «Пять правил октябрят» в яркой иллюстративной форме рассказал об жизни активной деятельности учащихся младшей школы. «Законы юных пионеров» красочно показал в 1961 году «Изогиз», а через три года и «Советский художник». Этим же издательством выпущена подборка «Спорт в произведениях советских художников».
Открытки 1970-1980-х гг.
В этот период многие товары повышенного спроса продолжали оставаться в группе дефицита, но об открытках этого сказать было нельзя. Благодаря гигантским тиражам они продавались повсюду: в киосках «Союзпечати», в почтовых отделениях, в книжных магазинах, в отделах канцелярских товаров. Всероссийская книжная лотерея, организованная в 1965 году, не предполагала выдачи выигрышей деньгами. Если в билете моментального розыгрыша значилась сумма, её можно было потратить только на печатную продукцию. На призовой фонд в разные годы шло от 75% до 90% от сборов. Но, так как дефицитные книги на полках на залёживались, неудивительно, что на выпавший выигрыш граждане брали блокноты с красивыми обложками или календари, а также запасались открытками.
Это пора расцвета наборов открыток, охватывавших, пожалуй, все направления, которые можно было назвать просветительскими. Продолжаются выпуски, рассказывающие цветными открытками о городах Советского Союза. Художественные наборы показывают сокровища музеев и галерей, а также воспроизводят яркие книжные иллюстрации советских изданий. Солидные издательства стремились не просто напечатать побольше открыток, но сделать из набора самостоятельное произведение, подать его нешаблонно. Для набора «Л.Н. Толстой в фотографиях современников» были использованы архивные снимки писателя и выбраны самые интересные фотографии дореволюционной прессы с его участием. Неизвестно, сколько людей привел в мир фалеристики изданный в 1973 году комплект «Ордена и медали СССР».
Москва в 1980 году получила право проведения XXII Летних Олимпийских игр. Олимпиада-80 стала одним из самых ярких событий позднего периода СССР. Подготовкой к ней занималась вся страна, и каждый житель чувствовал себя если и не участником спортивных состязаний, то причастным к ним лицом. В этот период появилось множество открыток, связанных с грядущими Играми. В наборе открыток «Мы станем олимпийцами» показаны как сами соревнования по отдельным видам олимпийской программы, так и логотип каждого вида, а также талисман – Олимпийский Мишка.
Последние открытки СССР
В конце 1980-х гг., казалось бы, ничего не изменилось. Более того, издательства получили большую свободу, что быстро отразилось на ассортименте продукции. Появлялись открытки, иллюстрирующие творчество людей искусства, ранее находившееся под официальным или негласным запретом. В рамках начинавшейся с подачи М.С. Горбачёва дружбы с Западом, больше внимания начали уделять достойным внимания аспектам заграничной жизни. Тиражи советской полиграфии в приоткрывшуюся дверцу хлынули за рубеж. Теперь это только поощрялось, так как стране срочно требовалась валюта.
Но огромных издательских монстров начали подтачивать изнутри страны мелкие, совсем крошечные кооперативы. 26 мая 1988 года Верховный Совет одобрил закон «О кооперации в СССР». С этого момента в киосках и на рынках начал распространяться вал продукции, которую не печатали государственные издания. На этих в большинстве своём чёрно-белых открытках изображались артисты западного кинематографа, звёзды зарубежной эстрады, герои популярных мультфильмов. Всё это печаталось без какой-либо лицензии, но приносило быструю и существенную прибыль.
Распад Союза в декабре 1991 года не оставил производство советских открыток одномоментно. Инерционные процессы продолжались. По мнению Вадима Якобса (автор каталога «Цельные вещи в отечественной филателии»), почтовые карточки выпускались от имени уже не существующего Министерства связи СССР примерно до середины 1992 года. Если говорить о карточках с оригинальными марками, то последней из них стал бланк, посвящённый столетию со дня рождения Марины Цветаевой (официально отправлен в обращение 15 января 1992 года). Подводя итоги, можно отметить, что с 1952 года в СССР было подготовлено и отпечатано более 12 000 различных маркированных почтовых карточек с художественно оформленным оборотом. А подсчитать число открыток, выпущенных всевозможными советскими артелями, кооперативами, типографиями и издательствами, наверное, не представляется возможным.
Основные виды открыток
Если разбивать весь отпечатанный массив советских открыток, то можно подробно расписать несколько десятков их характерных групп. Постараемся выделить только самые основные виды открыток:
- празднично-поздравительная;
- видовая открытка;
- историко-событийная;
- юбилейная;
- репродукция;
- художественная;
- рекламная;
- портретная;
- политическая;
- патриотическая;
- фотооткрытка;
- предмет ручной работы.
Празднично-поздравительные открытки – это традиционное послание с пожеланиями в честь какого-либо общенародного праздника (Новый год, 7 ноября, 9 мая и пр.) или личного события (день рождения, свадьба, появление в семье новорожденного и пр.). Самые большие тиражи открыток как раз приходятся именно на эту группу. Перед Новым годом почтовое ведомство СССР предупреждало, чтобы граждане не забывали отправлять открытки заблаговременно, так как из-за громадных объёмов поздравительных посланий в стандартные сроки уложиться было невозможно. Немногим меньший объём поздравлений отправлялся гражданами почтой в честь Международного женского дня. Традиционно поздравляли с годовщинами Победы и Революции, а также Первомаем.
Видовая открытка, возможно, уступает поздравительной по общим тиражам, но намного обгоняет по количеству индивидуальных позиций. Сложно сказать, сколько запечатлено видов Москвы, Ленинграда и курортных мест СССР. Фотоаппараты были не у всех путешественников или курортников, и в память о посещении того или иного города приобреталась открытка. Впоследствии стали издавать наборы открыток с видами городов или примечательных мест страны.
Историко-событийные открытки посвящались важнейшим событиям в жизни страны. Они фиксировали и радостные её свершения, и всенародные трагедии. На таких открытках могли быть запечатлены спасение челюскинцев и гибель стратонавтов, строительство Днепрогэса и землетрясение в Ташкенте. Первые советские открытки как раз относятся к историко-событийным. Это летопись страны, собранная многолетней последовательностью карточек.
Юбилейные открытки можно считать подвидом историко-событийных. Но они посвящены не самому событию, а его годовщине или юбилею. Это может быть не только взгляд в историю, а демонстрация последствий этого события. Например, наборы, выпущенные к 50-летию Советской власти часто включали открытки, которые фиксировали все достижения страны за прошедшие полвека.
Репродукция – это миниатюрная копия произведения искусства, отпечатанная на картонном бланке. Как раз качественным изданием репродукций прославились советские художественные издательства. Не надо думать, что фантазии авторов открыток хватало только на перенос чужого произведения искусства в нужное пространство открытки. Например, Э.Б. Фанштейн упоминал, что в серии «По музеям СССР» изображение выполнено в технике конгрева (способ послепечатной обработки полиграфической продукции, в результате которого на фрагменте материала или готовом изделии появляется фрагментарный выпуклый рельеф).
О том, что собой представляет группа «художественные открытки», можно спорить бесконечно. По мнению одних, это те же репродукции, но взятые не только из музейных фондов, а ещё и со всевозможных выставок. Другие же считают, что эта группа намного шире. И в неё включают различные постановочные композиции, собранные из героев книжных сюжетов или кукольных мультфильмов, а также созданные авторами специально под открытку или конкретный набор.
Считается, что рекламные открытки – удел западного мира, а в социалистической стране они станут чуждым элементом. Но это не так. На рекламных открытках могла появиться эмблема Госстраха, бюро международного молодёжного туризма «Спутник» или Аэрофлота. Такие открытки раздавались бесплатно наряду с рекламными карманными календариками, которые тоже были весьма популярным объектом коллекционирования в советские времена.
С портретными открытками всё очень просто. Это портрет знаменитого человека. В 1930-е годы на открытки помещали «Всесоюзного старосту» Михаила Калинина». В 1940-е гг. на них печатали героев Великой Отечественной войны. В 1950-е гг. появились наборы с передовиками производства. А в 1960-е гг. всенародной любовью пользовались портреты лётчиков-космонавтов. И на протяжении всего существования СССР на открытках создавалась внушительная «Лениниана». Но чаще всего объектом коллекционирования становились, конечно же, не политики и даже не космонавты, а певцы или артисты.
«Знаешь, Гулька, – сказала она, – я поменялась с одной нашей девчонкой: я дала ей Лемешева с папиросой, а она мне Лемешева в шляпе».
Перехватив этот рынок от артелей, государство поставило его на поток. Открытки с творческими личностями советского искусства продавались во всех киосках, и спрос был велик. А ближе к 1900-м гг. данный рынок у государства отобрали многочисленные кооперативы.
Политические открытки – это пересечение множеств историко-событийных, портретных и юбилейных открыток. С их помощью гражданам доводили жизнеописание политических деятелей и их роль в истории страны. В эту группу можно включать даже видовые советские открытки, если они связаны с биографическими событиями. Например, это набор цветных открыток «Шушенское», связанный с местом нахождения В.И. Ленина в ссылке.
Патриотическая открытка – это миниатюрный плакат-призыв, побуждающий действовать во благо Родине. Пик таких открыток обычно приходится на трудные времена. Поэтому наибольшее число различных советских патриотических открыток было выпущено в период Великой Отечественной войны. Но и в мирное время патриотические открытки не отправлялись в дальний угол. Отправляться покорять целину или строить Байкало-Амурскую магистраль звали не только плакаты, но и открытки. И даже спичечные этикетки. Издательство «Планета» в серии «Стройки десятой пятилетки» в 1979 году выпустило в свет набор «Дорога мужества и героизма», рассказав о строительстве очередного участка БАМа.
Фотооткрытка – это открытка с любым сюжетом, но представляющая собой не полиграфию, а фотографию, на обороте которой отпечатан необходимый текст и выходные данные. В довоенное время фотооткрытки составляли значительную часть от общего объёма художественной продукции. После войны открытки стало намного дешевле печатать, учитывая огромные тиражи. Фотооткрытки практически отмерли, задержавшись только в фотосалонах. Но кооперативы 1980-х гг. на время возродили их массовость. Второй раз фотооткрытки почти свела на нет доступная печать с помощью принтера.
«Лучший подарок – это тот, который сделан своими руками», - такое правило внушали ещё в начальной школе. И первоклассники на уроках труда мастерили самодельные открытки мамам на 8-е марта. Такой вид открыток тоже является предметом коллекционирования, и в нём есть достаточно дорогие объекты. Сейчас этот вид стараниями скрапбукеров переживает очередной расцвет. Порой такие открытки становятся настоящими произведениями 3-D искусства, где из кусочков и фрагментов собирается целый мир.
Специализированные издательства СССР по выпуску открыток
Издательство «Советский художник» появилось в Москве в 1946 году. Оно было создано под задачи Союза художников СССР и занималось пропагандой советского изобразительного искусства. Например, в 1971 году стартовала серия «Истории советской живописи», в состав которой вошли полторы сотни открыток. Её особенности отражены в альбоме-каталоге П.К. Суздалева с аналогичным названием. Большое внимание уделялось не только самостоятельным художественным произведениям, но и иллюстрациям к книгам А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, В.В. Маяковского, А.П. Гайдара, собранным в отдельные наборы.
Продукция «Авроры», ориентированная на иностранцев
Издательство «Аврора» - это реорганизация Ленинградского филиала «Советского художника», получившего самостоятельность в конце 1960-х гг. Главной задачей издательство стала пропаганда советского и русского искусства в других странах, то есть полиграфическая продукция для реализации за рубежом. Учитывая несовершенство советского полиграфического оборудования и его отставание от западных аналогов, задача была не из простых, но «Аврора» её успешно решила, завоевав награды международных выставок уже в первые годы своей работы. Заметным выпуском получились наборы с иллюстрациями И. Билибина к сказкам и былинам, а также с сокровищами древнерусской книжной миниатюры. Произведения ленинградских художников той эпохи попали в подборку 1972 года. Из видовых открыток стоить отметить наборы с архитектурными ансамблями Ленинграда, фонтанами Петродворца, и деталями подмосковной усадьбы «Кусково». «Аврора» занималась изданием видовых открыток, посвящённых различным городам СССР.
Издательство «Изобразительное искусство» (оно же «Изогиз») занималось массовым выпуском открыток, раскрывавших советским гражданам детали творчества крупнейших мастеров отечественного дореволюционного и советского изобразительного искусства. Кроме того, им было выпущено в свет множество запоминающихся поздравительных и памятных открыток. Среди наборов открыток советские искусствоведы отметили «Картины Центрального музея Вооруженных Сил СССР», «Портреты декабристов» и «Женщины-медики – герои Великой Отечественной войны». Комплект открыток «Пионеры-герои», созданный художником И. Сущенко, распространялся по средним школам в качестве дидактического пособия. Очень красочным получились открытки, посвящённые балету Большого театра СССР.
Издательство «Планета» создано в 1969 году под задачи Госкомиздата СССР и Союза журналистов СССР. Можно сказать, что охватывало все направления фотодела, превратившись в специализированное фотоиздательство. Кроме красочных фотоальбомов, являвшихся основной продукцией, «Планетой» выпущено в свет невероятное множество открыток и тематических подборок. Некоторые из них выполняли политические задачи («Ленин в Кремле», «По ленинским местам за рубежом», «Ленинская гвардия планеты», «Музей комсомольской славы» и др.). Но было также множество познавательных серий. Например, долгие годы выходила серия, посвящённая особенностям национальной готовки народов СССР. О народных промыслах рассказывали наборы «Дагестанская чеканка» или «Искусство мастеров Златоуста». Интересующимся загадками природы предназначались издания «Минералы» или «Обитатели Японского моря».
Название издательства «Плакат», основанного в 1975 году, говорит само за себя. Однако плакаты – это не только огромные листы, привлекающие внимание на стенах организаций, предприятий и мест публичного доступа. Они также издавались и в виде открыток. За советский период в свет вышло немало подборок и серий, рассказывающих о мемориальных комплексах и музеях, памятниках боевой славы, а также историко-революционных местах нашей страны.
Набор открыток от «Мистецтва»
Издательство «Мистецтво» (укр. «Искусство») появилось в феврале 1932 года в Харькове, а затем перебралось в Киев. Кроме видовых открыток с примечательными местами Киева и советской Украины «Мистецтво» издавало и карточки, которые можно занести и в группу «репродукции», и в группу «политические». Например, именно такой получилась подборка «Образ В. И. Ленина в украинском изобразительном искусстве», где к 100-летию Ильича собраны картины художников Украины, сюжетом которых стали фрагменты жизни вождя мирового пролетариата.
Присоединявшиеся к СССР республики мгновенно вовлекались в деятельность, посвящённую пропаганде советского строя и жизни великой страны. Прибалтика здесь не стала исключением. Издательство «Liesma» («Лиесма»), созданное в Риге в рамках Государственного управления полиграфических предприятий в 1940 году, практически сразу занялось и выпуском открыток. Их печать продолжилась и после выхода Латвии из СССР вплоть до начала XXI века.
В июле того же 1940-го года появилось издательство «Eesti riiklik kirjastus» («Эстонское государственное издательство»). Правда, его деятельность вскоре прервала война с Германией, однако в 1944 году оно уже снова было в строю. В 1964 году оно сменило название на «Eesti Raamat» («Эстонская книга»), но выпуск открыток остался одним из направлений. Красочные открытки в Эстонии также выпускало издательство «Кунст» («Искусство»), созданное в 1957 году при республиканском Союзе художников.
Необычные открытки советских лет
Труд ставился во главу угла жизни советского человека, поэтому вступление молодого человека в трудовую жизнь очень часто в рабочих коллективах обставляли торжественно. Для таких случаев издавали специальные открытки. Например, в день окончания сельхозучилищ выпускникам выдавали сувенирную карточку «Посвящение в хлеборобы», а когда молодые люди приходили на завод, им вручали памятную открытку «Посвящение в рабочий класс». Выше пример сувенирной открытки, посвящённой уже не первым рабочим дням, а итогу трудового месяца.
Настоящим чудом среди обычных открыток смотрелась карточка с объёмным изображением или стерео-открытка. Сюжеты таких открыток были очень разнообразны: от сказочных героев и цветочных композиций до советских космических исследований. Если среди карманных календарей часто встречались «переливные» (изображение меняется в зависимости от угла зрения), то подобные открытки были достаточно редки. В основном советские граждане были знакомы с ними по японским открыткам с «подмигивающими» девушками.
ЛНПО «Буревестник» делало открытки на шпоне. С одной из сторон тонкого слоя дерева выжигалось изображение с мотивами Ленинграда или Санкт-Петербурга, а на другую наклеивался обычный картонный бланк, где можно было разместить послание. Стоила такая открытка 35 копеек.
Звуковое письмо или открытка-пластинка представляло собой фотооткрытку с вырубленным в центре отверстием, которой чаще всего придавали круглую форму. Поверх панорамы курортного местечка наносился прозрачный слой, на котором вырезали звуковую дорожку. В услугу входила запись голосового сообщения, но отдыхающие куда чаще выбирали какую-нибудь популярную композицию, которую на обычной пластинке купить было невозможно.
Историческое значение советских открыток
Коллекционирование всячески поощрялось советской властью, как развивающая личность альтернатива бесцельным посиделкам с выпивкой. Например, в лирической трагикомедии «Влюблён по собственному желанию» (1983 г.) главная героиня Вера пытается пробудить интерес к жизни у случайно встретившегося ей Игоря коллекционированием открыток, подбирая художественные наборы и отдельные редкие экземпляры.
Но обычные художественные открытки порой помогают совершить настоящие искусствоведческие открытия. Э.Б. Фанштейн в своей книге упоминает несколько подобных случаев. В первом какое-то небольшое издательство выпросило у художника И.И. Бродского несколько акварелей на революционную тему, обещая заплатить гонорар, но впоследствии отказалось от выплат, сказав, что с печатью ничего не получилось. Тем не менее, выпуск был осуществлён, и это очень обрадовало Бродского, хотя он и остался без денег. Дело в том, что к этому моменту оригинальные акварели погибли от сырости, так как хранились на чердаке, а издание открыток сохранило эти работы для истории. Во втором случае цветную открытку-репродукцию картины И. Репина «Гайдамаки» запросил у коллекционера после войны Исторический музей. Оригинальное полотно поступило к ним в ужасном виде. Реставраторы надеялись, что открытка, изданная до войны при содействии Музея Революции, поможет им в восстановлении шедевра. В третьем случае открытка-репродукция картины А.М. Васнецова «Базар» помогла искусствоведческому расследованию. В музее обнаружили, что на самой картине началось расслоение красочного слоя, из-за чего фрагменты с изображением неба были утрачены. Необходимо было с максимальной точностью установить, когда же начался этот негативный процесс. Детальное изучение репродукции показало, что характерные дефекты проявились ещё в 1941 году.
Эра электронных посланий обрушила массовую отправку поздравительных открыток, наблюдавшуюся до эпохи доступного интернета. Несмотря на то, что пик гигантских тиражей скорее всего безвозвратно пройден, самые разнообразные открытки продолжают издаваться и в наши дни. Это лишь подтверждает, что филокартисты не превратились в исторический анахронизм, и на их долю выпадет ещё множество интересных открытий. Большое их количество до сих пор прячется в открытках советского периода, но они будут доступны не простому «накопителю», а вдумчивому исследователю, умеющему из каждой буквы и разновидности черпать необходимую информацию и правильно её систематизировать.