Японские «древние» и «старые» мечи
Японские мечи по праву считаются одними из лучших в мире. Они рассматриваются не только как оружие, но и как произведение искусства, причем искусства живого, сохраняющего свои традиции по сегодняшний день. Этот удивительный продукт японской культуры пользуется немалым спросом во всем мире, лишний раз подтверждая тезис, что тяга человека к красоте неистребима.
Чтобы понять значение и философию японского меча, необходимо обратиться к истокам. Японские острова долгое время оставались на периферии цивилизованного мира, в тени древней китайской цивилизации. Именно из Китая, а также с Корейского полуострова приходили основные культурные веяния, которые японцы принимали и творчески перерабатывали, зачастую доводя до совершенства.
Древние японские мечи были прямыми и одноручными тёкуто (прямой меч). Многие из них просто завозились из-за моря, либо были копиями образцов с континента. Встречались как обоюдоострые клинки, так и с односторонней заточкой.
В IX веке на островах появляется несколько промежуточных форм между прямыми мечами тёкуто и классическим изогнутым мечом тати более позднего времени. Ранние японские мечи имели хвостовик в виде рукояти, неотделимый от клинка, и лишились украшений на навершии. Однако такая система продержалась недолго.
В конце концов была принята конструкция, в которой рукоять крепилась к хвостовику (накаго) с помощью штифта, называемого мэкуги. Таким образом, сложились элементы внешнего вида классического японского меча. Он имеет трехмерную форму поперечного сечения в виде удлиненного пятиугольного или шестиугольного лезвия, называемого синоги-дзукури, плавно изогнутый однолезвийный клинок и структуру рукояти накаго.
Уже к XI веку японцы так поднаторели в искусстве изготовления мечей, что стали поставлять их на экспорт. Например, в поэме «Песнь о японских мечах» Оуян Сю, государственный деятель династии Сун в Китае, описывал японские мечи так: «Это заветный меч с ножнами из ароматного дерева, обтянутых рыбьей кожей, украшенных латунью…».
Сегодня классификация японских мечей выглядит так:
- дзёкото («древние мечи») – до 795 (900) г.
- кото («старые мечи») – 795 (900) - 1596 гг.
- синто («новые мечи») – 1596 - 1624 гг.
- синсинто («новые новые мечи») – 1624 - 1876 гг.
- гэндайто («новейшие мечи») – 1876 - 1953 гг.
- синсякуто («современные мечи») – с 1953 г.
Наиболее важные изменения в японских мечах приходятся на период Камакура (1185-1333 гг.). Возвышение самураев (военного сословия) делало их оружие не только орудиями для войны, но и символом статуса. Луки и копья не очень подходили для престижного ношения. Другое дело – мечи. Теперь от них требовалась не только шикарная оправа, но и высокое качество.
Считается, что переход к изогнутому клинку связан с практикой использования мечей в кавалерии. Что касается качества, то в XIII веке японские кузнецы научились делать клинки из сортов стали с разной твердостью и производить зонную закалку.
Мастера страны восходящего солнца сделали изгиб лезвия плавным, линейно удлинили острие, расширили ширину лезвия и утончили поперечное сечение, чтобы улучшить проникающую и режущую способность лезвия. В результате получились легкие, тонкие и чрезвычайно прочные клинки.
В период Камакура были выкованы выдающиеся образцы японских мечей. «Новые мечи» синто и более поздние по сути воспроизводили клинки «старых мечей» кото. В Японии насчитывается более сотни японских мечей, признанных национальным достоянием, 80% из которых приходится на период Камакура.
Появление катаны
Хотя слово «катана» известно в Японии с VIII века, как специфическое оружие катана появляется только в период Муромати (1336-1573 гг.), а мейнстримом становится уже после. Сами японцы катаной называют любой односторонний меч, а то что мы привыкли понимать под катаной, именуют утигатана (учикатана).
В XV – XVI веках интенсивность боевых действий в Японии возрастает. Воюющие в междоусобицах стороны привлекают на службу множество крестьян в виде асигару – пехоты с копьями (яри) и мечами. Этому низкосортному войску требовались мечи попроще и покороче – для боя в строю.
Однако исследователи считают, что катана появилась путем постепенного удлинения поясного кинжала танто. Длинные тати были предметом статусным и не всегда удобным в пешем бою или внутри помещения. Поэтому второй, вспомогательный клинок постепенно удлинялся.
Катана, более короткая и практичная чем тати, постепенно становится востребованной в среде знати. Даже знаменитые старые мечи укорачивают, подгоняя под стандарт катаны – от 2 до 2,5 сяку (60,6—75,7 см) по клинку. Общая длина катаны с рукоятью достигала 105 см, но обычно колебалась в 90 – 100 см.
Катана носилась за поясом, режущей кромкой вверх, в отличие от тати, которые подвешивались на бедре режущей кромкой вниз. Способ ношения катаны позволял молниеносно выхватывать ее для нанесения удара, и она не мешала при работе с копьем или мушкетом.
По форме катана характеризуется плавно изогнутым лезвием с односторонней заточкой по внешнему радиусу изгиба, круглой или квадратной гардой и длинной рукояткой, позволяющей использовать двуручный хват. Она годится как для рубящего-режущего удара, так и для тычкового.
Так как катаны стали основным мечом и их уже нельзя было использовать как кинжал, они обзавелись своим вспомогательным оружием с длиной клинка меньше 2 сяку, называемым вакидзаси. Такой комплект вооружения, называемый дайсё, стал непременным атрибутом самурая.
При этом тати никуда не исчезли, оставаясь престижным оружием высшей знати. Кроме способа подвеса, главным отличием тати от катаны был размер, отсюда одной из проблем их переделки было сохранение атрибуции клинка. Дело в том, что мастера по изготовлению оружия подписывали свои клинки на хвостовике (накаго).
Так как меч укорачивался с хвостовика, то владельцы стремились всеми силами сохранить надписи. Если это не удавалось, то кусок металла с подписью могли прикрепить к хвостовику или даже вложить его в рукоять рядом.
Определить, что перед нами переделанный из тати меч довольно легко. Надписи японские кузнецы наносили строго по правилам. За некоторыми исключениями, подписи (мэй) делали на стороне накаго, обращенной наружу при ношении меча. Так как тати и катану носили режущей кромкой по-разному, то и мэй должны были располагаться на хвостовике в противоположных местах.
Оправа меча
Большую роль в идентификации японских мечей имеют оправы, то есть способ ношения, дизайн подвеса, рукояти и ножен. Различают 17 деталей оправы и более 11 вариантов оправ, регламентированных этикетом. Эти варианты отличались формой и украшением гарды, цветом и орнаментом лакировки на ножнах, числом и расположением фамильных гербов, стилем деталей эфеса и ножен.
Для катаны была характерна оправа букэ-дзукури, или утигатана косираэ. Мечи, оправленные в этом стиле, носили за поясом, поэтому на ножнах отсутствовали кольца для подвеса, а вместо них имелся выступ, через который пропускался шнур.
Вакидзаси являлся просто уменьшенной копией катаны. Вместе они образовывали дайсё («большой и малый»). Если же все детали оправы дайсё были выдержаны в едином стиле, то эта пара называлась дайсё-сороимоно.
Рукоять и ножны традиционно изготавливались из древесины магнолии. Ножны для хранения меча не подвергались обработке. Считается, что при хранении в таких ножнах риск появления ржавчины минимален.
Ножны для повседневного использования покрывались прочным лаком. Чаще всего он был спокойных тонов, черного цвета, идентичного рукояти. Однако известны оправы других цветов, даже с броскими цветами, особой фактурой или росписями. Ярко красный лак, ввозимый из Китая, был на мечах, носившихся самураями из провинций Сацума и Хюга.
Многие горожане, не являющиеся самураями, тоже носили мечи. Их оправы обычно не лакировались, а полировались или украшались резьбой, иногда с соответствующей рукоятью, часто отделанной инкрустацией из слоновой кости и жемчуга.
Наиболее распространены были рукояти катаны, покрытые единым куском кожи ската. Сверху накладывалась обмотка, состоящая из полоски крепкой плоской шелковой (реже кожаной или хлопковой) ленты шириной до 0,6 см. Как правило, обмотка была черной, изредка мягкого коричневого, темно-синего или зеленого цвета.
Встречная намотка делала отделку кожей ската полностью закрытой, кроме остающихся ромбовидных промежутков по обе стороны рукояти. Эти промежутки создают характерный стильный рисунок. У большинства коротких мечей и кинжалов, рукоять из кожи ската оставалась необмотанной.
На ножнах меча закреплялся плоский шелковый шнур сагэо, которым меч привязывался к поясу. Длина шнура была от 60 до 150 см в зависимости от размера оружия, и его можно было снять перед боем и использовать для подвязывания длинных рукавов гражданского костюма, чтобы дать свободу движениям рук.
Цвет шнура соответствует цвету ножен. Практичные японцы использовали сагэо и для связывания плененного врага. Таким образом, оружие самурая превращалось в своеобразный «швейцарский нож», так как кроме шнура ножны могли содержать разные ножи, инструменты (шило для ремонта) и даже палочки для еды.
Еще одной интересной деталью оправы является цуба – съемная гарда. Чаще всего она круглая и плоская, с диаметром от 6 до 9 см. Первоначально гарды были простыми и служили лишь цели защиты руки. Но, по мере того как катана самурая становилась престижным оружием, цуба приобретала роль центрального украшения меча, и сама стала произведением искусства.
Для украшения гарды стали использовать золото, серебро, латунь, медь и разные сплавы. Японцам очень нравились всяческие комбинации металлов, а также патины, позволявшие создать интересные цвета и контрастные эффекты.
Соревнование в роскоши цубы и мода изготавливать их из чистого золота, заставили власти в 1830 г. издать эдикт против такой экстравагантности. Некоторые благородные японцы обманывали власти, покрывая золотые цубы черным лаком.
Сами гарды тоже не были монолитными. Кроме отверстия для хвостовика, они могли иметь прорези для хранящихся в ножнах ножей, для темляка и других нужд. Сама цуба украшалась перфорацией, гравировкой, рельефной резьбой или с помощью иных техник обработки металла.
Японские мечи обычно изготавливаются с разделением труда между шестью-восемью мастерами. С XV по XIX век существовала целая индустрия по изготовлению оправ. В этот период фурнитуру для мечей изготовляло около 3000 известных ремесленников, которые могут быть сгруппированы в более 60 школ, каждая со своим индивидуальным стилем и техникой.
«Новые» и «Новые новые» мечи
Мечи, выкованные после 1596 года классифицируются как синто («новые мечи»). Японские мечи синто отличаются от кото методом ковки и сталью (тамахагане). Дело в том, что школа Бидзэн, крупнейшая мастерская по изготовлению японских мечей, была разрушена великим наводнением в 1590 году. Основное производство переместилось в школу Мино.
Кроме того, после объединения Японии Тоётоми Хидэёси по стране начала распространятся более однородная сталь. Мечи кото, особенно мечи школы Бидзэн, сделанные в период Камакура, между хамоном (линией закалки) и боковой гранью имели визуальный эффект, называемый «белый туман», но в мечах после синто он почти исчез. Кроме того, все тело лезвия стало белесым и твердым. Почти никому не удавалось воспроизвести «белый туман» вплоть до 2014 года.
Зато катаны этого периода превращаются в важный церемониальный инструмент. Складывается обычай ношения комплекта дайсё, развивается практика богатого украшения оправы.
В конце XVIII века оружейник Суишинши Масахидэ критиковал современные ему лезвия катаны за то, что они стали украшением и потеряли прежнюю прочность. Он настаивал на том, что клинки кото периода Камакура были идеальными японскими мечами, и начал движение за восстановление метода производства применительно к катане.
Катаны, сделанные после принятия доводов Масахидэ, классифицируются как синсинто («новые новые мечи»). Одним из самых замечательных кузнецов этого периода в Японии является Минамото Киёмаро. В честь легендарного мастера периода кото Масамуне, Минамото прозвали «Масамунэ из Ёцуя».
Однако ренессанс продлился недолго. В 1841 году, в интересах обедневшего в условиях мирного времени класса самураев, правительство заставило кузнецов снизить цены на свою продукцию. Качественные мечи по древним технологиям стало делать невыгодно.
Изготовление катаны
Хорошее лезвие меча изготавливалось мастером за 18-20 дней. Цена и сроки изготовления напрямую зависят от длины клинка. Для сравнения, на кинжал у мастера уходило полтора дня.
Сырье японцы добывали из железистых речных песков, вымывая примеси водой. Затем полученную массу плавили в яме, а с XV века в глинобитной печи татара.
Полученные слитки губчатого железа (тамахаганэ) имели много примесей и требовали длительной дополнительной обработки. Много материала терялось в процессе изготовления, еще до переплавки. Основной задачей было отобрать кусочки с одинаковым содержанием углерода для дальнейшей работы.
Затем полученную заготовку ковали, несколько раз разрезая, перегибая и складывая. Задачей этого этапа ковки было удалить примеси и добиться максимальной однородности металла. В процессе ковки могло получиться до 4 миллионов слоев стали.
Полученный блок годился и для изготовления цельного клинка, но мастера, желая добиться одновременно твердости и гибкости меча, комбинировали полученный сорт железа с более мягкими сортами, с иным количеством углерода. Выделяют до девяти видов конструкций японского клинка, восемь из которых имеют сварные элементы.
Дополнительные полосы металла улучают свойства клинка, однако малейшая ошибка при ковке может привести к фатальным трещинам. И понятно, что такой клинок значительно дороже. Поэтому массовые, дешевые мечи всегда делают из одного сорта стали, максимум – с зонной закалкой.
Из сварных конструкций наиболее популярной стала относительно простая Макури-гитаэ, или кобусэ. Здесь относительно мягкая сердцевина окружена твердой сталью. Наиболее сложная конструкция имеет семь слоев стали. Она практиковалась кузнецом Масамунэ, чьи работы считаются образцовыми.
Мягкая кривизна катаны достигается в процессе дифференциальной закалки: кузнец покрывает лезвие несколькими слоями влажной глиняной суспензии, которая представляет собой особую смесь, уникальную для каждого изготовителя мечей.
Край лезвия покрывается более тонким слоем, чем бока и обух меча, нагревается, а затем закаляется в воде. Суспензия вызывает закалку только кромки лезвия, а также вызывает искривление лезвия из-за разницы в плотности микроструктуры стали.
Процесс закалки также создает отчетливую линию по бокам лезвия, называемую хамоном, которая проявляется при полировке. У каждого кузнеца стиль хамона уникален, как уникален и рисунок хамона на каждом клинке.
После того, как клинок выкован, его отправляют на полировку. Полировка занимает от одной до трех недель. Полировщик использует серию полировальных камней, последовательно переходя к все более мелкому зерну, до тех пор, пока лезвие не приобретет зеркальную поверхность. Однако тупому краю катаны часто придают матовость, чтобы подчеркнуть хамон.
Процесс полировки и заточки очень трудоемок и ответственен, качеству камней придают большое значение. Такие камни проходят тщательный отбор и тоже являются предметом коллекционирования для мастеров.
Катана и европейские клинки
Отдельной темой является сравнение европейских и японских мечей. Технология ковки и сварки, разработанная японскими мастерами, отнюдь не является уникальной. Клинки, сваренные из разных сортов стали, по подобной технологии, известны в Европе с Римской империи. Ближневосточные и центрально-азиатские кузнецы также владели этими методами обработки металла.
Более того, качество стали, которую производили в Европе с XV века, уже превосходило японские сорта. Местные мастера охотно закупали заморскую сталь для изготовления своих мечей.
Также нет преимуществ японской катаны в гибкости, или весе, или прочности клинка. Некоторые образцы европейских сабель превосходили катаны по тонкости и были легче при сравнимой длине. Соответственно, говорить о каком-либо превосходстве катаны как оружия над лучшими образцами из других стран не приходится.
Однако катана не является только оружием, и подходить к ней с одной меркой неправильно. Как произведения искусства японские мечи действительно занимают особое место среди образцов холодного оружия. Мастера довели эстетику и философию катаны до совершенства, где красота и качество клинка дополняют друг друга.
Не случайно, когда потребовалось сравнить качество металла римских и японских мечей, пришлось приглашать японских полировальщиков, которые и смогли своей работой выявить структуру европейских клинков. Таким образом, внимание к деталям, верность традициям и стремление к совершенству, сделали лучшие катаны предметом эстетического вожделения любителей оружия.
«Новейшие» и «современные» мечи
В период Мэйдзи сословие самураев постепенно расформировывалось, а дарованные им особые привилегии отнимались, в том числе право публичного ношения мечей. Указ Хайторэй 1876 года запрещал ношение мечей в общественных местах (за исключением определенных лиц, военных и полиции).
Тем не менее, энтузиасты и коллекционеры продолжали собирать и коллекционировать оправы и клинки. Мечи, изготовленные после 1876 года, называются гэндайто – «новейшие мечи».
Многовековое господство военных не прошло для Японии даром. Милитаризм подтолкнул Японию к военным действиям в Китае и России. Война, в свою очередь, помогла возродить интерес к мечам, и вскоре катаны стали производиться в больших масштабах. Японские военные мечи, произведенные между 1875 и 1945 годами, называются гунто (военные мечи).
Большинство из них производилось промышленным способом, либо кузнецами низкой квалификации, и их качество оставляло желать лучшего. Нетрадиционно изготовленные мечи этого периода называются сёвато. В настоящее время в Японии сёвато не считаются «настоящими» японскими мечами, и их можно конфисковать как холодное оружие. Однако за пределами Японии их собирают как исторические артефакты.
После поражения Японии во Второй мировой войне в стране запретили изготовление мечей и боевые искусства, связанные с мечами. У оккупационной администрации даже имелись планы по уничтожению всех мечей. К счастью, здравый смысл взял верх, была создана специальная организация по определению исторической и художественной ценности сохранившегося холодного оружия.
После снятия запрета в 1953 году производство мечей по традиционной технологии возобновилось, хоть и с рядом ограничений. Оружейники должны иметь лицензию и им разрешается производить только два длинных меча в месяц. Все произведенные синсякуто («современные мечи») должны быть зарегистрированы в правительстве Японии.
Катана на современном рынке
Несмотря на то, что сейчас в Японии работает до 300 лицензированных кузнецов, которые могут производить более 7000 мечей в год, рынок катан далек от насыщения, а цены на японские клинки очень высоки. Вне Японии катаны изготавливает множество кузнецов, не обремененных традиционными технологиями.
На Западе для изготовления катан используют современные стальные сплавы, такие как AISI 1095, L6 и A2. Эти современные мечи повторяют размер и форму японской катаны и используются мастерами боевых искусств иайдо и даже для практики рубящих ударов (тамешигири).
Но, разумеется, на рынке доминируют катаны из Китая самого разного производства и качества. Причем в Китае изготавливают как обычные реплики, так и высококачественные подделки под японские мечи. Не проходят мимо японской темы и российские кузнецы, однако жесткие законы по обороту холодного оружия не позволяют изготавливать мечи, годные к полноценным испытаниям.
При покупке настоящего самурайского меча надо помнить, что большинство мечей, изготовленных в Японии, учтены и запрещены к вывозу. Еще в 1948 году было создано «Общество по сохранению художественных японских мечей» (аббревиатура NBTHK), одной из задач которого стала экспертная оценка мечей.
В 1950 году в Японии вышел закон «О культурном достоянии», который, в частности, определил порядок сохранения японских мечей как части культурного достояния нации. По этому закону вводилась многоступенчатая система оценки меча, с низшей категории до присуждения высших титулов.
Титул «Национальное сокровище» имеют около 122 мечей, в основном тати периода Камакура. Катан и вакидзаси в этом списке немного, менее двух десятков. Титул «Важное культурное достояние» имеют около 880 мечей. Дальше идут «Особо важный (ценный) меч», «Важный меч», «Особо оберегаемый меч», «Оберегаемый меч».
Сегодня в Японии возможно хранить зарегистрированный меч только с одним из вышеуказанных титулов, иначе меч подлежит конфискации как вид оружия, если не относится к сувенирной продукции. Качество меча определяется и сертифицируется NBTHK, которое выдает экспертное заключение по установленному образцу. Его рейтинги являются важным показателем художественной ценности и денежной стоимости японских мечей.
Однако, заключение «Общества» не является гарантией. В 1981 году было обнаружено, что многие сертифицированные мечи, в том числе «Особо важные», являются поддельными. Председатель и все директора подали в отставку, была пересмотрена система сертификации мечей, а также уволены предполагаемые судьи. В результате в 1982 году система оценки была изменена по сравнению с обычной.
Тем не менее, рейтинги NBTHK являются важными не только для оценки самого меча, но и для имени современного кузнеца, чье оружие можно приобрести на рынке. Означенные рейтинги не касаются мечей, которые находятся вне Японии. Но и здесь вряд ли удастся обойтись без помощи японского специалиста.
Кроме качества клинка, эстетики и легенды, на цену меча может сильно повлиять наличие дефектов. Все они уменьшают художественную ценность меча, а некоторые совершенно обесценивают его, так как делают меч функционально непригодным.
Различают фатальные и нефатальные дефекты. Кроме того, при неправильном хранении на мече быстро возникает ржавчина. Причем нежность катаны настолько велика, что даже прикосновение к клинку рукой без перчатки может значительно испортить вид изделия, так как остатки естественной влаги с рук быстро вызовут ржавчину лезвия, если его не очистить.
Клинок следует держать в ножнах в горизонтальном положении, изгибом вверх, чтобы сохранить лезвие. Чрезвычайно важно, чтобы лезвие оставалось хорошо смазанным, напудренным и отполированным. При длительном хранении важно часто осматривать катану и при необходимости проветривать ее, чтобы предотвратить образование ржавчины или плесени (плесень может питаться солями в масле, используемом для полировки лезвия).
На выставках клинки ценных мечей выставляются отдельно от оправ, так, чтобы было видно место атрибуции клинка – хвостовик. В оправу же вставляется бамбуковый фальшклинок, чтобы она была цельной. Многие подставки для японских мечей также представляют из себя художественную ценность и являются предметами коллекционирования.
Воплощается ли в катане самурайский дух? Трудно сказать. Но этот меч, действительно, одно из наиболее ярких проявлений традиционной японской культуры. Считается, что честь и достоинство – главные качества кодекса Бусидо (путь воина). И японские мастера идут по этому пути.