Кажется невероятным, что обычное слово «горн» может быть неверно истолковано иностранцем, услышавшем его в России. Впрочем, в русском языке «горн» входит в группу омонимов, так как у нас есть два горна. Первый изначально зародился в русском языке, обозначая сначала очаг горения, а затем подвид металлургической печи. Второй пришёл к нам из немецкого языка, и этот горн подаёт сигналы.
Если с сигналами горна всё просто, то со словом всегда начинается какая-то путаница. А всё потому, что английское слово «Horn», изначально обозначающее «рог», прошло большую эволюцию, постоянно дополняясь новыми значениями. Если взять Тобольда Хорнблауэра (персонажа Толкиена из эпопеи «Властелин колец»), то его фамилия на русский дословно переводится как «дующий в рог». Но в русских переводах он предстаёт нам Дудельщиком, Дудкинсом, Дудстоном, Дудлингом и даже Трубацем. Заглянув в словарь, мы узнаем, что «Horn» - это не только «горн», но ещё и «рог». И даже «валторна». Вот как тут не запутаться?
Но в наш-то язык название инструмента «горн» пришло от немецкого «horn». Однако и там далеко не всякий «horn» - это горн. Исторически устоявшееся значение слова «horn» - это знакомая нам валторна, которая поначалу звалась «Немецкий рог» («German horn»). Впрочем, и валторны делятся на три основные группы: непосредственно валторна, её французский подвид («French horn») и австрийский рожок («Vienna horn»). А то, что мы называем «горн» на других языках носит совсем иные имена. Возможно, история духовых инструментов поможет нам разобраться во всех этих «горнах», большинство из которых к горну отношения не имеют.
История появления горна
Итак, в начале был рог. Но не любой рог, а рог полорогих животных (крупный рогатый скот, а также козы, овцы и антилопы). Для древних пустотелый рог был очень удобен в хозяйстве, превращаясь, к примеру, в кубок. Но кто-то, обломив его кончик, догадался дунуть, получив резкий пугающий сигнал, так как расширяющаяся коническая форма отлично усиливает звук. Сначала словом «рог» называли вообще все инструменты, полученные из рогов, а также подобные конструкции, сделанные из дерева или металла. От рога произошёл почтовый рожок, о котором мы вам уже рассказывали. Словом «шринга» («рог животного») в Индии называли древнее подобие трубы. От латинского «cornu» («рог») сложилось слово «корнет», обозначающего духовой инструмент, по виду схожий с трубой, а также «карнай» - медный духовой музыкальный инструмент, на котором играют в странах Средней Азии, Иране и Казахстане. А ещё есть флюгельгорн (Flügelhorn), который и не труба, и не корнет. И уж тем более не горн.
Чтобы покончить с путаницей, разделим духовые инструменты на сигнальные и музыкальные. Горн окажется в первой группе, а похожие на него инструменты – во второй. Теперь мы выяснили, что главное предназначение горна – подавать сигналы (а не быть частью духового оркестра). Подобные инструменты известны ещё со времён Древнего Рима. Выше показаны фрагменты такого горна. Часть с мундштуком (слева) найдена на горе Мон-Ванту во Франции. Раструб (справа) найден в городе Альфен-ан-ден-Рейн (Нидерланды). Горнист (Cornicen) в римской армии занимал положение выше простого легионера.
Прототипом горна стал сигнальный рог. Например, в Англии он используется с 1764 года, где находит применение в пеших полках. Но нас интересует Германия, ведь наше слово «горн» пришло именно оттуда. Подобный сигнальный рог из-за формы там звался Halbmondbläser, так как напоминал полумесяц. Впервые в качестве армейского сигнального инструмента его использование зафиксировано в 1758 году в Ганновере (Нижняя Саксония). Сделан он был из латуни. От края до края дуги тянулся ремень, с помощью которого инструмент фиксировали на плече. Однако, если сейчас показать Halbmondbläser немцам, они сразу признают в нём традиционный охотничий рог и даже насвистят сигналы «Двигайтесь медленно» или «Прекратите стрелять».
То, что мы называем «горн», в немецком и французском языках сейчас звучит как «Clairon». От французов его заимствовала даже Япония. Есть версия, что в Средние века должность конного военного горниста породила слово «корнет», ставшее воинским званием в ряде армий мира. Однако в Европе Нового времени горном кавалерия никогда не пользовалась. Там сигналы подавали трубой. Та же традиция потом перекочевала и в русскую армию.
Слово «горнист» русский язык тоже заимствовал из немецкого (Hornist, Hornbläser). В российской армии горнистом называли подающего специальные сигналы солдата или матроса. С той поры слова «горнить» и «сигналить» стали синонимами. В качестве сигнального инструмента поначалу использовался и горн, и рожок, и труба. В полковом штате горнист числился вместе с барабанщиком, так как оба они занимались общим делом – сигналами. Сущность горниста красиво отразил в повести «Сигнальщики и горнисты» писатель Анатолий Алексин: «Без нужды не горнил, а только если следовало предостеречь или объявить тревогу: человек в беде, человек в опасности! Тут он не медлил…»
Кто перед нами на реверсе серебряных 3 рублей 2012 года: горнист или трубач? Если заглянуть в базу данных Банка России, описывающую памятные монеты, мы узнаем, что в центре диска на зеркальном поле верхом на коне изображён трубач гусарского Ахтырского полка. Действительно, в русской артиллерии и кавалерии горнистов не было: там сигнальщику вручали полковую трубу.
Как устроен горн?
Похожий на трубу горн имеет два или три витка, что придаёт инструменту овальную форму. Если мысленно развернуть витки горна в прямую линию, мы получим длинный цилиндрический ствол, с одной стороны переходящий в конус, образуя раструб. Конусообразная часть – это примерно треть или меньше от общей длины горна. На другом конце ствола крепится металлический или пластмассовый мундштук, чтобы горнисту было удобнее играть.
Ни вентилей, ни клапанов классический горн не имеет, что отличает его от большинства духовых инструментов. Корпус горна часто снабжают парой колец, через которые продевают крепёжный ремень. Форма раструба сильно влияет на характер звука горна. Чем больше горловина раструба, тем мрачнее тон звука. Большой раструб рассеивает звук на выходе, а маленький, напротив, его уплотняет, что делает звучание резким. Длина мундштука и расстояние, на которое он входит в горн, также влияют на высоту тона и тембр звука. Если он входит слишком далеко, звук будет резким и расфокусированным. Если недостаточно далеко – слишком жёстким (особенно в верхнем регистре).
На протяжении 19-го столетия горн обзаводился всевозможными «родственниками». Появился горн с клапанами и горн с клавишами. Клавишный горн получил большое распространение у англичан на протяжении первой половины XIX века. Но появился корнет, и клавишный горн отошёл на второй план, а потом и вовсе забылся. А в Германии и Франции появление клапанов на горне, скрученном большими кольцами, породило валторну. А классический горн, не пригодившись в духовых оркестрах, отправился к сигнальщикам.
Насколько важен материал горна?
Чтобы разобраться, как выбрать подходящий инструмент, воспользуемся справочником Элдона Мэтлика (Dr. Eldon Matlick) «So, You Want To Buy a Horn». Понятное дело, что в книге даются рекомендации для валторны, но влияние материала инструмента на извлекаемые из него звуки окажется полезным и для тех, кто задумается о коллекционировании горнов разных эпох, чтобы попробовать их звучание.
«Никелевое серебро» включает в себя большую группу сплавов на основе никеля, меди и цинка. Знакомый нам по монетам нейзильбер тоже в неё входит. А вот серебра в составе таких сплавов в подавляющем большинстве случаев не найти. Музыковеды отмечают, что инструмент из такого сплава даёт более блестящий, яркий тон. Такой горн из-за твёрдости сплава прослужит дольше, но (из-за той же твёрдости) при случайно полученных вмятинах прежнее звучание ремонтом вернуть будет сложно. Инструменты из подобных сплавов обычно имеют достаточно большой раструб.
Жёлтая латунь – более мягкий сплав, и такой инструмент сложнее уберечь от вмятин. Изнашивается и стирается латунь тоже быстрее. Из-за мягкости сплава латунный горн смягчает плотный звук, усиливает более низкие обертоны и добивается мрачного звучания. И ему не нужна повышенная ширина раструба для хорошего звучания. Наверное, это одна из причин, почему на вторичном рынке встречается так много горнов из латуни.
Золотистая латунь (или розовая латунь) – это сплав с повышенным содержанием меди, поэтому такой горн будет иметь красноватый оттенок. Медь – металл мягкий, и её повышенное содержание сказывается на качестве сплава. Инструмент из золотистой латуни даёт звук повышенной мрачности. Этот звук также будет иметь более долгое звучание, чем у инструмента из жёлтой латуни. Но играть на горне из розовой латуни сложнее: музыканту требуется чёткая артикуляция, чтобы звук его инструмента в общей партитуре прозвучал в нужное время без малейшей задержки.
Алюминиевая бронза, также хорошо известная нам по младшим номиналам дореформенного СССР, тоже имеет свои особенности звучания. Инструмент из алюминиевой бронзы даёт мрачный, но чистый звук, который замечательно вписывается в акустику концертного зала. Но надо уделять повышенное внимание к точности начала партии, чтобы не дать её с задержкой. Также известны инструменты из никелевой бронзы, получившей прозвище «Pink champagne» («Розовое шампанское»), чей звук имеет иные оттенки, чем у перечисленных ранее сплавов.
Как играть на горне?
Соответственно, мастерство игры на горне зависит исключительно от музыканта, которому приходится варьировать высоту звука путём специального сложения губ и языка. Набор нот для горна крайне ограничен. Даже опытный горнист способен выдать всего пять или шесть звуков. Из-за столь малых возможностей горн и причисляют не к музыкальным, а к сигнальным инструментам.
Первым делом горнист должен уметь ставить губы трубочкой, а язык – лодочкой. Поначалу непривычно, но сложного здесь ничего нет. Язык прижимается к нижним зубам, а воздух сильным выдохом выбрасывается через мундштук. Мощная грудная клетка нужна, потому что горнист вдыхает не животом, а грудью. Сильные лицевые мышцы требуются, так как высоту звука горнист регулирует положением губ и языка.
Пионерский горн
После Гражданской войны демобилизованные сигнальщики увозили домой свои горны с сигнальными трубами. А после инструменты передавали детям, когда те организовывали пионерские отряды. Так вместе с барабаном горн стал атрибутом пионерского движения. Но сущность его осталась та же самая: подавать сигналы в нужное время. Вместе с горнистом его инструмент становился героем книг (Евгений Шатько «Первый горнист»), фильмов («Был настоящим трубачом») и песен. А. Пахмутова и Н. Добронравов посвятили им такие строки: «Труби, горнист, труби! / Надежда загорается вдали… / Клокочет в медном горле у трубы / Бессмертная мелодия борьбы».
Постепенно именно горн стал основным инструментом, так как от горниста требовалось не играть (а труба подразумевала умение обращаться с клапанами), но сигналить. После недолгой тренировки почти любой пионер, обладающий хорошей грудной клеткой, мог занять место горниста. «Толя протянул Борьке горн. Тот бережно взял его в руки, приложил к губам, и горн запел так звонко, так чисто и красиво, что мы от удивления застыли», - описывала свои детские впечатления Ирина Исаевна Шкаровская в рассказе «Горнист первой базы». На первых порах горнист сильно выделялся среди прочих пионеров, и его должность была почётной, но в поздний период СССР звуки настоящего горна всё больше заменяла звукозапись. Подробно узнать о пионерском горне можно в другой нашей статье.