Сейчас поздравительная открытка делается меньше, чем за минуту. Из найденных фраз поисковика выхватывается наиболее подходящее поздравление, к которому присоединяют первую из подходящих картинок, услужливо подсунутых тем же поисковиком. В прошлом веке процесс этот занимал куда больше времени. Если нужные слова мог подсказать томик любимого поэта или сборник «Крылатые выражения», то с картинкой всё было намного сложнее. Поэтому путь лежал на почту, где на стекле, отделяющем оператора от клиентов, маняще пестрели открытки почти на все случаи жизни. Оставалось лишь выбрать, какая из сумеет подарить адресату волшебное и приподнятое ощущение праздника.
Открытка В. Зарубина
На особом месте среди советских открыток стоит творчество художника Владимира Ивановича Зарубина (1925-1996). Именно его карточки и конверты имели бешеную популярность среди граждан СССР. И неудивительно, ведь картинка на лицевой стороне так загадочно действовала на получателя, что любые слова, написанные на обороте, даже нелепые и неказистые (если из книг ничего подходящего списать не получилось), приобретали необходимое величие и торжественность, отражая волшебство момента. У Зарубина было трудное детство и хорошая художественная школа. Во время Великой Отечественной войны его (тогда ещё подростка) угоняют в Германию на принудительные работы. После срочной службы в армии, откуда он демобилизовался в 1949 году, Зарубин начинает работать художником сначала в Министерстве угольной промышленности, а затем на заводе. Трудно сказать, как сложилась бы его художественная карьера, если бы в 1957 году судьба не привела его после окончания курсов художников-мультипликаторов на студию «Союзмультфильм». За четверть века (Владимир Иванович покинул студию в 1982 году) ему довелось принять участие в создании около сотни мультипликационных картин, среди которых «Маугли», четвёртый выпуск «Ну, погоди!», «Жил-был пёс» и «Тайна третьей планеты».
Новогодняя открытка Зарубина
Но в мире коллекционеров Зарубин известен работами по оформлению открыток, конвертов, почтовых карточек и телеграфных бланков. Далеко не для каждого художника, рисовавшего иллюстрации для почтовых отправлений, составляют каталог его творений, а у Владимира Ивановича он уже есть. Открытки Зарубина – это целый мир, который охватить достаточно сложно. Поэтому мы ограничимся лишь его работами на тему новогодних праздников.
Начало творчества по созданию карточек (открыток, на обороте которых напечатана марка, удостоверяющая оплату почтового сбора) пришлось на период работы в издательстве «Изогиз». Сюжеты их напрямую связаны с новогодними праздниками и успехами в космосе. На открытке, датированной 1962 годом, на фоне часов и городской панорамы изображены Дед Мороз и Новый год, а также две космические ракеты. Миллионным тиражом её выпустила Первая фабрика офсетной печати ЛСНХ. В том же году в количестве трёх миллионов печатается открытка, где Новый год торжественно выходит из советского космического корабля. На следующий год Дед Мороз предстаёт на карточке в виде ледяной горки, а дети весело скатываются на санках по его бороде.
Первая почтовая карточка Министерства связи СССР, к которой приложил руку Зарубин, появилась 28 апреля 1963 года. По счастливому совпадению и здесь дебютная работа посвящалась Новому году, который впоследствии станет чуть ли не основной темой творчества художника. Дед Мороз и юный Новый год вертят скакалку, через которую весело прыгает Снеговик. За прыжками наблюдают житель леса – заяц и Буратино, нетерпеливо покидающий мешок с подарками. Открытка выполнена в плакатной стилистике того времени. На первом этапе Зарубин делал большинство открыток в соавторстве с С.К. Русаковым.
Новогодние открытки, 60-е годы
Открытку с мальчиком, заботливо припасшим морковку не только для Снеговика, придирчиво осматривающего нос в зеркало, но и для зайчонка, напечатали шестимиллионным тиражом в 1965 году, но уже через два года пришлось делать повторный выпуск в количестве восьми миллионов. Открытка с Дедом Морозом появилась в 1968 году. На этих работах мы можем подметить важные чёрточки той грандиозной вселенной, которую оставил нам художник. Зверята нарисованы в мультяшной манере, которой отличаются картины «Союзмультфильма». В сюжет вплетено соприкосновение двух миров – реального и сказочного. Ведь перед ожившим Снеговиком вполне реальный школьник. А в лапах у зайчонка с другой открытки секундомер и стартовый флажок, знакомые любому спортсмену той эпохи.
Новый год вкупе с авиацией и космосом (1969 г.)
Сказочные тона не призваны помочь сбежать от серой реальности, но готовы ярко и необычно её расцветить. Пожалуй, именно об этом нам говорит любая из работ Зарубина. Поэтому Дед Мороз и Снегурочка умело управляют самолётами, а Новый год смело оседлал космическую ракету. И картинка эта вовсе не выглядит абсурдно. Сшивая воедино сказочное и реальное, Владимир Иванович делает получившееся пространство живым. В нём отражены думы и заботы людей того времени. Показаны мечты, перспективы и – самое главное – реальные дела. Как вот на этой открытке, где прорыв СССР в области авиации и космонавтике ни у кого не вызывает сомнений. Но при этом открытка ещё и выглядит иллюстрацией к сказке. Впрочем, в тот период советские писатели уже смело сталкивали в сказочных сюжетах персонажей былых эпох и героев нашего времени.
Благодаря открыткам, Зарубина знала вся страна, хотя многие и не удосуживались прочесть имя художника на обороте. Впрочем, иногда оно и вовсе было скрыто, как на развороте сувенирной карточке, которую отправляли в конверте. Карточку, что на фото выше, зачастую использовали в качестве пригласительного билета ученикам начальной школы на традиционную ёлку во время каникул. Поэтому при виде этой открытки у многих возникнут воспоминания о дворце или доме культуры, хороводах вокруг огромной ели и бумажном мешочке, плотно набитом печенюшками и россыпью конфет. Почему выбрали именно эту открытку? Наверное, потому что именно она отражала кроме традиционных праздничных атрибутов (Деда Мороза, Снегурочки и Нового года) ещё и целый мир, населённый знакомыми героями сказок (Петрушка и Буратино) и мультфильмов (Чебурашка, крокодил Гена и волк из «Ну, погоди!»). Впрочем, Зарубин не забыл и о своих любимцах – ёжике, зайце и медвежонке, которые часто мелькают на его открытках.
Работы Зарубина разных лет
Год от года художественное мастерство Зарубина лишь совершенствовалось. Сравним его открытки 1964 и 1981 гг. В последней работе видно, что Владимир Иванович давно ушёл от однотонной заливки, свойственной плакатному искусству 60-х годов прошлого века. Теперь на открытке царство полутонов (новогодняя ёлка, ковш, лицо юного сталевара и пр.). Иллюзию объёма создаёт дополнительный слой из поздравительной надписи и снежинок, выполненных серебряной краской. Однако замысел композиции не изменился: и на той, и на другой открытке мальчик натягивает гигантскую рабочую рукавицу, но её, казалось бы, неподходящий размер отнюдь не смущает ни мальчика, ни зрителя.
Один из любимых героев Зарубина
До создания открыток Зарубин работал в журнале «Крокодил», издательствах «Изогиз» и «Малыш». Поэтому большинство его открыток сюжетные, словно выхваченное остановившееся мгновение сказочной истории. Оказывается, художник очень вдумчиво относился к своим героям. В одном из интервью он рассказывал, как рисовал поздравительную открытку, где ёжик в щегольских сапогах вручает ежихе леденцового петушка. Худсовет внезапно сапоги забраковал. Но Владимир Иванович настолько живо представлял эту картину, что ему стало жаль босоногого ежа на мартовском снегу. Тогда Зарубин изменил композицию так, чтобы ёж касался снега лишь пальчиками одной ноги.
Новогодняя почтовая карточка РФ
Начало 90-х привело к разделению огромной страны на 15 самостоятельных государств. На обороте открыток вместо привычных советских марок стали печатать изображение стандартных выпусков Российской Федерации. Но лицевую сторону глобальные потрясения, казалось, почти не затронули. На ней сохраняется атмосфера праздничного настроения в уютном и спокойном деревенском местечке вкупе с новогодними пожеланиями.
Новогодняя почтовая карточка Украины
После распада СССР ранее действующие связи какое-то время сохранялись. Поэтому Владимир Иванович получил возможность работать не только с почтовым ведомством России, но и с почтами соседних стран – Украины, Белоруссии и Казахстана. Работы художника по-прежнему узнаваемы, только сопутствующая надпись выполнена на языке другой республики.
В работах тех лет Зарубин продолжает следовать выбранному направлению – сталкивать примечательные создания разных миров в единой художественной композиции. На приведённой выше открытке Казахстана за совместным чаепитием мы видим властелина новогоднего царства – Деда Мороза и владыку подводных просторов – Нептуна.
Суровые 90-е годы заставили забыть о прежних многомиллионных тиражах. Но открытки ещё находили спрос. По воспоминаниям сына художника Александра Зарубина отец начал сотрудничать с небольшим издательством, которое постепенно начало снижать расценки и задерживать оплату, а после в какой-то момент и вовсе отказалось платить за уже сданные рисунки новых открыток. Такое отношение к его творчеству сильно подкосило Зарубина, сказавшись на его здоровье. 21 июня 1996 года Владимир Иванович покинул наш мир. Но с нами остались его работы, словно окошки в яркий мир сказок и приключений.
Новогодняя открытка Зарубина
В интервью, взятому Евгением Обуховым и размещённому в журнале «Филателия» (№ 8, 1992 г.) на вопрос о том, что же является главным в его творчестве, Владимир Иванович ответил так: «Рисуя конверты и открытки с моими зверюшками, надеюсь на самое важное: может быть это поможет людям стать чуть добрее». Рассматривая коллекции, в которых масштабно представлен мир Зарубина, поражаешься той великой консистенции доброты, что в них сконцентрирована. И тогда легко верится, что миру, способному радоваться рисункам, где весело и дружно общаются ребята и зверята, предначертано быть может не сказочное, но светлое будущее.