Название этого ковра пришло к нам из языков Востока. Слово «гилим» на персидском или «килим» на турецком означает «грубо сделанное одеяло». Килим привлекает глаз многоцветьем узора, повторяющегося с обеих сторон. Ковры такого типа появились много веков назад и, похоже, ещё долго собираются оставаться в нашем обиходе.
История килима
Искусством создания тканых ковров человечество владеет на протяжении нескольких тысячелетий. Поэтому на вопрос «Когда же был создан первый килим?» ответить невозможно. Одними из древнейших изделий, выполненных в технике килима, считаются фрагменты килимной ткани, обнаруженные среди находок Пазырыкских гробниц. В 1949 году экспедиция Института Археологии АН СССР под руководством Сергея Руденко вела раскопки пятого из Пазырыкских курганов. Много лет назад просочившаяся в него вода замёрзла, более не таяв в глубине, и получившийся лёд законсервировал множество предметов, сокрытых в неразграбленном захоронении знатного вождя. К примеру, именно там нашли узелковый ковёр, пока считающийся старейшим из ныне существующих ворсовых ковров.
Но вернёмся к килиму. Выше показана деталь нагрудного конского ремня, найденная в том же кургане. Учёные признали её работой египетских мастеров. По рисунку в виде повторяющегося изображения животных («шествие львов») предмет получил название «килим со львами». Он датируется четвёртым веком до нашей эры. Сейчас его можно увидеть в Эрмитаже. Там же обнаружили предмет того же назначения с рисунком «жрица и служанка перед курильницей». Оба они выполнены шерстяными и льняными нитями S-прядения в технике килима с зазором. В гробнице также нашли и фрагмент с пурпурным фоном и рисунком «башенки». Его выполнили также льном и шерстью Z-прядения в технике килима с зацепом по основе (виды исполнения килима будут приведены ниже). Этот фрагмент относят к работе сирийских мастеров периода правления Дария I (или близкой к нему даты).
Исходя из археологических находок, историки считают, что узорная техника плетения, которая впоследствии привела к созданию килима, зародилась и сформировалась в государствах Восточного Средиземноморья. Она не только стала одним из первых приёмов узорного ткачества, но и получила широкое распространение сначала в соседних регионах (бассейн Средиземноморья и Малая Азия), а затем и в отдалённых странах (государства Кавказа, Балкан и Персии), уйдя до Алтая и Китая (в последнем для килима часто использовали шёлк). Самые ранние примеры такого плетения найдены в Египте, имея льняную основу. Подобные килиму ковры имеются в культуре Наска и у инков, но там основу ковра составляет хлопок.
Распространяясь по миру, килим стал приобретать национальные особенности, вбирая узоры народного орнамента или технику исполнения местных мастеров. На иллюстрации выше слева показана деталь настенного килима карабахских ковроделов. Справа же представлен настенный килим, вытканный в Полтавской губернии. Украинский язык вобрал в себя слово «килим» для обозначения любого ковра, невзирая на его материал, место производства и технику исполнения. Однако из-за особенностей языка, где буква «и» служит обозначением звука «ы», это слово надо читать как «кылым». Из Малороссии и Украины оно перекочевало и в русский язык. Поэтому в России под килимом часто подразумевают лишь гладкие двусторонние ковры с украинским орнаментом, что неверно. В некоторых местах слово «килим» может обозначать основу ковра.
Как создают килим
Для понимания технологии надо уметь отличать нити основы ковра от нитей утка, под которым подразумевают систему параллельных друг другу нитей, находящихся под прямым углом к нитям основы. Продольные (вертикальные) нити основы и проходящие через них поперечные (горизонтальные) нити утка и образуют узорчатую ткань килима. Виды основных техник, которые помогают выткать килим, приведены ниже:
Хотя килим преимущественно имеет простое прямое переплетение, но, в отличие от обычного ковра (например, паласа), разноцветные нити утка не проходят от одной кромки килима до другой. Они заполняют только определённые части рисунка. Килим с зазором не предполагает сцепления утков разного цвета. Однако выше показаны также примеры фрагментов, где утки либо сцепляются с основой, либо друг с другом. Из европейского искусства к технике килима близки гобелены. Её также применяют для украшения одежды или предметов обихода (салфеток, скатертей, полотенец).
Уже говорилось, что узоры килима часто заимствуют фрагменты национального орнамента. Однако выделяют некоторые характерные элементы, которые можно повстречать на килимах различных народов мира. Разумеется, мастера той или иной местности не придерживаются полного следования стандарту. Любой из элементов, показанных выше, может быть упрощён или усложнён. Здесь первична фантазия мастера, стремящегося подать свой килим как предмет, непохожий на другие. Чем ярче цвета килима и удивительнее его узоры, тем больше шанс, что кто-то купит этот красивый ковёр.
Взглянем на два фрагмента килима из разных частей Евразии. Тот, что слева, произведён в Центральной Анатолии – громадной области между Чёрным и Средиземным морями, расположенной в Турции. Над правым трудились ковроделы Сербии, для красоты придав ему бахрому по краям. Несмотря на то, что их узоры кажутся абсолютно непохожими, мы легко найдём в них составляющие, приближенные к стандартным элементам. Как отделить килимы от других ковров? Одно из основных отличий – отсутствие ворса. Плотный полотняный застил цветных утков не даёт нам увидеть нити основы. Как говорят мастера, проще всего понять технологию выделки килима в сравнении с плетёной корзиной. Уходящие от основания вверх ветви будут основой, а вьющаяся меж ними лоза – цветные нити утка. Однако если плетёная корзина – это ещё и множество мелких отверстий, то на полотне килима эти дырочки не разглядишь: нити прилегают друг к другу очень плотно.
Многие ковры имеют одностороннюю отделку, так как изнанка ложится на пол или прилегает к стене. У килима же вид спереди и вид сзади похожи друг на друга: отделка лицевой стороны – точная копия оборота. Килим – это всегда ручная работа. Килимом нельзя назвать иглопробивные или тафтинговые (иглопрошивные) ковры. Чтобы не запутаться, самые главные приметы настоящего килима отразим списком:
- гладкий (безворсовый);
- двусторонний (узор одной стороны – зеркальное отражение другой);
- тканый.
Часто к этой тройке добавляют ещё условие, что для килима используют лишь шерстяные нити. Однако мы уже успели убедиться, что исторически килим – это не только шерсть, но и другие материалы.
Килим в качестве ковра-самолёта
«Кто бы ни сел на это ковёр и пожелал, чтобы его перенесли в другое место, в мгновение ока окажется рядом с ним, или далеко-далёко, на расстоянии одного дня пути, и куда трудно добраться», - рассказывают нам легенды Востока. Ковёр-самолёт встречается в них не единожды, отправляя самым скоростным образом в нужную точку назначения принцев, волшебников и шейхов вместе с героями из народа. «Когда Соломон сел на ковер, его унесло ветром, и плыл по воздуху так быстро, что позавтракал в Дамаске, а поужинал в Мидии», - вторит им сказание о легендарном правителе. Мог ли в сонм летучих ковров затесаться хотя бы один килим?
«Хоть лукав и жесток, но прекрасен восток, / Наточи свой клинок и вперёд, / Пусть ковёр-самолет от забот унесет, / На восток, куда сказка зовёт!», - взывает вступительная песня диснеевского мультфильма «Аладдин». Как известно, одним из героев этой ленты стал безмолвный, но ловкий и юркий коврик, обладающий повышенной летучестью. Попробуем понять, может ли этот ковёр-самолёт быть килимом-самолётом? По картинке на ворсистость его не проверишь, а вот двусторонний рисунок налицо. И, что очень важно, лицевая и оборотная стороны верного друга Аладдина похожи одна на другую. Как его ни переверни, мы видим тёмно-синий центр, фиолетовую кайму и одинаковые по цвету причудливые узоры от звериных голов до волнистых завитушек. Неужели, бинго? А ведь ковров, подобных ему, немало. Любители исследований могут продолжить анализ, пробуя отыскать на кадрах кинокартин и книжных иллюстрациях килим, умеющий летать.
Килим в современном быту
Килим – это не только музейный экспонат. Пёструю килимную ткань можно повстречать и в наше время. И это не только настенные или напольные коврики. Такая ткань идёт на пошив мешков и сумок, а также на отделку одежды, чей однотонный цвет весело разбавит яркий узор нашивок. На ярмарках мастеров торгуют косметичками и прочими аксессуарами, обшитыми данной тканью. Её применяют даже для украшений.
Но всё же основное её предназначение – это коврики и ковры. Однако не стоит хватать первый приглянувшийся килим, соблазнившись картинкой из интернета. Рынок заполнен многочисленными имитациями из синтетических материалов, да и узор вблизи может оказаться не вытканным, а напечатанным краской (причём, для экономии его часто наносят лишь на лицевую сторону). Мастера современных килимов стараются уловить малейшие колебания моды. Возникает запрос на сканди-бохо (смесь скандинавского дизайна и мотивов бохо), и тут же появляются килимы с нужными узорами. Возвращается тренд на восточный стиль, и на килимах возникают орнаменты из привычных элементов. Килим устроит тех, кто предпочитает натуральные материалы вездесущей синтетике. Его могут полюбить лентяи: вместо того, чтобы отправить килим в стирку или химчистку, можно лицевую сторону поменять на его оборот.
Любой килим сделан вручную, а это означает, что аналога вашему коврику не существует. Другие лишь схожи с ним, но будут отличаться в мелочах. Практические бесконечные вариации узора килима помогут вам отыскать рисунок, идеально вписывающийся в вашу квартиру. Конечно, если ноги привыкли к пушистому ворсу, гладкий килим им покажется непривычным. Но во всех остальных случаях он не будет в квартире лишним. Однако, отправляясь на его поиски, не забывайте основные признаки настоящего килима: отсутствие ворса, одинаковый рисунок с обеих сторон и ручное исполнение.