• «И долго буду тем любезен я народу,
  • Что чувства добрые я лирой пробуждал».
  • Эти стихотворные строки Александра Сергеевича Пушкина знакомы нам со школьной скамьи. Речь в них идет о творческом наследии, которое поэт оставляет после себя, о памяти и почтении потомков к нелегкому пути служителя муз. Для Пушкина поэзия подобна древнему музыкальному инструменту – лире, известному ещё с третьего тысячелетия до нашей эры, состоящему из корпуса округлой или четырехугольной формы соединенного с верхней перекладиной двумя ручками, и струн, натянутых между ними.

    Как получилось, что лира стала символом возвышенного искусства и поэтического дара? Ответ на этот вопрос лежит в изучении богатой истории этого самобытного струнного инструмента.

    Классическая лира

    Если верить древнегреческой мифологии, то появление лиры связано…с похищением стада коров. Однажды молодой бог торговли и удачи, покровитель путешественников и авантюристов Гермес угнал пятьдесят коров у своего сводного брата красавца Аполлона, привязав к их ногам ветки деревьев, тем самым пытаясь скрыть следы преступления. Спрятав стадо в глубокой пещере Гермес, праздную успех, принёс двух животных в жертву Зевсу, рассчитывая заручиться поддержкой главного олимпийского бога.

    Обнаружив пропажу, Аполлон пожелал отомстить похитителю и вернуть священных коров. Найти вора, несмотря на все хитрости и уловки Гермеса, ему удалось довольно быстро. Заметив издали разъяренного Аполлона, Гермес, помня, что его брат является покровителем муз и искусства, решил преподнести ему необычный подарок. Взяв черепаший панцирь, прикрепив к нему с двух сторон рога быка и натянув на них кишки, принесённых в жертву Зевсу животных, Гермес смастерил первую семиструнную (по другой версии трёхструнную) лиру, звуки которой настолько очаровали Аполлона, что он, не задумываясь, променял своих животных на новый музыкальный инструмент. Вскоре Аполлон достиг таких высот в игре на лире, что она стала прочно ассоциироваться с его образом.

    Лира, корпусом которой служит черепаший панцирь

    Только однажды олимпийский бог расстался со своей лирой, подарив её своему сыну – Орфею. Его музыка завораживала даже камни, а впечатленный игрой Орфея Аид - властитель подземного царства - разрешил ему вернуть умершую возлюбленную из мира теней с условием не оглядываться до того, как покинет пределы пещеры. Орфей не смог избежать соблазна и, посмотрев назад, потерял Эвридику навсегда. Вернувшись один, Орфей заиграл на лире траурную мелодию, призывавшую к прекращению земных страданий. Боги исполнили его желание и воссоединили души влюбленных, но уже в царстве мёртвых.

    Орфей, играющий на лире. Картина Франца Каучига

    За красивой мифологической легендой скрывается древняя история происхождения лиры. Первые достоверные сведения об её прототипах относятся к шумерской эпохе (III тысячелетие до нашей эры). В 20-х годах двадцатого века во время археологических раскопок месопотамского города Ура были найдены три лиры, получившие названия «Золотая лира Ура», «Бычья лира» и «Оленья лира».

    Высота «золотой лиры» составляла около 120 сантиметров и была декорирована головой быка, выполненной из драгоценного металла. Эта лира была самой совершенной из всех найденных. Хранилась она в Национальном музее Багдада, но в ходе последней войны на территории Ирака, была фактически утрачена.

    «Золотая лира»

    «Бычья лира» меньшего размера (высота – 40 см, ширина – 11см) формой напоминает тело быка. Голова животного покрыта золотой фольгой, а глаза и борода выполнены с использованием лазурита.

    «Бычья лира»

    «Оленья лира» выполнена в форме лодки, на корме которой находится серебряный олень. Струны у инструмента расположены веерообразно, что придает ему ещё больше сходства с парусным кораблем. Они одинаковы по длине, но различались по силе натяжения и ширине.

    «Оленья лира»

    Оба экспоната находятся в США в музее Пенсильванского университета. Похожие инструменты использовались в древней Ассирии. Они были значительны по размеру – достигали высоты человеческого роста. Из-за таких габаритов играть на них можно было только стоя.

    Использовалась лира и в древнем Египте. Об этом свидетельствуют рисунки на храмовых стенах и гробницах. Возможно, что играющие на лирах музыканты участвовали в сопровождении торжественных мистических представлений, посвященных богам или фараонам, в честь которых исполнялись прославляющие гимны.

    Египтянка, играющая на лире

    В Ветхом завете также встречается упоминание о музыкальном инструменте, похожем на лиру. Назывался он «киннор». Так, в известном 136 Псалме («На реках вавилонских»), повествующем об участи евреев, попавших в плен после захвата Иерусалима вавилонскими войсками, упоминается именно киннор.

    Киннор

    Привычную для нас форму инструмент обрёл, приблизительно во втором тысячелетии до нашей эры на острове Крит во времена Минойской цивилизации.

    В Древней Греции название «лира» было общим (родовым) для всех схожих струнных щипковых инструментов, среди которых хелис, барбита, форминги и кифары. В узком же понимании лирой назывался только хелис (название отсылает к мифу о происхождении лиры, дословно оно переводится – «черепаха») - самый простой и лёгкий из струнных инструментов, служивший для обучения игре начинающих музыкантов.

    Играющий на хелисе. Изображение на ритоне (греческом сосуде для питья)

    Отличались они друг от друга размерами, весом, строением корпуса и ручек, количеством струн (например, на кифаре их число достигало восемнадцати).

    Греческая форминга

    Согласно мифу, именно кифара, как тип лиры, была вечной спутницей Аполлона. Поэтому одним из сопутствующих имён этого бога стало Кифаред (или Кифарет).

    Греческая кифара

    При подготовке ученик учился держать семиструнный (такое число струн считалось эталонным) инструмент вертикально (или с небольшим наклоном) от себя под углом около 45 градусов, защипывать струны плектром (специальным приспособлением, надеваемым на палец), извлекая гармоничный и мелодичный звук, приглушать неиспользуемые во время музицирования струны.

    К занятиям по игре на лире допускались как юноши, так и девушки. Исключение делалось для кифары: учиться играть на ней дозволялось только мальчикам. Научившись игре на хелисе, ученики обычно не испытывали сложностей в освоении других подобных струнных инструментов.

    Гречанка играющая на лире

    Первую школу, в которой обучали, в том числе, игре на лире, создал около 650 года до нашей эры поэт Архилох, почитаемый в Греции наряду с Гомером и Гесиодом. Открытие подобных школ представлялось закономерным. Ведь способность играть на музыкальных инструментах считалась необходимой для развития целостной и гармоничной личности. Без музыки не обходилось ни одно важное событие в жизни свободного гражданина греческого полиса. Она звучала на церемониях вступления в брак, пирах в честь рождения ребенка, религиозных праздниках, театральных представлениях, спортивных состязаниях.

    Каждая музыкальная композиция, исполняемая с помощью лиры, должна была отражать определенное настроение, иметь неповторимый характер, пробуждать в душе слушателя лучшие мотивы, способствуя гармонизации как личной, так и общественной жизни. Недаром Пифагор, Платон, Аристотель и другие греческие мыслители придавали музыке большое значение в деле построения общества и государства, близкого к идеалу человеческих взаимоотношений.

    Под непосредственным влиянием древнегреческой культуры формировалась музыкальная традиция античного Рима. Как и в греческих городах-государствах, в Риме игра на лире часто сопровождала пение или декламирование стихотворных произведений. Многочисленные музыкальные соревнования прочно вошли в жизнь римского общества. Педагоги, способные научить детей состоятельных римлян основам игры на духовых или струнных инструментах, пользовались особым почетом и уважением. Их труд хорошо оплачивался.

    Такое увлечение искусствами иногда приводило даже к трагикомическим событиям. Так, по свидетельствам историка Светония, занятие искусствами настолько увлекло императора Нерона, что во время великого пожара, случившегося в Риме в июле 64 года нашей эры, он, вместо того чтобы принимать меры для тушения огня, аккомпанировал себе на лире, читая стихи из «Илиады» Гомера. Упоминания об игре на лире и размышления о её роли для развития личности встречаются в произведениях Горация, Вергилия, Боэция.

    Нерон во время пожара Рима. Картина П. Сташевича

    Усиление позиций христианской церкви в Римской империи привело к значительным изменениям, в том числе в музыкальной сфере. Апологеты новой религии считали, что музыке необходимо подчиняться задачам христианского богослужения. Ей вверялось вызывать в душах верующих отрешение от земных забот, помогать преодолеть сильные чувства, связанные с личными «греховными» переживаниями, сосредотачиваясь исключительно на молитвах.

    Игра на лире не могла содействовать выполнению этих задач. Её мелодии были чувственны и эмоциональны, они напоминали людям о любви, страданиях, героических победах. На смену ей постепенно стали приходить новые инструменты – лютня, виола, цитра. Несколько в другом виде, лира продолжила своё существование в Северной Европе. В немецких землях, Скандинавии и Великобритании была распространена «германская лира» - ротта.

    Англо-саксонская ротта

    На территориях Уэльса и Ирландии вплоть до 19 века использовалась кельтская крота. Музыкальный инструмент был похож на ротту, число струн на нём в разное время составляло от трёх до шести. Крота была настолько популярна, что её звуки звучали даже при дворе английских королей, сопровождая пиры и торжественные церемонии. В двадцать первом веке осуществляются успешные попытки возрождения игры на кроте.

    Музыкант, играющий на кроте

    В Финляндии до сих пор для исполнения народных песен и мелодий используется йоухикко – похожий на лиру деревянный инструмент, имеющий две или три струны. Изначально материалом для изготовления струн служил конский волос (jouhi), который и дал название инструменту.

    Йоухикко – финский музыкальный инструмент

    Во время археологических раскопок в Великом Новгороде и Старой Руссы найдены необычные лирообразные гусли с проёмом для доступа к струнам. Такое строение инструмента нехарактерно для традиционных гуслей. На одном из найденных артефактов 11 века сохранилась надпись «Словиша», обозначающая, по одному из мнений историков, имя хозяина инструмента. Название стало общим для всех подобных гуслей.

    Гусли «Словиша»

    Потомки классической лиры существуют и на африканском континенте. С 15 века в Эфиопии популярна десятиструнная бегена, первоначально используемая для сопровождения богослужений и исполнения религиозных гимнов. В двадцать первом веке в Эфиопии продолжают существовать музыкальные школы, где желающих обучают технике игры на бегене.

    Эфиопская бегена

    Наиболее ценные сохранившиеся образцы лир хранятся в исторических музеях мира. Но коллекционеры антиквариата и красивых вещей могут приобрести достойный экземпляр в любом интернет-магазине.

    Современная десятиструнная лира

    В современной музыке царят другие струнные инструменты: гитара, скрипка, виолончель. Но все они, в той или иной степени, обязаны своим существованием простому изобретению бога Гермеса, подарившему людям столь много пленительных мелодий, пробуждавших те добрые чувства, о которых писал главный русский поэт.