Сейчас наша планета настолько залита электрическим освещением, что природоохранные организации даже придумали «Час Земли» - призыв выключить свет на один час, ставший в 2009 году самой массовой акцией в истории человечества. И покажется немыслимым, невероятным, что несколько веков назад, как только солнце скрывалось за горизонтом, города и деревни погружались во мрак, разрываемый тусклым светом лучин и очагов. Но человечество не стояло на месте, придумывая, как осветить свою жизнь и как безопасно переносить огонь на большие расстояния. И тогда заблудившийся в лесной чаще путник внезапно мог увидеть тёплый огонёк, зовущий на верную дорогу. Со второй половины 19-го столетия и до изобретения карманных фонариков такой путеводной звездой выступал огонь, пылающий за стеклянными стенками керосиновой лампы.
История создания керосиновой лампы
Сказать, кто был изобретателем керосиновой лампы, невозможно, потому что её конструкция была изобретена намного раньше, чем получен керосин, но топливом для фитиля в древние эпохи было масло. Масляные лампы, выдолбленные из камня, применяли ещё с эпохи палеолита. Северные народы Америки и Азии использовал подобные каменные плошки, называя их «кудлики». Ближе к югу лампы мастерили из металлов или сплавов, а также керамики. Конструкция древней масляной лампы была простой – сосуд из глины, меди или латуни, куда заливали масло и опускали фитиль, один конец которого выводили через специальное отверстие наружу. Знаменитая лампа Аладдина – как раз пример такого светильника. В большинстве случаев брали растительное масло: подсолнечное, оливковое, рапсовое, льняное. До того, как научились получать масло из растений, в качество топлива использовали животный жир. Неудобством светильника была его слабая мощность, ненамного превышавшая одиночную свечу. В эпоху расцвета механики, пришедшуюся на Новое время, добрались и до конструкции лампы, чтобы заставить её гореть ярче.
Несомненно, что ведущий вклад в модернизацию традиционного светильника внёс Франсуа Пьер Ами Арган, специализировавшийся в химии. Он предложил использовать «двойную подачу воздуха», которая использовала не только естественный воздушный поток, в котором горело пламя, но и дополнительный, подаваемый снизу. Для этого пришлось отказаться от обычного узкого и плоского фитиля, воспользовавшись цилиндрическим, в полость которого и подавалось дополнительное количество воздуха. Таким образом, площадь горения значительно увеличилась, а свет стал гораздо мощнее. Несмотря на то, что конструкция Аргана вызвала большой ажиотаж, она всё ещё оставалась масляной лампой. За изготовление таких светильников взялось сразу несколько английских и французских мастерских. На первых порах лампы снабжались вычурными элементами с богатой отделкой, поэтому приобрести её могли немногие. Практически сразу конструкцию Аргона начали улучшать. Французский часовщик Гийом Карсель предложил внести в неё поршневой насос, который приводился в действие пружинным заводом, сходным с часовым механизмом. Но более удачливым сочли предложение, которое внёс Шарль Луи Феликс Франшо. Оно позволяло подавать для горения постоянное количество масла. Развитие нефтедобычи и совершенствование продуктов нефтепереработки привели к тому, что керосин стал доступен. Оставалось дождаться того, кто первым догадается залить его вместо масла в резервуар уже существующей лампы.
И здесь трудно назвать имя того, кто же оказался пионером. Мы можем считать им Абрахама Гестнера, ещё в 1846 году предложившего использовать горение керосина для освещения. В Америке приоритет изобретателя керосиновой лампы отдают Бенджамину Силлиману-младшему. В Европе чтут нефтепромышленника Игнация Лукасевича. В бытность помощником аптекаря Лукасевич разработал собственный способ получения керосина и убедился, что его состав, лишенный тяжелых компонентов, при горении не дымил. В чём же главная заслуга Лукасевича? В том, что масляные лампы не были пригодны для использования в них керосина, так как часто взрывались. Взяв в помощь жестянщика Адама Братковски, Игнаций Лукасевич в компании с Яном Зехом соорудил свою конструкцию лампы, состоящую из двух главных частей. Снизу был цилиндрический резервуар из листового железа. Верхний цилиндр имел оконце, закрытое слюдой, и отверстия для притока воздуха. На иллюстрации выше слюдяное окошко и металлический резервуар для наглядности заменены стеклянными аналогами. Считается, что впервые керосиновая лампа подобного типа зажглась в марте 1853 года во Львове. Её мощность приблизительно равнялась свету 10-15 свечей.
31 июля в свете лампы Лукасевича прошла операция во львовской больнице. Доктор Заорский, успешно вырезав аппендикс у пациента Владислава Холецкого, отметил, что в свете лампы работать куда легче, чем при свечах. Решив плотно заняться нефтью, Лукасевич переезжает в Горлице (Западная Галиция). Именно здесь керосиновая лампа впервые была задействована в качестве освещения улицы (как говорит памятная плита в основании первого в мире уличного фонаря на керосине, это произошло в 1854 году). Конструкцию Лукасевича тоже начали сразу совершенствовать, пытаясь загнать керосин в уже существующие масляные лампы. Больших успехов здесь добились Шустер и Бэр. С момента, когда конструкция лампы стала безопасной, керосиновые светильники начали широко применяться в жилых и общественных помещениях. Можно сказать, что вторая половина 19-го столетия прошла под светом керосиновой лампы. Однако на смену уже спешил электрический фонарь, сумев уже в начале ХХ века вытеснить керосиновые светильники сначала с улиц, а затем из богатых квартир и общественных заведений.
Заслуги Игнация Лукасевича запечатлены нумизматическими выпусками Польши. Ещё во времена Польской Народной Республики в 1983 году отчеканили памятные 50 злотых из медно-никелевого сплава с портретом Лукасевича. А в 2003 году Банк Польши эмитировал целую серию под названием «150-lecie narodzin przemysłu naftowego i gazowniczego» («150-летие нефтегазовой промышленности»), включающую памятно-оборотные 2 злотых из латуни, а также коллекционные 10 злотых из серебра и 200 злотых из золота. На реверсе всех монет серии изображён как сам Лукасевич, так и керосиновая лампа его конструкции, а также отчеканена знаменательная дата «31-VII-1853».
А вот в Австрии популяризатором внедрения керосиновых ламп по праву считается Карл Рудольф Дитмар, предложивший собственную конструкцию в том же 1853 году. К этому моменту в багаже предпринимателя уже был большой опыт продаж масляных ламп, которыми он торговал более десяти лет. Уяснив перспективность керосина, Дитмар быстро переориентирует производство ламп под него. Это помогло Дитмару стать мировым лидером в торговле керосиновыми лампами. Тем более, что Дитмар постоянно вносил в конструкцию усовершенствования, в итоге получив более полусотни патентов на различные элементы светильников. Оптовая сеть Дитмара раскинулась по всей Европе, а дальние поставки захватывали Индию и Китай. Только за последнее десятилетие XIX века Дитмар разработал более тысячи различных моделей светильников на керосине. Распространялись и лицензии на производство, что сделало продукцию Дитмара ещё более популярной. Например, в 1856 году в США стартовал серийный выпуск керосиновых ламп конструкции Дитмара. Но американские производители отрицают, что приобретали лицензию или выкупали патент. По их мнению, нужная конструкция была разработана в Америке и (как утверждают некоторые) едва ли не раньше самого Дитмара.
Возможно, век керосиновой лампы оказался бы короток из-за наступления электричества по всем фронтам. Однако в цепочке производственных процессов оказалось немало мест, куда не так-то просто было протянуть электрический провод. Одним из таких направлений были горные разработки. При опасности скопления горючих газов использовать открытый огонь было нельзя. Поэтому для шахтёров и горняков разработали пожаробезопасную «лампу Дэви». Кремень на храповом механизме высекал искру, и керосиновая лампа своим огоньком помогала ориентироваться в запутанных подземных коридорах.
Но вторую жизнь керосиновой лампе подарило изобретение Джона Х. Ирвина, на которое он получил патент 4 мая 1869 года. Он сконструировал фонарь так, чтобы ветер, обычно гасивший пламя, перенаправлялся, замедлялся, нагревался и шёл на горелку, помогая керосину сгорать. В течение четырёх лет Ирвин совершенствовал конструкцию, добившись максимального увеличения количества кислорода, способствующего горению, что увеличивало яркость света и стабилизировало пламя. Когда элементы электрического питания были достаточно дороги, весь мир пользовался керосиновыми фонарями в ветрозащитном исполнении. Чаще всего их называли «Летучая мышь» по имени фирмы «Fledermaus», чей товар главенствовал на рынке. Потом к названию привыкли и начали тем же словом звать керосиновые лампы других компаний. Неоценимую помощь керосиновые лампы оказали советским гражданам в тяжёлые дни Великой Отечественной войны. В тёмном, лишённом электричества блокадном Ленинграде из окон светили эти тёплые огоньки. Даже сейчас, в XXI веке, керосиновые лампы продолжают выставлять на полки хозяйственных магазинов. Причиной является простота эксплуатации, дешёвое топливо, продолжительность работы до 30 часов при одной заправке и лёгкость ремонта. Яркость света современной керосиновой лампы, если измерять её по старинке, в зависимости от её конструкции равна яркости от пяти до тридцати свечей.
Устройство антикварной керосиновой лампы
- Основание, которое может быть выполнено из тяжелого металла (чаще всего) или из какой-либо керамики (фарфор и пр.). В качестве основания применяли также дерево или отшлифованные горные породы (гранит, мрамор, яшма и др.). Обеспечивает устойчивость лампы.
- Ножка (между основанием и резервуаром). Чаще всего исполнена в виде столба или колонны, однако может представлять собой и полую вазу, а также быть иным декоративным элементом.
- Резервуар для керосина.
- Кольцо на резервуаре. В большинстве случаев, латунное или бронзовое.
- Керосиновая горелка. В большинстве случаев, латунная или бронзовая. Содержит от одного до нескольких фитилей.
- Стеклянный цилиндр.
- Держатель для абажура, который крепится к горелке.
- Декоративный абажур.
- Промежуточный элемент между основанием и ножкой.
- Стержень с резьбой, на который крепятся отдельные элементы лампы.
- Дополнительный резервуар из латуни, которым дополняют основной резервуар из стекла, чтобы укрепить конструкцию на стержне, зафиксировав её гайкой.
- Латунный декоративный элемент между ножкой и резервуаром.
- Крышка спрятанного резервуара. Может быть металлической или керамической (зависит от конструкции резервуара).
- Декоративный металлический элемент в виде венка, скрывающий место соединения держателя абажура и самого абажура.
Элементы 9-14 не являются обязательными, поэтому их наличие зависит от конструкции конкретной лампы.
Антикварные керосиновые лампы можно разбить на две основные группы по типу горелки, которая может быть плоской с лентообразным плоским фитилём и кольцеобразной, где тот же плоский фитиль, но большей ширины, складывается кольцом. Среди кольцеобразных горелок выделяют подгруппу, обладающую специальной дискообразной насадкой – Flamescheibe. Насадка позволяет усиливать яркость пламени. Лампы с плоской горелкой могут иметь один фитиль или пару. В последнем случае горелку называют дуплексной.
- Резьба для соединения с резервуаром.
- Кольцеобразный элемент.
- Колёсико, регулирующее высоту выставления фитиля.
- Соединительный элемент с резьбой (только у кольцеобразных горелок).
- Сито с отверстиями для подачи воздуха.
- Стеклодержатель (гибкие зубцы для фиксации вставленного стеклянного цилиндра).
- Жаровая труба, где размещается плоский или кольцеобразный фитиль.
- Боковой воздухозаборник для внутренней подачи воздуха.
- Куполообразная крышка.
- Дефлектор (только у кольцеобразных горелок).
- Насадка (Flamescheibe).
Ещё одному типу светильников на керосине – калильной лампе – по конструкции родственен примус. В ней давление в резервуаре нагнетается ручной помпой, что заставляет керосин подниматься в зону горения. После его нагрева и перехода в газообразное состояние получившиеся пары уходят в горелку. Там керосин сгорает, нагревая калильную сетку. Эта конструкция обходится без фитиля. Но калильная сетка обеспечивает более яркое горение, чем у ламп с фитилём.
Устройство современной керосиновой лампы
С момента появления первой керосиновой лампы её конструкция заметно упростилась. Однако основные элементы остались всё теми же: резервуар, фитиль, горелка и стеклянный колпак. Как и прежде, керосин подаётся вверх по фитилю за счет капиллярного действия. В большинстве ламп высота выставления фитиля регулируется зубчатым приводом. Горелка удерживает фитиль. Поступление воздуха обеспечивается в том количестве, чтобы пламя было светлым и ярким. Недостаток воздуха приводит к тому, что пламя темнеет, а лампа начинает коптить. При излишке воздуха пламя становится синим, что для источника света недопустимо.
- Ручка.
- Ушко.
- Фитиль.
- Рычаг.
- Замок.
- Сито.
- Стержень ключа.
- Стеклодержатель.
- Стекло.
- Пробка.
Иногда в литературе относительно керосиновой лампы мелькнёт название «семилинейка». Оно происходит от единицы измерения расстояния, пришедшей в русскую систему мер из Польши. Её величина менялась, но нас интересует период с 18-го столетия и позже, когда 1 линия составляла 10 точек или 2,54 мм. Линиями измеряли ширину фитиля. «Семилинейка» имела фитиль семь линий или немногим менее 18 мм. До сих пор сохранилась традиция отмерять линиями не только ширину фитиля, но и стекла, а также размер самой лампы. Если мы слышим, что стекло у лампы двадцатилинейное, это означает, что диаметр лампового стекла в нижней части равен двадцати линиям или 50,8 мм.
Интересные факты о керосиновой лампе
Опередить керосин в деле замены льняного масла для освещения мог чех Иосиф Геккер, работавший инженером на государственной службе трускавецких соляных промыслов. На нужды солеварен ему заказывали асфальт, в процессе изготовления которого получался побочный продукт – маслянистое, горючее вещество, обладающее резким запахом. Геккер пробовал применять его в качестве смазки, но не преуспел. Зато он обнаружил, что вещество отлично давало свет, если залить его в масляную лампу. Этот нефтяной дистиллят он продемонстрировал в Вене и Праге в качестве расходного материала для уличных фонарей. С Прагой он даже заключил контракт на поставку 160 центнеров дистиллята. Тожеству науки помешала отвратительная логистика того времени. Груз из-за плохой погоды застрял в пути. При этом он хранился в ненадлежащих условиях, что привело к частичной утечке и испарению легких фракций. Поэтому, когда дистиллят всё же доставили в Прагу, оставшийся состав оказался непригоден для использования. За неисполнение контракта по указанным в его тексте условиям Геккеру надлежало выплатить Магистрату Праги пять тысяч флоринов, что его разорило. Впрочем, возместить часть затрат он смог, продав остатки дистиллята аптекам, которые выставляли его как аналог модного на то время «каменного масла», поставляемого из Италии. Считалось, что оно помогает от ревматизма.
Основательница современного западного сестринского дела Флоренс Найтингейл, ухаживая за ранеными во время Крымской войны, получила прозвище «Леди с лампой». Флоренс несла дежурство по ночам, откликаясь на зов больных и освещая дорогу к ним лампой. Глядя на посвящённые ей монеты, можно поразиться, какие удивительные конструкции ламп побывали в её руках. Однако была ли хоть одна из них керосиновой? Только чисто теоретически. Ведь сражения Крымской войны совпали с появлением первых керосиновых ламп. Поэтому маловероятно, что какое-нибудь из творений Дитмара успело добраться на турецкий берег, когда Найтингейл совершала свои знаменитые ночные обходы. Например, на цветной литографии Генриетты Рэй Флоренс Найтингейл изображена держащей традиционную масляную лампу типа лампадки.
В поэме Сергея Есенина «Пугачёв» есть следующие строчки: «Все, что отдал я за свободу черни, / Я хотел бы вернуть и поверить снова, / Что вот эту луну, / Как керосиновую лампу в час вечерний, / Зажигает фонарщик из города Тамбова». Вложив эти слова в уста сподвижника Емельяна Пугачёва, классик русской поэзии не учёл, что Бурнов не мог сравнить луну с керосиновой лампой по той причине, что последняя ещё не была изобретена (да и керосин, как таковой, во времена пугачёвского восстания ещё не был известен).
Уничтоживший большую часть Чикаго пожар, полыхавший с 8 октября по 10 октября 1871 года, вошёл в историю под именем «Великий чикагский». Долгое время считалось, что начало пожару положила корова, опрокинувшая керосиновую лампу в маленьком сарае на задворках дома 137 по ДеКовен-стрит. Впоследствии и корова, и лампа были реабилитированы историком Ричардом Бейлсом, так как он привёл версию, что укравший молоко вор намеренно поджёг сено, хранившееся в сарае, пытаясь замести следы.
Коллекционирование керосиновых ламп и её элементов
Как предмет антиквариата керосиновая лампа является составляющей множества коллекций. Коллекционеры керосиновых ламп проживают на всех пяти континентах. Коллекционеры последователь шерстят все блошиные рынки в поисках редких и древних экземпляров, не похожих на их аналоги, которые до сих продаются в хозмагазинах. Можно сказать, что за период существования керосиновых ламп их коллекционирование сложилось в самостоятельное направление. Иногда оно пересекается с другими областями коллекционирования. Например, любители фарфора или фаянса не пропустят лампу, чей контейнер выполнен из этих материалов. То же самое можно сказать о ценителях художественного стекла, которым часто представлен декоративный абажур. Одной из самых внушительных коллекций на постсоветском пространстве можно считать собрание Николая Гриценко, включающее около двухсот экземпляров.
Но, пожалуй, наибольшее количество ламп, собранное в одной экспозиции, может показать Музей ламп в деревне Доналда (провинция Альберта, Канада). Там хранится 900 всевозможных ламп, в том числе и керосиновых. Экспонатом, неизменно привлекающим интерес, стал светильник, крепящийся к боковине автомобиля «Ford Model T». Взгляд притягивают театральные драпированные лампы. И, конечно же, незабываемой будет самая большая в мире масляная лампа высотой 13 метров. Этот памятник свету зажгли летом 2000 года в честь смены тысячелетий. Жители деревни считают лампу главной достопримечательностью округи. Основу гигантской коллекции заложили керосиновые лампы, собранные Доном и Бет Ларсонами.
Ещё одним предметом коллекционирования, непосредственно связанным с лампами, стали их регулировочные колёсики. Те, кто целенаправленно занимается металлопоиском, часто находят эти предметы наряду со старинными монетами. В отличие от керосиновых ламп их колёсики уже успели подвергнуться систематизации. Создаются и дополняются каталоги, описывающие колёсики различных фирм и даже из разновидности. Коллекционеры данного направления считают, что керосиновая лампа должна была появиться уже только для того, чтобы подарить миру колёсико.