Даже первобытные люди старались надежно скрыть самые сокровенные вещи от чужих глаз. Сохранить под надёжным замком то, чем дорожили больше всего. Оставить потомкам богатое наследство. Предметы, помогавшие достигнуть этих целей, известны с третьего тысячелетия до нашей эры. Археологические находки свидетельствуют, что подобия шкатулок и сундуков использовались в Месопотамии, Египте, Индии.
Например, во время раскопок погребального комплекса, проводимых в начале двадцатого века недалеко от Каира, была найдена шкатулка египетской принцессы Сат-Хатхор-Иунит. Изделие, выполненное из дерева и слоновой кости, украшенное золотом и серебром, сильно пострадало от времени, но реставраторам удалось восстановить его первозданный облик. На корпусе шкатулки запечатлены символические изображения фасада дворца фараонов, а на крышку нанесены четыре лика Хатхор – богини радости, вина и плодородия. Она представлялась египтянам в образе священной коровы, несущей на рогах солнце.
В шкатулку было помещено всё то, без чего царевна не могла бы обойтись в загробной жизни: украшения, драгоценные камни, зеркало, косметика и флаконы с благовониями.
Жившая почти на два тысячелетия позже знаменитая Клеопатра также не обходилась без шкатулок. Но кроме косметических средств и драгоценностей её сундучок хранил в себе смертоносные вещи: оружие и пузырьки с ядом.
В античной Греции для хранения ценных вещей использовали пиксиду – небольшую круглую или овальную коробку с крышкой. Изготавливалась она из дерева, керамики, слоновой кости или металла. На пиксидах с помощью краснофигурной росписи нередко изображались сцены из повседневной жизни.
По одной из версий древнегреческой мифологии в пиксиде Зевс-громовержец хранил болезни, смерть и другие несчастья, предназначенные людям. Пандора – первая женщина на земле, не смогла сопротивляться любопытству и открыла пиксиду, оставленную ей на сохранение главным олимпийским богом. С тех пор человечество преследуют все страдания и горести, выпущенные на свободу и разлетевшиеся по всей земле.
Со шкатулкой (ящичком) для хранения свитков часто изображалась одна из девяти древнегреческих муз - Клио – покровительница Истории. Этот атрибут символизировал мудрость, скрытую в текстах, познать которую сможет только целеустремленный ученый.
В античном Риме для хранения вещей использовали сундуки разных размеров, для большей надёжности обитые железом. В ходу были также стеклянные пиксиды.
В Средневековье купить сундук или шкатулку могли только богатые люди. Обычно они изготавливались из дерева по индивидуальному заказу. Для большей сохранности изделия обтягивались кожей животных и оковывались железом. Инкрустировали шкатулки драгоценными камнями. Из-за высокой стоимости используемых материалов шкатулки представляли не меньшую (а иногда и большую) ценность для владельца, чем хранимые в них вещи.
По примеру египетской правительницы Клеопатры знатные люди средневековой Европы хранили в шкатулках не только деньги с драгоценностями, но и пузырьки с ядом, холодное оружие, а также секретные письма личного характера, способные бросить тень на их владельца.
Для надежной защиты тайного содержимого требовались более сложные механизмы. Стали появляться изделия с двойным дном, тайными отделениями или хитроумными замками-загадками, открыть которые можно было только выполнив сложную последовательность действий.
С конца девятого века всё большую роль на исторической арене начинает играть Киевская Русь. История появления предметов для хранения ценных вещей в нашей стране интересна.
Помните советский мультфильм о том, как добрый, но ленивый мальчик Вовка попал в тридевятое царство, где ему повстречались двое из ларца одинаковых с лица, способных исполнить все детские пожелания с точностью до наоборот? Или известную басню «дедушки» Крылова о том, как искушенный в механике мудрец, как ни старался, но так и не смог раскрыть секрет простого сундука - ларчика?
Ларцами в древнерусском государстве стали называть утварь для хранения вещей. Слова «ларец», «ларчик», «ларь» устаревшие. Если их используют в речи, то говоря об истории, старине, о секретах или тайнах, сохраненных нашими далёкими предками.
Происхождение этих слов восходит к скандинавскому (если быть точнее, то к древнешведскому) существительному «larr», означающему ящик или сундучок для хранения ценных вещей. В русском языке заимствованный нордический термин сохранил своё значение. Когда его начали употреблять в разговорной речи сказать невозможно. Но уже в семидесятых годах одиннадцатого века упоминание о ларцах появляется в рукописных книгах. В «Изборнике» 1076 года, одном из старейших письменных памятников русской литературы, дошедших до нашего времени, рассказывается легенда об иерусалимском праведнике Созомене. Ради помощи нищим он пожертвовал своей одеждой и имуществом. Однажды Созомен увидел сон, в котором ангелы преподнесли ему драгоценные ларцы: «тотчас открыли [они] один из золотых ларцев, и стали выкладывать — сорочки и одежды царские, и прекрасные длинные одежды, различные видом, и расстилали пред ним».
Судя по этому описанию, под ларцами составители «Изборника» представляли небольшие сундуки или ящики, где хранили одежду и украшения. Такое представление о ларцах сохранялось в русских народных сказках. В ларцах берегли золото и драгоценности Баба-Яга и Водяной. Кощей же Бессмертный и вовсе спрятал на густых ветвях векового дуба ларец, хранивший волшебную иглу, способную оборвать бесконечную жизнь сказочного злодея.
Чаще всего ларец имел прямоугольную или кубическую форму и изготавливался из дерева, камня, разных металлов или керамики. Бархатная внутренняя обшивка служила дополнительным украшением, а также усиливала сохранность нежных или хрупких вещей.
Как и в других государствах Европы, внешнее убранство ларцов зависело от имущественного статуса владельца. Они декорировались росписью, покрывались металлическим кружевом, инкрустировались драгоценными камнями и золотом.
Красивые и ценные ларцы изготавливались в Константинополе. Они в небольшом количестве закупались русской знатью в Византии по высокой цене и представляли собой произведения декоративного искусства. Корпус изготавливался из дерева. На него крепились пластины из слоновой кости (или из более дешевых костяных материалов), окаймленные тонкой резьбой. Среди сюжетов, избираемых для оформления ларцов, доминировали мифологические, библейские и военные. Также на них можно было заметить изображения животных, как реально существующих, так и фантастических.
Позже эту традицию росписи переняли и русские мастера. Античные и ветхозаветные сюжеты русифицируются. На ларцах появляются жар-птицы, вещие вороны, райские птицы Сирин, Гамаюн, Алконост, а также персонажи былинного фольклора: богатыри, Садко, Бова-королевич.
Внимание уделялось и сюжетам из повседневной жизни русских людей. Сценки святочных гаданий, сватовства, венчания, народных гуляний, чаепития всё чаще изображались на ларцах и сундуках. Закрывался ларец на ключ, хранимый владельцем в самом потаённом месте в доме или даже на своей груди.
В отличие от европейских стран приобрести ларцы могли люди, не принадлежащие к привилегированным сословиям. Такие «бюджетные» ларчики изготавливались из бересты и встречались в основном в сельской местности. Использовались они, в зависимости от размера и назначения, для хранения монет, незамысловатых украшений, съестных припасов (крупа, сахар, мука). Традиция изготовления берестяных ларцов сохраняется и сегодня.
Частью русского быта были ларцы-«теремки». Массивный корпус ларца с усеченной крышей с четырьмя скатами, железной ручкой и кольцом действительно напоминали небольшой домик.
Для купеческого сословия необходимой вещью были ларцы-«подголовники». Такие сундучки-сейфы сопровождали их во время деловых поездок по стране и за границу. Благодаря небольшим размерам и необычной форме он надёжно защищал имущество хозяина и даже служил подушкой: его можно было прикрыть одеждой, сумкой или мешком и подложить под голову во время сна.
В восемнадцатом веке ларцы получали всё большее распространение. Центрами производства стала Тула, а также северные губернии Российской империи: Архангельская и Вологодская.
Изделия северных мастеров высоко ценились за неповторимость и необычность дизайна. Материалом для изготовления ларцов наряду с деревом служили клыки моржа, обильно добываемые в холодных морях. По разделенному на пластины клыку гравировались рисунки животных и птиц, придававшие изделию ещё больше изысканности. А затем этими пластинами покрывался деревянный корпус ларца.
Хотя такие вещи были недешевы, но пользовались широким устойчивым спросом. Среди покупателей были представители русской и иноземной знати, и даже члены императорской семьи. Образцы, выполненные рукой северных мастеров, находятся в собраниях известных российских музеев.
Не меньшей популярностью у богатых людей пользовались малахитовые шкатулки и ларцы. Увековеченные в сказах Павла Бажова, они остаются символами богатства и изящества.
В семидесятые годы двадцатого века в Советском Союзе из сплава алюминия и кремния (силумина) изготавливались литые шкатулки в виде ларца весом чуть более килограмма. Они были выполнены в русском стиле. На стенках изображены купола церквей, царь-пушка и царь-колокол. На откидной крышке между сказочных узоров выгравированы слова «Москва» и «Кремль».
В СССР выпускались шкатулки, посвященные Великой Отечественной войне. Деревянный образец с «огненным» изображением Брестской крепости-героя, ставшей символом героического сопротивления и мужества её защитников, один из них.
В двадцать первом веке продолжают изготавливаться ларчики и шкатулки из всевозможных поделочных камней. Приведённая ниже шкатулка «Хозяйка медной горы» из их числа. Весит она 494 грамма. Дизайн навеян уральскими сказами - ящерица в короне – традиционный символ владычицы гор увенчал крышку шкатулки, а узоры на корпусе показывают красоту природы Урала и его горных пород.
Этот же сюжет часто использовался и ранее при изготовлении расписных шкатулок. В 1970-х гг. на крышках шкатулок из папье-маше изображался зачарованный каменных дел мастер Данила в волшебном саду Хозяйки медной горы.
Спросом пользуются не только изделия из знаменитого узорчатого малахита. Ларцы из прочного минерала жадеита или белого мрамора также ценимы коллекционерами антиквариата.
Интересны керамические ларцы, расписанные под Гжель. Они имеют скорее декоративный характер: хранить в них сбережения никто не решится, но причудливостью орнамента они удивят.
Расписывают ларцы и «под хохлому». Яркие красные, желтые и зелёные краски, характерные для этого народного промысла, погружают в атмосферу русской сказки и волшебства. Они популярны среди иностранных туристов, приезжающих в Россию. Купить старинные и современные изделия можно в антикварных лавках и сувенирных магазинах.
Сегодня необязательно помещать ценности в кованый сундук, расписной ларец или шкатулку с секретом. На смену им пришли банковские ячейки и электронные сейфы. Зажиточные дома надежно защищены сигнализацией и охранными датчиками движения, но историческое значение этих предметов утвари велико. Через годы они донесли до нас не только вещи в них хранимые, но и историческую связь с предками. Разглядывая простой берестяной ларчик или искусно исполненную малахитовую шкатулку перед нами предстают образы реальных людей с их надеждами, заботами и мечтами. Наверное, поэтому эти предметы старины любимы коллекционерами и ценителями редкостей.