В истории филокартии ранние новогодние открытки неразрывно связаны с рождественскими. Порой на них даже печатали объединяющую надпись: «Wishing you a Merry Christmas and a Happy New Year». Считается, что первой такой открыткой стала почтовая карточка с рисунком Джона Хорсли, выпущенная Генри Коулом в продажу 1 мая 1843 года. Заказав отпечатать более двух тысяч штук, Коул успешно распродал их по шиллингу каждая ещё до Рождества. Его примеру последовали другие торговцы, и рождественско-новогодняя тематика с той поры неизменно присутствует на почтовых карточках.
В этой теме встречаются самые удивительные образцы. Например, в Австрии и Баварии родилась новогодняя извинительная открытка, сходная со средневековой индульгенцией. Купив такую открытку, её владелец освобождался от обязанности письменно поздравлять с Новым годом всех родственников, друзей и коллег по работе. Заодно открытка избавляла от традиционного визита к беднякам и раздачи милостыни. А больше всех новогодних открыток рассылают Японцы. Там тоже есть своя «извинительная» новогодняя открытка. На следующий день после Нового года жители Японии разбирают поступившие им послания и пишут ответные для тех, кого не догадались или забыли поздравить заблаговременно.
История новогодней открытки в России
Российская империя оказалась охваченной эпидемией письменных новогодних поздравлений несколько позднее, чем Европа. Филокартисты до сих пор спорят, когда и кто из русских художников нарисовал первую новогоднюю открытку. Одни приписывают её создание Николаю Каразину, действительно, принимавшему участие первых российских художественных почтовых карточек. Глядя на образцы его работ, видишь то простецкую заснеженную крестьянскую Россию, то волшебный мир русских сказок, одной из гранью которых становится приближающийся Новый год.
Другие считают, что первые полноценные новогодние открытки принадлежат кисти Елизаветы Бём. Если внимательно просмотреть каталог её художественных открыток, то непосредственно Новый год фигурирует (да и то косвенно) лишь на нескольких из всего её богатого наследия. Однако художница оставила нам множество открыток, где царит настоящая Русская зима, без которой Новый год просто немыслим. Вид краснощёких от мороза детей, то крестьянских, то обряженных в вычурно праздничные народные костюмы, усиливает праздничную атмосферу предновогоднего веселья.
Новогодние открытки довоенного СССР
Захватив власть, большевики руководствовались строчками «Интернационала»: «Весь Мир насилья мы разрушим / До основанья, а затем / Мы наш, мы новый Мир построим…» В разрушенном до основания мира должны были остаться все праздники, признанные религиозными или буржуазными. И Рождество, и Новый год не избежали общей участи.
Однако потребность поздравить хороших людей с Новым годом при новой власти никуда не исчезла. В одном конце страны восставшие солдаты Чехословацкого корпуса, всколыхнувшие Россию до Гражданской войны, печатают на заказ открытки с привычной им новогодней символикой. На другом конце страны к открытке из старых запасов с дореволюционной ещё орфографией подрисовывают грядущую дату. Но невозможно запретить Новый год одним росчерком пера. Даже Владимир Ильич Ленин в одном из рассказов о нём едет поздравлять детей на праздничную ёлку.
В 1929 году Новый год стал обычным рабочим днём, но даже это не убило традицию новогодних поздравлений. И если новогодние открытки государственные типографии больше не печатали, то о художественных открытках этого не сказать. Выше показана изданная по заказу Советской филателистической ассоциации почтовая карточка с зимними мотивами. Чья-то находчивая рука просто написала на лицевой стороне «С новым годом!», заполнив оборот традиционными пожеланиями.
В отсутствие новогодних почтовых карточек в продаже исхитрялись, кто во что горазд. В открытку превращалась обычная картонка, на одной стороне которой появлялся выполненный от руки рисунок. Сейчас бы это творчество назвали модным словом «скрапбукинг». Трудолюбиво, предварительно расчертив, с огромной старательностью кто-то не жалел времени и сил, чтобы отправить пожелания. Сейчас открытки подобного плана разыскивают любители всего необычного, оригинального, созданного в единственном экземпляре.
Ход истории изменило письмо Первого секретаря Киевского обкома ВКП (б) Павла Постышева, опубликованное в газете «Правда» 28 декабря 1935 года. И хотя до наступления Нового года оставалось всего три дня, для советского человека не было ничего невозможного. За это время призыв «В школах, детских домах, во дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года ёлку для своих ребятишек» услышали по всей стране. И Новый год вернулся официально. Однако говорить о возвращении новогодних открыток было бы преждевременно. Сначала они стали появляться в неожиданном виде. Выше один из таких уникальных экземпляров, выданных на память о каком-то из ведомственных балов-карнавалов. Видно, что это шутливое приглашение создавал фотолюбитель.
Видимо, подобные любительские фотографии подтолкнули кого-то на создание полноценных открыток. В 1938 году появляются открытки, выполненные по тому же самому принципу (перефотографированный рисунок), но сделанные вполне официально: с указанием цены и необходимых выходных данных. О срочности воплощения замысла намекает указание «По особому заказу Ленкультторга». Стоит обратить внимание и на внушительный для того времени тираж.
О возвращении Нового года вскоре возвещает и советская литература. В 1939 году опубликована детская повесть Аркадия Гайдара «Чук и Гек»: «Чук с Геком переглянулись. Они гадали, что это. Это в далекой-далекой Москве, под красной звездой, на Спасской башне звонили золотые кремлевские часы. И этот звон – перед Новым годом – сейчас слушали люди и в городах, и в горах, в степях, в тайге, на синем море». Выпущенные в 1939 году открытки уже сложнее по композиции: перед нами фотоколлаж, сопрягающий живопись и ранее сделанные фотографии детей.
В 1940 году уже появляются не просто сфотографированные рисунки или фотоколлажи, а настоящие фотосессии. Выше открытка, где на фоне заснеженного парка сюжетно выставлены куклы. В этом наборе есть и открытка, где к этим же персонажам добавлен и Дед Мороз. Если на плакатах антирелигиозной советской пропаганды 1928 года бойкий мальчуган, задорно подхлёстывая ёлкой, гнал Деда Мороза прочь, как религиозный пережиток, то сейчас Дед Мороз уже на нашей стороне баррикад. Он полноправно вернулся не только на январские ёлки, но и на открытки.
С присоединением Прибалтики в 1940 году по стране отправились открытки, напечатанные частными типографиями до того, как эти республики вошли в состав СССР. Так как их оформление было ближе к Западной Европе, на фоне прочих советских открыток они смотрелись непривычно и притягательно.
Новогодние открытки военных и первых послевоенных лет
Война изменила всё. Но Новый год никуда не исчез. Просто превратился в одну из сцен антигитлеровской агитации. Типографии продолжали печатать большими тиражами поздравительные открытки, только те в большей мере напоминали собой патриотический плакат. Но Дед Мороз оставался в строю и на открытках бил фашистов вместе с красноармейцами.
Даже в трудные военные годы среди горестей и печалей проскальзывали нотки юмора. Там, куда не добирались агитбригады с Клавдией Шульженко и театральные выступления с Аркадием Райкиным, дух поднимали плакаты, высмеивающие разгромленных под Москвой фашистов, и открытки, выполненные в том же карикатурном стиле.
Опасность захвата отодвинулась от столицы, и бой часов на Спасской башне снова стал долгожданным символом наступающего 1943 года. Выше почтовая карточка, отпечатанная специально для военнослужащих. Здесь приметы войны в виде бронетехники сочетаются с панорамой на Кремль. Пусть ещё не кончилась война, но башни Московского кремля на долгие годы превратятся в олицетворение праздничных новогодних дней.
Чем дальше отброшен враг, тем больше победных салютов, посвящённых освобождению того или иного знакового города Советского Союза. Можно сказать, что именно росчерки фейерверка по тёмному небу здесь играют главную роль, а надпись просто дополняет общую картину. Но и в мирные годы в крупных городах СССР сложится традиция запускать праздничный салют. А в тех городах, где такие мероприятия не планировались, салют заменяли одиночные красные или зелёные сигнальные ракеты, нелегально привезённые с армейской службы. Вторая открытка выполнена в традиционном новогоднем стиле: звёздное небо, заснеженные ёлки, улыбающийся месяц. Вот только вместо Деда Мороза юный партизан, будто предвестник нового персонажа праздничной мифологии – Мальчика Нового Года, который появится на открытках 1950-х гг.
После Победы военная атрибутика не сразу покидает новогодние открытки, ведь полстраны ещё ходит во фронтовых гимнастёрках, используя военную форму в качестве рабочей одежды на стройках народного хозяйства. Кроме того, Красная Армия никуда не делась. И военнослужащие, купив в ларьке Военторга почтовую карточку шлют поздравления всем, кто остался в гражданской жизни.
Ну а на гражданке ушедшую войну начинают оттеснять мирные мотивы. Открытки снова становятся сказочными, неся дух волшебства Русской зимы. И Дед Мороз несёт в мешке не бомбы и снаряды для фашистов, как в 1941 году, а детские игрушки. Ещё не всё отлажено, ещё доминирует простое оформление, которое способно выдать даже полевая фотография. Но жизнь меняется: 23 декабря 1947 года указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января объявлено праздничным и выходным днём.
В конце 1940-х гг. печатью новогодних открыток начинают заниматься полиграфические комплексы. Качество почтовых карточек резко возрастает. Начинают следить и за политической составляющей открытки. Если ёлку украшает девочка в школьной форме, то в вышине ярко сияет пятиконечная звезда, а зелёных ёлочных ветвях приютился красный советский флаг. Перед нами словно и не открытка, а выверенная иллюстрация из букваря.
Новогодние открытки 1950-х гг.
Впрочем, открытки фотографического чёрно-белого довоенного стиля всё ещё довольно популярны. В стране ещё много небольших фотокомбинатов, которые не способны соперничать с солидными издательствами в многоцветности, но берут необычностью композиции. Впрочем, и они прославляют жизнь в стране Советов, ведь мчащийся на всех парах современный поезд олицетворяет неуклонное движение государства рабочих и крестьян к светлой жизни. Впрочем, люди, сталкивающиеся с агитацией на каждом шагу, вряд ли искали в открытках агитацию. Здесь больше привлекает контраст замершего ночного зимнего леса и летящего сквозь него состава.
Первая половина 1950-х гг. – это всё ещё следование стилю книжных иллюстраций. Любую из таких открыток можно встроить в учебник для начальной школы с заданием «Сочини рассказ по картинке». В композиции рисунка заметна реалистичность изображения, хотя повышенная яркость и контрастность отсылает нас уже к искусству советского плаката. Впрочем, открытка в тот период – это зачастую маленький плакат.
Во второй половине 1950-х гг. нам уже встречается тот самый Мальчик Новый Год, который уже очень скоро впишется третьим в компанию к Деду Морозу и Снегурочке. Его образ ещё не закончен. Цифры, складывающиеся в число грядущего года, ещё лишь где-то в стороне или вовсе отсутствуют. На второй открытке и не скажешь точно, кто перед нами: Мальчик Новый Год или обычный советский школьник, вернувшийся с лыжной пробежки, прихватив с собой ёлку для праздника.
Новогодние открытки 1960-х гг.
Космический прорыв, когда СССР успел первым отправить в космос и спутник, и Белку со Стрелкой, и Юрия Гагарина добавляет к новогодней открытке ещё одну чёрточку, которая впоследствии станет чуть ли не обязательной на протяжении долгого периода. Либо вдали, либо крупным планом в композицию добавится космическая ракета. На фото выше собирательная картина. Ёлка – олицетворение Нового года. Краснозвёздная башня Кремля – символ государства. Высотка МГУ, показывающая новую Москву. И росчерк траектории ракеты, пролетающей над всей этой красотой. Другую ракету мы увидим напечатанной на стандартной марке.
Но ракета может стать частью сюжета, а Мальчик Новый Год предстанет перед нами в скафандре. Дед Мороз зажигает ему зелёный свет, а мир вокруг заполнен звёздами. Восхищение и благоговение перед космическими полётами – черта тех лет, когда очередная отправка человека на орбиту выглядела героическим подвигом, и не только мальчишки, а и взрослые мечтали примерить на себя одёжку космонавта. Именно тогда складывается тот удивительный и неповторимый стиль новогодних открыток, которые вроде и не просто открытка, а иллюстрация из ещё нерасказанной сказки о Новом годе.
«На открытках советский Дед Мороз активно участвует в общественной и производственной жизни советского народа: он — железнодорожник на БАМе, летает в космос, плавит металл, работает на ЭВМ, развозит почту и пр. Руки у него постоянно заняты делом — возможно, поэтому Дед Мороз значительно реже несет мешок с подарками…»
И это общий стиль, царящий в Советском Союзе. Подобную прорисовку можно увидеть в советских мультфильмах. Выше не просто придуманная художником фантазия, а кадр из мультипликационной ленты «Новогоднее путешествие». Однако он смотрится очень органично, создавая сказочное настроение даже у тех, кто этот мультфильм никогда и не видел. Позже герои известных сказок будут часто фигурировать на новогодних открытках в компании со Снегурочкой и Дедом Морозом.
Этот удивительный стиль, который сейчас так часто возникает в ретро-инсталляциях, начинает сходить на нет где-то на стыке 1960-х и 1970-х гг. Возможности полиграфии многократно возрастают. Теперь на открытке можно передать не только яркий контраст, но и множество мельчащих деталей рисунка. Выполненные художниками открытки становятся настоящими произведениями новогоднего искусства.
Новогодние открытки позднего СССР
В это время идёт расцвет творчества тех художников, которые и сейчас на слуху не только у заядлых филокартистов, но и у коллекционеров-новичков. Миллионными тиражами выходят яркие и весёлые открытки с нарисованными героями, которых создали Владимир Зарубин, Анна Горобиевская и Владимир Четвериков. Это тот случай, когда необыкновенное предпраздничное настроение, которое хочется передать адресату, несут не только слова, но и персонажи открытки. Популярность «зарубинских» или «четвериковских» зайчиков, бельчат, ежат и медвежат зашкаливала. И даже сейчас, при взгляде на иллюстрации, у многих в груди снова проснётся то тёплое чувство, которое рождалось при чтении такой открытки (или её заполнении).
Элементы современности, чёрточки сегодняшнего дня обязательно проникали и на открытки. Олимпийского Мишку мы уже видели среди персонажей Владимира Четверикова на предыдущей иллюстрации. А на этой открытке он – главный герой, важно едущий на старинном кабриолете вдоль московской панорамы. Советский Новый год подавали как шанс, когда сказка может войти в жизнь. А жизнь (при правильном выборе пути) может стать сказкой.
В 1980-х гг. на открытки возвращаются фотокомпозиции. Но это уже не пробы предвоенных лет, а полноценная игра света и тени с использованием всех возможностей полиграфии того периода. Возможно, сейчас в них и чувствуется давно ушедшая эпоха, но на тот момент они были новинкой. Притягательной и привлекательной. И тоже оставившей след. Пошлите такую открытку знающему человеку. И он сразу среди вороха прочих новогодних поздравлений с удивлением убедится, что ему пришла советская открытка.
Постепенно часть открыток перестала быть тем, чем задумывалась изначально, утратив статус открытого письма. Такие открытки пересылали в конверте, оформление которого совпадало с общей темой. Их делали на лучшей бумаге. Использовали тиснение и золочение. Ведь если обычную открытку могли повредить или запачкать в дороге, то эти защищал конверт, и в руки адресата они попадали во всём великолепии.
С 1988 года, когда страна отмечала тысячелетие Крещение Руси, антирелигиозная пропаганда быстро сошла на нет. Церковь продолжала быть отделённым от государства, но вернулась в его сферу. По мере падения рейтинга пионеров и комсомолов влияние религии резко усилилось. Случилось необычное: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее православный праздник Рождества нерабочим днём. Стоило ли удивляться, что на новогодние открытки вернулись изображения храмов как олицетворения рождественского богослужения и светлого праздника Рождества.
Постсоветские открытки
Гиперинфляция 1990-х гг. сильно осложнила жизнь всем, кто оказался на осколках рабитого Советского Союза. Однако традиция поздравлять друг друга почтовыми карточками сохранялась ещё много лет. В постсоветских открытках Рождество снова переплелось с Новым годом, когда два разных праздника воспринимаются чем-то единым. Лавину новогодних открыток ослабила только электронная почта, позволяющая не только бесплатно, но и мгновенно доставить послание адресату. В интернете бесчисленное количество всевозможных открыток. При желании можно нарисовать открытку самому или сделать оригинальный коллаж на тему Нового года. Сейчас Почта Росси уже редко просит отправлять новогодние открытки заблаговременно. И всё же, невзирая на падение интереса к бумажным письмам почти до нуля, поздравительные открытки до сих остаются приятным исключением. И в декабре снова и снова массово рассылаются новогодние открытки, чтобы порадовать адресата, мелькнув в щели почтового ящика словно волшебный сюрприз или привет от самого Деда Мороза.
Необычные новогодние открытки СССР
В заключение посмотрим на нестандартные открытки, имевшие хождение во времена Советского Союза. Первой предстанет открытка-«раскладушка», похожая больше на миниатюрную книжечку. Оформителю этого чуда досталась непростая задача, ведь выступающие детали лицевой стороны должны точно вписаться в композицию оборота. Перед нами целая история, начинающаяся с Деда Мороза, лихо несущегося на санках к празднику, который продолжается хороводом в лесу. Лесной хоровод собрал разноплановых героев, и юному зрителю придётся угадывать, из какой сказки или мультфильма мог явиться тот или иной персонаж (внимательный читатель отметит, что пингвинёнка мы уже видели на одной из предыдущих почтовых карточек).
А здесь полулегальный продукт. Столичному жителю будет трудно поверить, что при нужде в поздравительной открытке, её не купить в ближайшем киоске (да и киоска может вообще не оказаться). В то время, как жители крупных городов без проблем запасались открытками в магазинах или почтовых отделениях, в маленьких населённых пунктах до середины 1950-х гг. открытки были в дефиците. Однако местные фотографы могли наладить производство не хуже, чем ленинградский трест художников. На обороте таких фотооткрыток царила непотревоженная чистота безо всяких «Кому» и «Куда», но это покупателей ничуть не отпугивало. Сейчас из таких открыток составлены очень оригинальные собрания.
Пара билетов на праздник – атрибут предстоящих новогодних каникул. В позднем СССР редко какая школа обходилась без раздачи подобных приглашений. Его обладатель в указанный день и час отправлялся на ёлку в ближайший дворец культуры. Хорошо, если на билете ещё имелась надпись «ПОДАРОК», тогда после ёлки тебе вручали кулёк со сладостями, не забыв эту часть открытки оторвать.
На фото выше образец советской рекламы. Не только западные фирмы рассылали постоянным клиентам поздравительные открытки, рассчитывая удачной продажей с лихвой вернуть затраченные средства. В Советском Союзе такое тоже иногда практиковали (хотя и в гораздо меньшем объёме). Сейчас за такими поздравительными напоминаниями советских торговых точек о себе охотятся коллекционеры. Но если в СССР получить такую открытку казалось чем-то необыкновенным, то обилие современных рекламных открыток, подбрасываемых в почтовые ящики, порой начинает надоедать.
И, наконец, самый удивительный экземпляр – стереоскопическая или «объёмная» открытка. Стоила она заметно дороже обычной и продавалась не всегда и не везде. Но, подарив такое чудо, появлялся шанс выделиться среди прочих поздравляющих и обратить внимание на свою скромную персону. Подобные открытки выпускаются и сейчас. И даже теперь выглядят чем-то странным и необыкновенным.
Фрагментарно исследовав эволюцию советских новогодних открыток, мы заглянули лишь в несколько уголков этого поистине бескрайнего мира. И очень хочется надеяться, что выбранные нами уголки подарили вам частичку новогоднего настроения. И, быть может, они подвигнут вас на подвиг перед следующим Новым годом купить настоящую открытку и поздравить хотя бы одного человека, написав ему тёплые пожелания от руки.