Если бы не мода на греческие названия в момент её изобретения, то грампластинку могли бы именовать как-то иначе. Её имя сложилось из названия граммофона, для которого она предназначалась, и слова «пластина», отличающей её от цилиндров фонографа. Это аналоговый носитель звуковой информации, записанной в виде спиральной дорожки на одной или обеих сторонах. Меломаны сокращают длинное название до вида «пластинка», «пласт» или даже «плита», а также «диск», ведь на французском длинное официальное название быстро сократили до «disque». В период расцвета из-за материала её начали звать «винил».

Грампластинки

Изобретение и первые шаги грампластинок

Грампластинка обязана своему появлению двум людям, один из которых предложил идею, а второй независимо от первого эту идею реализовал. Идеологом здесь выступил американский физик Чарльз Самнер Тейнтер. В 1880 году ему пришла в голову мысль, что записи фонографа Эдисона было бы легче прослушивать и проще дублировать, будь они не на цилиндрах, а на диске. Тейнтер даже сконструировал нужный проигрыватель и сделал к нему восковые пластины со спиральной гравировкой дорожки звукозаписи. Результат ему не понравился, и он переключился на иные проекты. Тем не менее, эти его образцы, хранящиеся в Смитсоновском институте (г. Вашингтон), носят титул первых в мире звуконосителей типа грампластинки.

Эмиль Берлинер с граммофоном и грампластинкой

Практиком же стал Эмиль Берлинер. Не подозревая об изысканиях Тейнтера, он изменил принцип действия эдисоновского фонографа, при вырезании звуковой дорожки выбрав не вертикаль, а горизонталь: закрученная спиралью канавка отклонялась в стороны. Первая пластинка была из стекла, покрытого сажей. Когда сажа отвердела, Берлинер с помощью гальванопластики создал её копию (позитив пластинки) из цинка. Используя цинковый носитель, изобретатель сделал негативный оттиск, и вот уже с него можно было штамповать нужное число дубликатов (с одного негатива получали не менее 500 пластинок). 4 мая 1887 года подана заявка на патент. 8 ноября 1887 года Берлинер получил патент на устройство с названием «граммофон», а 15 мая следующего года запатентовал и сам метод звукозаписи. Из сохранившихся экземпляров можно отметить пластинку из цинка, записанную 25 октября 1887 года. Демонстрационные экземпляры этого носителя имели диаметр 28 см.

Патент

Призвав на помощь техника Вернера Зюсса, Берлинер совершенствует процесс звукозаписи и её тиражирования. От стекла, покрытого сажей, пришлось отказаться. Начались эксперименты с пластинами из цинка или меди с восковым слоем. Прокладка звуковой дорожки сдирала воск до металла, а далее пластинка обрабатывалась кислотой. На защищённые воском части кислота не действовала, тогда как в металле она протравливала бороздки, повторяющие спираль звуковой дорожки. Убрав воск, Берлинер получил мастер-диск, пригодный для создания штамповочного пресса. Оставался вопрос с материалом дубликатов. На этот раз он начал сотрудничество с Джоном У. Хаяттом – изобретателем целлулоида. Хорошего результата не получилось. Тогда Берлинер перешёл к твёрдой вулканизированной резине, которая уже позволяла получать вполне пригодные для продажи копии.

В Америке шла настоящая битва звуковоспроизводящих устройств, и перспективы любого из них казались туманными. Поэтому Берлинер не смог получить ссуды на производство или заключить партнёрство. Тогда он в 1889 году отправился на родину – в Германию, где и его самого, и граммофон встретили с огромным восторгом. Более того, изобретением сразу заинтересовались в качестве практического применения. Уже к концу года на фабрике в Вальтерсхаузене (Тюрингия) наладили выпуск простеньких граммофонов для дисков диаметров 12,5 см, а также говорящих кукол, внутри которых тоже прятался проигрыватель 8-сантиметровых пластинок. Берлинер продавал носители всех типов, над которыми экспериментировал: из цинка, из целлулоида и из каучука. За полтора года выпуск составил примерно 25 000 экземпляров. О качестве говорить было сложно, так как к пластинкам прилагался текст, чтобы слушатели могли разобрать содержание записи. Не увидев существенную прибыль даже после налаживания экспорта на Британские острова, Эмиль Берлинер в 1891 году снова едет покорять Америку. За три года завод созданной Берлинером компании произвёл около тысячи проигрывателей и 25 000 дисков. На тот момент уже издавался каталог звукозаписей. В 1895 году Берлинер изменил стандартный размер пластинки: с десяти дюймов (25,4 см) он уменьшил её до семи (17,5 см).

Грампластинки из шеллака

Пример грампластинки

Слово «винил» стало синонимом грампластинки, но мало кто вспоминает о предшественнике винила – шеллаке. Шеллак возник на сцене в 1896 году, когда Берлинер окончательно разочаровался в каучуке. Новые носители он решил делать из формовочной смеси, ранее разработанной для изоляторов. К ней он добавил сульфат бария, сланцевую муку, сажу и несколько других ингредиентов, получив износостойкий состав. Главным недостатком стала хрупкость. Поломать каучук было непросто, а вот шеллак разбивался в два счёта. Зато качество звука неимоверно возросло. Выбор оказался крайне удачным, что подтверждают данные продаж фирмы Берлинера за 1898 отчётно-финансовый год: реализовано 713 753 пластинки.

Патефонные пластинки начала XX века размером 50 см

Оказалось, что юридически производство пластинок было не защищено. Пока Берлинер бился в судах с бывшим партнёром за право выпускать граммофоны, сторонние компании быстро наладили производство дисков из шеллака. Считается, что рынок звукозаписей на грампластинках начал формироваться и быстро расти, начиная с 1900 года. Компании по масштабному выпуску дисков появились в Лондоне, Париже, Ганновере, Берлине и Вене. Но тут появилась фирма Pathé Records, чей патефон использовал не горизонтальное, а вертикальное отклонение дорожки. Именно патефоны наравне с граммофонами сумели завоевать рынок и отправить все проигрыватели иных типов на свалку истории. «Пате» поначалу предлагала диски полуметрового диаметра (выпускались также диски 21, 25, 27, 29 и 35 см), но постепенно для пластинок из шеллака общепринятыми стандартами стал размер 25 см и скорость 78 оборотов в минуту.

Пластинка с маркировкой "78N" (N - стандарт, 78 - скорость вращения)

Звукозаписывающие компании росли, как грибы, поэтому постоянно появлялись какие инновации. Одной из них стал выпуск двусторонних пластинок, появившихся в период между 1904 и 1908 гг. Распространению пластинок посодействовали великие певцы того времени (например, Энрико Карузо). Так как им шёл процент с продаж, они всеми силами старались вовлечь в покупки как можно большее количество людей. К 1914 году только в Германии продавали пластинки около 500 звукозаписывающих фирм. Появление винила, как более качественного материала для носителей, обрушил рынок шеллака и разорил множество химических концернов, предполагавших стабильный заработок на многие десятилетия вперёд. Переход на винил произошёл достаточно быстро. Западная Германия прекратила выпуск дисков из шеллака в середине 1958 года, а Восточная – три года спустя. По данным исследователей последние диски из шеллака отштампованы ЮАР в 1972 году. Однако ещё долгий период электрофоны имели возможность устанавливать скорость 78 оборотов в минуту и менять иглу звукоснимателя для проигрывания пластинок из шеллака.

Виниловые грампластинки

Единоличное доминирование шеллака ещё в ранние годы пытались подорвать иные материалы, так как он стоил дорого. Даже небольшое удешевление одного диска могло принести компании громадную прибыль при большом тираже. Английский производитель Nicole Records экспериментировал, выбирая между поливинилхлоридом и полистиролом. Однако запись на полистироле оказалась недолговечной.

Пример грампластинки из винила

Пионером внедрения винила стала компания RCA Victor, в 1930 году представившая миру долгоиграющий диск на 33⅓ оборота в минуту. Аббревиатура LP («Long Play») вскоре стала кратким обозначением пластинок, а сочетание «33⅓» - неким обозначением всего, что связано с меломанами и музыкой на грампластинках. RCA Victor доказала, что опережать рынок довольно опасно, так как этот проект потерпел коммерческий провал, ведь число проигрывателей, поддерживающих эту скорость, было крайне невелико.

Пример грампластинки из винила

Почему же победил винил? Это произошло не только из-за его дешевизны. В сравнении с шеллаком он был куда крепче. Это свойство сразу оценили те, кто постоянно занимался доставкой пластинок. На виниловые диски перешли радиостудии, которые использовали предварительную запись программ, а затем производители пластинок для детей. Переходу на винил поспособствовал и дефицит шеллака, случившийся в период Второй мировой войны. Качество записи тоже повысилось, так как упал уровень фоновых шумов. Изнашивался виниловый диск тоже не так быстро, как его аналог из шеллака.

Разные типы отверстий и переходник

Популярности виниловых пластинок чуть было не помешало их центральное отверстие. Columbia Records начала масштабную продажу дисков с маленьким отверстием (7 мм), тогда как в RCA Victor решили, что отвестие должно непременно быть большим (38,1 мм). Причём эта компания настаивала на проигрывателях со скоростью 45 оборотов в минуту. Повышенная скорость приводила к небольшой продолжительности записи, но эту проблему решили, разбив произведения на отдельные пластинки и скомпоновав их в соединённые друг с другом конверты. Такая упаковка породила название «альбом» («record album»), которое и сейчас используется относительно музыкальных программ даже на компакт-дисках («альбом 2012 года» и т.п.).

«Мне по-прежнему нравится думать об альбоме, как в прежние времена, как о виниловой пластинке с двумя сторонами: одна заканчивается, другая начинается. Сейчас, к сожалению, когда альбом скачивают, люди перемешивают песни в том порядке, какой им нравится, а то и выкидывают ту или иную. Но альбом нужно слушать не так. Те, кто его делал, придумывали ему композицию и структуру. Это как взять картину художника и вырезать из неё кусочек»Дэйв Гаан — британский музыкант, вокалист группы Depeche Mode

Эта война форматов вошла в историю проигрывателей как «Битва скоростей». Спор разрешили производители проигрывателей, заложив в конструкцию возможность трёх основных режимов: 33⅓, 45 и 78 оборотов в секунду. А проблему с разными отверстиями устранил переходник.

Переключатель скоростей

Впоследствии скорость 33⅓ оставили для долгоиграющих пластинок (тех самых LP), а 45 уже предназначалась для синглов, которым не требовалась продолжительная запись. Распространение магнитофонов отнюдь не убило рынок грампластинок, так как качество диска было намного выше, чем та же запись на магнитофонной ленте. Грампластинки становились мастер-дисками для тиражирования той или иной записи. В 1970-х гг. только в Великобритании было реализовано более трехсот миллионов дисков. В 1980-е годы на территории Соединённого Королевства действовало 2200 независимых торговых точек, торгующих пластинками. Лишь появление компакт-дисков смогло обрушить эти продажи и сократить (а затем и удалить) ассортимент пластинок в магазинах звукозаписей.

Грампластинки в СССР

Этикетки первых советских пластинок

Первые пластинки советской России были посвящены записям выступлений деятелей революции, то есть служи прямой агитацией. Их прослушивали на граммофонах в рабочих коллективах и воинских частях. В 1919-1921 гг. всей отраслью грамзаписи заведовало Центральное управление учета, распределения и распространения произведений печати ВЦИК, а в 1922-1923 гг. за это направление отвечал Госпросснаб НКП. Постепенно ассортимент начинал расширяться. На пластинках появлялись революционные песни, марши, декламация. Поначалу грамзапись базировалась и в Апрелевке, и на фабрике 5-летия Октября – национализированной фабрике «Пате», основанной братьями Шарлем и Эмилем Пате (Charles & Émile Pathé). Во время руководства Госпросснабом диски делала только бывшая фабрика «Пате».

Позже звукозапись окончательно переместилась первую отечественную фабрику пластинок в подмосковном селе Апрелевка, открытую в 1910 году. После революции её переименовали в Апрелевскую фабрику грампластинок памяти 1905 года. С 1924 по 1927 год выпуск дисков осуществлялся под надзором Музпреда НКП. Когда в 1927 году это направление отдали в введение Музтреста Наркомата легкого машиностроения, то начали тиражировать музыкальные коллекции исчезнувших после революции фирм «Граммофон», «Сирена», «Зонофон» и пр.

Альбом с речью Сталина

В 1933 году делами стал распоряжаться Наркомтяжпром СССР (c 1937 – Наркоммаш СССР), при котором организовали «Грампласттрест». Солидный куратор помог обновить оборудование в Апрелевке. А вскоре с Апрелевкой по объёму выпуска начал соперничать новый завод для выпуска грампластинок, построенный в подмосковном Ногинске. В СССР тоже выпускали альбомное оформление пластинок. Выше 21 пластинка, выпущенная в 1936 году с речью Иосифа Виссарионовича Сталина. Тот, кто их слушал, утверждает, что одну из сторон первой пластинки занимали приветственные аплодисменты аудитории, а заключительную сторону последней - финальные овации.

Экспортный вариант довоенной советской пластинки

Для продажи за границей использовали торговую марку не «Грампласттрест», а «SovSong». Кроме государственных заводов пластинки в незначительном количестве выпускали московские и ленинградские артели. После начала Великой Отечественной специалистов Ногинского завода вместе с оборудованием отправили в Ташкент, а вот Апрелевская фабрика продолжила работу, хотя в очень скромных масштабах (за первые два года войны выпущено всего полсотни пластинок), но когда Красная Армия отогнала врага от столицы, количество дисков заметно увеличилось.

В 1948 году оборудование полученного по репарациям граммофонного завода «Tempo» послужило фундаментом для создания Ленинградского завода грампластинок. В те годы пластинки распространяли не только по магазинам для продажи, но и по библиотекам, чтобы их, как и книги, могли брать на прослушивание все желающие. С 1950 года начался постепенный переход с шеллака на винил. Через год и в Москве, и в Ленинграде выпустили первые долгоиграющие пластинки со скоростью 33⅓ оборота в минуту. Небольшие артели продолжили выпуск пластинок и после войны, но в 1958 году советская власть взяла курс на политику укрупнения и преобразовала часть этих артелей в заводы, полностью находящиеся под управлением государства. Первой советской пластинкой со стереозвуком считается диск с записями мексиканской певицы Элии Касановас, вышедший в 1961 году.

Фирменный магазин «Мелодия»

Эра Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия» началась 23 апреля 1964 года. Под её эгидой диски выпускали Апрелевский, Рижский, Ленинградский, Ташкентский и Бакинский заводы грампластинок. Сам процесс записи осуществлялся шестёркой крупных звукозаписывающих студий, в число которых входила и Московская Всесоюзная студия грамзаписи. Для централизации процесса распределения товара «Мелодия» заведовала сетью специализированных торговых баз и магазинов. Самым известным из них стал расположенный на Калининском проспекте в Москве.

Оригинальный диск группы Teach-In и его советское переиздание

На новый уровень «Мелодия» перешла в 1978 году, когда начал работу Московский опытный завод «Грамзапись». В преддверии Московской олимпиады сюда завезли самое современное оборудованием для производства матриц и печати пластинок. Страна готовилась к наплыву зарубежных гостей и хотела поразить их всем (в том числе и обилием музыкальных записей). В тот же период начали печатать журнал «Мелодия — Каталог-бюллетень», где кроме информации о новых дисках были статьи музыковедов и рецензии на музыкальные программы и их исполнителей.

С 1981 года «Мелодия» печатала на этикетках и на конвертах пластинок дату записи, что очень помогает меломанам в датировке того или иного диска. Считается, что максимума возможностей «Мелодия» достигла в 1989 году, когда общий годовой тираж винила здесь превысил сто миллионов экземпляров. О таких объёмах тогда не мог мечтать ни один самый известный бренд звукозаписи. До 1963 года «Мелодия» издавала ряд популярных зарубежных исполнителей без каких-либо отчислений. Лишь в 1973 году фирма была вынуждена присоединиться к международному законодательству и начала выпускать пластинки по лицензиям.

Типы грампластинок

Стандартные размеры

Тремя основными размерами диаметра грампластинок считаются:

  • 12″ (30 см) — гигант;
  • 10″ (25 см) — гранд;
  • 7″ (17,5 см) — миньон.

Одна сторона миньона при скорости 33⅓ оборота в минуту включала запись на 7-8 минут, на сторону гранда умещалось 13-15 минут, а сторона гиганта – это 20-24 минуты записи. Максимальная продолжительность гиганта порой очень расстраивала владельцев магнитофонов, так как на одну сторону 90-минутной кассеты не умещалось содержимое целой пластинки, и последняя композиция часто была оборвана. Это не единственные существовавшие форматы. В предвоенные годы ещё продавали 16-дюймовые диски, куда записывали материал для радиостанций.

По числу каналов грампластинки делятся на:

  • монофонические (1 канал);
  • стереофонические (2 канала);
  • квадрофонические (4 канала).
Квадрофоническая грампластинка и проигрыватель для неё

Единственный советский диск фирмы «Мелодия» появился в 1980 году. Чести попасть в этот удивительный эксперимент удостоилась группа «Яблоко» (широкие слои населения узнали об этой группе в передаче «Музыкальный ринг», состоявшейся на несколько лет позднее). Выпущенный тиражом 18 000 рублей диск продавался за шесть рублей. Неизвестно, был ли у хоть одного поклонника этой группы электрофон, позволявший разбивать звучание на четыре канала. А ведь советская промышленность их выпускала. Модель «Феникс-2 квадро» серийно производился с 1978 года.

Пример западной маркировки квадрофонической грампластинки

Впрочем, даже на Западе техника «квадро-стерео» не имела широкого распространения. Но, конечно же, там выбор квадрофонических дисков был побогаче. Наиболее заметный след в истории оставил двойной диск «The Dark Side Of The Moon» от группы Pink Floyd (1973 г.).

По типу носителя диски можно разделить на следующие группы:

  • жёсткие пластинки;
  • гибкие пластинки;
  • сувенирные и декоративные пластинки;
  • кустарные пластинки.
Гибкий диск фирмы «Мелодия»

Если с жёсткими пластинками всё ясно, то гибкие – это отдельная вселенная. Их выпускали на ПВХ-плёнке, обычно голубого цвета. Владельцы хороших электрофонов презрительно относились к таким дискам, запрещая ставить их на свой аппарат, так как они портили дорогой звукосниматель. Но хозяева простеньких проигрывателей были рады и такому приобретению. Содержание было разношёрстным. Например, к паре песен группы «Boney M» на одной стороне добавляли тройку композиций эстонского ансамбля «Апельсин».

Номера «Кругозора»

Интересным явлением были музыкальные журналы «Кругозор» и «Колобок». «Кругозор» кроме базовых страниц содержал шесть гибких двусторонних пронумерованных пластинок со скоростью вращения 33⅓ оборота в минуту. В центре каждая из его страниц имела отверстие, поэтому запись можно было слушать, не вырезая пластинку из журнала. Большой удачей для меломана было обнаружить в его составе диск с песней популярной группы, которую в магазине не купишь. Новинки эстрады иногда появлялись и в специальной рубрике «Кабачок 33 с половиной оборота». «Колобок» предназначался для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Внутри него было всего две гибких двухсторонних пластинки.

Пример сувенирной фотопластинки

Сувенирные односторонние пластинки дошли до наших дней в виде круглой фотографии, поверх которой нанесён прозрачный слой, где и прорезана звуковая дорожка. Они были очень распространены в курортных городах, где сюжетом фото становился сам отдыхающий на фоне местных достопримечательностей. Впрочем, и в крупных населённых пунктах студии звукозаписи вполне официально предлагали записать такую пластинку. Называлась эта услуга «звуковое письмо». Предполагалось, что заказчик запишет послание родным. Но очень скоро оказалось, что куда больше просьб записать не речь, а популярную песню. Работник звукозаписи мог сделать пластинку с композицией, на которую «Мелодия» никогда в жизни не приобрела бы лицензию. Стоимость такой услуги варьировалась по времени записи, местами доходя до рубля.

«Музыка на костях»

Кустарное производство, в основном, известно по нарезке звуковой дорожки на рентгеновских снимках, из-за чего продукция получила название «музыка на костях» или «рок-на-костях». Однако ростовские меломаны вспоминают, что некий умелец продавал диски, основой которых служил винил. Каким-то образом ему удавалось накатывать на основу дополнительный слой, куда и делали запись. Репертуаром была блатная музыка, которая имела широкое хождение на плёнках, но на пластинках её увидеть было немыслимо. Кустарные пластинки вымерли, как класс, когда в быту магнитофоны массово начали вытеснять проигрыватели

Цены на грампластинки в СССР

Двойной альбом Софии Ротару в художественной обложке

Цены зависели не только от размера пластинки, но и от типа обложки (обложкой меломаны чаще называют наружный защитный футляр, а конвертом – внутренний). Часто использовали обложку с центральным вырезом и нейтральным оформлением (пейзаж, радуга, абстрактный узор), в которую можно было упаковывать любой подходящий по размеру диск. Такие обложки называют «анонимные». За макет индивидуальной обложки к конкретной пластинке платили целой группе специалистов (художнику, фотографу, администратору и пр.), поэтому в ней пластинка стоила дороже. Например, Юрий Балашов, создавший в 1980 году обложку к двойному альбому Софии Ротару, получил 120 рублей и первую премию на всесоюзном конкурсе. Стоимость пластинок была жёстко регламентирована и указывалась на конвертах. Порядок цен можно представить следующим списком:

  • Гибкий миньон – 60 копеек (в ряде случаев до 1 рубля);
  • Миньон (моно) – 70 копеек;
  • Миньон (стерео, анонимная обложка) – 85 копеек;
  • Миньон (стерео) – 1 рубль;
  • Гранд (моно) – 90 копеек;
  • Гигант (моно, анонимная обложка) – 1 рубль 60 копеек;
  • Гигант (моно) – 1 рубль 85 копеек;
  • Гигант (стерео, анонимная обложка) – 1 рубль 90 копеек;
  • Гигант (стерео) – 2 рубля 15 копеек;
  • Гигант (целлофанированная обложка) – 2 рубля 70 копеек;
  • Гигант (лицензионный) – от 2 рублей 70 копеек до 4 рублей;
  • Двойной гигант - до 5 рублей (например, «Алиса в стране чудес» – 3 рубля 40 копеек);

Впрочем, цену могли изменить некоторые обстоятельства. Например, обложка с олимпийской символикой повышала стоимость гиганта до трёх рублей, а при наличии целлофанированной обложки – до трёх с половиной.

Шувакиш - сборище свердловских меломанов

Кроме официального рынка в СССР существовал огромный «чёрный» рынок грампластинок. Диск группы «ABBA» на пике её популярности в СССР стоил там в среднем 15 рублей, если это была лицензионная «Мелодия», 25 рублей, если производителем была страна социалистического блока, и 35 рублей, если диск привезли от западной фирмы (в каждом конкретном случае и населённом пункте действовали свои нюансы). Обычно меломаны собирались где-нибудь за городом или в парке, чтобы не попасть под милицейскую облаву и не получить срок за спекуляцию. Кроме прямых продаж культивировался и обмен, когда переписанный на ленту диск меняли на другую пластинку. Но в этом случае всё часто заканчивалось тем, что у тебя на руках оставался крайне непопулярный диск, который никого не интересовал, и приходилось снова тратиться на «обменный фонд».

Rockets - "народная" группа СССР

Ходили легенды, что центральную этикетку (на сленге меломанов – лейбл, яблоко или пятак) кто-то умел переклеивать. И тогда вместо желанного концерта «Accept» или «Iron Maiden» из колонок неслись звуки «Лебединого озера» или пионерские песни. Однако скорее можно поверить, что кто-то клеил новый лейбл поверх старого, так как этикетка не наклеивается, а впрессовывается в пластинку. Ещё одним интересным бизнесом, связанным с грампластинками, были чёрно-белые фотоплёнки со снимками причудливых обложек от иностранных дисков. Получить на сутки такую плёнку, чтобы самостоятельно распечатать фотографии, стоило в среднем три рубля. Сейчас трудно поверить, что даже увидеть чёрно-белый снимок какой-нибудь западной рок-группы тогда казалось настоящим чудом.

Перспективы грампластинок

Йоп Ван Тильбург представляет формат CD

Первые коммерческие компакт-диски отправились в магазины 17 августа 1982 года. Удешевление этого носителя и увеличение числа обладателей проигрывателей привело к тому, что продажи CD начали резкий рост, а пластинки стали раскупать куда менее активно. Цифра привлекала кристально чистым звуком, лишённым фонового шума и всевозможных потрескиваний. Компакт-диск повредить было сложнее, чем грампластинку. Постепенно пластинки переместились на задворки площадей музыкальных магазинов, а кое-где и вообще исчезли. Теперь казалось, компакт-диски ждёт долгая и благополучная эра.

Данные о продажах долгоиграющих пластинок в сравнении с компакт-дисками в Германии с 1984 по 2021 год

Но цифру убила другая цифра – компьютерные форматы записи. Росло число владельцев персональных компьютеров и ноутбуков, а после файлы перекочевали и на смартфоны. Отпала необходимость иметь и компакт-диски, и проигрыватели. Эпоха их оказалась непродолжительной. Теперь именно они перемещаются на задворки. Но по соседству неожиданно снова начали возникать витрины и стенды, заполненные винилом. Что же вернуло ему вторую жизнь?

Если сравнивать несжатое цифровое аудио с винилом, то я могу лишь повторить то, что уже говорили ранее: в оцифрованном звуке разрешение более ограниченное, чем в аналоговом. То же самое можно сказать и о частотном диапазоне. Но реально то, что вы слышите. Винил дает определенную насыщенность и дополнительные гармоники, каких нет в цифре. У звука есть плотность, и он получается более материальным.Кристоф Гроте-Беверборг

В разговорной речи эту длинную цитату можно свести к фразе «тёплый ламповый звук». Хотя она и относится к сравнению техники на лампах от её аналогов на транзисторах, но прекрасно описывает и противостояние аудиофилов, предпочитающих LP, а не CD. Но, оказывается, существуют и другие причины. Фраза «Размер имеет значение» преподносит достоинства обложки грампластинки, значительно превышающей футляр компакт-диска. На большой обложке мелкие элементы оформления предстают во всей красе, чего не сказать об уменьшенном формате для футляра. Очередная волна ретро лишь усилила стремление обладать грампластинками, особенно, если речь идёт об известных синглах или альбомах.

Продажи грампластинок в США (шт.)

Пока статистика продолжает фиксировать возрождение интереса к старому формату. Например, в 2014 году в США было продано 9,2 миллиона пластинок, что на 260% больше, чем в 2009 году, а продажи на Британских островах за тот же период выросли в пять раз. В 2017 году пластинки продолжали выпускать около полусотни различных компаний в разных точках мира (из них на США приходилось 18). Так что грампластинки гордо оглядываются на компакт-кассеты, появившиеся куда позднее, но уже считающиеся ретро-носителем. Судя по всему, с собой слово «ретро» грампластинка ассоциировать не желает.

Цветная грампластинка