История Коростенского фарфорового завода может рассказать, как небольшое предприятие, где работало что-то вроде артели, не помышлявшей о росписи, сумело стать местом, собравшим ряд выдающихся художников, прославившихся на весь мир. В годы расцвета Коростенский фарфор ставили в один ряд с изделиями Рижского и Ломоносовского фарфоровых заводов. Расписная посуда, вазы и статуэтки охотно раскупались не только внутри страны, но и масштабно шли на экспорт. Посмотрим, с чего всё начиналось, и полюбуемся работами Коростенского фарфорового завода, известного также как КФЗ.
Где производили коростенский фарфор?
Местом производства знаменитого фарфора являлся город Коростень с богатым историческим прошлым. Можно сказать, что он ведёт начало, от того самого Искоростеня, который княгиня Ольга сожгла, мстя за смерть своего мужа – князя Игоря, убитого древлянами. Возрождение поселения произошло только в XIV веке. В 1370 году оно оказалось в составе Великого княжества Литовского, а затем стало территорией Речи Посполитой, что позволило ему получить в 1589 году Магдебургское право (форма самоупраления, подразумевающая право на независимость города от феодалов). После очередного раздела Польши эти земли в 1793 году вошли в состав Российской империи. Эта географическая точка оказалась средоточием множества исторических событий, прямо или косвенно её задевших.
2 гривны 2005 года "1300 лет городу Коростень"
До начала ХХ века селение вряд ли можно было назвать чем-нибудь примечательным. Его развитию послужила железная дорога, проложенная сюда в 1902 году. Имя «Коростень» селению присвоили в судьбоносном для страны 1917 году. По Волынской губернии, на северо-востоке которой располагался Коростень, прошли сражения Первой мировой войны, когда здесь хозяйничали немецкие и австро-венгерские войска. Далее последовала Гражданская война с провозглашением УНР. Именно Коростень стал тем местом, где 12 февраля 1918 года в качестве Малого государственного Герба Украины был принят трезубец на синем фоне. Более того, на этот день столицей УНР назначили Коростень. По Рижскому договору большая часть Волыни оказалась подвластна Польше, но Коростень остался на территории советской Украины, войдя в 1937 году в состав Житомирской области. Развитие промышленности в советский период способствовало быстрому росту численности горожан. Перепись 1989 года зафиксировала здесь 72 367 человек.
История Коростенского фарфорового завода
Появившаяся в 1902 году железная дорога способствовала созданию производств, требовавших бесперебойной доставки сырья и недорогой отправки готовой продукции. Одним из них оказался фарфоровый завод. Важность железнодорожного сообщения для его появления подчёркивает, к примеру, факт, что промышленник М.С. Кузнецов, взявший в 1867 году в аренду фаянсовую фабрику купца И. Никитина, чуть не разорился, так как издержки на гужевой транспорт оказались непомерно велики. Однако перенос фабрики в село Буды, куда вскоре проложили рельсы, позволил развить её в знаменитый Будянский фаянсовый завод. На Волыни проживали поляки, малороссы и русские. Поэтому неудивительно, что основателем фарфорового завода в Коростене стал именно поляк Тимофей Карлович Пржибыльский.
Когда создан завод? Источники утверждают, что в 1909 году. Но почему столетие со дня основания здесь отмечали в 2004-м? Оказывается, в 1904 году началось строительство корпусов, о чём сообщили местные газеты. Завершилось оно в 1908 году, а в 1909 году завод начал работу. В течение первых лет готовая продукция не могла похвастать изысками, ведь здесь делали «белую посуду» или «бельё», как тогда называли некрашеный фарфор, покрытый лишь слоем белой глазури. Материалом служила местная каолиновая глина, залегавшая неглубоко, что делало её добычу недорогой. Готовый продукт отвозили на фабрики польских предпринимателей, где на посуду наносилась роспись. В Гражданскую войну национализированный завод разрушили. Неизвестно, как сложилась бы судьба Коростенского фарфора, окажись эти развалины в Польше. В Советском Союзе Главный комитет фарфорово-фаянсовой и стекольной промышленности при Высшем совете народного хозяйства решил восстановить на Украине множество предприятий этой отрасли, в том числе и Коростенский завод. Казалось бы, для периода индустриализации и коллективизации изукрашенная росписью посуда – нечто вторичное. Но на закупки необходимого стране оборудования и техники требовалась валюта. СССР заключает с Турцией и Египтом контракты на поставку фарфоровой посуды, которую стали производить Барановский, Будянский и Коростенский заводы. Это позволило после первой реконструкции нарастить выпуск посуды в пять раз относительно дореволюционного, а к 1935 году превратить фарфоровый завод, получивший имя Ф.Э. Дзержинского, в крупнейшее предприятие Коростеня.
Во время войны с фашистами Коростень снова разрушили. Пострадал и фарфоровый завод. Но уже в мае 1945 года основные восстановительные работы были завершены, и завод возобновил выпуск посуды. Период расцвета для Коростенского фарфора начался в 1950 гг. Страна масштабно вкладывалась в обновлённый завод. Современное общежитие привлекло новых рабочих, а постепенное расширение заводских площадей позволило перейти от выпуска обычной посуды к предметам декоративного искусства. Установка современных туннельных печей и автоматизация линий значительно повысили производительность. В 1970-е годы завод обеспечивал гигантские заказы по выпуску тарелок, а когда к началу следующего десятилетия спрос на них был удовлетворён, перешёл на формирование сервизов с художественной росписью.
Постсоветские годы ЗАО «Коростеньский фарфор» встретило с большим размахом, планируя увеличить экспорт на открывшийся мировой рынок, так как к этому времени уже наладило поставки в Германию, Израиль и даже США. Распад СССР поначалу привёл к заключению договоров со странами СНГ и Прибалтики. Но после ухудшения экономического положения эти поставки резко снизились, а в некоторые страны и вовсе прекратились. Завод ворвался на внутренний рынок декоративных предметов, наладив производство спортивных кубков, храмовых принадлежностей и статусных подарков. К визиту 42-го президента США Билла Клинтона в Киев, случившийся в 1995 году, именно в Коростене изготовили роскошную вазу с росписью. Основательно подкосило производство фарфора в 2008 году вступление Украины в ВТО, после которого рынок оказался заполнен дешёвыми китайскими поделками. К 2012 году работа завода остановилась, а ещё через год оборудование порезали на металлолом. О былом величии напоминала только небольшая экспозиция в местном Доме культуры, включавшая шесть сотен экспонатов. Формально завод всё ещё существует и даже ищет инвесторов для возрождения, но пока непонятно, насколько реальны окажутся эти планы.
Продукция Коростенского фарфорового завода
Кроме массового производства тарелок и различных сервизов предприятие выполняло заказы для гостиничной и ресторанной сферы, а также выпускало сувенирную продукцию. Среди этих заказов можно отметить:
- штофы и винные наборы;
- вазы;
- агитационный фарфор;
- чайные пары;
- декоративные статуэтки.
Штоф взял название от единицы измерения объёма жидкости, получившей распространение при Петре I. Существовал «десятериковый штоф» (1,23 литра) и «осьмериковый штоф» (1,54 литра). Постепенно этим же словом стали звать и водочные бутылки, которые имели форму кирпичика с закруглённой к горлышку стороной. Обычно их делали из зелёного стекла. Изменение формы бутылок на цилиндрическую не отправило штоф на свалку истории. Продолжился выпуск уже не массовых, а декоративных сосудов из стекла, хрусталя или (как на КФЗ) фарфора. В качестве примера штофов мы взяли две работы В.М. Трегубовой «Казак» и «Нежность», где к оригинальной форме сосуда добавлена необычная роспись с национальными украинскими мотивами.
Если поставить все вазы, выпущенные на КФЗ по ранжиру, получится что-то, напоминающее строй матрёшек от едва заметных до великанш. Маленькие вазы использовались для бытовых нужд, а вот гигантские напольные экземпляры служили украшением квартир и даже дворцов. С помощью специальной технологии глазурования и обжига на заводе создавали произведения, способные поспорить с полотнами величайших художников. Выше показана декоративная ваза «Рождественский Киев» высотой 107 см. Роспись выполнил художник А.Г. Шевченко.
Его же два декоративных блюда мы возьмём в качестве примера агитационного фарфора. Работа «Великий Октябрь» посвящена 60-летию Революции, а блюдо «Победители» показывает нам фронтовиков, вернувшихся с полей Великой Отечественной войны.
Цветочный декор чайной пары выполнен в классическом стиле: ассиметричный рисунок, составленный из бутонов и листьев. В отделке использованы деколь, люстр и золочение. Набор укомплектован четырьмя такими парами, предполагая коллективное чаепитие.
Если начать описывать декоративные статуэтки Коростеня, получится целая энциклопедия, поэтому ограничимся одним примером. В статье об Олимпийском Мишке мы показывали медведей ЛФЗ, Перми и Конаковского фаянсового завода. Однако и КФЗ не обошёл вниманием этот олимпийский сувенир. Выше медведи, форму которых разработал А.Г. Шевченко. Роспись выполнил тоже он. В отделке применены надглазурные краски и золото. Благодаря им пояс, сотканный из пяти цветов, смотрится очень эффектно.
Клейма Коростенского фарфорового завода
В предвоенные годы завод использовал два вида клеймения. В первом случае логотип КФЗ вписан в овал, под которым приведена расшифровка названия. Во втором случае центральным моментом был треугольник с аббревиатурой НКМП УРСР, а название располагалось выше. Несколько послевоенных лет главным элементом стало солнце, внутри которого значилось «УФЗ», а под ним – место производства. На смену солнцу пришёл цветок, внутри которого вписали те же элементы. Далее осью стала надпись «Коростень» на фоне фарфорового блюда с росписью. Когда потребовался зарегистрированный товарный знак, им стала буква «К» на фоне крюшонницы (некоторые считают, что это кастрюлька). К экспортной продукции добавляли указание «Made in USSR». Подробнее с клеймением КФЗ можно ознакомиться на рисунке ниже.
Как можно увидеть, в постсоветские годы ЗАО два раза проводило ребрендинг. Сначала эмблемой завода стала всё та же буква «К» на символическом щите в форме тризубца. Затем контуры тризубца изменили, плотно сдвинув зубцы друг к другу. Неизвестно, останется ли клеймо прежним, если завод вернётся к выпуску фарфора. Важен также цвет клейма. Высший сорт клеймили красным цветом, первый – синим, второй – зелёным, а третий – чёрным.
Знаменитые художники Коростенского фарфорового завода
Одной из тех, кто заложил здесь фундамент высокого художественного искусства, стала Вера Павловна Яцевич. Закончив в Кунгуре (Пермский край) камнерезную художественную профтехшколу, девушка прошла годовую практику в местной артели, работы которой участвовали в различных всемирных выставках. Затем последовала учёба в Высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной (Ленинград) и распределение в 1955 году на Коростенский фарфоровый завод, где тогда создавалось отделение художественной скульптуры.
Одной из первых работ, утверждённых художественным советом, здесь стали статуэтки «Андриеш», навеянные сюжетом о мальчике-пастушке. По мотивам поэтической молдавской сказки Емилиана Букова режиссёр Сергей Параджанов снял свой первый фильм, отправившийся в кинопрокат в 1954 году. В статуэтках Яцевич хорошо заметно влияние этой кинокартины.
Кроме «Андриеша» Яцевич создала и другие статуэтки на тему детства. Пожалуй, здесь самой известной стала работа «Перед выступлением»: девчушка в народном костюме перед выходом на сцену. Её мы взяли для примера, чтобы показать, что фарфор – это не только скульптор, но и художник. Взгляните, как по-разному смотрится одна и та же скульптурная форма. Роспись А. Хитько (на иллюстрации слева) смело дарит платью и туфелькам девочки ярко-красный цвет, с которым контрастируют белые подол и рукава, а также лицо, руки и ноги с бледно-розовой окраской. Роспись В. Полевой (на иллюстрации справа), напротив, выполнена с преобладанием белого. Но именно так подчёркивается телесный цвет лица, ног и рук девочки, а красный выступает яркими точками в отделке костюма и маковых бутонах венка.
Приведём цитату из книги «Украинский художественный фарфор», где её автор Л. Долинский характеризует статуэтки Яцевич следующим образом: «Новым на Коростенском заводе является пластика. В этой области пробуют творческие силы молодые скульпторы, недавно закончившие учиться в вузе. Интересна анималистическая серия миниатюр молодого скульптора В. Яцевич. Её фигурки — лежачая зебра, жирафа, коза с козлятами, косуля и другие — непосредственные и выразительные». Долинский отметил, что скульптор сумела найти естественную позу для каждого животного, подчеркнуть характерные анатомические черты, показать их привычки.
Участие Яцевич в художественных выставках позволило по-новому оценить миниатюрную анималистику. После республиканского конкурса на лучший сувенир встал вопрос о промышленных масштабах производства декоративной скульптуры. Однако участок для литья скульптуры и других художественных изделий в Коростене заработал лишь в 1964 году. К этому времени Вера Павловна переехала в Ялту. Примерно два десятка её художественных скульптур, созданных на Коростене, относятся к малотиражным сериям, поэтому любая из них давно стала антикварной редкостью.
Чуть позже Яцевич на Коростенский фарфоровый завод прибыла семейная пара выпускников Львовского института прикладного и декоративного искусства. Считается, что именно Николай и Валентина Трегубовы сумели поднять художественный фарфор Коростеня на невероятно высокий уровень, после чего работы предприятия стали соперничать с лучшими образцами Европы.
Валентина Трегубова дебютировала в коростенском производстве декоративного фарфора скульптурой «Гусак», выпуск которой начался в 1957 году. А на следующий год посетители международной выставки в Брюсселе любовались её работами «Дворник» и «Турист» из серии «Наши будни». Каждая из фигурок серии показывает в юмористической форме колоритный кадр советской жизни конца 1950-х гг. Например, буфетчице нарочито придали пышные формы, милиционер щеголял в широченных галифе, а корреспондент больше напоминал шпиона, прячась за тёмными очками. Показанная выше серия Трегубовой «Украинская свадьба» демонстрировалась в 1960 году на декаде украинского искусства в Москве. Фигурки, выпускаемые серией, хороши тем, что отдельные позиции можно объединять парой или группой, выстраивая на полочках буфета или этажерки собственные сюжеты.
Снижение выпуска тарелок и переход к производству сервизов подарили мастерам шанс изобрести оригинальные формы для чашек и штофов. Примером служит сувенирная чайная пара в майолике «Одарка и Карась», шутливо показывающая украинского казака с закрученными усами и его жену, меняющую гнев на милость (или наоборот). Чашки расписаны так, что зритель видит различные выражения лица в зависимости от повёрнутой к нему стороны. При этом отличается и форма, выбранная для каждой из чашек. Из столовых гарнитуров наиболее значимыми работами Трегубовой считаются «Карпаты-75», «Ландыш», «Киевская Русь» и «Роксолана».
Как отмечают искусствоведы, работы Трегубовых демонстрируют ясный замысел и философское сознание, местный колорит, мягкий лиризм и тонкий юмор. Николай и Валентина Трегубовы посвятили Коростенскому фарфору всю жизнь. Их стиль, в котором сопрягаются отточенный профессионализм и глубокий художественный вкус, легко узнаваем среди прочих художников завода. Точное количество работ КФЗ, созданных Трегубовыми трудно поддаётся подсчёту. Их фарфор пользуется успехом по всему миру. Предложенная к выпуску в 1960 году статуэтка Николая Семеновича «Конячка» почти сразу отправилась на экспорт. Из его сервизов можно выделить такие работы как «Житомирянка», «Руслан», «Лилейник», «Птица счастья» и «Благовещение».
Отметим также Александра Григорьевича Шевченко, чей стаж работы на Коростенском заводе начинается с конца 1970-х гг. Его роспись столовых сервизов по формам, предложенным Николаем Трегубовым, ближе к классическим европейским образцам. При максимальной реалистичности изображения Шевченко добавил отводку люстрой (краситель для росписи керамики, придающий металлический или перламутровый блеск различных оттенков) и золотые ободки с вкраплениями мелких элементов, что сразу выделило его творческий стиль. Однако в качестве исключения мы покажем сервиз «Азбука», выполненный в стиле иллюстраций к волшебным детским сказкам. А ниже два блюда (форма К.П. Олейник) из столового сервиза «Охотничий».
Хочется надеяться, что со временем работа Коростенского завода возобновится, туда придут новые мастера, а знаменитый фарфор впишет в свою историю новые славные страницы.