Среди бескрайнего мира ларцов и шкатулок, сделанных из различного материала, есть особая категория, которая всегда вызывает неподдельный интерес тем, что узнать её содержимое не так-то просто. С виду такие предметы ничем не выделяются среди других. Но остальные либо просто открываются, как ларчик из басни Крылова, либо имеют явный замок, к которому требуется ключ. А у этих замок имеется, только спрятан от взгляда непосвящённого. И ключа такому замку не требуется. Некоторым из них нужно нажать в определённом месте, чтобы крышка откинулась. Другим же требуется сдвинуть их части, причём неоднократно. И заранее неизвестно, сколько движений понадобится. Имя им – шкатулки с секретом. Так как порой приходится сильно напрячь ум, чтобы разгадать этот секрет, их ещё иногда называют шкатулками-головоломками.
Европейские шкатулки с секретом
Потребность иметь в шкафчике или шкатулке потайное отделение была обусловлена хранением документов, не предназначенных для чужих глаз, или сокровищ, о которых не следовало знать другими домочадцам. Поэтому при заказе мастеру шкатулки с ним оговаривалось двойное или тройное дно, секретный дополнительный карман на обороте тканевой подкладки в ящиках, а также потайные отделения. Разумеется, секрет не должен был стать достоянием общественности от падения шкатулки или от того, что её начал вертеть в руках ребёнок или гость. Поэтому мастеру приходилось придумывать либо потайной неочевидный замок, либо целую последовательность действий, после выполнения которой секретный отсек становился доступным. Ряд шкатулок с секретом выполнен из драгоценных металлов (чаще всего, серебра), но большая их часть изготовлена из различных пород дерева.
Расцвет европейских шкатулок подобного плана пришёлся на период Ренессанса, однако мода на них распространялась по регионам неравномерно. Например, считается, что на Британских островах такие шкатулки начали делать только при королеве Виктории. На стыке веков, после появления туристических маршрутов в Швейцарии, шкатулки с секретом стали популярным местным сувениром для путешественников. В ХХ веке изготовлением ларцов с потайными отделениями прославился остров Мадейра. На коробках с секретом, созданных для развлечения или в качестве сувенира, часто даётся неочевидная подсказка. Например, необычная звезда или очерченное сердце зовут обратить на них внимание и попытаться нажать.
После Второй мировой войны интерес к подобным сувенирам заметно снизился. Тем не менее, долгое время продолжали появляться предметы всевозможного назначения, которые можно было отнести в категорию «шкатулка с секретом». Заглянувшего в лавку туриста следовало удивить или ошарашить. Для такого случая создавали «пугающие» шкатулки с тайниками. Потянешь за ручку, а из щели выскочит пёстрая изогнутая змейка и «клюнет» в палец. Подобные ящички использовали ещё жрецы Древней Греции, когда во время мистерий, изумляя зрителей, оттуда выскальзывала змея.
Историческое значение имеют миниатюрные шкатулки, встроенные в ювелирные украшения. Выше показан подвес в виде крошечного сундучка, раскрывающегося подобно книге. Часто контейнеры-тайники прятали в перстни. Обычно внутри хранили яд, поэтому владелец такого опасного украшения должен был позаботиться о механизме, который бы надёжно запирал тайник, чтобы содержимое не просыпалось в ненужный момент, а сам перстень не раскрылся бы в чужих руках.
Российские ларцы с секретом
Ларцы были известны на Руси с давних времён. Материалом для них служили поделочные камни, дерево, береста, чугун и даже глина. Декоративная резьба или роспись шкатулок и ларцов породили множество знаменитых промыслов, среди которых гжель, хохлома, палех. «Берестяное кружево» на шкатулках прославило шемогодских мастеров Великоустюгского уезда. Ларцы и шкатулки можно найти среди лучших образцов каслинского литья. Крышки и боковины служили основой для великолепной федоскинской росписи.
Подобно лесковскому Левше русские умельцы придирчиво разбирали европейские образы с хитроумными механизмами, а потом создавали их точные копии или придумывали собственные шкатулки, открыть которые было ещё сложнее, чем иностранные. Чаще всего, как и по всему миру, потайные отделения хранили важные документы, личную переписку, деньги и драгоценности. Однако известны предметы, секретные ящички которых предназначались инструментам для рукоделия. Впрочем, сами эти инструменты были сделаны из драгоценных металлов с отделкой каменьями. Показанная выше табакерка, сделанная Иоганном Готлибом Шарфом, принадлежала Екатерине II. На золотой, инкрустированной алмазами крышке расположен медальон в виде камеи с портретом Алексея Орлова (на иллюстрации камея откинута, поэтому портрет Орлова не виден). А под камеей прятался портрет неизвестного молодого человека.
Пожалуй, самыми знаменитыми российскими шкатулками с секретом, прославившимися на весь мир, стали пасхальные подарочные яйца, созданные мастерами ювелирной компании Фаберже. Очень часто эти шкатулки таили в себе не один сюрприз, а несколько. Помимо основного, спрятанного внутри яйца сокровища нажатием могла открыться дверца, за которой прятался портрет или пейзаж. Кроме императорской серии, включавшей подарки императрице Александре Фёдоровне и матери Николая II Марии Фёдоровны, известны яйцеобразные шкатулки, которыми Александр Фердинандович Кельх в течение семи лет одаривал супругу. Из индивидуальных предметов наиболее известно яйцо «Ротшильдовское», прячущее внутри фигурку золотого петушка, украшенного алмазами.
Будет удивительно узнать, что привычная нам матрёшка тоже попадает в категорию «шкатулка с секретом». Ведь эта симпатичная деревянная куколка, как и продукция Фаберже, полая внутри, скрывая нечто, невидимое глазу. А щель, разделяющая её, порой так неприметна, что приходится постараться, прежде чем отсоединишь две половинки друг от друга. Кажется, что, последовательно открывая уменьшающиеся в размерах матрёшки, можно добраться лишь до самой маленькой, уже неразборной. Но так бывает не всегда.
«Я — в панике. Бригада, приняв подарки, и не думает в них покопаться. А ведь большинство, как и я, совсем недавно из детства. Мне, например, даже сейчас попробуй подари какую-либо игрушку, я ее мигом распотрошу. А они — они нет. Пропал мой сюрприз! Нет, кажется, не пропал. Догадалась одна. Развалила маму-матрешку на две половинки, начала дочерей-матрешек разваливать и — ах! — вместо самой младшей внутри солдатика нашла. Вот он, мой сюрприз!
— Девочки, смотрите, что я нашла!.. — Крикнуть не успела, как все другие тоже распотрошили свои матрешки и конечно же нашли в них по солдатику.
«Восемь девок, один я…» Они меня поняли и, оценив юмор, прижали матрешки к груди».
Роспись матрёшек тоже порой таит секреты о месте её происхождения, которые расшифрует лишь опытный искусствовед. Сделанные в Сергиевом Посаде матрёшки чаще всего «одеты» в русский сарафан, а руки у них не пустые – там цветы, корзинка или узелок. Семёновская матрёшка «носит» приметный платок с каймой, где разместились цветочные бутоны, но самый большой бутон у неё на груди. Полхов-Майданские матрёшки выглядят строго, но привлекают удивительной росписью с цветами шиповника малинового цвета. А фирменная кировская матрёшка обязательно должна иметь инкрустацию из соломы. С 1900 года, когда матрёшка впервые появилась на Международной выставке кустарных ремесел в Париже, она успела стать одним из самых узнаваемых символов России.
А это пермская «Царь-пушка» (самая большая в мире 20-дюймовая литая чугунная пушка - реально существующий объект), воплощённая в виде сувенирной шкатулки с потайным ящичком. Стоила она в советское время 22 рубля, но её владелец мог удивить тех, кто пришёл к нему в гости впервые. Чтобы ящичек открылся, следовало взять верхнее ядро из горки и опустить его в пушечное жерло. Упав вниз, шарик активировал скрытый механизм. Если ядро терялось, то ящик открывали кнопкой в днище (но для этого нужно было предварительно сорвать этикетку, скрывавшую эту кнопку).
Японские шкатулки с секретом
В Японии мастера создавали шкатулки с секретом для богачей, чтобы те хранили внутри драгоценности и деньги. От прямого грабежа это не спасало, но если вор залезал в дом и не имел много времени для похищения, то подобная шкатулка порой становилась для него непреодолимым препятствием. Определённого центра происхождения таких японских шкатулок пока не выявлено, но они уже производились в конце 18-го столетия, а различные их варианты были описаны веком позже в книге «Старые и новые головоломки». В середине 19-го столетия их предназначение поменялось. В обиход вошли опасные спички с жёлтым фосфором, и тогда их стали прятать в шкатулки с секретом. Это предохраняло спички как от самовозгорания, так и от детей. Но после жёлтый фосфор заменили более безопасным – красным. И красивые ларчики с секретом превратились в объект коллекционирования.
В 1840 году появились прототипы того, что позже назовут «химицу-бако» (всё та же «шкатулка с секретом»). Первоначально это всего лишь сувениры, которые продавали посетителям горячих источников. Внешний их вид напоминал обычный рабочий ящик «ито-бако» для хранения инструментов, вот только открыть его было не так-то просто. Поэтому на тот момент он получил название «сикаке-бако», что дословно можно перевести как «ящик для ума». Декоративную отделку в виде инкрустации (Ёсэги-дзаику) к ним стали применять в начале периода Мэйдзи (конец 1860-х гг.). Известны работы таких мастеров, как Такадзиро Окава и Тацуносукэ Окияма. Но это ещё были эпизодические работы.
Родоначальником японских шкатулок с секретом «химицу-бако» сами японцы считают краснодеревщика Рюгоро Окаву из города Хаконэ на берегах озера Аси, который начал производить этик красивые предметы в конце 19-го столетия. Химицу-бако основывается на традиционной для Хаконэ техники маркетри – создание декоративных узоров, часто стремящихся к максимальной симметрии. Как раз эти узоры и позволяли прятать секретные стыки частей шкатулки, приводимых в движение нажатием на определённые точки химицу-бако. Шкатулки быстро стали популярными, и мастера даже наладили их поставки в Европу и США в качестве национальных японских сувениров. Химицу-бако считаются простыми, если их можно открыть менее, чем за 20 шагов. «Средний класс» - это до 60 шагов. Но существуют и более мудрёные индивидуальные предметы. Например, можно заказать шкатулку, до открытия которой надо будет пройти 324 шага. Кроме шагов для классификации химицу-бако важен размер, измеряемый в традиционной для Японии единице длины «сун» (寸), равной 3,03 см. Несмотря на то, что В 1984 году химицу-бако занесли в разряд традиционного народного промысла, число мастеров, способных делать сложные шкатулки всё время уменьшалось.
Спасти народное ремесло решил Акио Камей (Akio Kamei). Успев поработать в Yamanaka Wooden Puzzles, Камей увлёкся химицу-бако, но решил не копировать традиционные шкатулки с секретом, а создать новые, непохожие на них устройства, которые он назвал «каракури», основав в 1981 году компанию Karakuri Yasubei. В 1999 при его участии создали Исследовательскую группу по созданию разных типов шкатулок с секретом. Эти конструкции довольно сложны, и для их открытия надо не только нажимать и сдвигать определённые части, но и толкать, трясти или вращать затейливую шкатулку произвольной формы. Ежегодно исследовательская группа изготавливает более сорока новых конструкций каракури.
Мастера шкатулок с секретом наших дней
Химицу-бако вдохновили мастеров и по другую сторону Тихого океана. Из современных «шкатулочников», проживающих в Америке, выделяют работы Роберта Яргера и Кагена Саунда. Познакомимся с их шкатулками поближе (хотя сами мастера называют свои изделия «головоломки»).
Шкатулки с секретом Роберта Яргера появились в результате увлечения в нерабочее время. Свою первую шкатулку Роберт Яргер (Robert Yarger) сделал в 1989 году, имея на вооружении лишь старую циркулярную пилу. Материалом послужили обрезки досок. Ежегодный объём в несколько экземпляров раздаривался родственникам и знакомым. Деньги на жизнь Яргер добывал, служив менеджером ресторана, а также управляя собственной компанией по мытью окон. Опыт ведения бизнеса помог ему в 2001 году оформить компанию Stickman Box, предложившую простейшую шкатулку-головоломку в качестве товара на Рождество. «Puzzle box № 1» разошёлся очень быстро, а фирме поступили многочисленные заказы. И жена, и сын сказали Роберту, что это явный знак, и тогда Яргер расстался со всеми остальными видами бизнеса и с головой ушёл в проектирование шкатулок, которые он поставлял на рынок под маркой Roby Charles. Под этим же именем он опубликовал несколько книг в жанре научной фантастики. За несколько лет Яргер перенёс производство из домашнего гаража в большой деревообрабатывающий цех.
«Pipe Organ Box» от Кагена Саунда - это не просто шкатулка с потайным механизмом. В верхней панели шесть отвертстий, превращающий шкатулку в музыкальный инструмент – флейту Пана. На одной из стенок выгравированы ноты. Если по ним сыграть мелодию правильно, то шкатулка откроется. Столь необычный сувенир был подарен организатору International Puzzle Party, которая состоялась в 2012 году. Каген Саунд (Kagen Sound, настоящее имя – Kagen Schaefer) начал делать шкатулки-головоломки с 1993 года, когда ему исполнилось 15 лет. Первое творение он назвал «Ash Box», и эта шкатулка открывалась за дюжину ходов. Сейчас в багаже Саунда множество шкатулок самой необыкновенной формы, которые удостаивались наград на международных конкурсах. Шкатулки помогли Кагену получить степень бакалавра искусств. Их производство настолько захватило Саунда, что даже свою кошку он назвал Cube (Кубик).
Знаменитые шкатулки с секретом
Разумеется, устройства, скрывающие секрет, не могли ускользнуть от сюжетов произведений искусства. Даже самый знаменитый сыщик в мире был вынужден познакомиться с одной из таких шкатулок.
«Мое внимание привлекла коробочка из слоновой кости, черная с белыми украшениями и с выдвижной крышкой. Вещица была очень красивая, и я уже протянул к ней руку, чтобы получше её рассмотреть, но тут...
- Нет, Уотсон, не трогайте эту коробочку. Если взглянете на нее сбоку, вы сможете заметить, где именно появляется острая пружинка, когда коробку раскроешь. Очевидно, при помощи какого-нибудь приспособления вроде этого и был убит бедный Сэведж, который стоял между этим чудовищем и наследством».
Как мы видим, здесь целью секрета шкатулки было не надёжно хранить ценности, а превратить её в орудие убийства. Принцип тот же, что и у шкатулки с деревянной змейкой, показанной выше. Только здесь Шерлоку Холмсу было не до милых улыбок.
Самой известной шкатулкой-головоломкой мирового кинематографа пока остаётся Lament configuration («Конфигурация Пла́ча»), более известная как «шкатулка Лемаршана». Придуманная Клайвом Баркером она возникает сначала в книге «The Hellbound Heart» («Сердце, скованное Адом»), а затем переносится в фильмы франшизы «Hellraiser» («Восставший из Ада»).
По сюжету её в 1784 году сделал талантливый мастер игрушечных дел Филип Лемаршан, выполняя заказ Дюка де Лиля, сведущего в чёрной магии. В определённом положении она открывает проход в иное пространство, откуда приходят демоны-сенобиты. Шкатулка является непременным участником фильмов франшизы, и зачастую её история рассказывается гораздо интереснее основного сюжета, а появление всегда этот сюжет оживляет.
«Шкатулка была сконструирована настоящим мастером, знатоком своего дела, а главный секрет состоял в том, что она якобы содержала в себе чудеса, подобраться к которым было невозможно, ни один ключ не подходил к шести ее черным лакированным сторонам, в то время как даже легкое нажатие на них намекало, что они вполне свободно разбираются. Вот только знай как…»
Столь эффектную шкатулку с секретом спроектировал Саймон Сэйз. Именно его гибкий ум не только понял, какой должна быть зловещая головоломка, но и как именно она должна двигаться. Механизмы, разработанные Сэйзом, использовали в первых двух фильмах. Затем за шкатулку взялся Гэри Дж. Танниклифф. Однако, добавляя новые возможности механизму, он бережно отнёсся к работе предшественника.
За прошедшее время шкатулка стала настолько знаменитой, что её узнают даже те, кто не смотрел фильмы. Она уже живёт самостоятельной жизнью, попадая в истории, анекдоты и даже мемы. Можно сказать, что Lament configuration превратилась в произведение искусства. По всему миру продаются её многочисленные копии, тогда как оригинал берегут. Хотя при определённых условиях его можно получить в аренду для фотосессии, если твоё имя известно среди фотографов первой когорты. Lament configuration оценивают в три с половиной миллиона долларов, но на торгах её пока не замечали.
В Советский Союз первый фильм попал под конец 1980-х гг. и произвёл фурор. Единственное, что народ великой страны не разбирался тогда в типах головоломок, зато хорошо был знаком с кубиком Рубика. Поэтому первые, посмотревшие «Восставшего из Ада», восторженно пересказывали друзьям сюжет о демоническом кубике Рубика, открывающем дорогу в Преисподнюю. Интересно, что сейчас купить кубик Рубика в раскраске Lament configuration достаточно просто.
Относительно ящика, внутри которого прячется загадочный мир, советским гражданам был больше знаком сюжет мультфильма «Шкатулка с секретом», выпущенного в 1976 году студией «Союзмультфильм». Фантазия на тему «Городка в табакерке» Владимира Одоевского получилась столь необычной, что является предметом обсуждения и в наши дни. За десять минут, пропитанных странной электронной музыкой и картинами в стиле «Жёлтой подводной лодки», зритель оказывается в огромном мире, спрятанном в небольшом ящичке. За это время вместе с главным героем ему не только суждено исследовать это пространство, но и понять, в чём секрет его функционирования. Шкатулка, действительно, оказывается с секретом, и мальчик, вернувшись в нормальный большой мир, чувствует, что уже кое-что смыслит в механике.
«Джек из коробки» (Jack in the Box) - знаменитая игрушка западного мира, тоже представляющая собой шкатулку с секретом. Только вот открывать её легко, а в качестве сюрприза оттуда выпрыгивает чёртик. Поэтому по-французски эта игрушка носит имя «diable en boîte» («дьявол в коробке»). В России такая игрушка популярностью не пользовалась, зато в русском языке прочно прописалось выражение «выпрыгнул, как чёрт из табакерки», одной фразой объясняющая пугающий эффект Jack in the Box. Вернуть игрушке былую мрачную славу попытались фильмом «Шкатулка дьявола» (2019 г.), но картина прошла почти незамеченной широкой публикой.
Современные шкатулки с секретом
Шкатулка с секретом остаётся актуальной и в наши дни, хотя в бытовой обстановке найти её не так-то просто. Но это получилось у героев сериала «Теория Большого взрыва». В одной из серий Шелдон Купер и Пенни в поисках флэшки натыкаются подобную шкатулку, внутри которой лежит нужный им предмет. Зрители ждут, что вот здесь-то и начнётся суровый мозговой штурм. Но Пенни берёт пример с Александра Македонского, решившего проблему Гордиева узла ударом меча. Девушка просто разбивает коробку.
Но ей не удалось бы поступить так, наткнись она на мини-сейф, замаскированный под обычную книгу. Да, теперь в большинстве случаев классические деревянные шкатулки для хранения ценностей в потайных отделениях заменили прочными и надёжными сейфами. Но подобный предмет формально остаётся «шкатулкой с секретом», только секрет здесь не сам сейф, а его оболочка, выглядящая обычной книгой и не вызывающая подозрений, находясь в шеренге книг домашней библиотеки.
Впрочем, не обязательно прятать под видом книг именно сейф. Выше показана шкатулка в виде подборки фолиантов, составляющих единое целое, в которой прячется мини-бар. Правда, здесь корешки книг выглядят настолько антикварными, что сами цепляются за взгляд. Такой мини-бар среди домашней библиотеки не утаить (если только все остальные тома не отличаются по стилю от этой шкатулки с секретом).
Тем же, кто мечтает собрать собственную шкатулку с секретом, предназначены наборы-конструкторы. Достав из коробки детали и воспользовавшись инструкцией, можно самостоятельно собрать очень красивый предмет. Ключ от шкатулки является частью её ажурной крышки. Тут ещё придётся поломать голову, как повернуть механизм, чтобы извлечь ключ. А затем этим ключом уже можно будет открыть саму шкатулку. По внешнему виду она ничуть не уступает лучшим киношным образцам. И это лишь один занимательный предмет из огромного множества не менее интересных головоломок или, проще говоря, шкатулок с секретом.