В послевоенное время весь мир вздохнул с облегчением. Все устали от войны, которая длилась 6 лет. Начали отстраиваться разрушенные населённые пункты, промышленность постепенно начала переходить на мирные рельсы. Появилась возможность выпускать гражданскую продукцию уже в не минимальных количествах и не такого аскетичного вида, как это было в годы войны.
Вторая половина сороковых – конец шестидесятых стали периодом современного искусства и поп-арта, а также эпохой расцвета промышленного дизайна. Люди хотели жить и радоваться жизни. Художники-конструкторы и инженеры старались на славу: вспомните потрясающие образцы техники тех времён. Какие внешне шикарные автомобили сходили с конвейеров в те годы, какие необычные и запоминающиеся предметы быта выпускались!
Советский Союз не стал исключением. Жители нашей страны, более других пострадавшие от той войны, наконец-то вздохнули с облегчением и (хоть жизнь всё равно не была простой), с удовольствием вернулись к мирному существованию. На прилавках магазинов начали появляться не только предметы первой необходимости, но и бытовые изделия, позволяющие быстрее забыть перенесённые лишения и тяжесть военного времени. В этой статье поговорим о некоторых гражданских образцах советской радиотехники.
Ламповый радиоприёмник «ВЭФ Супер М-557»
Сразу после войны советские граждане получили возможность приобрести симпатичный и качественный ламповый радиоприёмник «ВЭФ Супер М-557», прототипом для которого стал довоенный латвийский приёмник «Vefsuper M 517», который выпускался на заводе VEF в Риге.
Прямоугольный корпус из лакированного дерева с закруглёнными сторонами и сглаженными углами, индикатор настройки нежно-зелёного цвета, большая круглая стеклянная шкала – и сейчас это приёмник не может не вызвать умиления! Интересным является тот факт, что диапазон частот, в которых приёмником осуществлялся приём радиоволн, за время производства в выпускаемых приёмниках «ВЭФ Супер М-557» менялся 4 раза! По мере усложнения и порчи отношений с западными странами приём радиочастот ограничивался с помощью внесения изменений в конструкцию приёмника.
Так, в ранних партиях выпуска длинные волны принимались в диапазоне: 150 - 450 кГц (2000 - 698 м), в поздних - 150 - 410 кГц (2000 - 732 м); средние волны остались неизменны по всех партиях: 518 - 1525 кГц (579 - 197 м); короткие волны в ранних партиях: 5,86 - 18,4 мГц (51,3 - 16,3 м), в поздних - 4,28 - 12,1 мГц (70 - 24,8 м)
Ламповый радиоприёмник «Звезда 54»
Советские художники-конструкторы и инженеры порой во многом опирались на опыт западных специалистов, занимавшихся промышленным дизайном и разработкой, часто и вовсе копируя образцы иностранной техники. Так поступили, например, в случае с безумно-красивым ламповым радиоприёмником «Звезда 54», который начал выпускаться в 1954 году на Харьковском заводе «Коммунар» и Московском «Мосприборе».
Приёмник поразительной красоты скопирован с французской модели «Excelsior» 1952 года. Ходят слухи, что несколько экземпляров радиоприёмника «Excelsior» французская делегация подарила советскому руководству, и новинка настолько понравились, что было решено пустить её в серию на отечественных мощностях. Возможно, это только легенда, и приёмник выпускался по лицензии, но, как бы там ни было, на прилавках отечественных магазинов появился этот стильный красавчик. Штампованный никелированный металлический корпус покрывался лаком в несколько слоёв и имел яркую подсветку дисплея с настройкой радиочастот. Приёмник имел довольно внушительные габариты – 530*320*180 мм и весил 15 кг! Стоил он и вовсе баснословных денег – 680 дореформенных рублей (стоимость указана на 1959 год; после денежной реформы 1961 года, когда 10 старых рублей приравнивались к одному новому, эта сумма равнялась 68 рублям) – а это половина средней заработной платы городского жителя тех лет!
Несмотря на такую высокую стоимость, за ним охотились, поэтому на прилавках они не залёживались. В Советском Союзе такой приёмник выпускался в двух цветах: красный и зелёный. Красных выпускалось больше, поэтому зелёные считаются более редкими. Выпуск приёмника «Звезда 54» осуществлялся до 1959 года. За 5 лет его выпуска было произведено чуть менее 700 тысяч штук.
Приёмник работал в 5 диапазонах: ДВ - 150...410 кГц, СВ - 520...1600 кГц, КВ1 - 6,13...7,34 МГц, КВ2 - 9,5...12,1 МГц КВ3 - 3,95...12,1 МГц
Ламповый радиоприёмник «Фестиваль»
Ещё одним ярким образцом радиотехники отечественного производства стал ламповый радиоприёмник «Фестиваль», выпущенный в 1957 году и названный в честь знаменитого молодёжного и студенческого международного фестиваля, который проходил в Москве также в 1957 году.
Девизом Фестиваля стал лозунг «За мир и дружбу», а символом выбрали знаменитого «голубя мира» авторства Пабло Пикассо. Более 130 стран, почти 35 тысяч участников! Вкупе с настроениями в Советском Союзе, когда наступила так называемая «хрущёвская оттепель», Фестиваль молодёжи и студентов стал фантастическим для нашей страны событием. Люди свободно могли общаться с иностранцами, приехавшими в Москву. Программа, музыка и сам факт проведения столь масштабного Фестиваля были непривычны для советских граждан.
Радиоприёмник «Фестиваль» стал по тем временам «инновационным гаджетом», если говорить современным языком. Помимо модного для тех времён корпуса, приёмник обладал проводным пультом управления, с помощью которого можно было переключать радиочастоты и регулировать громкость. Цвет цельного деревянного корпуса варьировался от тёмно-красного (почти чёрного) до светло-коричневого, почти жёлтого цвета (на некоторых моделям «рисунок» дерева мог быть неоднородным). Зелёный электронно-оптический индикатор настройки, подсветка дисплея с частотами, а главное – мощный динамик с отличным звуком! Длина провода от пульта составляла 6 метров. В общей сложности с пультом и проводом от него такой приёмник весил 26 кг! А его стоимость составляла и вовсе космические по тем временам 2400 дореформенных рублей – две среднестатистические заработные платы! Далеко не каждый мог себе позволить этот приёмник.
Несмотря на внушительные габариты (660х424х311 мм), вес и такую серьёзную цену, радиоприёмник «Фестиваль» был желанным приобретением, а обладание им в те времена было престижным.
Приёмник работал в 7 диапазонах: ДВ и СВ стандартные для тех лет, короткие волны I: 5,8 - 6,25 МГц (51,7 - 48,0 м); Короткие волны II: 6,92 - 7,5 МГц (43,5 - 40,0 м); Короткие волны III: 9,2 - 9,9 МГц (32,6 - 30,3 м); Короткие волны IV: 11,42 - 12,28 МГц (24,5 - 24,2 м); Ультракороткие волны 64,5 - 73 МГц (4,65 - 4,11 м)
Помимо вышеперечисленных образцов была и масса других, не менее интересных приёмников: «Беларусь», «Ленинград», «Москвич-3», «Искра-53», «Рига 6», «Родина 52», «Воронеж», «Новь», «Дорожный», «Волна», «Турист», линейка радиоприёмников «АРЗ» и т.д. и «музыкальных центров» того периода – радиол: «Октава», «Чайка», «Дайна», «Беларусь 59», «Стрела», «ВЭФ-Аккорд», «Днепр 58», «Урал 57», «Кама», «Мир М-154», «Гамма В», «Даугава» и др.
Сегодня среди любителей старины и просто ценителей красивых, изящных изделий интерес к ретро-радиотехнике и проигрывателям довольно велик – и это вполне объяснимо: люди наелись одинаковыми и бездушными современными изделиями – ведь на самом деле линейка техники в стиле Hi-Tech какая-то идентичная – как-будто разрабатывал её внешний вид не человек, а робот. Сейчас особо искушённый потребитель всё больше смотрит в сторону промышленного дизайна сороковых-шестидесятых годов, и некоторые производители начинают подхватывать эту моду: уже можно заметить в продаже и музыкальные центры, имеющие дизайн «под старину», и цифровые фотоаппараты, напоминающие знаменитые плёночные модели. Однако настоящие ценители антиквариата (а перечисленные модели это уже не что иное как антиквариат!) предпочитают обладать всё же оригинальными изделиями той эпохи, не жалея потратить порой и десятки тысяч рублей за работающий образец в хорошем состоянии. Реставраторы ретро-техники при ремонте старых радиоприёмников либо используют полностью оригинальные элементы, либо же полностью меняют всё внутреннее наполнение на современную начинку, оставляя из оригинального только корпус изделия. Помимо элегантного, «тёплого» внешнего вида, старая радиотехника и проигрыватели обладают и неповторимым, качественным, самым настоящим «ламповым» звуком.
Автор статьи – Михаил Колесов.