В Перу, недалеко от небольшого городка Писко, на склоне песчаной горы, омываемой водами Тихого океана, расположен необычный рисунок. Его размеры велики: длина – сто двадцать восемь метров, ширина – около восьмидесяти, глубина – до двух метров. Чтобы увидеть его своими глазами, многочисленные туристы со всего света каждый год приезжают в заповедную природную зону, находящуюся на полуострове Паракас.
Перуанцы дали ему имя - «Лас Трес Крусес», что в переводе с испанского означает - «Три креста». Ученым и путешественникам он известен как– «Андский канделябр».
Кто, когда и с какой целью создал рисунок доподлинно неизвестно. Является ли он символическим изображением «древа жизни» или зашифрованным посланием испанского монаха Рамона Рахоса? А может это просто ориентир для мореплавателей? Сложно сказать. Возможно, что история его происхождения перекликается с другой известной перуанской достопримечательностью - геоглифами Наски - фигурными узорами, нанесенными на землю в южной части страны. Но своей формой он действительно похож на подсвечник, применяемый людьми на протяжении почти пяти тысячелетий для установки свечей, освещающих их дома.
Изначально предмет использовался как подставка, изготовленная из дерева, металла или даже слоновой кости, для небольшого числа свечей. Со временем канделябр обрёл привычную форму и стал состоять из массивного основания, стержня и стилизованной чаши для поддержки свечей.
Археологические раскопки подтверждают существование прототипов канделябров в Древнем Египте. Изготавливались они в форме лотоса – цветка, ставшего для египтян символом бога солнца Ра, одарившего людей священным огнём. Такие предметы использовались не только в повседневной жизни, но и для совершения торжественных богослужений.
Сведения о подсвечниках встречаются и в библейских текстах. В ветхозаветной книге «Исход» среди «пожеланий» бога о том, что должно находиться в его святилище, среди прочего упомянут золотой семирожковый светильник (менора), чашки которого отлиты в форме «миндального цветка…с яблоками и цветами».
Волю бога исполнили. По преданию десять золотых красивых менор освещали иерусалимский Храм Соломона вплоть до его разрушения вавилонскими завоевателями. В дальнейшем менора продолжала оставаться важной частью еврейской культуры. После обретения Израилем в 1948 году независимости изображение меноры было нанесено на герб государства.
В древней Греции подсвечники изготавливались из обожженной глины, покрытой глазурью. Такой способ производства способствовал их использованию и сохранению целостности на протяжении долгого времени.
Само же слово «канделябр» («подсвечник») латинского происхождения. Первые канделябры, найденные на территории нынешней Италии, относятся к седьмому веку до нашей эры. Они были частью погребального инвентаря, найденного при раскопках этрусского города Ветулония.
Постепенно на смену простым подсвечникам стали приходить более сложные, отличавшиеся изысканной формой и богатым декором.
Высота канделябров достигала полутора метров. Центральная часть, декорированная причудливыми узорами, укреплялась на ножках в виде лап существующих или фантастических животных. Например, грифона (существа с головой орла и туловищем льва) или сфинкса. Увенчивались канделябры фигурами воинов или мифологических созданий.
В Древнем Риме канделябры получили ещё более обширное распространение в качестве необходимого предмета повседневной жизни. Благодаря раскопкам печально известных Помпей и Геркуланума установлено, что дома состоятельных римских граждан обильно украшали предметы для освещения. Их стержни часто оформлялись в виде стволов деревьев с лиственными ветвями, на которые и подвешивались светильники.
Канделябры часто были декорированы изображением бога вина и вдохновения – Диониса (Бахуса). Материалом для домашних подсвечников в основном служила бронза.
Встречались и тяжелые канделябры из мрамора, оформленные рисунками со сценками из повседневной жизни римлян или с мифологическими и историческими сюжетами.
В средневековую эпоху канделябры в основном находились в христианских храмах, королевских дворцах и домах богатых вельмож. Настоящими произведениями средневекового искусства ученые считают «пасхальные канделябры». Они представляли собой монументальные колоны, покрытые рельефными изображениями сцен из земной жизни Иисуса Христа и другими библейскими историями.
Такие светильники использовались для богослужения, начиная с десятого века. Самым известным является пасхальный канделябр из римской базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Его высота более пяти с половиной метров. В домах же простолюдинов для установки свечей использовались обычные керамические тарелки.
Эпоха Возрождения ознаменовалась не только расцветом светской культуры и идей гуманизма, но и проявлением значительного интереса к античной культуре, в том числе и к предметам интерьера. В моду вновь входят богато декорированные драгоценными камнями и покрытые позолотой бронзовые канделябры. При оформлении подсвечников мастера продолжали использовать как мифологические сюжеты, так и христианские мотивы. В зажиточных домах всё чаще стали использоваться фарфоровые канделябры.
В восемнадцатом веке канделябрам старались придать точные формы разных цветов: роз, лилий, тюльпанов. К концу столетия размер подсвечников уменьшается, а оформление становится менее вычурным. При производстве стали использоваться более дешевые материалы и сплавы.
Веком спустя распространение получают канделябры из чугуна. Цена их была ниже, поэтому они стали использоваться в домах небогатых людей и для освещения городских улиц.
При оформлении подсвечников оставались популярными сюжеты из античной мифологии. Канделябры выполнялись в форме человеческих тел, животных, птиц и воплощали известные античные сюжеты из жизни богов и героев. Наиболее часто встречающимися были подсвечники на две, три или четыре свечи.
С изобретением электричества назначение подсвечников изменяется. Из необходимой вещи они превращаются предмет интерьера способный дополнить собой помещение, придать ему более изысканный вид.
В нашей стране многие столетия самым используемым «осветительным прибором» была тонкая деревянная щепка – лучина. Её использовали в крестьянских домах вплоть до начала 20 века.
Представители же высших сословий могли позволить себе купить предметы для освещения в заморских краях. В петровские времена в Россию из заграницы завозится всё больше подсвечников, канделябров и люстр, ставших незаменимыми при проведении балов, праздников и ассамблей.
Стали появляться и собственные заводы, производившие приборы для освещения. Среди наиболее известных из них артель братьев Фроловых, Каслинский чугунолитейный завод, Дмитровский фарфоровый завод, заводы династии купцов Юдиных. Продукция этих предприятий славилась высоким качеством, и пользовалась спросом у различных слоев российского общества.
Для изготовления канделябров в России стал использоваться уральский малахит. Они продавались по высокой цене, купить их могли только представители высших сословий.
Увесистость и массивность канделябров послужила причиной появления в европейских странах, а затем и в России, обычая применять их в качестве орудия наказания для нерадивых карточных игроков, обманщиков и нарушителей дворянской чести. Оно заключалось в демонстративном ударе по лицу схваченного с поличным мошенника. Подвергшийся такой «экзекуции» человек уже не мог находиться в приличном обществе и навсегда лишался уважения и доверительного отношения к себе. Более того, он не мог даже вызвать обидчика на дуэль и отомстить за нанесенное оскорбление.
После революции 1917 года, многие предприятия были национализированы, но производство подсвечников в стране не остановилось. Канделябры из алюминия, железа, фарфора, керамики, стекла создавались на протяжении всей советской истории.
На рубеже двадцатого и двадцать первого веков канделябр окончательно превратился в предмет интерьера, только иногда применяемый по прямому назначению.
Подсвечники из разных стран мира способны дополнить даже богатую антикварную коллекцию. Рассмотрим наиболее интересные из них.
Вот, например, латунный подсвечник на четыре свечи, изготовленный во второй половине двадцатого века в Индии. Он исполнен в традиционном стиле, характерном для этой азиатской страны, и весит около полутора килограмм.
Если внимательно приглядеться к месту соединения стержня и чаш, то кажется, что на нас смотрит существо из индийской мифологии.
Другой небольшой канделябр (весом всего чуть более трехсот грамм) на три свечи также произведен в Индии. Его форма вызывает разные толкования. Возможно, что это усеченный трезубец или рога священного животного, увенчанные изысканными коронками.
В Китае изготавливались подсвечники из фарфора. На них синей краской наносятся изображения драконов, птиц, животных, растений, что придает предметам сказочный вид.
Интересны и стеклянные работы китайских мастеров. Им часто придается форма утонченных и нежных цветков.
Канделябры, изготовленные в Западной Европе, продолжают сохранять традиционное качество и изысканность стиля. Изготавливаются они из бронзы, керамики, стекла и других материалов. От материала зависит и цена.
Мастера при их производстве продолжают стараться придать изделиям классические черты. Часто они исполнены в форме фигур детей, цветков, фантастических животных.
Встречаются и более оригинальные экземпляры. Например, в виде генеалогического древа или рождественской гирлянды.
На протяжении всей человеческой истории люди стремились к свету и теплу. Неслучайно в легендах и мифах разных народов мира «приручение» огня считалось величайшим событием, послужившим началом полноценного развития общества.
Греческий титан Прометей или индийское божество Матаришван, принесшие людям огонь с божественных высот, стали символами свободы и независимости.
И в двадцать первом веке люди продолжают испытывать пиетет перед огненным пламенем. Несмотря на то, что практически каждый дом оснащен электрическими приборами, для создания ареола таинственности или романтического настроения люди используют естественный свет горящих свеч, установленных на подсвечники или канделябры. Ведь только так возможно почувствовать связь, соединяющую с далекими предками, ощутить первобытный трепет перед силой огненной стихии.