Кольеретка – это разновидность этикетки. Чаще всего кольереткой называют небольшой декоративный элемент фигурной формы, который применяют для придания товарного вида высококачественным винам и коньякам, расфасованным в стеклотару. Название пришло к нам из французского языка, образовавшись от слова «collerette» («воротничок»), ведь кольеретку наклеивают там, где бутылка начинает сужаться.
История появления кольеретки
Как мы уже выяснили, кольеретка – один из видов этикетки. Прародителем этикеток выступает клеймо, которое до сих пор не потеряло актуальность (яркий пример – фарфоровая посуда). В отношении винодельческой отрасли клеймо долгий период было привычным атрибутом товара. Самым старым его использованием для маркировки вина считают вавилонскую цилиндрическую печать возрастом около 6000 лет, которой ставили оттиск на амфоры. Затем оно перешло и на другие сосуды для продажи вина и других алкогольных напитков. Самым древним клеймом, выступившим именно в роли этикетки, считают надпись на терракотовой амфоре. Датируемая 51 годом нашей эры надпись сообщает: «Vesvini/Imp-Vesp-Cos». Её расшифровали, как «вино Везувия, консула императора Веспасиана».
Но гораздо удобнее клейма оказался ярлык, потому что клеймо удалить с той же бутылки было сложно. А ведь её могли использовать неоднократно, а содержимое её менялось. В качестве ярлыка применяли небольшую дощечку, обрезок кожи или дорогой пергамент. Изменения в маркировке произошли после распространения бумаги. Сейчас сложно поверить, что невзрачная серая этикетка с едва различимой выцветшей надписью когда-то демонстрировала элитарность вина, так как бумага была достаточно дорогой, и не каждый винодел мог позволить наклеивать на свой товар бумажные ярлыки. Однако ряд винодельческих компаний до сих пор придерживается старого стиля, используя простенькие этикетки без дизайнерских изысков, подчёркивая этим многовековое присутствие на рынке.
Бумага была удобна тем, что на неё легко наносилась печать. А после изобретения литографии бумажные этикетки преобразились, так как на них печатали всевозможную информацию о производителе. Попутно произошло переформатирование торговли. Ранее основная масса товаров реализовывалась на рынках или ярмарках. В этом случае успех продаж сильно зависел от горластого зазывалы, который зубастыми шуточками мог заглушить конкурентов и привлечь публику к своему прилавку. Позже то же вино стали продавать в магазинах, где концентрировался товар от нескольких винокурен. Как зацепить внимание покупателей своей бутылкой? Не нанимать же каждому виноделу собственного рекламного агента? Роль зазывалы стала исполнять этикетка. Из простейшего прямоугольника или овала она превратилась в яркий рекламный плакат иногда очень причудливой формы. Основной задачей этикетки стало мотивировать увидевшего её на покупку.
Но оказалось, что прежних задач с этикетки никто не снимал. Публика уже привыкла, что там напечатаны основные сведения о товаре. Поэтому стало неизбежным появление контрэтикетки, которая копировала этикетку прежних времён. Именно на контрэтикетках стали указывать всю необходимую информацию. Этикетка – это разговор винодела с сердцем покупателя, а контрэтикетка – с разумом. Уже из названия «контрэтикетка» понятно, что она наклеивалась на бок бутылки напротив основной этикетки.
То, что история развивается циклично, демонстрирует и эволюция оформления бутылок. На первый план снова вышла задача показать элитарность продукта, его превосходство над остальными. Неизвестный маркетолог взял за пример ювелирные украшения. С давних пор, чтобы выделиться на фоне других, богачи, знать и другие важные люди украшали пальцы, запястья, уши, грудь и шею предметами из драгоценных металлов, инкрустированных каменьями: кольца, браслеты, цепочки, серьги и колье. Последнее и позаимствовали для сосудов. На бутылках, содержащих товар высшего класса, появилась ещё одна дополнительная этикетка, первоначально выполнявшая только декоративную роль. Так как её наклеивали на суживающемся участке между боками бутылки и её горлышком (то есть на «плечиках» или «воротнике»), появилось и название «кольеретка».
Третья этикетка, которую обычно наклеивали над основной, быстро полюбилась виноделам. Но постепенно декоративное значение кольеретки дополнилось ещё информационной ролью. Как бриллиант в составе колье, и на кольеретке появилась бросающаяся в глаза информация, побуждающая к покупке не только сердцем, но и разумом. Например, числом, выполненным крупным шрифтом, может быть указан год разлива вина, число лет выдержки для коньяка или дата основания компании.
Старинные парфюмерные флаконы тоже порой снабжены дополнительной декоративной этикеткой. Правда, парфюмеры наших дней стараются привлекать взгляд не этикетками, а необычной формой флакона. Именно сам флакон призывает взять его в руки и нести к кассе. Хотя, конечно же, парфюмеры отлично помнят, что содержание (аромат) всё же важнее формы (упаковки).
Выйдя из вино-водочного отдела продуктового магазина, вы не потеряли шанс встретиться с кольереткой ещё раз. Достаточно пройти к витрине, где продают оливковое или подсолнечное масло. Среди этих рядов вполне может найтись бутылка, тоже удостоенная кольеретки. Сейчас кольеретки чаще всего изготавливают из бумаги, а также различных версий плёнки (прозрачной, металлизированной и т.п.).
Советские кольеретки
Пришедшие из-за границы декоративные новинки активно применяли и российские дореволюционные промышленники. В советский период тоже не стали отказываться от ярких этикеток. Вместе с основными этикетками на бутылках советских напитков прочно прописались и кольеретки.
Для образца возьмём рекламу Московского Всесоюзного государственного треста по переработке сельскохозяйственных продуктов. В народе его кратко именовали «Моссельпром» (организация существовала до 1937 года). Кольеретка на сидре вполне узнаваема, так как потом практически такие же этикетки наклеивали на бутылки с игристыми винами. А вот кольеретки на бутылках с фруктовыми газированными напитками ничуть не похожи на запомнившиеся по периоду позднего СССР «лимонные дольки».
Эволюция кольереток хорошо отражена в книге-каталоге «Пиво и безалкогольные напитки» (1957 г.). Познакомимся к кольеретками этой эпохи поближе. Слева простейшие полукруглые этикетки на бутылках с массовыми напитками, но часть фруктовой газировки разливали в бутылки с более изысканным оформлением «под игристые вина». Здесь уже контуры кольереток достаточно сложны (для примера приведён напиток с мандариновым сиропом). Как сказано в «Кулинарном словаре» под редакцией В.В. Похлебкина: «Наличие кольеретки уже само по себе свидетельствует о более высоком классе продукта, ибо таких наклеек нет на ординарных напитках. На экспортных товарах всегда есть кольеретки, содержащие дополнительную рекламную информацию».
А форма кольереток для пива часто зависела от формы бутылки, что демонстрирует иллюстрация выше. Массовый серийный разлив не предполагал дополнительных украшений, поэтому все необходимые сведения печатались на кольеретке, но ни этикетки, ни контрэтикетки на таких бутылках не найдёшь. Ведь наклейка ординарных напитков не обязана включать весь объём информации, присущий стандартной этикетке. Однако оставалось немало сортов, где кольеретка продолжала быть лишь красивым дополнением.
Самые причудливые кольеретки имели бутылки для напитков на основе мёда. Изяществом и формами они уже могли соперничать с винными или коньячными кольеретками. Впрочем, в СССР кроме серийного продукта часто выпускали небольшую партию товара для выставок и презентаций. Вот эта партия могла иметь очень затейливую кольеретку, над которой работали лучшие художники.
То, что кольеретка – дело серьёзное, подтвердил ГОСТ 16353-70, который тщательно, со всеми мелочами, описывал типы и размеры этикеток и кольереток, которые планировались клеить на бутылки с пищевыми жидкостями. Этому документу подчинялись все советские предприятия. Выпуск напитков, тем более, алкогольных, тогда был монополией государства.
Но это не означало, что художники-оформители, работавшие над дизайном бутылок, не имели возможности себя проявить. Доказательством может служить оформление стеклянных сосудов, в которые разливали знаменитые грузинские коньяки.
Кольеретки, разработанные для «Советского шампанского», следовали принятому шаблону, но это только подчёркивало фирменный стиль напитка. На иллюстрации видно, что кроме декоративной роли кольеретка могла сообщить и год изготовления этого шипучего игристого напитка.
Но, пожалуй, самыми многочисленными были кольеретки на пиве и безалкогольных напитках. Здесь понятия «этикетка» и «кольеретка» сливаются, так как на единственной наклейке сообщалось всё, что следовало. Очень часто в качестве обязательных параметров указывались только сорт и место производства. В масштабах огромной страны замещение большой прямоугольной этикетки маленькой кольереткой давало существенную экономию бумаги.
Постепенно информационная роль кольеретки повышалась. Из-за небольшого срока хранения простановка даты выпуска становилось обязательной. Часто вместо этого использовали чернильный штамп, но затем начали печатать месячный календарь, состоящий из нечётных чисел.
Интересен и способ обозначения даты при отказе от штампа. День разлива отмечали небольшой, но хорошо заметной засечкой на кольеретке. Если число было чётным (то есть не указывалось на мини-календаре), то засечку ставили между двумя ближайшими датами (как на иллюстрации выше).
В ГОСТе намеренно применяли понятие «пищевые жидкости» (а не просто «напитки»). Кольереткой типа «лимонная долька» могли снабдить бутылку, внутри которой был пищевой уксус, который напитком не назовёшь. Почти всю стеклянную упаковку советские граждане сдавали в пункты приёма стеклотары, при этом предварительно все наклейки с бутылки следовало убрать.
Стандартные типы советских винных кольереток
Издание «Оборудование линий розлива и отделки тихих вин» (Издательство «Пищевая промышленность», 1969 г.) описывает следующие типы кольереток, которые использовались в СССР для оформления винных и коньячных бутылок:
- 176×98 мм – шампанские, шипучие и игристые вина в бутылках ёмкостью 0,8 л;
- 150×80 мм – шампанские, шипучие и игристые вина в бутылках ёмкостью 0,4 л;
- 80×30 мм – марочные виноградные вина в бутылках ёмкостью от 0,5 до 1,0 л и коньяки 0,5 л;
- 55×20 мм – марочные виноградные вина в бутылках ёмкостью от 0,375 л и коньяки 0,25 л;
- 55×35 мм – коньяки в бутылках ёмкостью 0,5 л;
- 45×25 мм – коньяки в бутылках ёмкостью 0,25 л.
Там же сказано, что для кольереток берут особые сорта бумаги с двухсторонней гладкостью. Печать производится литографическим или офсетным способом. Некоторые кольеретки подвергают дополнительной отделке (фольгирование, конгревное тиснение и др.). Главное в оформлении кольеретки, чтобы она гармонировала с основной этикеткой. На бутылках с игристыми винами кольеретка обычно закрывает нижний край фольги.
Коллекционирование кольереток
Обычно кольеретки являются частью коллекции, где представлены различные вино-водочные этикетки. И это логично, ведь общее впечатление о композиции часто даёт лишь полный комплект наклеек: этикетка, контрэтикетка и кольеретка. Коллекционирование этикеток от бутылок из-под вино-водочной продукции называется винографолия. Тем не менее, существует неисчислимое множество коллекций, где представлены лишь «лимонные дольки» - советские наклейки от пива, кваса и газированной воды всех сортов. Кервалабелофилия – это коллекционирование пивных этикеток.
Что нужно знать об этикетках как о коллекционном предмете? Собрания советских времён чаще всего состоят из кольереток, непосредственно отклеенных с поверхности бутылок. В большинстве случаев для снятия этикеток бутылку выдерживали в горячей воде, что негативно сказывалось на бумаге. Отклеенные кольеретки дорого ценятся только в случае редких образцов (или их разновидностей).
Лучшим предметом для коллекции считают кольеретку, не бывавшую на бутылке. Но если на Западе многие фирмы специально оставляют часть тиража этикеток для продажи коллекционерам, тем более, что этикетка в альбоме коллекционера – это практически самый малозатратный вид рекламы. Однако в Советском Союзе подобное собирательство не поощрялось. Тем не менее, солидные коллекции включают множество «непотревоженных» этикеток, которые попали в собрание, будучи банально вынесенными с линии разлива напитков или из типографии. Частным случаем является самопроизвольно отклеившаяся этикетка (такие образцы мальчишки советской поры частенько находили в пустых ящиках, штабеля которых стояли у винных магазинов).
Надорванные, измятые, грязные этикетки в большинстве случаев имеют нулевую ценность, так как собиратель скорее продолжит поиски, чтобы положить в альбом образец достойной сохранности. И всё же в отдельных немногочисленных случаях даже дефектный предмет может уйти задорого, если он был объектом чьей-то многолетней охоты.
Современные кольеретки
Российский ГОСТ 17527-2003, описывающий термины и определения упаковки, даёт определение кольеретки: «Этикетка небольших размеров разнообразной формы, наклеиваемая на горловину бутылки». И если оглянуться, можно практически сразу обнаружить, что окружающий мир заполнен кольеретками.
Прежде всего, кольеретку сохранили бутылки с безалкогольными напитками. Хотя часть соков, морсов и вина сейчас продаётся в коробках, доля бутылок всё ещё остаётся достаточно большой. И на части из них кольеретка исполняет роль обычной наклейки, где приведены все нужные сведения (правда, такие этикетки далеко не всегда малого размера, поэтому кто-то может оспорить, что это именно кольеретки).
В случае сопровождения основной этикетки кольеретка продолжает исполнять декоративную роль. Впрочем, определённый набор информации она тоже готова преподнести. На примере выше, кольеретка сообщает, что этот продукт относится к юбилейной серии «55 лет».
Этикетки (включая и кольеретки) – это уже не просто привычный, а необходимый элемент бутылки. Поэтому в производственной линии обязательно есть участок, обеспечивающий механизированную наклейку всего комплекса сопроводительных ярлыков. Из таблицы, приведённой выше, можно понять, какого размера кольеретки используются сейчас.
По-прежнему, кольеретка – это бутылки не только с напитками, но и прочими «пищевыми жидкостями». Фирмы, производящие и разливающие подсолнечное или оливковое масло, любят декорировать бутылки дорогих сортов кольеретками.
Виноделы тоже не забывают о кольеретках. Например, бутылка вина «Seré Breve» («Буду краток») предлагает собственноручно сделать кольеретку, образующую небольшое письмо адресату подарка. Для этого основная этикетка содержит съёмные фрагменты с частями фраз, помогающих составить всевозможные версии кратких посланий. Всё это придумали студенты испанской Школы искусств и высшего дизайна Ла-Риохи (EASD). В 2020 году вино «Seré Breve» победило в номинации «Лучший дизайн упаковки/напитков».