Любимое занятие
Самым распространённым хобби сейчас, пожалуй, является коллекционирование. Чего только не собирают люди – бутылки, монеты, машины. Всё, к чему душа лежит, и на что хватает бюджета, конечно же. Предмет коллекционирования – личное предпочтение каждого. Однако в разные исторические периоды наблюдались некоторого рода массовые тенденции, которые прослеживались как раз в том, что люди собирали и бережно хранили у себя в домах. По этим коллекциям исследователи могут делать своего рода «срезы» эпох, поскольку с годами все менялось, а отследить культурные предпочтения и направления общественного развития можно как раз учитывая предметы сбора.
Вопросы без ответа
Коллекционирование во все времена окружено легендами и загадками. Причем абсолютно не имело значения, что человек тщательно отбирал из общей массы, к чему лежала его душа, то есть, что он коллекционировал и стремился сохранить при себе. Будь то монеты или семена редких видов растений, прибрежные камни разных оттенков или картины великих деятелей искусства, старинные рукописи или изящные зубья доисторических хищников. Безусловно, люди, собирающие какие-либо вещи, видят в этом определённую цель. Не имеет значения, является ли эта цель практической, или же наоборот – эстетической, основная мысль заключается в возможности выбора. Однако главный вопрос, относящийся к категории философских, и, иногда, «безответных», остаётся насущным и по сей день. Для чего люди занимаются коллекционированием?
Как мы уже успели заметить, кому-то из собирателей «это просто интересно». В такой наивной простоте этого ответа кроется нечто большее, чем просто «интерес». Мы собираем то, что тем или иным образом связано с нашим характером и внутренним мироощущением, при этом стремясь окружить себя только лучшим из этой области. В этом и кроется величественная натура человека как личности. Какими бы сердобольными и самоотверженными мы не казались самим себе, эгоистичная природа даёт о себе знать даже в таких мелочах.
Тем не менее, путать и смешивать понятия «простого собирания» и «коллекционирования» не следует. Данные категории значительно разнятся как минимум тем, что первое представляет из себя действия не всегда обдуманного характера, которые не подкрепляются никаким интересом. Коллекционер, особенно «специалист» в своей области, и в действительности является специалистом, так как при сборе интересующего материала он исследует его, оценивает, систематизирует, проводит исторический анализ, сравнивает предметы коллекции. Коллекционер осознаёт, какая вещь или вещи ему нужны, и бросает достаточное количество сил и времени на их поиски. При этом он, как следствие, хорошо осознаёт свою цель и стремится её достичь. Простое собирательство же идёт не «от души», оно связано с механическими необдуманными действиями человека. Например, многие люди складывают пакеты в одном месте, однако вряд ли это можно считать коллекционированием. Что также не менее важно: не стоит забывать об обычной клептомании, что, очевидно, не нуждается в разъяснении.
«Игра не стоит свеч»
Помимо простого интереса, который, как мы уже выяснили, может находить отражение как основной и как субсидиарный фактор во многих сознательных человеческих действиях, в том числе и в коллекционировании, не стоит забывать и о практической направленности данного увлечения. Кто-то собирает произведения искусства, научные и природные материалы для себя, кто-то готов выставить их на продажу, кто-то страстно желает достичь определённой отметки в своей коллекции и подарить её дорогому человеку, который увлекается тем же. Однако некоторые склонны полагать, с чем сложно не согласиться, что единственной и самой приоритетной целью коллекционирования является получение удовольствия от самого процесса и результата проделанной работы. Если собирать предметы ради заработка, это уже инвестиционный пакет. Кроме того, таким «предпринимателям» стоит обращать внимание и на цены собираемых произведений.
Завтра предмет коллекции может подорожать в два, а то и три раза, а послезавтра цена снова упадёт. Все эти щепетильные экономические вопросы наталкивают на определённые мысли: а стоит ли рисковать и заниматься сбором материала исключительно в коммерческих целях? Опять же, не будем вдаваться в частные подробности. Иногда жизненные обстоятельства складываются так, что продать коллекцию «просто необходимо». Тут уже не будешь задумываться о том, а настоящий ли коллекционер и любитель своего дела выставляет предметы роскоши на продажу, или же всё-таки это не истинный ценитель искусства.
Как все начиналось
Однако вернемся немного раньше и посмотрим на историческое развитие понятия «коллекционирование». Еще на заре человечества в самом отдалённом уголке планеты Земля самый посредственный шаман мог собирать листья целебных трав в лечебных целях, самый обычный ребенок мог собирать найденные около пещеры или берега реки косточки, самая простая женщина могла собирать на так называемой «кухне» аккуратно выстроганные палочки – своеобразные столовые приборы. Как видим, во всех видах деятельности, описанных выше, есть практическая направленность. Однако, когда начала очерчиваться та грань, которая определила судьбу именно коллекционирования?
По этому вопросу исследователи ведут споры до сих пор, однако принято считать, что в России коллекционирование появилось в 11 веке. С точки зрения психологии коллекционирование является одним из важнейших рефлексов человека, тем не менее, этот рефлекс бесспорно можно назвать искусством. Изначальной и самой яркой отличительной чертой коллекционирования была сословность. Во времена зарождения коллекционирования как категории, охватывающей большее количество моральных и психологических критериев, нежели чем обычное собирательство, наиболее популярными видами «необычного собирательства» были собирание книжных и рукописных собраний в храмах и монастырях, сакральных и мемориальных памятников в ризницах, оружия в арсеналах.
Как видим, доступность коллекционирования на его начальных этапах была в руках государства и некоторых частных лиц, которые имели материальную возможность иметь при себе очень малое количество экземпляров. Плюс ко всему, доступность этих частных лиц к историческим произведениям искусства и военным «обывательским» экземплярам подчеркивала, скорее, статус личности приобретателя как человека, имеющего возможность хранить при себе такую роскошь, а не его стремление собрать определённую коллекцию из вещей схожих характеристик, хотя коллекционирование начиналось именно в этой стезе.
Во имя науки
Уже к 18 веку русское коллекционирование достигает расцвета. Тогда Россией активно осваивались европейские культурные формы. В это время уже имеется четкое разграничение между понятиями «частной» и «государственной» коллекции, несмотря на особенности социально-экономического развития государства. Собрания экземпляров из различных сфер научной и культурной жизни создаются как на универсальной, так и на специализированной основе. Несложно догадаться, что связь между тенденциями развития науки, культуры, эстетических приоритетов в стране находит отражение в появившихся собраниях, поскольку коллекционирование уже прошло путь от нахождения в стадии «модного увлечения» до стадии «серьёзной научной заинтересованности», которая скрепляется изысканиями в определённых областях. Происходит как бы слияние «теоретического» материала и наглядных образных картинок коллекций выдающихся учёных и исследователей того времени.
«Скажи мне, кто твой друг...»
В то же время появляются первые объединения коллекционеров, что в дальнейшем позволит расширить тематику коллекционирования и уберёт сословность (кроме дворянства в процесс вовлекаются представители купечества, духовенства, разночинцы). Ещё через столетие, в 19 веке, научная направленность коллекционирования выйдет на новый уровень и будет служить во благо образования. Собрания произведений, артефактов, биологических элементов станут неотъемлемой частью учебного процесса в гимназиях, университетах, лицеях. Кроме всего прочего, коллекционирование станет важным элементом культурной жизни страны.
Музей и предметы домашней роскоши
На этом моменте может возникнуть ощущение, что музейное и частное коллекционирование во многом схожи. Безусловно, взаимосвязь между частной коллекцией и музеем присутствует, однако более энергично бросаются в глаза различия. Например, музей всегда открыт для публики, коллекция его статична, научна и упорядочена. В частной же коллекции все подчиняется вкусу и личным предпочтениям её автора. Так же очевидным является тот факт, что без государственного «коллекционирования» не появилась бы привилегия узкого круга лиц вступить в игру и создать частное коллекционирование в том понимании, в каком оно есть и по сей день. А без частных начал и предоставления коллекций в образовательных целях музейное дело появилось бы со значительной задержкой.
Как видим, так называемое частное коллекционирование представляет собой эволюционирующее явление. Начинается все, конечно же, сбором и систематизацией артефактов, со временем происходит их популяризация, либерализация, иногда переходящая в «раскрепощение» путём перенаправления в музей или культурный центр.
Частное коллекционирование мотивируется отношением индивида к культуре, восприятием им её ценностей, осознания занимаемого в этой культурной общности места.
Современный взгляд
Начиная с 20 века, коллекционирование как социокультурный феномен только продолжало укрепляться, всё больше и больше укореняясь в сознании людей как интеллектуальное хобби. Взглянув на ситуацию в исторической ретроспективе, несложно догадаться, почему коллекционирование находит такое широкое распространение с того времени и остаётся на высокой позиции и по сей день. Появление частной собственности во многом поспособствовало появлению большого числа новых коллекций частных лиц. Привлекательность данного хобби в том, что, хоть в современном мире оно и является легкодоступным (главное – грамотно подобрать предмет коллекционирования, иначе никакого удовольствия данное занятие Вам не принесёт), и в какой-то мере дорогим удовольствием, однако античные времена навевают на слово «коллекционер» неповторимые нотки аристократичности, что несравнимо ни с чем другим.
Современное коллекционирование, особенно увлечение сбором тех вещей, которые тесно связаны с историей, овеяно тайнами, мифами и легендами. Сами коллекционеры иногда предпочитают оставаться в тени, при этом отправляя свои «сокровища» на выставки. В таких ситуациях еще сложнее догадаться об истинных мотивах человека и легче дать волю фантазии.
Коллекционирование — как вирус, настоящая страсть. Заражает медленно и выводится редкими и дорогими лекарствами. Хотя кому в голову может прийти выводить такую «болезнь»? Сейчас виды и тематика коллекционирования расширяются. Помимо старых и проверенных временем видов появляются новые, обусловленные научно-техническим развитием мира. Объектами коллекционирования могут являться монеты, бумажные денежные знаки, иные ценные бумаги, монеты с браком, купюры с изображением определённой тематики, токены, лотерейные билеты и т. д., а также иные вещи, появившиеся в обиходе относительно недавно.
У тех, кто интересуется военной тематикой, есть прекрасная возможность искать и собирать медальоны, погоны, ордена, значки, эмблемы, нагрудные знаки, пуговицы и даже различную униформу.
Некоторые предпочитают собирать почтовые и непочтовые марки, почтовые открытки, карманные календари, книги, билеты на транспорт и прочие памятные и красивые вещи.
Внушительная часть коллекционеров увлекается поиском исторических ценностей, предметов быта и произведений искусства. Для них запах антикварных товаров и дух соперничества за единственный в мире экземпляр можно сопоставить только лишь с эмоциями, которые испытывает человек, который долго стремился к своей цели и наконец достиг её. И действительно, некоторые охотники за ценностями могут прождать удобного случая пять, пятнадцать, а то и гораздо больше лет, лишь бы получить желаемое законным путём и, что немаловажно, по выгодной цене. Некоторые предметы из собираемых коллекций перекупаются, некоторые – утерянные – томят неизвестностью и ожиданием страстно желающего их заполучить коллекционера.
Факт взаимодействия научно-технического развития общества с появлением новых ответвлений в искусстве коллекционирования уже был рассмотрен и обоснован, поэтому справедливо будет затронуть некоторые из новомодных тенденций в данной сфере. Первым, что появляется в сознании, оказывается все, связанное с техникой. Начинать сей долгий список можно с коллекционирования калькуляторов, радиоприёмников, видеокассет, радиоламп, мобильных и стационарных телефонов, а заканчивать – коллекционированием компьютеров, моделей автомобилей, морских, космических и воздушных судов, причем иногда в качестве предмета «собирательства» могут выступать и настоящие масштабные технические устройства. При таком способе коллекционирования пафос и сословность, присущие средневековым коллекционерами, конечно, словно восстают из пепла, тем не менее такие случаи являются скорее исключением, чем правилом.
Как выяснилось, коллекционировать можно все, что душе угодно. Данная деятельность рассматривается, как имеющий особую форму феномен, особый предмет культурологического исследования, который выполняет просветительскую, коммуникативную, эстетическую, социальную, творческую, компенсаторную и иные функции. Человек, занимаясь коллекционированием, преследует определённые цели, ставит перед собой конкретные задачи, которые иногда являются весьма сложно выполнимыми. Однако все препятствия, которые встречаются коллекционеру на его нелёгком пути, не смогут остановить уверенное в победе настроение, сломить азартный дух и помешать занятию любимым и интересным делом.