Самодур, самогрей, самограй, самокипец… Так ласково и с юморком называли в старину самовар. Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» посвятил самовару отдельный параграф, превышающий по объему некоторые другие словарные статьи. А как можно было поступить иначе, если самовар к тому времени уже стал обязательной частью жизни. «Сосуды водогрейные для чаю, модные, с трубою и жаровнею внутри» кипели и пыхтели в трактирах, почтовых станциях, дворянских усадьбах, поповских дворах и на ярмарках.
Чай не пили, его непременно кушали. Ведь подготовка к чаепитию представляла собой настоящий ритуал. Нужно было вскипятить самовар, а для этого заранее приготовить щепу для растопки. Застелить скатертью стол. Поставить на него сахарницу с колотым сахаром для любителей пить внакладку или вприкуску. После на столе появлялись разнообразные чайные закуски – розетки с вареньем и медом, баранки и бублики, блины и пироги. К чаепитию подавались лучшие чашки и блюдца. И вот, наконец, на столе появлялся главный герой – кипящий самовар с заварочным чайником сверху.
Русская чайная церемония с самоваром стала одним из символов России, своеобразным национальным обычаем русских. Без самовара трудно представить русскую классическую литературу и живопись, песни, пословицы и поговорки.
«Смеркалось; на столе блистая | Шипел вечерний самовар, | Китайский чайник нагревая; | Под ним клубился легкий пар» - так, буквально нараспев, Пушкин описал чаепитие у Ольги в «Евгении Онегине».
А князь Вяземский посвятил самовару целое стихотворение:
«Чтоб, всех житейских дел конец или начало, | Кипучий самовар, домашний запевало, | Не подал голоса и не созвал семьи...».
Несмотря на то, что чай в России появился еще в XVII веке общедоступным напитком он стал только после Октябрьской революции 1917 года. Это доказал выдающийся историк кулинарии Вильям Похлёбкин в своем классическом труде «Чай, его история, свойства и употребление». В 1638 году 4 пуда чая, «листьев то ли дерева, то ли травы», привез в Москву от монгольского Алтын-хана сын боярский Василий Старков. Чай в России тогда пили с осторожностью и исключительно как лекарство. Постепенно торговля «китайской травой» в России расширялась. Уже в 1674 году в Москве чай можно было купить по 30 копеек за фунт. Во времена Пушкина и Даля, да и в начале ХХ века основная масса населения России – крестьянство – чаем только «баловалась» на ярмарках и в городских трактирах. Самовары в деревне были лишь в помещичьих усадьбах, на кулацких и поповских дворах. В большей же степени чай был городским «удовольствием». Крестьяне же готовить чай не умели, да и купить его в деревне было негде.
В одной шуточной песенке середины XIX века высмеивается крестьянин, не знавший, как готовить чай: «Раз прислал мне барин чаю | И велел его сварить, | А я отроду не знаю, | Как проклятый чай варить». В итоге бедолага приготовил чай с лучком и морковкой.
Чай в нашей стране проделал практически тот же путь, что и в Китае, где первоначально он был лекарством, в VI веке стал напитком знати, а с IX века стал главным национальным напитком.
В первой половине XVIII века в России появляются первые самовары – приспособления для нагрева воды. У русского самовара были предшественники – римская аутепса и китайский хо-го. Связь русского самовара с античной аутепсой сомнительна, а вот с китайским хо-го весьма вероятна. Возможно, что с первой партией чая в 1638 году в Москву попало и китайское приспособление для кипячения воды. Также считается, что прообразом русского самовара могли быть чайники-сбитенники и чайники-кухни – сосуды для варки сбитня и приготовления горячей похлебки.
Постепенно переносные чайники стали приобретать вертикальную форму, и уже в середине-второй половине XVIII века появляется знакомый нам русский самовар. На Урале, в Туле и Москве появились самоварные мануфактуры, которые начали своеобразное соревнование по производству водонагревательных сосудов. Выделкой самоваров занимались и отдельные мастера – самоварники. В XIX веке можно было наблюдать удивительное разнообразие самоварных форм и дифференциацию самоваров по их назначению – самовары-кофейники, дорожные и походные самовары, самовары-бульотки.
Русский самовар стал непременным экспонатом всех промышленных выставок как в России, так и за рубежом, получая заслуженные медали, изображение которых часто выбивалось на самоварном тулове. После отмены крепостного права в 1861 году признанным центром самоварного дела стала Тульская губерния. А первая самоварная мануфактура в Туле была открыта еще в 1778 году.
Выражение «тульский самовар» стало нарицательным. Как в Англии говорят «не вези уголь в Ньюкасл», так у нас «ехать в Тулу со своим самоваром» означает нецелесообразный поступок, бессмысленное предприятие. Фразой про тульский самовар мы козыряем благодаря А.П. Чехову, заметившему когда-то, что «ехать с женой в Париж все равно, что ехать в Тулу со своим самоваром», имея ввиду площадь Пигаль, парижский бульвар красных фонарей, где в изобилии встречались женщины нетяжелого поведения.
Русский самовар получил всемирную известность и славу благодаря труду рабочих самоварных фабрик Баташевых, Тейле, Лисицыных, Ваныкиных, Сомовых, Лялиных, Капырзиных, Шемариных. В советский период, когда вся самоварная промышленность была национализирована, славную историю русского самовара продолжили Государственный меднообрабатывающий завод (ГМЗ) в Кольчугине, завод «Штамп» в Туле и многие другие.
Какой бы формы ни был самовар, и как бы он ни отличался по размерам (на стакан или три ведра) – он всегда легко узнаваем.
Конструктивно самовар довольно сложен. Он состоит из нескольких десятков больших и малых деталей, которые делаются отдельно, а затем мастер, как Прометей, лепящий человека из глины, собирает детали воедино, создавая медное чудо. А другой человек, разжигая самовар углями или лучиной, вдыхает в него жизнь, как Афина когда-то наделила дыханием прометеева человека.
Даже названия конструктивных деталей самовара вызывают благоговейный трепет, уж очень некоторые из них напоминают части человеческого тела: тулово, шейка, ножки, ручки, жаровня, поддувало, кувшин, круг, шишки и подшишки, ветки, верток, репеёк, душничок и колпачок, паровички, малинки. Как соединить всё это воедино знает только мастер самоварного дела.
Самовары делали из меди, латуни, томпака, мельхиора. Медные и латунные самовары могли иметь никелевое или серебряное покрытие. Для зажиточных слоев населения изготавливались дорогие эксклюзивные самовары из серебра, с инкрустацией, с использованием ценных пород дерева и слоновой кости. Самый дешевый самовар в начале ХХ века стоил 6 рублей. Средняя цена самовара тогда же составляла 10-11 рублей. В зажиточных домах в то время могло быть два самовара: один – повседневный, другой – праздничный.
В XIX-начале ХХ века сложились основные формы самоваров. Их насчитывалось несколько десятков, но лишь некоторые формы получили массовое признание и стали самыми популярными в производстве. Выделяются несколько разновидностей самоваров по форме:
- Самовар-банка,
- Самовар-ваза,
- Самовар-желудь,
- Самовар-бочонок,
- Самовар-шар,
- Самовар-яйцо,
- Самовар-репка,
- Самовар-рюмка,
- Самовар-дуля.
Современная классификация самоваров, кроме их дифференциации по форме, предполагает разделение по типу нагрева:
- жаровые самовары (самовар на дровах, угольные самовары),
- керосиновые самовары (последняя четверть XIX-начало XX века),
- электрический самовар (производятся с 1956 года),
- комбинированные (электро-жаровые) самовары.
В музеях хранятся уникальные самовары, связанные с известными историческими личностями. Например, самовар из горного хрусталя, по легенде принадлежавший Петру Великому. Царь реформатор, любивший веселую шутку, угощал из него своих гостей водкой, подкрашенной чаем.
Жители Вены восхищались самоваром-«петухом», созданным по рисунку В.М. Васнецова и представленным на Всемирной выставке 1873 года. Этот замечательный самовар заслуженно получил тогда высшую награду – золотую медаль.
В 1909 году тульские фабриканты Баташевы преподнесли детям Николая II эксклюзивные самоварчики на один-два стакана воды. Такие модные в то время мини-самовары назывались «эгоистами». Царские самоварчики были индивидуальной формы: Ольга получила «вазу» (1), Татьяна – «рюмку» (2), Мария – «вазу» другой формы (3), Анастасия – «шар» (4), наследник Алексей – «коронованную амфору» (5), как бы намекавшую на его будущее царствование, которое так и не состоялось. Накипь внутри августейших самоварчиков свидетельствует о том, что дети Николая II ими регулярно пользовались.
К числу самых дорогих относится серебряный самовар «Леший», изготовленный на фабрике Карла Фаберже в начале ХХ века. Несколько лет назад на аукционе Sotheby's за 274 000 фунтов стерлингов его приобрел некий коллекционер из России, пожелавший остаться неизвестным.