Исконные предметы русского быта постепенно покидают квартиры и кухни, перемещаясь за стёкла музейных витрин: чугунки, корчаги, утюги на углях. Где-то среди них и Петрушка – герой народного кукольного театра. А ведь для предыдущих поколений выступление Петрушки порой было одним из самых ярких воспоминаний детства. К примеру, главный кукольник СССР Сергей Владимирович Образцов вспоминает этот момент так: «Над ширмой появилось то самое, что пищало. Петрушка. Я вижу его в первый раз в жизни. Смешной. Непонятный. Большой нос крючком, большие удивлённые глаза, растянутый рот. Красный колпак, на спине какой-то нарочный горб не горб и деревянные плоские, как лопатки, руки. Очень смешной. Появился и запел тем же нечеловеческим писклявым голосом».

Петрушка на сцене

Герои стародавних выступлений давно стёрлись из памяти, но Петрушка, хотя его нечасто можно сейчас повстречать, остаётся на слуху. Почему? Потому что Петрушке удалось совершить нечто необычное: стать самостоятельным, обрести собственную жизнь, не зависящую от ведомой руки. Посмотрим, чем удивителен образ Петрушки, и как складывалась его история на просторах России.

Петрушка в театре русских кукольников

Кукольный театр появился на Руси в качестве одного из элементов скоморошьих выступлений. В большинстве представлений важная роль отводилась медведю, который и на задних лапах плясал и в потешной драке участвовал. В скоморошьей среде даже бытовала поговорка «Ватага начинается с медведя». Однако для хорошей выручки представление должно было притягивать внимание достаточно долго. Поэтому наряду с медведем, выплясывающим под дудку скомороха, в репертуар стали добавлять акробатические номера и фокусы. На каком-то из этих этапов появились и кукольники. Адам Олеарий в книге «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» упоминал и русский кукольный театр:

«Их плясуны — вожаки медведей имеют при себе и таких комедиантов, которые, между прочим, при помощи кукол, устраивают представление (у голландцев оно называется Kiucht). Эти комедианты завязывают себе вокруг тела одеяло и расправляют его вверх вокруг себя, изображая таким образом переносный театр, с которым они могут бегать по улицам и на котором в то же время могут происходить кукольные игры...»

Набор кукольника включал ряд базовых персонажей: мужик, цыган, лошадь, воевода, монах или какой-нибудь иной церковнослужитель. Чтобы удерживать зрителей, представлению надлежало быть динамичным: каждую секунду что-то происходило. Искушённому зрителю наших дней эти сюжеты вряд ли бы показались интересными. Сценки состояли из комедии положений и непрерывных колотушек. Покупая лошадь, мужик дрался с цыганом. Потом на лошадь претендовал поп или воевода, и мужику предстояло драться с ними. В качестве инфернальных персонажей являлись Чёрт или Смерть, и тут уж приходилось худо главному герою. В отсутствие иных развлечений и ребятишки, и взрослые плотным кругом обступали пришедших на ярмарку кукольников и неотрывно следили за героями сценки, то подсмеиваясь, то переживая за участников драки, не обращая внимания на самого кукольника. В те времена верхнюю половину кукольника скрывала «юбка» - ткань, свисающая с обруча, над которым появлялись куклы (сам обруч крепился к поясу кукольника парой распорок). Играть представление было достаточно тяжело, так как кукольник не только стремительно менял кукол, но и следил, чтобы не выбить неловким движением распорки. Опытный кукольник умудрялся удерживать на пальцах по три-четыре игрушки, отчего разыгрываемые сюжеты получались замысловатыми.

Адам Олеарий. Гравюра "Кукольник" из книги "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно" (1643 г.)

Для русского кукольного театра Петрушка – весьма необычный персонаж. Во-первых, в сравнении с другими стандартными куклами он появился достаточно поздно. Во-вторых, любой персонаж русских кукольников обладал заданным характером, будь то мужик, цыган, смерть и даже та же лошадь. И лишь характер Петрушки не вписывался в какие-то определённые рамки. Это Локи среди скандинавских богов Асгарда. Это джокер в колоде, другие карты которой легко определимы по значению и масти. И, подобно джокеру, Петрушка подстраивается под сюжет, наделяется чертами, которые отлично вписываются в данную сценку, но за ней следует другая, затем третья. И вместе с сюжетом пластично меняется характер Петрушки, провоцируя конфликты со статичными персонажами и как можно ярче проявляясь в заданных обстоятельствах.

Титульный лист книги о возможном происхождении Петрушки

Искусствоведы считают, что явного заимствования от заграничных Панча, Полишинеля, Карагёза или Пульчинеллы в нём нет. С Петрушкой схожа кукла-перчатка Гиньоль, но она возникла на ярмарках Лиона в начале XIX века, а наш герой к этому времени успел отыграть множество представлений. Как же появился Петрушка? И когда? На эти вопросы попытался ответить Борис Привалов в повести, описывающей приключения ватаги скоморохов. Вынужденный отправиться в одиночное странствие скоморох Петруха сооружает небольшую куклу-скомороха с глиняной головой, охваченной колпаком с бубенчиком. Кукле он сошьёт костюм из лоскутков, куда можно продеть руку. Для достоверности образа скомороха нужен верещащий голос, и Петруха использует охотничий пищик. По пути он даёт представления с новой куклой, высмеивая попов, воеводу и даже князя. Яркая кукла и острые сценки неизменно притягивают внимание народа, а имя кукольника переходит к самой кукле. Другие кукольники копируют Петрушку, и начинается его распространение по всей Руси. Упоминание Приваловым царя Алексея Михайловича датирует происходящее серединой или началом второй половины XVII века. Период взят автором неслучайно: именно к нему относят резную костяную накладку с вероятным изображением Петрушки, найденную на территории Новокузнецка.

Одна из сценок с покупкой лошади

Появившись, Петрушка быстро оттеснил куклу Мужика в ряд второстепенных персонажей. Теперь именно он храбро бился и с цыганом, и с лекарем, и с духовным лицом, и с представителем власти. Победить по сюжету не получалось только Смерть или Чёрта, уволакивающих героя в Ад. Но порой неожиданно для всех Петрушка дубинкой гнал прочь со сцены даже самую сильную нечисть, словно древнегреческий Геракл, который бился со зловещим Танатом – богом смерти, чтобы не дать тому забрать Алкестиду. Кроме колотушек Петрушка непрестанно сыпал шутками, чем сильно выигрывал у прежнего немногословного Мужика. Постепенно начал складываться каноничный образ Петрушки: карикатурно огромная голова, гипертрофированные черты ярко раскрашенного лица, миндалевидные, кажущиеся чёрными глаза и громадный нос с горбинкой. С первого взгляда кажется, что перед нами какой-то злодей. Но именно такой образ олицетворял храбреца-забияку способного побить кого угодно, невзирая на богатство противника или его власть. Можно сказать, что образ Петрушки олицетворяет Пушкинские строчки: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Глядя на битву Петрушки, мужики видели, что хоть кто-то способен наказать и даже убить их извечных врагов.

Петрушка на сцене

В начале XIX века Петрушка мог обрести другое имя. Этот образ появлялся над ширмой, представляясь как Иван-Рататуй или Пётр Иванович Уксусов. К концу этого столетия Петрушку популяризировал Иван Афиногенович Зайцев, который прямо на московских улицах разворачивал ширму и давал кукольные представления. Одно из них называлось «О Петрушке и его невесте Варюшке». Заставшие этот спектакль, так отзывались о нём: «Невозможно забыть глупого, хитрого, умного, наивного, злого Петрушку с деревянной носатой головой и накрашенными глазами. Он был над ширмой. А за ширмой стоял последний из могикан русского народного уличного представления Иван Афиногенович Зайцев. Во рту у Зайцева прижатый к нёбу, лежал маленький серебряный пищик. Петрушка верещал высоким нечеловеческим голосом и бил всех палкой. Это было живое существо, с плотью и кровью, с душой и сердцем».

Александр Бенуа. Эскиз декорации комнаты Петрушки

Чуть позже случилась первая попытка оторвать Петрушку от кукольника, подарить ему собственную душу, свою судьбу. Этой попыткой стал одноактный балет Игоря Стравинского «Петрушка (русские потешные сцены в четырёх картинах)». Основа сюжета – любовная драма Петрушки, Арапа и Балерины, изображённая в духе старинного театра масок – не нова. Чем-то близка к ней опера Руджеро Леонкавалло «Паяцы». Но Стравинский сумел не только передать отчаянную драму героя, но и облечь её исконно русским колоритом, так как музыка построена на народных мелодиях и городском фольклоре (отчётливо узнаваемы мотивы таких песен как «Ах вы, сени, мои сени», «Вдоль по Питерской», «Под вечер осенью ненастной», «По улице мостовой» и пр.).

«Когда я сочинял эту музыку перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжною жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно, и моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости. „Петрушка“».И.Ф. Стравинский

В 1993 году Банк России выпустил платиновую монету 150 рублей, дополнившую серию «Россия и мировая культура». Вместе с портретом Стравинского на реверс помещено изображение сцены из «Петрушки», считающегося самым ярким балетом в творчестве композитора.

150 рублей 1993 года "И.Ф. Стравинский"150 рублей 1993 года "И.Ф. Стравинский"

По мнению Жака Кокто «…на первых порах Стравинского признали отдельные знатоки, но мало-помалу и публика канонизировала „Петрушку“. Итак, „Петрушка“ по праву стал считаться классикой, а произошло это, во-первых, благодаря его фольклорной основе и, во-вторых, потому, что его стали использовать в борьбе с ещё более новым. Это совершенно в духе публики: ковылять от шедевра к шедевру, всегда отставая на один; признавая вчерашний день, хулить сегодняшний и, как говорится, всегда идти не в ногу со временем».

Петрушка в первые годы советской власти

Вихрь Революции смёл многие привычные вещи старого мира. Казалось, он унёс и Петрушку, ведь суровые будни Гражданской войны настолько контрастировали с шуточными сценками минувших лет, что прежний весельчак-балагур, побивающий то цыгана, то урядника, больше не мог отражать наступившую эпоху. Да и Ленин в беседе с Луначарским твёрдо заявил: «Вы у нас слывёте покровителем искусства, так Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». Однако Луначарский отнюдь не списывал театр марионеток в утиль, сообщая о нём в «Докладной записке» Наркомпросу:

«Легко осуществимый технически, тесно связанный всеми своими элементами с народным творчеством, он будет служить пробным камнем для установления истинного народного репертуара и для выработки тех театральных приемов, которые приведут к неразрывному слиянию сцены с народной аудиторией».

И народный герой быстро вернул былую популярность, агитируя за новую жизнь при советской власти в пьесе «Красноармейский Петрушка». Жадный поп остаётся в сюжетах, а вместо былого городового появляются белогвардейцы, которым часто придавали черты сходства с лидерами белого движения - Колчака, Деникина или Врангеля. Со стороны Западного мира приходят новые враги и воплощаются в уродливых куклах, в которых узнаются Ллойд-Джордж, Пуанкаре и Керзон. Отважный Петрушка браво поколачивает буржуев и прочих неприятелей.

Е.С. Деммени с Петрушкой

После завершения Гражданской войны Петрушка не потерялся. Все перипетии столкновения старого с новым находят отражения в шуточных сценках, названия которых говорят сами за себя: «Петрушка-рабфаковец», «Кооперативный Петрушка» и др. Его врагами становятся нэпманы и кулаки, с которыми он непримиримо борется и острым словом, и дубинкой. В 1924 году Евгений Сергеевич Деммени создал при Ленинградском ТЮЗе «Театр Петрушки». «Учитесь, друзья, у наркома Петрушки — до старости лет не бросает игрушки...» - шутливо отзывался об артисте Самуил Яковлевич Маршак. Для театральных постановок Маршак в 1927 году создал пьесу «Петрушка-иностранец», в которой главный герой сохраняет все привычные черты куклы народного театра – драчуна и забияки: «Здравствуйте, юные зрители! / А подраться со мной не хотите ли? / Выходи человек сто / Целым не уйдет никто, / Выходи человек двести / Всех уложу на месте!»

Петрушка на эмблеме UNIMA

Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов, больше известные как Кукрыниксы, в годы студенчества организовали самодеятельный театр «Петрушка», высмеивая формализм и другие недостатки учебного процесса Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). В литературе можно найти упоминания, что кукла «красноармейского Петрушки», созданная ими, произвела фурор на Первой всеевропейской выставке театральных кукол в Брюсселе (1930 г.). Годом ранее создаётся Международный союз кукольных театров (Union Internationale de la Marionnette или UNIMA). На его первой эмблеме вместе с самыми известными персонажами кукольных театров других стран оказался и кукрыниксовский Петрушка-красноармеец в будёновке и с винтовкой.

Петрушка с друзьями-куклами в бронзе

В Праге есть мемориальная доска, посвящённая событию, когда кукольники из Болгарии, Франции, Югославии, Германии, Австрии, Румынии и Советского Союза в 1929 году решили объединиться. И среди прочих кукол, отлитых в бронзе, сидит и наш Петрушка в косоворотке, сапогах и смешном колпачке. «Я думаю, что УНИМА — одна из самых дружных, самых бескорыстных и самых добрых международных организаций. И это понятно. Не деньги являются стимулом для кукольников, а искреннее, жертвенное увлечение этим видом искусства», — так отзывался о Международном союзе кукольных театров Сергей Владимирович Образцов. Мирные годы наложили важный отпечаток на характер Петрушки. В спектаклях прекратились смертоубийства. Если в руках у горбоносого молодца снова оказывалась дубинка, он применял её исключительно для наказания или перевоспитания. Но, лишь началась война, дубинка Петрушки снова стала грозным смертоносным оружием, которым он молотил полчища уродливых врагов.

Петрушка в послевоенные годы

Искусствоведы расходятся в роли Петрушки в советском послевоенном искусстве. Например, Инна Юрьевна Усачева и Марина Леонтьевна Мурыгина в работе «Театр Петрушки: из прошлого в настоящее» сообщают, что в театре Сергея Образцова Петрушка не прижился, а с конца 40-х годов и вовсе исчез на полвека (справедливости ради надо сказать, что в Центральном театре кукол постановку пьесы «Петрушка-иностранец» возобновляли в 1987 году). Однако в художественной литературе можно найти упоминание о передвижных кукольных театрах, в спектаклях которых участвовал и Петрушка. Одно из таких упоминаний мы встретим в книге «Приключения маленького актёра»:

«Спектакль будет в поле, для трактористов. Олег и Муся приготовили новую сценку «Петрушка-тракторист». В этой пьесе Петрушка сначала ничего не умел, а притворялся, что умеет. Что было! Над ним даже суслики смеялись. Сидят у своих норок, закрываются лапками и смеются... А потом Петрушка научился. И его все хвалили. А когда у него не хватило горючего, он подрался с кладовщиком-медведем! А как этот колос в конце пьески вырастал из-за ширмы - огромный, весь золотой! И Олег выходил в костюме комбайнера и пел песню про урожай».

Но стоит согласиться, что из широкого театрального пространства Петрушка, действительно, пропал. Куда же он делся? Вспомним два советских фильма, вышедших на экраны в 1955 году: «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин». В первом речь идёт о весёлом и находчивом пареньке, ловко увиливающем от работы. Во втором почти такой же парень вечно попадает в различные деревенские неурядицы, венцом которых становится утопление новой колхозной автомашины (у него даже прозвище «Непутёвый»). Но в армии с ними происходит метаморфоза. Избавляясь от негативных черт характера, они проявляют смекалку, инициативу, заводят друзей, получают повышение в звании и краткосрочный отпуск на родину. Если внимательно вдуматься, то перед нами сюжет того же «Петрушки-тракториста», где герой-неумеха учится и постепенно преодолевает трудности. Искусство совершило очередной виток эволюции, передав эстафету от кукольного театра кинематографу. При этом Петрушка остался за бортом, ведь на комичного Леонида Быкова и обаятельного Леонида Харитонова смотреть было куда приятнее, чем на раскрашенную куклу.

Кадры из к/ф «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин»

Лишившись сцены, на свалку истории Петрушка отправляться не захотел. Искусство и его подняло на новую ступень. Из марионетки, ведомой рукой умелого кукольника, он стал самостоятельным персонажем, обладающим собственным характером. Такое случается с литературными героями, которые сумели выйти за рамки книги. Например, известный сочинитель барон Мюнхгаузен предстаёт весьма разными личностями в советском мультфильме, фантастической киноленте режиссёра Карела Земана и телефильме Марка Захарова. Мир начал заполняться Петрушками, каждый из которых, сохранив общие черты, обрёл собственную индивидуальность. Хорошим примером здесь снова будет книга «Приключения маленького актёра», среди героев которой аж два Петрушки, сходных внешне, но диаметрально противоположных характерами.

Кадр из мультфильма "Где я его видел?"

Получив независимость от кукольника, Петрушка обрёл новых друзей. В журнале «Весёлые картинки» с 1956 года появляется «Клуб Весёлых человечков», где кроме Петрушки оказываются ещё два представителя кукольного театра. Это Гурвинек, пришедший с Чехословацких подмостков. И Буратино, прототипом которого хотя и является Пиноккио, но своё имя в сказке Алексея Толстого он получил неслучайно: «burattino» - это итальянская кукла с деревянной головой, надетая на руку кукольника. С весёлыми человечками Петрушка пережил множество необычайных приключений на страницах журнала, а также стал героем десятка мультипликационных лент.

Иллюстрация Леонида Владимирского

Одним из ярких проявлений пережившего эволюцию героя в советской литературе стала повесть «Приключения Петрушки», которую написали Маргарита Андреевна Фадеева и Анатолий Иванович Смирнов. Обладая задорным характером, житель города тряпичных кукол Петрушка весело противостоит прихвостням царя Формалая. А затем с помощью других игрушек (Алёнки, Ваньки-встаньки, Матрёшки и пр.) устраивает революцию, прогнав злого царя из города, чтобы трудовой народ мог жить вольно и счастливо. Особенное очарование повести добавили рисунки Леонида Владимирского в её последующих переизданиях.

Петрушка-игрушка

Наручная кукла "Петрушка"

Конечно же, образ Петрушки должен был появиться и в мире игрушек. Начнём с классического его применения – куклы, которой можно управлять, засунув руку под одежду. Таких Петрушек выпускала Московская фабрика кукол. Её продукцию можно опознать по характерному клейму «слоник»: контур слона, на боку которого угловатая буква «М», схожая с эмблемой Московского метрополитена. Высота этих Петрушек почти полметра (45 см), а если их посадить, то 22 см. Ноги набиты материей и обуты в невысокие пластмассовые сапожки.

Петрушка (вид сзади и спереди)

Этот Петрушка – игрушка из колкого пластика. Перед нами продукция Фабрики художественных изделий (ФХИ), преобразованной затем в завод пластмассовых изделий «Синтель». Отделы игрушек советских магазинов повсеместно торговали небольшими литыми из пластмассы фигурками красноармейца, матроса и октябрёнка с яркой звездой на белой рубашке. Всех их делали с растопыренными руками. Пожалуй, у большинства мальчишек СССР была хоть одна такая фигурка. Правда, при небрежном обращении фигурки делились на половинки. Этот «Петрушка» повыше упомянутых собратьев – 8,5 см. Игрушка явно составная: его руками можно управлять.

Петрушка в компании друзей

И напоследок покажем Петрушку вместе с его друзьями. Выше набор «Весёлые человечки», который изготовило Тульское производственное объединение «Детская игрушка». Спутать Петрушку с кем-то другим почти невозможно (но на всякий случай подскажем, что он стоит с краю).

Петрушка в XXI веке

Современное кукольное представление

И в наши дни можно увидеть представления с Петрушкой. Тут, прежде всего, стоит вспомнить о «Гильдии Петрушечников», которая объединила в себе профессиональных артистов-кукольников, продолжающих работать в жанре балаганной уличной комедии. На момент создания статьи в неё входят следующие театры:

  • Театр «Папьемашенники» (г. Санкт-Петербург)
  • Театр «КукАртель» (г. Санкт-Петербург)
  • Театр петрушки «БалаганЪ» (г. Санкт-Петербург)
  • «Вятский Балаган» (г. Киров)
  • Русский балаган «Петрушка» (г. Томск)
  • Театр «Коза Дереза» (г. Воронеж)
  • Театр кукол и чревовещания «Островок» (г. Москва)
  • Театр кукол «Етишкина жизнь» (г. Череповец)
  • Петрушка Романовский (г. Липецк)

Как заявлено на сайте Гильдии, объединение призвано совместными действиями восстановить, сохранить и распространить традиционную уличную кукольную комедию в качестве неотъемлемой части народной культуры. Интересующийся русским театром кукол найдёт здесь цикл лекций Анны Федоровны Некрыловой и подборку пьес, главным героем которых является Петрушка. На сайте также собрана видеотека с зарубежными представлениями, показывающими, как выглядят иностранные братья Петрушки.

Фрагменты спектакля «Мы победим!»

Псковский областной театр кукол имеет в репертуаре удивительный спектакль «Мы победим!», где воедино сплетены военная кинохроника, знаменитые песни Великой Отечественной, фронтовая клоунада и традиционный театр. Фундаментом послужили фрагменты кукольных представлений, которые передвижные театры показывали бойцам на передовой. Директор театра поведала, что целью постановки было «рассказать детям о войне с точки зрения театра кукол, чтобы им не было страшно, но в то же время, чтобы они поняли, что такое фашизм и что его не должно быть на земле». В кукольной части спектакля появляется солдат Петя. Но перед нами всё тот же Петрушка, а в руках его всё та же дубинка, от которой не уйти ни одному врагу. Завершить статью хочется словами из книги Бориса Привалова, показывающими важность образа Петрушки для русского мира: «Петрушку все знали, везде любили, всегда ждали, как дорогого гостя. Петрушка становился бесстрашным и злым, когда встречался с врагом. Он был бесшабашно удалым задирой, когда встречался с другом. Он никогда и никому не позволял посягать на самое дорогое — на свободу».

* * *