Классическая глиняная свистулька представляет собой сосудообразную флейту произвольной формы со свистковым устройством. Иногда мастера придают ей и отверстия для пальцев (чаще всего, от одного до четырёх). Свистулька сыграла важную роль в эволюции музыкальных духовых инструментов и развитии многочисленных народных художественных промыслов.
Игрушка-свистулька в форме оленя с декором в виде ягод
Древние глиняные свистульки
Для древних людей, не имеющих представления об элементарных вещах, которые сейчас знает даже ученик начальной школы, мир представлял собой пространство, наполненное богами и духами – всевозможными существами, по воле которых и происходит всё вокруг. Проявление этих высших сил древние люди видели во всех событиях, которые не могли понять: в горном обвале, в ветвистой молнии, в радуге. И, конечно же, во всём том многообразии звуков, которыми так богата природа.
Тысячелетия назад человечество уже пыталось поставить звуки себе на службу. Сначала это были издающие их предметы, найденные вокруг: рога, раковины, обломки деревьев, камни с отверстиями. Но по мере овладения гончарным промыслом и постижения секретов керамики люди научились делать инструменты, издающие звуки. Происходило это в различных регионах мира. Например, самый древний из найденных каплевидный китайский инструмент сюнь с единственным игровым отверстием создан более семи тысяч лет назад. Самые ранние сюнь были найдены на раскопках деревни Яншао и в руинах Хэмуду. В древнейшем из дошедших до наших дней толковом словаре китайских иероглифов Эръя (или Эрия) сказано: «Большой сюнь подобен гусиному яйцу, с приплюснутым дном и шестью дырочками, а маленький — как куриное яйцо». В братских могилах династии Ся найдены сюнь с тремя отверстиями для пальцев, что позволяло воспроизводить пять нот. Сами китайцы утверждают, что, взяв древний сюнь с шестью отверстиями, можно сыграть 26 тонов, включая все полутона в пределах двух октав и одного обертона.
Шесть тысяч лет назад сделан глиняный инструмент, обнаруженный на территории современной Македонии, с помощью которого извлекали три тона. Свистулька на два тона, сотворённая племенами, проживавшими на ныне румынской территории, датируется 4500 годом до нашей эры. Американские индейцы освоили духовые керамические инструменты примерно три тысячелетия назад. Примитивные свистульки там быстро эволюционировали в инструменты, содержащие несколько свистков, что позволяло извлекать причудливые звуки.
Свистульки и более сложные окарины (от итальянского «ocarina» — «гусёнок») первоначально служили для разговора с невидимыми и непонятными существами, окружающими древние племена по их верованиям. На звуки, доносящиеся из внешнего мира, «знающий» человек отвечал дуновением в свисток. Характер этих ответных звуков мог быть разным. Резкие верещащие звуки должны были отпугивать злых и опасных духов, несущих хвори, болезни и смерть. Но даже древние мастера уже создавали свистульки, чьи звуки были нежными и приятными. Получался своеобразный манок, который как бы притягивал к селению добрых духов, способных принести удачу и достаток. Звуки древних свистулек – это попытка оторваться от роли безропотного слушателя нескончаемого монолога природы и завести с ней диалог. Эти пока ещё примитивные музыкальные инструментами стали атрибутами шаманов и колдунов, которым (по мнению остальных членов племени) и надлежало как-то договариваться с внешними могущественными силами. Некоторые исследователи (музыкальный словарь Virginia Tech) полагают, что первую окарину изобрели более 12 000 лет назад.
Вместе с развитием предметов труда и домашнего обихода развивалось и мастерство изготовления игрушек. Детям вручали миниатюрные инструменты и посуду, куклы, элементы сбруи. Доставались им также игрушки, способные извлекать звуки. В 1922 году на раскопках древнего индийского города Хараппа были найдены остатки цивилизации, жившей здесь 3500 лет назад. Среди прочих вещей обнаружили и различные игрушки: обезьянок, способных скользить по веревке, небольшие тележки, а также птичек-свистулек.
Глиняные свистульки на Руси
На русских землях свистульки из глины тесно связывают с ярмарками и праздниками. Исследователи полагают, что древние славянские племена использовали примитивные свистульки, как и народы других регионов мира, для разговора со своими божествами - Перуном, Стрибогом, Хорсом, Даждьбогом, Симарглом и Мокошью. В каких-то деревнях звуками свистулек, схожих с птичьими трелями, призывали весну, поторапливая приход тепла. Твёрдых доказательств, что эти инструменты точно использовались в определённых ритуалах, пока нет, так как ещё не найдены русские свистульки дохристианского периода. Поэтому считается, что на Руси свистульки появились не позднее X века.
Было ли событие, которое стало судьбоносным именно для русской свистульки? Таким называют Хлыновское побоище. Согласно легенде, либо в 1412, либо в 1418 году город Хлынов (также – Вятка, сейчас – Киров) осадили враги, но на помощь его жителям поспешили устюжане. Гарнизон города принял прибывшую подмогу за вражеский отряд и напал на союзников. Когда ошибка выяснилась, много хлыновцев и устюжан уже успело погибнуть. За нападение на союзников жителей Хлынова назвали «слепородами» и «свистоплясами». В память о нелепом сражении жители Хлынова ежегодно, в четвёртую субботу после Пасхи, устраивали праздник под названием «Свистопляска». После того, как слово обрело негативное значение, празднество переименовали в Вятскую свистунью.
Однако никакими историческими документами легенда о Хлыновском побоище не подтверждается, а большинство историков и вовсе ставит её под сомнение. Тем более, что в 1412-1418 гг. город в официальных документах и летописях именовали Вятка, а укреплённый кремль, названный Хлынов и приведший к временному возвращению исторического названия города, выстроят здесь только в 1455 году. Поэтому ряд искусствоведов считает, что корни праздника надо искать не в военных хрониках, а в дохристианских языческих ритуалах. В тех временах, когда свисту придавали волшебное значение. На это указывает ещё один элемент Вятской свистуньи – катании шаров с обрыва, которые в великом множестве заготавливали к празднику. Этот ритуал очень сходен с запуском огненного колеса, который практиковали многие славянские племена и их соседи. Но важно одно: именно Свистопляска или Свистунья стала тем фундаментом, на котором вырос промысел Дымковской глиняной игрушки – пожалуй, наиболее известной среди своих аналогов.
«Вятка. 13 мая. — Вчера здесь был праздник, основанный на историческом предании, единственный в мире по своей оригинальности и названию - это Свистопляска. Праздник Свистопляски всякий житель Вятки может легко узнать. Действительно, после полудня поднимается свист в глиняные на манер уток и берестяные дудки и продолжается дня 3 кряду, вероятно, до тех пор, пока дети их не переломают совершенно. Но не одним этим ознаменовано празднование Свистопляски. Около часовни по берегу оврага устраиваются в 2 ряда балаганы, полные глиняных изделий слободы Дымково, что за рекою; они состоят из кукол и групп их такой формы, что очень легко принять лошадь за барана и медведя за свинью; о форме человека и говорить нечего, только издали и то детское воображение притом без претензий может довольствоваться ими. О виде же и говорить нечего много, каждая фигура или полосатая, или вся в мушках, преимущественно черных или красных. Произведений этого рода Дымково заготовляет огромное количество в зимнюю пору, а весною сплавляет их преимущественно в Вятскую и Оренбургскую губернии, так что в год примерно этих изделий вырабатывается на сумму до 2 тысяч рублей… В Дымкове же приготовляется огромное количество глиняных шаров различных диаметров, начиная с вершка и менее, пустые внутри; их окрашивают или белой краской с крапинками черными и красными, или обмакивают в топленый вар (смолу) и продают не сотнями, а ведрами от 10 до 15 копеек за ведро. Эти-то шары охотники до борьбы и ссор между мальчиками, а иногда и взрослыми, бросают в овраг по скату, чтоб не ушибить кого, их ловят на перерыв стоящие внизу и по оврагу на откосе его, ссорятся и борются… Впрочем, глиняные куклы не всегда бывают дешевы; некоторые из них, в особенности группы, раскрашенные красками с паленкою золота сусального, доходят по цене до рубля и более, простые же не дороже 10 и 15 копеек».
Изготовление свистулек порождало и свои жаргонизмы. Например, среди филимоновских игрушечников родилось понятие «товарняк», к железной дороге отношения не имеющее. Так они называли мелкие свистульки, которые у них по дешёвке тысячами скупали старьёвщики (в этих местах их ещё звали «товарники» или «шумовники»), которые потом ходили по дворам выкрикивая: «Старьё берём, игрушки даём». А детвора тащила из домов всякое тряпьё, надеясь выменять его на шарик, набитый опилками, или на расписную свистульку.
Дымковские глиняные свистульки
Интересно, что в хрониках Дымково, как и в истории производимых там свистулек, тоже фигурируют устюжане. Предполагают, что слобода Дымково была основана выходцами из Великого Устюга после присоединения в 1439 году Вятки к Русскому государству. Слобода находилась на низменном берегу через реку от Вятки (ныне это заречная часть Кирова). По весне половодье отрезало Дымково от большого мира.
«Дымковская слободка за рекою Вяткою, на выгонной земле, которая в бывшее под дирекциею Шувалова межевание межевана, коя в весеннее время вся потопляется; по стечении же весенних вод в свои границы окружаема бывает зеленеющимися лугами, близ коей со стороны полуденной облегчает старого течения река Вятка проток; по древнему ее строению регулярных улиц не имеет, в ней домы деревянного строения».
Первые упоминания о заречном посаде найдено в грамоте Ивана Грозного в 1582 году, а вот точную дату зарождения здесь знаменитого промысла достоверно назвать пока не получается. Большинство сходятся во мнении, что гончары набрали силу лишь в начале 19 столетия или, по крайней мере, в конце ему предшествующего. Но кировские краеведы считают, что промысел куда древнее. Впервые зафиксировали дымковскую глиняную свистульку записки генерал-майора Н.З. Хитрово за 1811 год, где в подробностях рассказывается о праздновании всё той же свистопляски и фигурируют «куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные». Однако краеведы именно на основе этой записи утверждают, что к данному времени промысел уже твёрдо поставили на ноги. Спустя шесть лет старший учитель вятской гимназии Баженов тоже упоминает, что на празднике «прочих мелочных детских игрушек и из глины вделанных, различно раскрашенных и местами позолоченных кукол, продается великое множество». Характер товара из глины осветил Е. Мухачев в 1838 году: «Всё это делается из вятской глины с удивительным, не подражательным искусством: часто медведь походит на козла, не говоря уже о фигурках, которые все без исключения фантастические, созданные воображением вятских торговок; ибо ни одного существа, похожего на них, не найдете в природе».
Статистика сухо зафиксировала, что в 1857 году пятьдесят один человек «занимался деланием глиняных кукол», год спустя – полсотни, а в 1864 году – пятьдесят два. Изучение дымковской игрушки затрудняется её хрупкостью. Приобретённые два века назад игрушки давно разбились в детских руках, а самые ранние из сохранившихся в музейных собраниях экземпляры принадлежат к последней четверти 19 столетия. Но игрушка проходила свои стадии эволюции. Местный историк и краевед Н.Н. Спасский в 1880-е годы отмечал, что дымковские игрушечники следуют «фасону привозимых в галантерейные магазины спичечниц, пепельниц и т.п., а на куклах — всякой перемене мод». То есть мастера учились ловить изменения интересов публики и всевозможные модные веяния, отражая их росписью. О порядке цен на дымковскую игрушку можно судить по записям 1882-1883 гг., когда тысячу игрушек мастера продавали от пяти до девяти рублей, а оптом торговцы выкупали у мастеров до 63 000 изделий на суммы от 315 до 567 рублей. Годовой заработок женщины, занимающейся глиняной игрушкой, составлял до 35 рублей.
В ХХ веке спрос на глиняные игрушки резко снизился, что привело и к сокращению числа мастеров. По воспоминаниям Анны Афанасьевны Мезриной, благодаря которой и сохранился промысел Дымковской игрушки, мастера забрасывали лепку из-за малой выгоды: «Работаешь, работаешь до упаду и голодом насидишься, и поплачешь другой раз - всё денег нету. За тридцать копеек свистульку сдаёшь скупщику, а потом и находишься двадцать раз, никогда сразу не отдаст за всю работу…» В период Первой мировой войны Анна Афанасьевна была единственной, кто продолжал лепку. Когда подросли её дочери, то стали лепить и расписывать игрушки втроём. В настоящее время дымковская игрушка сохраняет статус одного из самых известных народных художественных промыслов России.
Бабуринские глиняные игрушки
Бабуринский гончарный промысел назвали по имени деревни Бабурино, но именитые мастера проживали и по соседству – в Неклюдцево и Хмельничново. Игрушки здесь считались побочным промыслом, так как главным делом гончара оставалась посуда. Но посуда сформировала и игрушечное направление, так как в основной массе это были миниатюрные копии бытовых предметов из глины. Местные краеведы затрудняются указать период зарождения промысла, но считают, что число мастеров возросло после отмены крепостного права. Княгиня Шаховская отпустила крестьян на волю с такими мизерными наделами, что эта земля прокормить никак не могла. От безденежья многие и занялись посудой, черепицей, печными трубами, а затем и игрушками. Мужчины лепили с Казанской (22 октября) и до Петрова дня (29 июня), не привлекая ни женщин, ни детей. Птички-свистульки из Бабурино по форме довольно элементарны и напоминают подобные изделия из других областей России. Красками их не расписывали, только покрывали глазурью для придания блеска. Искусствовед Геннадий Блинов считает, что игрушки этих мест схожи с древнегреческой малой глиняной пластикой из Северного Причерноморья античной эпохи. Сами местные жители трансформировали известную поговорку в пословицу «Не боги горшки обжигают, а бабуринцы».
Каргопольские свистульки
Каргополь, исходя из труднодоступности, был оторван и от других регионов России, и от больших торговых путей. Редкие завозные товары считались диковинками и стоили дорого, поэтому крестьянам этих мест всё приходилось делать самим. В результате здесь сложился самобытный изобразительный стиль, напоминающий архаичную пещерную живопись, который перешёл и на игрушки. Чёрный кружевной узор наводили на глину, обваривая в густом мучном растворе. Позже научились делать и поливные предметы, используя глазурь. Основными элементами росписи являются символы солнца в виде больших ярких кругов. В узорах можно угадать хлебные колосья и фрагменты растений. Дополняют орнамент кресты и кольца. Описывая детские обряды встречи весны, А.А. Плотникова указывает в этнолингвистическом словаре: «Каргопольские свистульки брали в лес и свистели. Родители давали куличи, яйца, лепёшки».
Ранние изделия имеют достаточно скромную роспись, а иногда она и вовсе может отсутствовать. Палитра поздних достаточно разнообразна: чёрный, красный, жёлтый, синий, бледно-зелёный и тёмно-зелёный цвет. В отличие от Бабурино каргопольские крестьяне с глиной работали всей семьёй, начиная с октября и заканчивая поздней весной (тепло приходило в эти северные районы поздно). Излишки игрушек и посуды увозили сначала в сам Каргополь, а оттуда всё нераспроданное отправлялось в Архангельск. Игрушечный промысел был побочным продуктом посудного, но в семейном бюджете была важна любая денежка.
«Из гончарных изделий местной работы можно видеть различную черную посуду, как-то: горшки различных величин, крышки к ним, латки (блюдцеобразные сосуды для сметаны), кринки, цветочники. Из той же черной глины лепятся различного рода игрушки, неизменно бывающие на базаре: лошадки на воле, в упряжи и с верховым; солдатики, куры, фигуры баб (эти последние фигуры скорее напоминают изделия людей каменного века), «утушки» для свистания и наигрывания (эта детская свистулька имеет за собой порядочную давность, черепки ее находятся даже при разработке давным-давно нетронутой почвы). В последнее время сбыт на эти игрушки пал, и производство их уменьшается».
Автор слов выше предугадал печальные перспективы и посудного, и игрушечного промыслов. С появлением дешёвой фабричной посуды из металла и фаянса гончарный промысел в начале 1930-х гг. постепенно угас.
Одним из известным мастеров-игрушечников был проживавший в селе Гринёво Иван Васильевич Дружинин, умерший в 1949 году. После него игрушки здесь продолжала лепить только Ульяна Ивановна Бабкина. К счастью, в 1967 году в Каргополе решили создать отделение Архангельского предприятия «Беломорские узоры», где занялись возрождением гончарного промысла. Благодаря государственной поддержке и стараниям энтузиастов промысел пережил второй расцвет, благополучно существуя и поныне. Истории каргопольской игрушки и особенностям её росписи мы посвятили отдельную большую статью.
Вепсские глиняные свистульки
Река Оять берёт свое начало из Чаймозера в Вологодской области и впадает в Свирь. Ещё не пришли на эти земли славяне, а местные племена – вепсы – уже умели обращаться с глиной и мастерски обжигать её на огне. В формировании местного стиля участвовали обе культуры – и славянская, и вепсская. Особенностью местного производства была его организация. Лепили не на дому, а строили на берегу Ояти небольшой деревянный заводик. Часто денег одному хозяину не хватало, и он брал для строительства компаньона. Изделия покрывали бесцветной глазурью. Роспись можно найти далеко не на всех предметах. По сведениям от экспертов, в 1830-х гг. в Новом Селе начал работу гончарный завод Фока, откуда местные кустари принялись заимствовать сюжеты, формы и технологические приёмы (ту же роспись). Интересен рельефный орнамент на посуде или завитки шерсти на игрушках. По одним сведениям, глиняную «лапшу» получали путём давления глины через сито. По другим, её выдавливали из специального инструмента, напоминающего шприц или велосипедный насос. Фабричная посуда и здесь в 1930-х гг. убила промысел. Мужчины нанимались на заготовки. Из оставшихся мастеров не все вернулись с войны. Артель «Красный гончар», просуществовавшая до конца войны, пробовала придать промыслу новое дыхание, мастеря массивные фигуры красноармейцев.
Восстановить производство решили в конце 1960-е гг., когда в стране проснулся общий интерес к народным художественным промыслам. Однако из прежнего центра мастерские перенесли в Алеховщину – большое село в Лодейнопольском районе Ленинградской области, которое продолжало расти и развиваться, тогда как деревни в округе постепенно пустели. Сюда пригласили нескольких мастеров, которые ещё помнили прежние приёмы, и они стали обучать местных жителей. Среди игрушечников из приглашённых мастеров можно выделить Алексея Васильевича Лукичёва. Однако специалисты отделяют керамику из Алеховщины от изначальной вепсской, считая, что тут уже умельцы нового поколения применяют совершенно иной стиль.
Глиняные игрушки села Петровское Костромской области
Нерасписанные игрушки, покрытые глазурью, прославили гончаров из Сусанинского района Костромской области. Это небольшие фигурки животных и птиц, покоящиеся на трёх точках опоры. Общий контур такой фигурки легко вписывается в прямоугольный треугольник. Собирая в 1970-е гг. материал для книги «Чудо кони - чудо птицы», Геннадий Блинов встречался с мастерами Александром Васильевичем Зайчиковым и Павлом Алексеевичем Ивановым из деревни Петровское. Свои творения мастера величаво называют «статуи». В период расцвета гончарного промысла здесь было до трёх десятков семей, умевших творить и посуду, и игрушки. Но постепенно остались лишь единичные мастера, продолжающие местные традиции. Детали современного мира впитываются в древний промысел. Например, среди фигурок животных теперь можно обнаружить даже слона. Но большинство анималистической пластики – это привычные кони и олени. Фигурки, изображающие людей, местные мастера делают не так часто. Но если уж обращаются к людям, то чаще всего получается музыкант: либо гармонист, либо балалаечник. Но и среди людей нет-нет, да и мелькнёт причудливое создание, будто в человеческий коллектив затесался лесной дух.
Лухские глиняные свистульки
В схожей манере творят глиняные свистульки мастера из-под Луха (Ивановская область). Те же треугольные контуры и три точки опоры. Геннадий Блинов отмечал, что лухская малая керамическая пластика несколько спокойнее, лиричнее, мягче по рисунку контура, чем сусанинская. Особенностью лухских свистулек является то, что они не просто свистят, а кукуют. Но для извлечения кукования надо немного поднатореть в работе с отверстием на глиняном тулове фигурки. Нужный звук получается при попеременном зажимании его пальцами в процессе свиста. Хотя лухские свистульки далеко на так известны, как дымковские или каргопольские, в них сохраняется своеобразное очарование исконной русской глины, воплощённой в чудесные художественные образы, пробуждающие фантазию зрителя.
Городецкая глиняная игрушка
Часто её называют «Жбанниковская игрушка». Однако жители сёл Рыжухино, Роймино и Язвицы Городецкого района Нижегородской области обижаются и говорят, что прославившие округу игрушки делали не только в Жбанниково. Поэтому всё же уместнее говорить о городецкой глиняной свистульке (не менее глиняной известна и городецкая деревянная игрушка). Письменные источники, достоверно рассказывающие о дореволюционной городецкой свистульке, пока не найдены. Поэтому считается, что промысел возник в начале XX века, а распространение местная свистулька получила в 1930-е гг., так как образцы этого периода встречаются и уже изучены искусствоведами. К тому времени уже была изобретена эмалевая краска, которую и начали использовать игрушечники для фоновой основы. На этот тёмный фон ложатся светлые пятна (или наоборот). А при помощи алюминиевого порошка проводится фрагментарное «серебрение». Так выделяют рога, копытца, гребешки и окончание хвоста-свистка.
Городецкая свистулька – это те же уже известные нам три точки опоры, а силуэт вписывается в равнобедренный треугольник, поставленный на один из катетов. Если закрыть головы игрушек, окажется, что оставшиеся видимыми части похожи друг на друга словно капли воды. То, кем именно станет зверь – конём, барашком или оленем, мастер определяет исключительно лепкой головы. При этом гончар не стремится точно скопировать природные черты животного, но взгляд зрителя всегда узнает, кто выставлен перед ним.
От традиционной «пирамидальной» концепции городецкую игрушку попытался оторвать Ларион Дмитриевич Потатуев. Из его рук вышли кони о четырёх ногах, по форме напоминающие знаменитые пряники, и глиняные солдатики, схожие со своими оловянными братьями, только крупнее в размерах. Он же начал лепить и сюжетные композиции. От него эти приёмы заимствовали и другие мастера городецкой игрушки. Работы же самого Потатуева сейчас хранятся в Загорском музее игрушки и в Московском музее народного искусства. Однако массово продолжают здесь делать и традиционные глиняные свистульки – «треугольных» птичек, размером со спичечный коробок.
Филимоновская игрушка
Филимоновские животные-свистульки – все немного жирафы, так как длинношеие. Даже если это не зверьё, а птица. И немного зебры. Потому что классическая роспись игрушек этих мест – полоски, нанесённые яркими анилиновыми красками. Сейчас даже трудно поверить, что до середины XIX века игрушки здесь не расписывали. Как и у городецких свистулек, опознать, какого зверя сделал мастер, зачастую можно только по деталям головы. Если же гончар взялся лепить людей, то барыне он придавал неширокую юбку-колокол, гармонично переходящую в короткое узкое тело, а кавалеру делал толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы и у кавалеров, и у дам конусообразные, а шея не выделяется. Считается, что гончарный промысел в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области зародился в 16 столетии. Взрослые лепили серьёзные предметы – посуду, а игрушками занимались «стар да мал» - девочки вместе с бабушками. Так из поколения в поколение передавали мастерство лепки свистулек и богатство семейных узоров.
Игрушка-свистулька «Мужик на лошади» с различных ракурсов
Как и у каргопольских игрушек, большинство элементов узора филимоновской свистульки представляют собой солярные знаки. По мнению сотрудников Музея филимоновской игрушки, мастера рисовали их сочетаниями коротких и длинных линий и точек. Эти знаки, в основном, можно найти на груди животного или на юбках барынь. Замкнутый круг или последовательность кругов, вложенных друг в друга, олицетворяют спасительные свойства оберега. Линия, собранная из колец, это тоже символ солнца, а узор в виде хвойной ветви - олицетворение Древа жизни и символ плодородия. «Игрушки наши - все свистульки, - поясняла народный мастер Елена Кузьминична Евдокимова. – Люботу только от свистка освободили. А барынькам и солдатам полагается иметь под мышкой птицу-свистульку». «Люботой» здесь называют композицию из парня с девушкой в танце или на свидании.
Абашевские свистульки
Абашевская игрушка-свистулька «Барашек» (1970-1990 гг.)
Являясь в 19 столетии одним из центров российского гончарного промысла, старинное село Абашево (Спасский район Пензенской области) не могло остаться в стороне от производства игрушек. Гончарами была большая часть населения Абашево (полторы сотни хозяйств, а временами и больше). Для промысла был необходим двухметровый округлый горн, где обжигали изделия на дровах из берёзы или дуба. В потомственных гончарных семьях детей начинали обучать делу уже с восьми лет. Свистульки делали, используя традиционные образы: домашний скот и птица, лесное зверьё, всадники и барыни. Подавляющее большинство свистулек среди общего числа игрушек тоже обосновано. Например, раскрашенных «барынь» одно время стали делать в Абашево без свистков. Однако дети, стребовав себе игрушку, начинали искать в ней отверстие для свиста, а не найдя – признавали её негодной и начинали просить другую. Увидев, что спрос упал, мастера догадались приделать под руку «барыне» всё ту же «утушку», с помощью которой можно было свистеть.
Абашевская игрушка-свистулька «Баран» (1970-1990 гг.)
Однако прямого портретного следования, конечно же, не наблюдается и здесь. Любой фигурке старались придать фантастический облик, будто она выскочила из сказки. Характерной особенностью абашевских свистулек стало удлинённое туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. Глаза выделены глубокими царапинами. Мастера тщательно прорабатывали и голову, и рога на ней. Особенно предстояло трудиться над оленями, чьи рога делали многоярусными. Чёлки и гривы фигурок исполнены чётко и даже порой налеплены дополнительно. Для выделения используются сочетания красного, синего и зелёного тонов (чаще всего для росписи берут эмалевые краски). Иногда краска (например, на хвосте-свистке) отсутствует, что резко контрастирует с основным фоном. Ряд мастеров используют бесцветную поливу, что уменьшает яркость красок, зато придаёт фигурке плавные контуры. В ряде случаев цветом серебра или золота выделяют фрагменты фигурки.
Кожлянская игрушка-свистулька
Полосы для росписи игрушек используют и художники села Кожля Курчатовского района Курской области. Но, в отличие от филимоновских свистулек, местные живописцы не чураются всевозможных пересечений полосок, получая яркие сетчатые узоры. Лепкой игрушек в этих местах традиционно занимались женщины. В сыром виде здешняя глина отдаёт синевой за что её прозвали «синяя» или «синюха». Зато после обжига она становится почти белой, что хорошо и для посуды, и для игрушек. О качестве местной посуды говорил способ её покупки на ярмарках: вместо денег в горшок засыпали зерно, сколько вместится – то и плата. А вот за свистульку давали только куриное яйцо. На подводах игрушки и посуда уезжали не только в Курск, но и Льгов, Фатеж, Суджу, Обоянь или Железногорск. Худо было безлошадным: им приходилось сдавать товар перекупщикам. В период расцвета горны для обжига имели примерно 120 хозяйств.
Любимые цвета кожлянских художников - жёлтый, красный, синий и зелёный. Однако из красного многие предпочитают именно малиновый оттенок. Роспись проводят акварелью, чернилами и анилиновыми красками, куда порой добавляют молоко, желток куриного яйца и сахарный сироп (так краска лучше пристаёт к глине). В 1970-е гг. в селе работали три знаменитые мастерицы. О масштабах промысла говорят воспоминания Ульяны Ивановны Ковкиной, что после войны она лепила по десять тысяч игрушек за зиму, а за сутки у неё получалось иногда по двести пятьдесят предметов. Её соседке Валентине Венедиктовне Ковкиной за сделанные ей игрушки в 2003 году вручили Государственную премию «Душа России».
Чернышенская глиняная игрушка
В деревне Чернышено, расположенной в Новосильском районе Орловской области, тоже есть свой художественный промысел, основанный на лепке игрушек из глины. Он интересен тем, что изначально не требовал даже горна для обжига. Старые мастерицы рассказывали, что запасённую ранней весной глину вытаскивали из прохладного погреба при наступлении жарких дней. Вылепленные игрушки сначала «обветривались», стоя под солнцем. Затем их целый день сушили в овраге над дымом тлеющих гнилушек. После давали «отдохнуть» ночь, и игрушка считалась готовой для росписи. Конечно, когда появились горны, игрушки стали обжигать там для большей крепости, а досушивать – уже на печи. Для Чернышено промысел считался сугубо женским, мужчины в нём не участвовали. Ещё одной особенностью чернышенской игрушки стало то, что из всего многообразия птиц здесь лепили только кукушку. «Кукушечьей» зовётся и сама местная роспись, так как полоски складываются в узор, схожий с оперением этой птицы.
Строение свистульки
Народный мастер из Вологодской области Алексей Фёдорович Бондарь разделяет окарину и свистульку. Окарина – это сферическая камера со свистком, в которой проделало определённое количество отверстий для пальцев. Свистковая конструкция окарины дополнена каналом воздуховода, окном, рассекателем воздушной струи, называемым язычком.
Относительно свистульки Алексей Фёдорович говорит, что характер её звука напрямую зависит от сечения «пичужки» - стека для прокалывания отверстий. Виды сечений очень разнятся. Это может быть круг, квадрат, прямоугольник, а то и вовсе причудливая фигура. Так как эту «пичужку» каждый игрушечник мастерит самостоятельно, то и звук у свистулек сильно варьируется. Если освоить лепку самой свистульки очень просто, то понять, как возникает звук, и что надо для этого сделать, способен не всякий. Поэтому в семейном деле свистками занимался главный мастер, а долепливали игрушку и раскрашивали её или подмастерья, или прочие домочадцы.
Как объясняет сам Бондарь: «В свистковом устройстве звук возникает за счет пульсации воздуха, попадающего из зоны нормального давления в воздушную струю, где давление понижено. Детская скакалка при большой скорости в воздухе свистит, так как за движущимся предметом создаются завихрения - зоны пониженного давления. В них и происходят колебания атмосферного воздуха. В свистульке зона пониженного давления возникает на срыве струи воздуха при выходе из канала воздуховода ниже чёткой кромки. Чем чётче кромка, тем легче создается разрежение. Излишки воздуха отбрасываются острым язычком наружу, а струя воздуха, обегая камеру изнутри, попадает в зону разрежения на выходе канала. Здесь и возникает звуковая волна». Мастер советует обращать внимание на чёткую кромку сечения, остроту язычка и то, как направлен в его сторону входной канал. Если при создании свистульки в канале и в выходном отверстии отсутствуют засоры, инструмент будет издавать чёткий и звонкий свист. Свистульки низких тонов называют «гудухи». Их делали в деревне Хлуднево Калужской области.
Свистульки подразделяют на три типа: с внутренней полостью (каноничный русский вариант), с прилепленным свистком (например, филимоновская) и водяная, которая издаёт затейливые трели за счёт налитой внутрь воды. Иногда свистульку объединяют с погремушкой, оставив внутри небольшой предмет (шарик или камешек). Он тоже помогает сделать свист переливчатым.
Глиняные свистульки в наши дни
Кажется, что сейчас глиняные свистульки и схожие с ними инструменты остались лишь в музейных витринах. Но это не так. Производство той же окарины периодически переживает стремительные взлёты. Джузеппе Донати, исследовав древние инструменты, предложил в 19 столетии ту конструкцию окарины, которая используется и сейчас. Его инструмент имел два ряда по четыре отверстия одинакового размера и два больших боковых отверстия для больших пальцев. Создав ансамбль, играющий на окаринах, Донати отправился на гастроли и сделал этот инструмент известным по всей Европе. Следующим шагом стала модификация окарины, проведённая Джоном Тейлором. Тейлор придал своей версии окарины всего четыре отверстия для пальцев, однако сделал их разными по величине, добившись исполнения полноценного диатонического звукоряда (семь нот). Подстегнула популярность инструмента игра «The Legend of Zelda: Ocarina of Time».
А что же свистульки? На самом деле, им тоже отводится немало внимания. Музей свистульки в итальянском городе Чезуна благодаря активности его директора, Джанфранко Валенте, периодически проводит фестивали с участием различных свистулек. Представленные инструменты разбиваются на определённые группы («Традиционная свистулька», «Религиозная» «Современная авторская»). За двое суток примерно три сотни мастеров успевают показать по пять-шесть свистулек каждый. Принимали в этих фестивалях участие и свистульки из России. Большим прорывом можно назвать проведённую в 2009 году международную выставку «Свистульки мира. История и современность». Так что глиняные свистульки в XXI веке – это не только музейные экспонаты, но и активные участники всевозможных музыкальных событий.