Хрусталь – олицетворение и красоты, и прохлады одновременно. Не даром французский лексикограф Пьер Буаст как-то заметил, что «академические речи походят на хрустальные люстры, которые блестят, но не согревают». Хрусталь словно воплощение скрытого волшебства таинственной Снежной Королевы – твёрдого, неприступного, но способного и разбиться. Вид стекла, получивший особые свойства из-за добавления окиси свинца, обрёл своё название в честь его природного брата – горного хрусталя. А имя того ведёт происхождение от древнегреческого слова «лёд».
И в то же время хрусталь – это олицетворение неземной красоты, когда в его гранях играют радужные отблески цвета. «И город весь стоит оледенелый. / Как под стеклом деревья, стены, снег. / По хрусталям я прохожу несмело. / Узорных санок так неверен бег», - эти поэтические строчки выбрала Анна Ахматова для описания зимнего Воронежа. А ещё хрусталь – это нечто, способное встать в один ряд с драгоценными металлами. Ведь серебряной и золотой свадьбе предшествует хрустальная, которую отмечают через 15 лет после заключения брака.
История хрусталя
Имя того, кто первым догадался добавить оксид свинца в процесс изготовления стекла, скрыто тьмой веков. Известно только, что это произошло в древней Месопотамии, где открыли саму технологию создания стеклянных изделий. Доказательством служит частичка изделия, выполненного из синего стекла, изготовленного в древнем шумерском городе Ниппур около 1400 года до н.э. При химическом анализе в её составе обнаружили 3,66% оксида свинца. Однако исследователи полагают, что добавление этого компонента тогда было скорее случайным, чем целенаправленным. Позже стекло с включением PbO использовали в Китае для имитации нефрита (период 206 гг. до н.э. - 220 г. н.э.). Технология китайского свинцового стекла отличается от месопотамской.
По Китайскому пути пошли и в Европе, так как добавление определённых компонентов меняло цвет стекла, позволяя имитировать редкие драгоценные камни. Кроме того, цветным стеклом оформляли витражи в храмах и дворцах. Фундаментом создания хрусталя стала работа Антонио Нери («Искусство изготовления стекла», 1612 г.), которую в 1662 году перевёл на английский язык Кристофер Мерретт. Прочитав этот труд, Джордж Равенскрофт (George Ravenscroft) воодушевился технологией и сумел стать первым, кто в промышленных масштабах начал производство посуды не из обычного стекла, а из хрусталя. Возможно, начинание не состоялось бы, не будь у Равенскрофта больших связей с венецианскими мастерами, накопленного опыта по торговле стеклом и огромного упорства. Ведь первые образцы красотой не блистали, так как прозрачность полученного стекла терялась из-за многочисленных миниатюрных трещинок. Равенскрофт избавился от этой проблемы, повысив содержание свинца в расплаве почти до трети. Он запатентовал свой метод в 1673 году и постоянно совершенствовал производство, поэтому уже через три года на его стекле красовалась специальная печать в виде головы ворона, чтобы отличить изделия наивысшего качества от ранних дефектных партий.
Однако организовавшего процесс получения хрусталя Равенскрофта вряд ли можно назвать изобретателем. Скорее, его главная роль заключалась в организации работ. Нужный процентный состав могли найти приглашённые на завод итальянские мастера (например, да Коста или Винченцо) или помощники, непосредственно занятые вопросами технологии (например, Хоули Бишопп). Основной продукцией завода стали стаканы, миски и сосуды для традиционного британского напитка из молока, смешанного с вином или элем (posset poshote или poshotte). По невыясненным причинам Джордж Равенскрофт оставляет стекольный бизнес в 1679 году как раз в тот момент, когда его изделия вошли в моду. В 1683 году он умер, а срок действия его патента к тому времени уже закончился. В результате производство хрусталя в Англии начало развиваться ошеломляющими темпами. Тот же Хоули Бишопп, владея всеми деталями технологии, сразу открыл собственный завод. Центром новой отрасли стали мастерские Лондона и Бристоля, чей бесцветный хрусталь содержал от 30% до 35% оксида свинца. За два последующих десятилетия Англия обрела около сотни компаний, занятых изготовлением предметов из хрусталя.
Уже в начале 18-го столетия мода на английский хрусталь охватило всю Европу, поэтому заводы по выпуску хрусталя появились и на континенте. В Нидерландах большую известность получили гравёры-оформители Дэвид Вольф и Франс Гринвуд, чьи предметы соперничали качеством с английскими. Конкурировать с англичанами постепенно стали мастерские, расположенные во Франции и Норвегии, а также на немецких и венгерских землях. С Британских островов технологию позаимствовала Ирландия, которая начала выпускать хрусталь в столь большом количестве, что чуть не разорила мастеров богемского стекла, которым пришлось с бесцветных предметов переключиться на цветные. В самой Англии дела шли по синусоиде. Мощный расцвет хрусталя и огромные прибыли с его продажи вызвали введение в 1746 году налога, учитывающего вес. В результате мастера разработали формы с полыми ножками, чтобы уменьшить общую массу. Так как Ирландию от этого налога в 1780 году освободили, из Бристоля и Лондона мастерские начали переезжать в Дублин и Белфаст. В 1825 году налог вернули, что привело к разорению многих мануфактур и упадку хрустальной отрасли, пока в середине века для спасения английского хрусталя этот налог не был отменён окончательно.
Традиционный хрусталь довели до совершенства в 1932 году, когда команда учёных, работавших в Нью-Йоркской фирме Corning Glass Works, предложила новый компонентный состав, предметы из которого поражали высокой оптической прозрачностью. На базе этой разработки компания Steuben Glass Works начала поставлять на рынок декоративные вазы, миски, салатницы, стаканы и бокалы, а также скульптуры их хрусталя. Популярность ей принесли предметы в стиле ар-деко. Однако хрусталь – это не только посуда или украшение интерьера. Стекло с добавлением свинца хорошо поглощает рентгеновское излучение, что используется в медицине. Для промышленных предприятий закупаются защитные очки от опасного жёсткого электромагнитного излучения. «Хрусталь и сердце потеряли бы свою ценность, если бы не были хрупкими», - говорит афоризм. Но, в отличие от того же стекла, поцарапать хрусталь не так-то просто.
Виды хрусталя
Свинец – не единственный компонент, с помощью которого получают хрусталь. Существуют и другие технологии, которые не требуют свинца. Например, специалисты завода в городе Гусь-Хрустальный считают, что кроме классического вида, образованного при помощи оксида свинца, существуют ещё три группы.
Горный хрусталь представляет собой природный диоксид кремния. Это разновидность кварца, не имеющая явно выраженного цвета, зато обладающая высокой степенью прозрачности. Произведения искусства из горного хрусталя создавали задолго до появления фабричного хрусталя и художественного стекла. Из эпохи древних греков и римлян до нас дошли украшения, сосуды и резные печати, выполненные из этого материала. Парой кубков из горного хрусталя гордился император Нерон, не пропускавший ни одного заслуживающего внимания предмета из того же стекла. Хрустальные шары служили «кондиционером» для богатых граждан Рима, охлаждая их руки в жару. Возможно, какой-нибудь из римских патрициев и придумал тогда прошедшую через века фразу «горный хрусталь охлаждает руки, но согревает душу». На Востоке тоже часто вырезали шары из горного хрусталя. Один из них диаметром 32,7 см представлен в Национальном музее США (г. Вашингтон). Горный хрусталь внёс большой вклад в развитие оптики, так как из него в древние эпохи изготавливали линзы, воспламеняющие огонь жертвенников. Из цельного куска горного хрусталя выточили самовар для царя Петра I. Среди антикварных изделий 18-го и 19-го столетий встречаются табакерки, печатки и пуговицы, основой для которых послужил природный кристалл.
Бариевый хрусталь – это тот вид, где вместо свинца используется барий. Он тоже обладает превосходными оптическими свойствами. Бариевый хрусталь варят в печи с последующим медленным застыванием. Полученная стекломасса затем делится резкой на части с последующей полировкой поверхности. Такой хрусталь часто применяют в качестве основания или пьедестала для наград или сувениров (кубки, призы, подиумы, корпоративная символика и пр.).
Богемский хрусталь сделан без добавления свинца или бария. В её составе эти элементы заменены калиево-кальциевым стеклом. По этой технологии уже больше века работает знаменитый стекольный завод Moser. Почему же потребовались другие рецепты хрусталя? Оказалось, что длительное время соки или вина в хрустальных сосудах хранить небезопасно, так как свинец постепенно переходит из хрусталя в напиток. Например, белое вино удвоило содержание свинца в течение часа хранения и утроило его в течение четырех часов. Двухсуточная выдержка портвейна в хрустале привела к тому, что уровень свинца в напитке составил 89 мкг/л, а через четыре месяца наблюдений за различными сортами вина этот уровень поднялся до 2000, а иногда и до 5000 мкг/л. Бренди, выдержанное в свинцовом хрустале более пяти лет, показало содержание свинца около 20 000 мкг/л. Чтобы устранить эту проблему, графины часто делают из бессвинцового хрусталя, который не только красив, но и безопасен.
Чем отличается хрустальное стекло от хрусталя?
Почему иногда пишут «хрусталь», а иногда «хрустальное стекло»? Синонимичны ли эти понятия? На страницах интернета они часто заменяют друг друга, но если обратиться к нормативным актам, мы узнаем, что в зависимости от процентного содержания окиси свинца стекло будет принадлежать разным типам. По ГОСТ 24315-80 хрустальное стекло (Kristallglas) не имеет цвета и содержит по большей части двуокись кремния (SiО). Общее количество окиси свинца (РbО), окиси бария (ВаО), окиси калия (KО), окиси цинка (ZnO) в нём не менее 10%. При этом показатель преломления стекла должен быть не менее 1,520, а плотность – не менее 2,4 г/см в кубе. Если же окись свинца в стекле от 18 до 24%, то это уже малосвинцовый хрусталь (Bleiarmes Kristallglas). От 24 до 30% окиси свинца содержит свинцовый хрусталь (Bleikristallglas). При содержании окиси свинца более 30% мы имеем дело со высокосвинцовым хрусталём (Bleireiches Kristallglas). При повышении содержания свинца возрастает также показатель преломления и плотности. А что же бариевый хрусталь? И его тоже описывает ГОСТ 24315-80. Если стекло содержит не менее 18% окиси бария и окислы щелочных металлов, имея показатель преломления не менее 1,530 и плотность не менее 2,7 г/см в кубе, то это и есть бариевый хрусталь (Bariumkristallglas).
Для других стран наш ГОСТ, конечно же, показателем не является. У каждой страны свои стандарты. В той же Чехии, где сильны собственные традиции, имеется три неофициальных класса хрусталя: traditional (малое присутствие окиси свинца), standard (до 30 % окиси свинца) и premium (от 33% и выше). Две первых группы охватывают сувениры, бытовой декор и посуду для среднего класса. А третья считается эксклюзивными изделиями, которые по определению не могут стоить дёшево. Официальная общеевропейская классификация, затрагивающая в том числе и Чехию, по содержанию PbO очень схожа с нашей. Она подразделяет изделия на обычное стекло (менее 10% окиси свинца), хрустальное стекло (от 10 до 17%), прессованный хрусталь (от 18 до 23%), свинцовый хрусталь (от 24 до 30%) и высокосвинцовый хрусталь (более 30%).
Тип хрусталя обязательно указывается на этикетке или наклейке (например, «LEAD CRYSTAL 24% PbO»). Иные обозначения (CRYSTAL GLASS, CRYSTAL или CRYSTALITE) прямо говорят о том, что перед нами не классический хрусталь. Например, кристаллит вообще не содержит окиси свинца, поэтому его, ссылаясь на приведённую выше классификацию, многие относят не к хрусталю, а к калиево-кальциевому стеклу.
Хрусталь в России
- Как утром родниковая река,
- Звенит хрусталь, звенит, не умолкая.
- У колеса алмазного станка
- Стекло алмазчик держит осторожно,
- По замыслу рисунок выводя,
- Чтоб радугу увидеть было можно,
- На светлых гранях в капельках дождя.
- Васильев, А.И.
Традиционный российский хрусталь обычно связывают с фамилией Мальцовых. Купец Аким Мальцов, летом 1756 года открыл на речке Гусь стекольную мануфактуру, со временем превратившую рабочий посёлок в город Гусь-Хрустальный. Поворотной точкой завода стал 1830 год, когда здесь началось производство хрусталя. Успеху сопутствовало то, что товар Ивана Мальцова, владевшего тогда заводом, по качеству ничуть не уступал завозному богемскому хрусталю, но по цене был не в пример дешевле. Можно сказать, что Мальцовы в России создали собственную империю, производившую стекло и хрусталь, сделавшие их знаменитыми. Впрочем, славу Мальцовым, конечно же, добыли мастера, работавшие на заводе. Например, семейство Травкиных специализировалось на гравировке необычайно тонкого рисунка в полкоробка спичек. Эти композиции на бокалах и вазах ценились очень дорого. А сколько имён остались безвестными.
Революция, Гражданская война и последовавшая за ними разруха привели предприятие в упадок, и оно закрылось. Лишь внимание «всесоюзного старосты» Михаила Калинина, распорядившегося выделить деньги на возобновление производства, спасли завод. Делали здесь всё: от простейших гранёных стаканов до художественного многоцветного стекла. Освоили здесь и технологию вплавления цветной венецианской нити. Продукция из Гусь-Хрустального расходилась по всей стране и отправлялась на экспорт. «Недаром всюду я по праву / Как верный сын, тобой горжусь / Твоею светлой, звонкой славой, / Хрустальный, милый город Гусь», - писал о нём поэт В. Жолнин. В 1990-е гг. завод оказался под угрозой, так как достаток россиян рухнул, а прежние связи прервались. Рабочим предлагалось самим реализовывать продукцию, и по вагонам идущих в столицу или из неё поездов потянулись коробейники с наборами из гусевского стекла и хрусталя. Усложнение финансовых расчётов между цехами, которые обрели самостоятельность, привело к банкротству. И всё же «Гусевской хрустальный завод имени Акима Мальцова» работает до сих пор, так как часть завода выкупили, поставили новое оборудование и перешли с массового производства посуды на малотиражные изделия или индивидуальные заказы.
Другим известным предприятием стал Дятьковский хрустальный завод, основанный в 1790 году вдовой Акима Мальцова в селе Дятьково (ныне одноимённый город в Брянской области). Расцвет предприятия начался в 1849 году, когда им стал владеть Сергей Мальцов – сын того самого Ивана Мальцова. При нём завод получает газогенераторные печи. Модернизация позволяет добавить к ранее выпускавшемуся здесь высокохудожественному хрусталю с тонкой алмазной гранью урановое стекло и стекло «Медный рубин». Придание стеклу определённого цвета очень заинтересовало Мальцова, поэтому он выписал на завод Вацлава Риккля, знающего толк в чешском стекле. Работы по изготовлению цветного стекла начались в 1896 году. В период СССР власть переоборудовало завод, сделав его современным предприятием, способным решать масштабные и необычные задачи. Изготовленные здесь хрустальные люстры можно найти во Дворце правительства в Гаване (Куба) и Музей Ковра в Баку (Азербайджан). Они освещают пространства Третьяковской галереи и зал заседаний московского «Президент-отеля». За несколько десятилетий торговая марка «Хрусталь из Дятьково» завоевала уважение не только внутри страны Советов, но и за рубежом. Заводу заказывали изготовление призов и наград известнейших соревнований («Хрустальная боксерская перчатка», «Хрустальный конек» и др.). В поздний советский период численность заводской штат превышал пять тысяч человек. Рыночные времена быстро поставили завод в сложное положение. Постоянно доносившиеся слухи о разорении предприятия не лгали, и завод со временем обанкротили. В результате юридических трансформаций на свет появилось ООО «Дятьковский Хрустальный завод плюс» («ДХЗ плюс), которое и сейчас занимается выпуском хрусталя. Из примечательных произведений российского времени отметим сделанных здесь «Хрустального пеликана» (награды для лучшего учителя страны) и «Богиню медицины», вручением которой отмечают заслуги врачей.
Ещё одним знаменитым предприятием по выпуску хрусталя является Никольско-Бахметевский хрустальный завод, более известный под именем «Красный гигант» для тех, кто застал советский период. По возрасту он ненамного отстаёт от Гусевского, так как создан в 1764 году, и по праву входит в число старейших российских производств, где делали хрусталь. Заложил его в селе Никольско-Пестровка (Пензенская губерния) отставной военный Алексей Иванович Бахметев. Его фамилия и место основания послужили названием завода. Славу ему составили высокохудожественные предметы дворцового убранства, которые тут выпускали наряду с посудой и сервировочными аксессуарами из хрусталя. Также похвально отзывались о его хрустальных светильниках. На Всероссийской промышленной выставке, которую в 1829 году проводил Санкт-Петербург, сын основателя завода Н.А. Бахметев получил Большую золотую медаль за представленную экспозицию хрусталя. С 1836 года на изделия начали ставить маркировку с двуглавым орлом, означающую самое высокое качество продукта. Хрусталь отмечен наградами на выставках в Москве (1839, 1861, 1865 гг.) и в Нижнем Новгороде (1896 г.) В 1884 завод перешёл Александру Оболенскому. Во время СССР заводу поручали важные оборонные проекты. Например, здесь делали оптику для танков и подводных лодок. Из масштабных проектов стоит отметить заказы на оформление станций метрополитена. В постсоветский период завод обанкротился. На его базе сейчас работают ООО «Бахметьевская артель» и «Бахметевъ1764».
Как отличить хрусталь от обычного стекла
Очень часто по внешнему виду предметы из стекла и хрусталя неотличимы. Но стекло дёшево, а хрусталь дорог. Можно ли узнать стекло, если хитрый продавец подсовывает его в качестве хрусталя? Существует ряд несложных и доступных каждому способов опознать стекло, затесавшееся среди его хрустальных близнецов.
Иногда достаточно просто посмотреть сквозь хрусталь на солнце или яркую лампу, и тогда глаз отметит красивые переливы всех цветов радуги. Стекло такое многоцветье показать не способно. Ещё советуют при покупке проверять хрусталь светом карманного фонарика. Изделие из хрусталя должно иметь голубовато-фиолетовый оттенок. При других оттенках следует обеспокоиться (например, известково-натриевое стекло при таком способе проверки будет казаться зеленоватым).
«В кафе хочу! Но не бистрО! / Там разовые все стаканы… / Из пластика… а мне б стекло / Или хрусталь, чтоб без обмана!» (Вера Соколова-Зарщикова). В фильме «Прохиндиада или бег на месте» администратор престижного ресторана придирчиво проверяет посуду, расставленную для свадебного банкета, осторожно постукивая по краю бокалов. Эту операцию сопровождает характерный звон. Но как только вместо него слышится грубый дребезг, рука безжалостно убирает бокал со стола. Выражение «хрустальный звон», наверное, знакомо всем. Высокое содержание PbO добавляет звону мелодичность. Однако этот способ не работает на хрустале с толстыми стенками. Им также не проверить хрусталь с трещинами. Ещё поэт А.К. Лозина-Лозинский когда-то заметил: «И душа моя звенит от тихой радости / С дребезжанием надтреснутого хрусталя».
Монеты часто проверяют на весах. Но и хрусталь от стекла отделить можно обычным взвешиванием. Хрустальный предмет будет весить больше, чем стекло, отлитое из той же формы. Ещё один способ взывает вспомнить, как хрусталём охлаждали руки. В руках обычное стекло согреется быстрее, чем хрусталь. Ну а выше приведена небольшая шпаргалка. С какой стороны стекло, а с какой хрусталь, разобраться несложно.
Интересные факты о хрустале
В 19-м столетии хрусталь заставили охлаждать уже не руки, а напитки. Для этого разработали холодильник в форме кувшина. В нижней его части находилась ёмкость для льда. Столь большой популярности, как ведёрко со льдом для охлаждения шампанского, этот кувшин не обрёл, но зато оказался в списке необычных изобретений.
Обычно под хрусталём подразумевают, что-то безупречно прозрачное и бесцветное. Но мы уже убедились, что существует цветной хрусталь. Как же его получают? Оказывается, тут в дело вступают примеси. Тёмно-красный, гранатовый цвет создаётся примесями кадмия или соединений золота. Зелёным и фиолетовым сделают хрусталь окись меди и оксиды марганца. Ещё один способ получить зелёный хрусталь, но уже не глубоких, а ярко-травянистых оттенков поможет хром. А вот зелёно-голубые тона подарит хрусталю железо. Оно же способно придать хрусталю жёлтый цвет. Но желтизну можно получить добавлением марганца, только надо следить за концентрацией, так как хрусталь может выйти коричневым. Желтовато-зелёные тона мы получим, используя уран. Тёмно-синий цвет хрусталь обретает благодаря кобальту. И, наконец, нежно-розовый оттенок придаёт хрусталю кремний.
Глыба зелёного хрусталя в 1901 году досталась в подарок Льву Николаевичу Толстому от коллектива Дятьковского завода. Рабочие не поленились выгравировать дарственную надпись, сопровождённую изящной монограммой Толстого. А в 1919 году заводчане уже одаривали Владимира Ильича Ленина. Вождю мирового пролетариата предназначалась хрустальная Конституция Советской России. В дополнение Ленину вручили набор предметов, на которых были портреты классиков и деятелей марксизма. В том числе, и самого Ильича. А когда в 1966 году на заводе оказался первый космонавт планеты, то он увёз с собой большой ключ от города, выполненный из хрусталя. У Юрия Алексеевича было много подарков из хрусталя. Например, завод «Красный Май» подарил Юрию Гагарину хрустальную вазу с названием «Звёзды».