Нельзя сказать, что нэцкэ оставались неизвестной для граждан императорской, а после и советской России. Посвящённую им монографию Михаила Владимировича Успенского открывают строчки: «Любителям искусства хорошо знакомы нэцкэ — небольшие резные фигурки из кости или дерева работы японских мастеров». Считается, что популяризировал нэцкэ в России Максим Горький, располагавшей внушительной коллекцией, заказывая для них шкафы-витрины. Сейчас эту коллекцию экспонируют в Мемориальном музее А.М. Горького у Никитских ворот.
Но в массовое сознание советских людей нэцкэ проникли благодаря многосерийному телефильму «Каникулы Кроша», снятому по одноимённой повести Анатолия Рыбакова. Ход был беспроигрышный. Любые (даже редкие) марки, монеты или значки вряд ли бы зацепили так сильно зрителей, потому что у пионеров тех лет были и свои коллекции этих предметов. А здесь загадочные, маленькие фигурки, каждая из которых снабжалась красиво озвученной историей под восточную музыку. Причём, фигурки вполне реальные. Ведь любой мог отправиться в Музей Востока и увидеть нэцкэ воочию. Для мальчишек они чем-то напоминали фигурки ковбоев и индейцев, в отличие от прочих солдатиков выполненные объёмно и с мельчащими деталями. Для девчонок фигурки казались куколками, а прочие нэцкэ – украшениями. Взрослые же, смотря фильм, открывали новую, ранее неведомую большинству страницу энциклопедии искусства. Можно сказать, что после фильма большая страна, если и не влюбилась в нэцкэ поголовно, то уже воспринимала их как старых и добрых знакомых. Через несколько лет, когда открылись первые кооперативы, фигурки, по виду схожие с нэцкэ, начали продавать чуть ли не в каждом киоске. Покупая их, граждане не подозревали, что берут вовсе не нэцкэ, а подделку под окимоно – миниатюрную скульптуру Востока.
Бытовое значение нэцкэ
Небольшие фигурки окимоно украшали внутреннее пространство дома. Нэцкэ же носили при себе, так как они были частью народного костюма японцев, выполняя роль подвесного брелока или противовеса. О назначении нэцкэ говорит сама этимология слова «нэцукэ» (根付), собранного из иероглифов «корень» и «прикреплять». Впрочем, сами японцы считают этот предмет застёжкой, что чем-то роднит нэцкэ с причудливыми застёжками для плащей Европы и Древней Руси. Только нэцкэ соединяли не части одежды, а служили креплением шнура между инро (небольшой футляр для хранения мелких вещей) и оби (пояс). Ношение инро обуславливалось отсутствием карманов у кимоно. Шнур продевали под оби и пропускали через нецкэ через отверстие, а после цепляли нэцкэ поверх оби. Узел шнура прятали в одном из двух химотоси – отверстий в нэцкэ. Их наличием нэцкэ и отличаются от окимоно.
Помимо прикладного нэцкэ имели и художественное значение, какое сейчас выполняет значок или нашивка (лэйбл) на одежде. Целью нэцкэ было выделить хозяина, обратить на него внимание общества, составить о нём положительное мнение у влиятельных людей. Если в Европе богатство, хороший вкус и власть демонстрировали тяжёлые перстни с драгоценными камнями, то в Японии всё то же самое декларировала нэцкэ, из застёжки превратившись в украшение, обозначающее статус владельца. Её значение усиливалось и тем, что декоративных особенностей у народного японского костюма тех лет (исключая небольшое число знати, носившей богатые одежды и демонстрирующей изысканные и вычурные аксессуары) практически не было.
Часто элементы, соединённые шнуром, образовывали ансамбль, связанный одним сюжетом. Например, на иллюстрации выше инро показывает нам стремящегося укрыться в траве оленя, а нэцкэ - это нападающий на него орла. В сюжет порой включалась и одзимэ – скользящая по шнуру бусина, фиксирующая инро в определённом положении и не позволяющая ему случайно открыться.
История появления нэцкэ
Кажется, что нэцкэ уходят в глубокую древность, но это не так, по островам, населённым японцами, распространение этих маленьких фигурок происходит во второй половине XVI века, а к началу XVII века они уже упоминаются в документах. Примером служат «Исторические комментарии», созданные Янагисава Киэна, где подробно описан костюм сёгуна во время соколиной охоты: «он был одет в бледно-желтое косодэ из чесучи, авасэбаори из ткани кокура на ватной подкладке, у него был кошелек-кинтяку из выделанной
кожи, инро черного лака нагато и нэцкэ в виде сэннарибётан». Нэцкэ, схожие с тыквой-горлянкой (та самая сэннарибётан) будут одной из самых распространённых форм этого предмета обихода. Тем не менее, нэцкэ начала XVII, да, впрочем, и всего этого столетия – предмет теоретического обсуждения. Образцов, позволяющих детально проследить хронологию развития этого вида искусства, не сохранилось.
«Золотой век» нэцкэ, составивший им славу, длился с середины XVIII до середины XIX века. Поэтому искусствоведы и историки сходятся во мнениях, что бытовое применение нэцкэ приблизительно совпадает с последним периодом средневековой истории Японии – эпохой сёгуната Токугава, начавшейся в 1603 году и сменившейся в 1868 году периодом реставрации Мэйдзи.
В 17 столетии нэцкэ оставались где-то на периферии. Их изготавливали, но именно как предмет обихода. Выделка нэцкэ служила подспорьем для резчиков, чьей специальностью были художественные фрагменты жилой и храмовой архитектуры, кузнецов, занимавшихся художественной ковкой, лакировщиков и керамистов. Тот, кто резал кукол, вырезал и нэцкэ. Но для всех этих специальностей нэцкэ на тот момент были только побочным промыслом. Впрочем, нэцкэ постепенно становились частью жизни, попадая даже в свод законов. Например, когда правил Ёсимунэ (восьмой сёгун периода Токугава), законодательно запретили делать нэцкэ и одзимэ из кораллов.
Почему же именно на середину 18 столетия приходится начало расцвета нэцкэ? Причиной становится значительное сокращения строительства новых храмов. Ведь именно туда приглашали резчиков. И настоятель всеми силами стремился зазвать знаменитого мастера, чтобы именно тот вырезал главные скульптуры или важнейшие детали внутреннего храмового убранства. Так как число новых храмов невелико, многие резчики потеряли прежний фронт работ. Им остаётся лишь выделка предметов для домашних религиозных ритуалов, а также декоративных предметов. Опыт, полученный при вырезке храмовых скульптур, перешёл на небольшие фигурки японской малой формы и на нэцкэ, которые по сути стали теми скульптурами, но имевшими и обиходное применение. Те же самые мастера, чьими творениями до сих пор восхищаются туристы при посещении восточных храмов, начали вырезать нэцкэ, перенося на свои творения привычные бытовые сюжеты или сцены из мифов и легенд. Резчиков нэцкэ стали называть «нэцукэси».
Виды нэцкэ
Категорировать нэцкэ не так-то просто, поэтому воспользуемся классификацией, предложенной М.В. Успенским, разделяющим нэцкэ на шесть основных групп.
- катабори
- кагамибута
- мандзю
- рюса
- саси
- итираку
Саси считается одним из древнейших типов нэцкэ. Глядя на неё, трудно поверить, что изначально это всего лишь длинный брусок с отверстием. Но мастерство нэцукэси превратило брусок в произведение резного искусства. Считается, что саси – некий переходный этап к классическим нэцкэ, так как она схожа по форме с рукояткой меча. А именно к рукоятке в Древней Японии подвешивали набор для разведения огня (мешочек с кремнем и огнивом). К тому же, В отличие от нэцкэ иных категорий саси заталкивали под пояс. При этом её отверстие было снизу, а проходящий через него шнур удерживал кошелёк, ключи и другие предметы. Некоторые нэцукэси вырезали на верхнем крае саси крючок, который при выскальзывании нэцкэ из-под пояса, цеплялся за последний, удерживая и нэцкэ, и крепящиеся к ней предметы. Саси поражает фантазией резчиков. Существуют простенькие саси в виде сушёной рыбы, но наряду с ними известны сложнейшие сюжетные композиции (например, встреча бога ветра Футэна и бога грома Райдэна на облаке).
Итираку – это прямое наследие природы. Первоначально в качестве нэцкэ использовали сэннарибётан – тыкву-горлянку. У бедняков не имелось лишних денег, чтобы тратить их на нэцкэ. Проще было взять маленькую тыкву, выдолбить её, высушить, сделать отверстие для шнура, и предмет готов. Такие тыковки запечатлены на костюмах японцев в работе «Собрание рисунков для нравственного воспитания детей» (1690 г.). Но, чуточку разбогатев, японцу уже хотелось получить то же самое, но лучше, изящнее, привлекательнее. Тогда мастеру поступал заказ на нэцкэ в виде тыквы, которую плели из проволоки, бамбука или тростника. Логическим продолжением этого типа стали нэцкэ-коробочки, нэцкэ в виде клубка ниток и прочие пустотелые формы.
Мандзю для японцев – это плоская круглая лепешка из риса. Неудивительно, что нэцкэ той же формы стали называть «мандзю». Дискообразную поверхность мандзю украшали резьбой или гравировкой, пустоты которой заливали контрастной краской, создавая картины. Нэцкэ данного типа прславили мастеров Эдо и Киото. Сюжеты на мандзю достаточно разнообразны: изображение богов, композиция из листьев, череда маленьких масок народного японского театра.
Рюса имеет ту же округлую форму, что и мандзю, но её выделяют в отдельный вид, потому что внутри неё пустота. Это даёт возможность нэцукэси украсить одну из её сторон сквозной резьбой. Название этот тип получил по имени мастера Рюса из Эдо, который в 1780-х гг. ярко проявил себя созданием подобных нэцкэ. Если ранние рюса вырезали вручную, то впоследствии нэцукэси приноровились делать их из двух половинок, используя возможности токарного станка.
Кагамибута – это нэцкэ из двух материалов. Основную часть, представляющую плоский сосуд, делали из драгоценной кости или рога (дешёвое дерево использовали гораздо реже). Сверху сосуд накрывала крышка из металла. Вот на ней-то нэцукэси проявлял всё своё мастерство художественного оформления. Поэтому большая часть таких нэцкэ выполнена руками тех, кто прославился и другими видами работ по металлу.
Катабори – это, пожалуй, самый привлекательный вид нэцкэ, роднящий их со скульптурой малых форм. Это небольшие фигурки, глядя на которых легко можно придумать сюжет, если они сами не являются иллюстрацией к какому-то известному мифу или легенде. Большинство из них сделано после того, как сократилось строительство храмов, и резчики перешли на изготовление нэцкэ. Самые известные катабори сделаны в конце 18-го и начале 19-го столетий.
Анабори тоже можно отнести к катабори, но особенность этой группы в том, что её композиции вырезаются внутри полости. Чаще всего сюжет анабори разворачивается внутри двустворчатой раковины.
Некоторые искусствоведы выделяют в самостоятельную группу нецкэ, изображающих в миниатюре ту или иную известную маску народного театра. Кроме того, существует и множество своеобразных «отклонений от нормы». М.В. Успенский упоминает нэцкэ из курков голландских ружей, а также нэцкэ множественного предназначения (компас, счёты, пепельница и др.).
Из чего делают нэцкэ?
Несмотря на то, что список материалов для нэцкэ весьма обширен, классическими считаются лишь дерево и слоновая кость.
Для ранних нэцкэ из дерева характерен хиноки (кипарисовик японский). Мастера отдавали ему предпочтение из-за удобной для обработки мягкой древесины. Но для реставраторов хиноки – это настоящая головная боль, так как постепенно его поверхность начинает трескаться. Нэцкэ красно-жёлтого цвета вырезали из тёсэнмацу (корейской сосны), древесина которой тоже обладает и лёгкостью, и мягкостью. Очень интересным материалом является персимон – сверху жёлтый, а внутри чёрный. Порой нэцукэси резали изделия только из его сердцевины. Если говорить о твёрдых и тяжёлых породах, то часто брали ису (прунус или сливовое дерево) с тёмно-коричневой или красноватой древесиной. Однако больше всего для вырезания нэцкэ подходит цугэ (самшит японский). Впрочем, сакура (вишня) тоже была достаточно популярным материалом. Хорошо поддавалось обработке чёрное дерево, доставляемое из Индии. Этим список деревьев далеко не исчерпывается. Известны нэцкэ из древесины грецкого и пальмового ореха, из камфорного и железного дерева, из тиса и сосны, из сандала и зизифуса. Материал порой служил и бетелевый орех, который называли «растительная слоновая кость». Другое дело, что эти материалы сравнительно редки в общем количестве нэцкэ из дерева.
Из материалов животного происхождения, безусловно, преобладает слоновая кость. Но можно встретить нэцке, сделанные из моржовой кости, а также рога буйвола, нарвала, носорога или оленя. Применяли для резьбы клыки медведя, волка, вепря и тигра. Брали кость различных животных. Мастера, хотевшие удивить, применяли янтарь, стекло, нефрит и окаменевшее дерево. Использовали также коралл, агат, черепаховый панцирь или кремень. Создавались нэцкэ из фарфора, керамики и металла. Но это, скорее, исключения, чем традиция.
Периоды развития мастерства нэцкэ
М.В. Успенский на примере соперничества школ Эдо и Осаки разбивает совершенствование профессионализма нэцукэси на четыре этапа.
Первый этап занимает вторую половину 18-го столетия, и в этот промежуток тон, несомненно, задаёт Осака. Именно оттуда уходят в народ наиболее популярные сюжеты нэцкэ и приёмы мастеров. Возможно, лидерство Осаки сохранилось бы дольше, но (при сохранении столичного статуса за Киото) фактическим административным центром Японии становится Эдо. Перетекание туда знати повлекло и переезд талантливых ремесленников.
Переломным моментом становится самый конец XVIII века, когда стремительно развивается эдоское искусство, порождая в том числе и собственную школу искусных нэцукэси. Можно сравнить этот период с бурлящим котлом, в котором перемешивались и становились единым стилем традиции мастеров, приехавших из различных регионов Японии. Школа Осаки теряет главенство и отходит в тень. Моду определяет школа Эдо. Более того, мастера из Осаки сами начинают заимствовать творческие находки и приёмы Эдо. Период формирования стиля Эдо проходил в первую половину 19-го столетия.
Пик расцвета пришёлся на середину XIX века. Именно тогда проявляется то удивительное многообразие форм и сюжетов, превративших нэцкэ в самобытное искусство, ставшее интересным не только внутри Японии, но и во всём мире. По нэцкэ этого периода можно читать не только культуру страны, но и её историю. Осака, сохраняя консервативные художественные традиции и наработанную самобытность, окончательно подпадает под влияние Эдо. Другие школы тоже во всём равняются на творчество нэцукэси неофициальной столицы.
Четвертый этап знаменует смену эпохи Токугава на период Мэйдзи, когда Эдо переименовывают в Токио и делают столицей. В стране решительным образом меняется всё. В том числе, европеизируется стиль одежды, что приводит к ненужности прежних аксессуаров. В итоге нэцкэ превращается в чистое искусство и становится аналогом окимоно – японской малой скульптурной формы. С одной стороны, число нэцукэси резко падает за счёт того, что ремесленники переключились на другие товары, имеющие спрос. Но с другой, само искусство создания нэцкэ начинает приходить в упадок. Несмотря на то, что оставшиеся мастера творят величайшие шедевры, которые будут восхищать следующие поколения, нэцкэ уходит в историю. Последний этап завершается в 1912 году. Далее нэцкэ – это лишь предмет народного творчества, как для русского человека туесок, кокошник или вышиванка.
Различные школы и мастера-нэцукэси
Идентифицировать ранние нэцкэ достаточно сложно по причине, что их создатели, считая предмет побочным продуктом творчества, подписывали их редко. Тем не менее, уже во второй половине XVII века наряду с нэцукэси, оставшимися безвестными, появляются конкретные имена. Среди них Огата Корина, оставивший след в декоративной живописи, Нономура Нинсэя, специализировавшегося на керамике, а также Ноногути Рюхо, названный Ф. Майнерцагеном первым профессиональным резчиком нэцкэ. Не подписывал свои работы талантливый нэцукэси Ёсимура Сюдзан (Сюдзан I), проживавший в Осаке, так как его основным направлением была живопись.
Кита Тамэтака считается основателем школы резьбы нэцкэ в городе Нагоя (столица провинции Овари), ставшей лучшей из тех, что располагались на периферии. Ряд работ её мастеров смотрится ничуть не хуже, чем нэцкэ, сделанные в Эдо, Осаке или Киото. Кита Тамэтака заложил собственный стиль, основанный на определённых сюжетах. Нагойская школа – это, в основном, фигурки, изображающие растительный и животный мир Японии. Её влияние сказалась на творчестве мастеров, работавших в городах Ямада и Цу (и отчасти Гифу). Примером ямадской школы можно назвать «Цикаду на орехе», выполненную нэцукэси Рюсэнси, творившем в первой половине 19-го столетия. Оторванными от традиций других школ кажутся нэцкэ, сделанные в городе Ивами. Так получилось из-за того, Ивами в те годы была практически отрезана от других культурных центров страны.
Родившийся в 1800 году Тикуёсай Томотика II приступил к работе над нэцкэ примерно в 30 лет, когда перебрался в Эдо. Однако ещё в Киото мастерству нэцукэси его обучал сам Томодата. Римская цифра в его имени мастера ставится, потому что искусствоведам известны три мастера, ставившие подпись «Томотика» на свои работы (так получилось, что Томотика-второй был племянником Томотики-первого). В своём творчестве Тикуёсай Томотика сумел сплести воедино и стиль Эдо, и стиль Осаки, хотя искусствоведы относят его работы скорее к школе Эдо. Показанная выше фигурка иллюстрирует сказку о проделках оборотня-тануки (енотовидной собаки).
Нэцке, показанная выше, иллюстрирует легенду о двух рыбаках, один из которых имел длинные ноги, поэтому рыбачил на отдалении, а второй – длинные руки, поэтому мог таскать рыбу с глубины. На композиции показано, как два рыбака объединились, чтобы благодаря способностям каждого поймать нечто невиданное, но на них напал осьминог. В ней отражено большинство особенностей стиля мастера: фигурка очень компактна, но удивляет изысканностью выделки. Несмотря на удлинённые руки и ноги героев, пропорции человеческого тела выдержаны мастерски, что придаёт сцене достоверность. Прослеживается динамика сюжета: страдальческая покорность Асинаги и ужасающая напряжённость Тэнаги, пытающегося сбросить подводное чудище с ног друга.
Основателя школы Асакуса все почтительно называли Кокусай Такэда, хотя его настоящим именем было Одзаки Содзо. Из прочих мастеров он выделялся причудливостью сюжетов своих нэцкэ. Если он брал известный сюжет, то трактовал его не канонично, а вкладывал свой смысл. Но интереснее всего ему было придумывать собственные сюжеты на основе японских мифов. На пустотелой нэцкэ выше представлен мир, созданный вьющейся огуречной лозой. Уже её было бы достаточно, но второй смысл нэцкэ придаёт металлическая вставка с огурцом, на котором, загребая веслом, странствует японский водяной – каппа. Каппа и огурцы связаны легендами, где говорится, что при нападении каппы следует кидать в воду огурцы, которые тот очень любит.
В историю нэцкэ Хиромори Мива вошёл как Мива I. В книге «Каникулы Кроша», на основе которого сняли телефильм, в споре мальчишек, разыскивающих нэцкэ, его называют первым из величайших мастеров Японии. По сюжету книги главная цель поисков – нэцке «Мальчик с книгой», сделанная Мивой-первым (в фильме её роль исполняла нэцкэ «Мальчик, рисующий Амэ-но удзумэ» резчика Хасэгава Икко). В Эрмитаже хранится одна из работ Мивы-первого, запечатлевшего другого резчика за созданием маски огненного духа Хи-отоко (Хёттоко). Как раз подобные бытовые сюжеты и прославили мастера, потому что за остановленным мгновением кроется повествование о чьей-то жизни. Зритель может сказать, что было до этого момента, и придумать, а что же произойдёт дальше. Революционным для творчества Мивы-первого стало объединение традиции резьбы Осаки со стилем, зарождающемся в Эдо.
Нэцкэ и современность
В конце первой четверти ХХ века нэцкэ окончательно утрачивает бытовое значение и превращается в предмет коллекционирования. Оставшиеся мастера (например, Моми Морита или Тамамо Оучи) работают больше на экспорт, а не на внутренний рынок. Но традиции школ нэцкэ остаются. Искусствоведы отмечают, что нэцкэ сыграла свою роль в искусстве, показав, как важен в малой пластике круговой обзор, когда зрителю предстаёт любой фрагмент фигурки. В ХХ веке происходит слияние нэцкэ и окимоно. Резчики первых увеличивают размер фигурок, а мастера вторых перенимают фирменные приёмы нэцукэси. И те, и другие, видя достижения европейской пластики, заимствуют и положительные тенденции её развития.
Коллекционирование нэцкэ дало новый импульс этому виду искусства. В 1975 году в США было основано Исследовательское общество нэцкэ (ныне - Международное общество нэцкэ), издающее собственный регулярный журнал, выходящий раз в квартал. В 1970-е годы начались масштабные выставки нэцкэ, и коллекции наиболее примечательных экземпляров теперь периодически экспонируются в музеях мира. Внимание к этим собраниям не ослабевает. С 2014 года Музей нэцкэ Киото Сэйсю проводит конкурс среди нэцукэси, оценивая новые нэцкэ и выплачивая премию победителям. Японцы говорят, что нэцкэ на самом деле так и остались в их жизни. Только перекочевали с исчезнувших оби на ремешки мобильных телефонов.