В музыке красиво звучащий термин «перкуссия» скрывает под собой группу ударных инструментов, акцентирующих внимание на ритме и формирующих этот ритм. Данные инструменты пришли в современные оркестры из этно- и фолк-музыки. Они дополняют классические ударные инструменты своеобразным звучанием, придающим неповторимый национальный колорит. Мы уже рассказывали о кессинге – дополнении к барабану джембе. По такому же принципу действует и древнейший ударно-шумовой инструмент под названием «маракасы». Сейчас трудно встретить какой-либо латиноамериканский ансамбль, где не было бы хоть одного маракеро – того, кто играет на маракасах.

Что такое «маракасы»?

Изукрашенный маракас

Проще всего не тратить много слов, а показать классическую детскую погремушку – шарик с ручкой, в котором что-то гремит и тарахтит при тряске. Тем более, что и эта игрушка, и маракас - музыкальный инструмент - действуют по одинаковому принципу. Другое дело, что маракасы, в отличие от простенькой погремушки, украшают резьбой или раскрашивают национальным орнаментом. Они на виду. Они должны быть точкой притяжения взгляда зрителей наряду с ярким костюмом того, кто заводит публику их гремящими и шуршащими звуками.

Плод горлянкового дерева

Чтобы сделать маракасы, индейцы таино (аравакские племена, населяющие острова Карибского бассейна) обычно брали плоды горлянкового дерева («игуэро» или «гуира» на местных наречиях). Из общей массы выбирали экземпляры правильной округлой формы (примерно 35 сантиметров в диаметре). Из них через два отверстия удалялась мякоть, а после сушки внутрь засыпались семена или мелкие камешки. Оставалось прикрутить ручку, и маракасы готовы. Крепость им придаёт твёрдая оболочка плода. Стоит отметить, что маракеро использует разное количество камешков для каждого инструмента. Это сказывается на звуках, которые они издают при парном звучании. Опытный маракеро настраивает свой инструмент порой прямо по ходу концерта во время музыкальных пауз. Отвинчивая ручку, он добавляет внутрь гремучую смесь или, напротив, уменьшает её количество.

Современные маракасы

Традиционные маракасы также плели из ивовых прутьев, делали из глины, выдолбленных тыкв и кокосовых орехов или, смастерив простенький каркас, обтягивали его кожей. Сейчас корпус маракасов делают из дерева, металлов, сплавов и всевозможных видов полимеров. Подойдёт даже разъёмный футляр, скрывающий игрушку «Киндер-сюрприза». В качестве наполнителя индейцы различных племён могли взять сушёные бобы, а после знакомства с огнестрельным оружием – дробинки. Здесь действует принцип калейдоскопа, куда одни засыпают только осколки разноцветного стекла, а другие используют любой подручный материал, лишь бы в отражениях зеркал складывались причудливые и фантастические картинки. Маракеро любят экспериментировать с наполнителем. Главная их цель, чтобы звук цеплял внимание и очаровывал слух. Внутри инструмента можно обнаружить шарики чёрного перца, зёрнышки риса, бисер, сушёный горох и даже небольшие монетки.

Этимология слова

В русском языке слова «маракас» (мужской род) и «маракасы» (множественное число) прописались ошибочно, придя из испанских источников с написанием «maracas». Это, действительно, множественное число, так как данный инструмент обычно используют попарно (по одному в каждой руке), но не от мужского рода, а от женского – «марака». В настоящее время энтузиасты пробуют вернуть слову правильное звучание, называя инструмент в единственном числе «марака», а во множественном – «мараки».

Ритуальные музыкальные инструменты

Но даже в испанском языке слово оказалось уже не в изначальном виде. Считается, что испанцы позаимствовали его от племён гуарани (индейцы, проживающие в центральной части Южной Америки), где оно звучит как «мбаракас» («mbaracás»). И это – не единственная версия его звучания. Существует ещё «малака» на арауканском языке и «та-марака» - на языке тупи. А вот на языке таино (коренное население территории Карибского бассейна) это каноничное «марака». В некоторых странах название инструмента связывают с его повторяющимися звуками: шак-шак (остров Тринидад), чинчин (Гватемала) и ча-ча (Гаитянская республика, где данный инструмент называют ещё и «ассон»).

Происхождение маракасов

Возможно из-за того, что на таино-карибском языке слово звучит в привычном виде, некоторые исследователи заявляют, что родиной мараки следует считать Кубу. Другие расширяют место её происхождения на все Антильские острова. Однако с этим готовы поспорить многочисленные представители венесуэльской, парагвайской, колумбийской и бразильской культуры. Не остаётся в стороне и Африка, музыканты которой утверждают, что на Кубу инструмент, давным-давно известный на «чёрном континенте», завезли в период колониальных завоеваний. Но эту гипотезу напрочь отвергают те, кто твёрдо уверен, что данный инструмент был известен в этом регионе задолго до пришествия европейских мореплавателей. Например, китайские историки считают, что карибским маракасам как минимум полторы тысячи лет. Бесспорно одно: наибольшее распространение маракасы получили на территории стран Латинской Америки, а также на островах и побережье Карибского моря. Однако ареал их применения уходит далеко на земли Северной и Южной Америк, индейские племена которых перенимали этот инструмент от соседей.

Маракасы

Кто придумал маракасы? Возможно, они появились нерукотворно. При длительной жаре мякоть плода ссыхалась, освобождая семена. Порывы ветра колыхали плоды, и семена гремели. Суеверным индейцам понравилось, как «разговаривают» деревья, будто пытаясь передать тайные послания. Кто-то рискнул подобрать упавший и треснувший плод, просыпав семена. А затем вернул их внутрь и, зажав трещину, начал трясти, поражаясь, что «разговор» продолжился. И что этому разговору теперь он сам мог придать нужную громкость и даже ритм.

Шаман гуарани с крестом и маракой

Почему же инструмент оказался столь популярным? Потому что изначально у него было культовое значение. Первоначально его применяли в различных церемониях, сопровождавшихся плясками. Одиночная марака входила в ритуальный набор, которым обладал любой местный колдун или шаман (payes). На купол мараки шаман крепил перья алого ибиса и человеческие волосы, а под ними прорезалась узкая щель, изображающая рот. Получалась причудливая голова, издающая громыхание, потрескивание, шорохи или шелест. С помощью доносящихся звуков владелец толковал волю богов, гадал или предсказывал судьбу. От шаманов этот инструмент неожиданно перешёл к целителям (курандеро). Потрясывая маракой над больным, знахарь внимательно вслушивался в звуки, пытаясь по ним понять характер недуга. В некоторых местах из-за простоты изготовления увлечение маракасами стало повальным. Каждый мужчина делал себе подобную погремушку, украшая её родовыми знаками. Инструмент становился идолом, который чтили и берегли. Немецкий наемник Ханс Штаден в книге «Две поездки в Бразилию» упоминает, что местные жители поклонялись свои маракасам, как богам.

Маракасы для празднования дня Святого Фомы в Чичикастенанго

Цивилизация, обеспечив население Южной Америки медициной, отодвинула целителей на край сцены, а шаманов, отступивших перед христианством, вытеснила ещё дальше. Ритуальные пляски превратились в зажигательные танцы. Именно в танцах от одиночной мараки перешли к инструменту в каждой руке. И эти танцы со временем сами стали национальной традицией или местным ритуалом. Например, 21 декабря, когда жители города Чичикастенанго (Гватемала) отмечают день Святого Фомы, являющегося их покровителем, на улицах и площадях проходят театрализованные представления. Ежегодно для них делают специальные праздничные маракасы, отличающиеся своеобразной раскраской.

Национальные особенности маракасов (мараки)

Грушевидные маракасы

Неизвестно, как в считающейся родиной маракасов Кубе, этот инструмент использовали шаманы или целители. Однако можно проследить хронологию проникновения маракасов в стили национальной музыки, которой славится остров Свободы. Эти погремушки звучат практически в любом из местных стилей. Это и болеро, и сон монтуно, и румба. Считается, что оттуда маракасы позаимствовали гуарача и сальса. Корпус кубинских маракасов часто грушевидной формы. Размер их средний (примерно от 10 до 15 сантиметров). Если маракасы сделаны из металла, их на Кубе называют «маруга».

Индейцы с маракасами

Чтобы понять особенность венесуэльских маракасов, надо знать, что такое «тапара» и «капачо». С первым понятием всё просто: это плод калебасового дерева (другое название уже известного нам горлянкового дерева). Его индейцы также переделывали в сосуд – калебас. Относительно маракасов, которые здесь зовут «дадо́о», тапара - это корпус или стенки полого инструмента. А вот «капачо» - термин многозначный. И одним из его значений будут семена, которые засыпали в маракасы. То есть капачо – именно то, что гремит внутри, ударяясь о стенки. Местные племена, проживающие вдоль Ориноко, в ритуалах использовали подобную погремушку ещё до появления здесь испанцев. Позже, объединив маракасы парой, их применяли ансамбли стиля джоропо, оттеняя их звуками игру на арфе или куатро (местный подвид гитары). Часто это инструмент и в руках певца. В южной Венесуэле мараки небольшие. Они имеют диаметр от 7 до 12 сантиметров. Современные маракасы уже делают из выделанной кожи. Считается, что впервые их продемонстрировала группа «Pan con Queso».

В Колумбии маракасы отлично создают ритм многих местных танцев, среди которых можно выделить кумбию, качамбу, видиту и то же джоропо. В районе колумбийских Анд местные племена превратили маракасы в чучо или альфандок – инструмент не округлой, а цилиндрической формы. Чаще всего он напоминает трость или трубку, концы которой проткнуты острыми палочками, которые не дают находящимся внутри семенам высыпаться. В восточной Колумбии маракасы в диаметре примерно от 7 до 12 сантиметров, а вот на севере этой страны они крупнее, имея диаметр от 15 до 20 сантиметров.

Мальчик в национальном костюме

Доминиканская Республика, расположенная на восточной части острова Гаити, в народной музыке широко использует маракасы примерно с начала XIX века. В качестве примера отметим бачату, мангулину, а также медленное и плавное меренге. На острове Пуэрто-Рико, ныне находящемся под управлением США, марака тоже входит в число национальных инструментов. Сначала маракеро хватало одной мараки, но под влиянием кубинской музыки маракасы стали использовать парно. Здесь примером послужат местные гуарача и болеро.

В Африке, танцы которой также подчинены точному и чёткому характерному ритму, маракасы широко применяют в Демократической Республике Конго (бывш. Заир). Впервые их звуки в свою музыку вплела группа Zaïko Langa Langa (1982 г.). С их лёгкой руки на маракасах начали играть и другие музыканты этой страны. Обычно маракасы вступают в конце композиции, после того, как солист завершил пение. В этот момент звуки маракасов начинают ритмично подбадривать публику. Однако маракасы в Африке чем-то сходны с уничижительным эпитетом «изобрести велосипед». А всё потому, что африканские племена издавна использовали подобные инструменты из тыкв-горлянок, но называли их «агбе». Подвидом инструмента является вариант с корпусом, проткнутым стержнями. При встряхивании наполнитель, попадая на стержни, рассеивается иначе, издавая эффектные звуки.

Как играть на маракасах?

Учёба игры на маракасах

По наблюдениям, что ни маракеро, то свой стиль игры. Однако можно выделить несколько общих приёмов, позволяющих понять основной принцип извлечения определённых звуков. Для базового ритма дважды встряхните маракас вправо-вверх, вниз, а затем влево. В этот момент будет своеобразное ощущение, схожее с тем, когда при ударе кнутом идёт отдача в области запястья. Многие маракеро держат инструмент только за ручку, не касаясь корпуса, который направлен вверх под углом 30-45 градусов. Марака сотрясается за счёт поворота запястья. Парные маракасы обычно звучат по-разному. В этом случае правая рука держит тот, у которого более низкий и сильный звук. Марака с более высоким звучанием находится в левой руке. Для звука «шшшшш» резко опускайте инструмент примерно на половину диаметра корпуса. Непрерывное звучание получаем круговыми движениями, что практиковали такие музыканты, как Альбан Мария Йоханнес Берг (Австрия), Пьер Луи Жозеф Булез (Франция) и Ичиро Нодаира (Япония). Изредка применяют стиль, когда маракасы находятся в правой руке, а ладонь левой постукивает по их корпусу.

Маракасы в современной культуре

Маракасы в составе оркестра ударных инструментов

Если задаться поиском маракасов, анализируя музыкальные произведения XX и XXI веков, можно поразиться тем неожиданным местам, где они обнаружатся. Один из основоположников рок-музыки Бо Диддли, придумавший бит, получивший впоследствии его имя, использовал в своих композициях мараку. Родион Щедрин, переработав оперу Бизе «Кармен» в балет «Кармен-сюита» (1967 г.), убрал из аранжировки духовые инструменты, но оставил струнные и ударные. Среди последних значатся и маракасы. Но ещё до него эти гремящие и шуршащие звуки были задействованы Сергеем Прокофьевым в балете «Ромео и Джульетта» (1935 г.) и кантате «Александр Невский» (1939 г.). Маракасы звучат в творчестве Артуро Маркеса. Леонард Бернстайн использовал маракасы как барабанные палочки в симфонии «Иеремия», а Роберт Плант играл сразу на четырёх мараках, удерживая их попарно в каждой руке. Входя в число древнейших инструментов, маракасы уверенно чувствуют себя на современной сцене и, похоже, и далее не собираются покидать музыкальный мир нашей планеты.